Доказывать значимость иностранного языка в современном мире уже никому не надо. Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к иностранному языку, особенно английскому языку как средству международного общения.
Проблема состоит в том, что ученики испытывают трудности в запоминании слов, изучая английский язык.
Актуальность выбранной темы заключается в повышенном интересе к иностранному языку, но запоминание иноязычной лексики является большим препятствием для учащихся.
Объектом исследования являются способы запоминания английских слов.
Предметом исследования является эффективность применения методов запоминания английских слов.
Продукт исследования памятка запоминания английских слов для обучающихся - «ЗапоминаЙ’ка»
Цель исследования: выявить эффективные способы и приёмы заучивания, запоминания английских слов и выражений для каждого обучающегося.
Задачи:
1. проанализировать научно-теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам развития памяти;
2. разработать памятку способов и приемов запоминания иноязычной
лексики;
3. выявить способы и приёмы запоминания слов, которые используют мои одноклассники при изучении английского языка;
4. определить тип личности обучающихся и, соответственно, эффективные способы и приёмы запоминания слов;
5. определить результативность применения методов.
Гипотеза исследования: способствуют ли эффективные способы и приёмы запоминания иноязычной лексики успешному овладению английским языком?
Методы: для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (при изучении литературы, осмыслении и обобщении результатов исследования); социологические (беседа, анкетирование); статистические методы обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут использовать учащиеся при подготовке к урокам английского языка, а также все желающие при самостоятельном изучении английского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
problema_pamyati.doc | 408 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 города Йошкар-Ола»
Проблема запоминания
английских слов
Автор: Козлов Дмитрий,
ученик 5 «б» класса
Научный руководитель: Вылекжанина
Наталья Алексеевна,
учитель английского языка,
первой квалификационной категории.
Йошкар-Ола
2017
Содержание
Введение. 3
Актуальность и научная новизна выбранной темы 3
Цель и задачи учебно-исследовательской работы 3
Глава 1. Теоретическая часть. 5
1.1 Из истории исследования памяти 5
1.2 Строение, функции и развитие памяти 5
1.3 Возрастные особенности в структуре развития памяти 7
1.4 Описание существующих способов и приёмов запоминания
английских слов 8
Глава 2. Практическая часть. 12
2.1 Определение способов и приёмов запоминания слов,
которые используют мои одноклассники при изучении английского
языка 12
2.2 Определение типа личности 13
2.3 Знакомство с памяткой, описывающей существующие способы и
приёмы запоминания английских слов 13
2.4 Анализ полученных результатов 14
3. Выводы 15
Заключение 16
4. Список использованной литературы 17
5. Приложения 1-8 18-25
Введение.
Доказывать значимость иностранного языка в современном мире уже никому не надо. Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к иностранному языку, особенно английскому языку как средству международного общения.
Проблема состоит в том, что ученики испытывают трудности в запоминании слов, изучая английский язык.
Актуальность выбранной темы заключается в повышенном интересе к иностранному языку, но запоминание иноязычной лексики является большим препятствием для учащихся.
Объектом исследования являются способы запоминания английских слов.
Предметом исследования является эффективность применения методов запоминания английских слов.
Продукт исследования памятка запоминания английских слов для обучающихся - «ЗапоминаЙ’ка»
Цель исследования: выявить эффективные способы и приёмы заучивания, запоминания английских слов и выражений для каждого обучающегося.
Задачи:
1. проанализировать научно-теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам развития памяти;
2. разработать памятку способов и приемов запоминания иноязычной
лексики;
3. выявить способы и приёмы запоминания слов, которые используют мои одноклассники при изучении английского языка;
4. определить тип личности обучающихся и, соответственно, эффективные способы и приёмы запоминания слов;
5. определить результативность применения методов.
Гипотеза исследования: способствуют ли эффективные способы и приёмы запоминания иноязычной лексики успешному овладению английским языком?
Методы: для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (при изучении литературы, осмыслении и обобщении результатов исследования); социологические (беседа, анкетирование); статистические методы обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут использовать учащиеся при подготовке к урокам английского языка, а также все желающие при самостоятельном изучении английского языка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Из истории исследования памяти.
Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далекой древности. Древние обнаружили, что память очень тесно связана с воображением, и что с помощью воображения можно значительно облегчить процесс запоминания. Воображение помогает строить ассоциации, то есть связи между предметами или явлениями. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
Аристотель определил четыре фундаментальных закона для построения ассоциаций: 1) сходство; 2) контраст; 3) соотнесенность в пространстве; 4) соотнесенность во времени. Мудрецы древности охотно пользовались ассоциациями и, по всей видимости, весьма успешно. В пользу этого метода говорит тот факт, что он до сих пор не забыт и занимает в современных учебниках по психологии подобающее ему место.
1.2 Строение, функционирование и резервы развития памяти.
С точки зрения современной психологии выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словесно - логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет т.е. то, что мы видим. Словесно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.
Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но если бы не было словесно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти чувства.
Так, например, если в нашей жизни происходило что-то, и в это время звучала какая-либо песня или мелодия, то если мы услышим ее, пусть даже через несколько лет, мы снова сможем пережить все эти эмоции, даже не помня, что именно вызвало эти чувства.
В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но не надолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые - медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.
Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности, но т.к. мы, в основном, не тренируем память, то это способствует забыванию.
1.3 Возрастные особенности в структуре развития памяти.
Память имеет большое значение для изучения иностранного языка, т.к. в наше время знание одного языка недостаточно. Сейчас задача любого человека - выучить несколько иностранных языков. Психологию памяти надо знать каждому. Память - это психологический процесс, развитие которого происходит в течение всей жизни.
В школу дети приходят с определенным уровнем развития памяти. У некоторых из них память развита, а у некоторых недостаточно. Решение проблемы памяти в младшем школьном возрасте возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности. Для этого учитель должен научить школьника таким способам заучивания, как смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов, смысловое соотнесение того, что запоминается и т.д. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом.
Также различают память непроизвольную. В школьном обучении непроизвольное запоминание играет большую роль. Изучение его показало, что от класса к классу увеличивается объем этого запоминания. Дети запоминают больше сказок, стихов, предметов. Непроизвольное запоминание зависит от интереса к предмету. В начальной школе стоит задача формирования произвольного запоминания. Ученые считали, что произвольное запоминание в этом возрасте - механическое. Оказалось, что это не так. Детям данного возраста механически запомнить труднее, чем взрослым, т.к. это требует воли. Выяснилось, что они легко запоминают бессмысленный материал - считалки или необычные рассказы. Здесь на запоминание влияет новизна. Дети не владеют приемами мнемотехники. Главная задача - сформировать произвольное и осмысленное запоминание. Оно связано с развитием воли и развитием специальных умений по запоминанию. Одним из главных умений является деление материала на части. Дети младшего школьного возраста делят текст по предложениям, т.к. не умеют выделять главную мысль из отрывка. Воспроизведение материала подменяется в этом возрасте узнаванием. Дети не знают, что запоминать материал надо не только путем чтения. Успех чтения зависит от владения техникой чтения. Слабые дети, читая несколько раз, не запоминают материал, не работают с материалом. Сильные ученики каждый раз читают текст по-новому. В этом возрасте у многих детей есть явление реминисценции, которая связана, прежде всего, с внутренней работой по осмыслению заученного материала и овладению им. Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на материале, вызывающем интерес. В действительности память у первоклассника оказывается лучше через 7 месяцев, чем сразу после заучивания. Психологи объясняют это осмысленностью запоминания.
В старшем же школьном возрасте запоминание происходит более осмысленно. У школьников этого возраста преобладает словесно-логическая и эмоциональная память. Они легко запоминают формулы, схемы, термины. Если говорить об эмоциональной памяти, то следует отметить, что у старшеклассников эмоциональная память более яркая и долговременная, а чувства, которые были пережиты глубоко и бурно, надолго остаются в памяти, а, следовательно, детям этого возраста будет легко вспомнить прочувствованный материал.
1.4 Описание существующих способов и приёмов запоминания английских слов
На запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип личности, способности, предыдущая тренированность памяти и мотивация, то есть настрой на запоминание. Кроме этого, важно уяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Например, кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видео записи (даже намеренно закрыв глаза). Аудиалы - это такие личности, которые слушают мир вокруг себя! Главные органы, через которые аудиалы познают мир - это органы слуха. В первую очередь аудиал услышит, а лишь потом почувствует и увидит. Чаще всего можно заметить человека данного типа во время общения, он даже может позволить себе отвернуться от собеседника, но это не будет означать, что он не слушает, а наоборот прислушивается к каждому слову. Настоящий аудиал имеет плохую память на местность и лица, но он хорошо распознает голос, движение и стук.
Визуал- человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Визуалы - это те, кто видит мир через призму "картинок". Он видит мир как видео изображения.
Существует большое количество интересных методов, которые облегчают процесс запоминания иноязычной лексики.
1. Метод ассоциаций.
Ассоциативный метод или метод ассоциаций основан на том, что к изучаемому иностранному слову подбирается созвучное слово в родном языке и создаётся смысловая связка. Желательно, если эта связка будет нелепая и красочная - такой образ легче запомнить. Например, запоминаем слово “red”, означающее «красный». Слово созвучно русскому слову «вред». Представляем себе человека, который кричит, соответственно разозлённый человек начинает краснеть, соответственно наносит вред психологическому здоровью человека. Когда нам потребуется вспомнить, как по-английски будет слово «красный», в памяти возникнет помидор. Использовав это слово пару раз, про помидор можно забыть, слово и без того осядет в памяти. Помидор больше не нужен, не держать же в уме тысячи таких помидор для каждого слова!
Слово, как по волшебству, запомнится очень быстро.
2. Использование рифмовок, стихов и пословиц. Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.
3. Стикеры. На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Встречаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.
4. Карта памяти. Более прогрессивный метод - карты памяти (Mind Maps) или, по-другому, блок-схемы, которые помогают учить слова тематически.
Берем большой лист бумаги (например, формата А3), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова. Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики - подтемы - транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой - еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Кстати, такая центрированная схема - не единственно возможный вариант, вполне подойдет и схема в форме пирамиды или многоугольника, разбитого на сектора. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему почаще внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.
5. Тематические карточки. Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова автоматически запоминаются. Например: Тематические карточки по теме: «Продукты питания».
6. Аудиолингвистический метод. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском языке. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском. Прослушивание аудиозаписей хорошо тем, что таким образом язык можно учить практически в любое время, например, по дороге на работу, на утренней пробежке и т.д.
7. Метод физического действия. Так удобно запоминать глаголы. Хорошо также тренировать временные формы глагола. Вы называете определенное действие и совершаете его I can jump - я прыгаю (сейчас, в этот момент).
8. Пассивное восприятие слов. Запишите на диск несколько десятков слов с переводом или текст, который Вам необходимо запомнить. Слушайте эту запись в любой удобный для Вас момент времени. Этот способ хорош тем, что его можно совмещать с обыденными делами, т. е. прослушивать запись, когда чистишь картошку или едешь в транспорте. После многократного прослушивания слова как бы сами запомнятся.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Определение способов и приёмов запоминания слов, которые используют мои одноклассники при изучении английского языка.
Я с удовольствием учу английский язык. Но мне, как и многим ученикам, трудно запомнить огромное количество лексики. Поэтому приходится использовать традиционные способы запоминания. Так как они занимают много времени и требуют концентрации внимания, мне бы хотелось найти эффективные способы запоминания лексики.
Своё исследование я решил начать с анкетирования своих сверстников, чтобы узнать их отношение к английскому языку и способы заучивания лексических единиц (Приложение 1).
В анкетировании приняли участие 25 обучающихся. Проанализировав ответы своих друзей, я выяснил, что только 10 участников анкеты с удовольствием учат английский язык, а остальным он даётся сложно.
Основные причины, почему обучающимся нравится английский язык:
• он будет нужен при поступлении в высшие учебные заведения;
• необходим при работе с компьютером;
• в будущем иметь хорошую работу и хорошую карьеру.
18 учащихся не любят учить английский язык, так как им трудно запоминать слова и писать словарные диктанты. Особую трудность у них вызывает грамматика, перевод и необходимость запоминания новых слов (Приложение 2).
У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая - просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повто-ряю, пока не запомню. Второй - пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третий - запоминаю прямо на уроке - после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений.
Проанализировав оценки за словарный диктант, я получал следующие результаты: 6 человек - «5» (24%); 9 человек - «4» (36%); 6 человек - «3» (24%); 4 человека - «2» (16%).
В ходе проведенного мною тестирования было выявлено, что большинство моих одноклассников испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им трудно заучивать слова (Приложение 3).
2.2 Определение типа личности
Проанализировав научно - методическую литературу, я составил памятку с подробным описанием существующих способов и приёмов запоминания английских слов, с рекомендациями как правильно, быстро выучить и надолго запомнить английские слова.
Чтобы выяснить к какому типу личности относятся мои одноклассники: визуалам; аудиалам или кинестетикам, я провел тест (Приложение 4). Выяснилось, что15 человек - визуалы, 8 человек - аудиалы, 2 человека - кинестетики (Приложение 5).
2.3 Знакомство с памяткой, описывающей существующие способы и приёмы запоминания английских слов
Затем я раздал каждому ученику памятку с подробным описанием приемов заучивания лексики. После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, я предложил своим одноклассникам выбрать самые подходящие для них способы заучивания слов, которые в дальнейшем они будут использовать при работе над словами. Результаты проведённого опроса: Стикеры - 6 чел. (24%); Карта памяти - 5 чел. (20%); Подсознание - 4 чел. (16%); Ассоциации - 2 чел. (6%); Заучивание - 2 чел. (8%); Синонимы, антонимы - 1 чел. (4%); Аудирование - 3 чел. (10%); Визуализация - 2 чел. (8%) (Приложение 6 ).
2.4 Анализ полученных результатов.
После того, как учащиеся выбрали свои методы разучивания английских слов, прошёл месяц. Я провел повторное анкетирование, чтобы узнать эффективность применения выбранных способов запоминания слов. Результаты показали, что подобранные методы облегчили процесс запоминания и уменьшили количество времени на заучивание лексики (Приложение 7).
Проанализировав качество знаний, стало ясно, что методы, выбранные детьми, были эффективными. В основном за словарные диктанты они получили следующие оценки: 12 человек - «5» (48%), 7 человек - «4»(28%), 6 человек -«3» (24%) и никто не получил «2» (Приложение 8).
Выводы.
1. В ходе учебно-исследовательской работы был проанализирован теоретический материал и проведено исследование влияния эффективных способов запоминания лексики.
2. Разработана памятка способов и приемов запоминания иноязычной лексики.
3. Определен тип личности обучающихся и выявлены эффективные способы и приёмы запоминания слов.
4. Результативность применения методов подтверждают результаты повторного анкетирования и словарного диктанта.
Заключение.
В ходе исследовательской работы гипотеза нашла свое подтверждение.
Эффективные способы и приёмы запоминания иноязычной лексики способствуют успешному овладению английским языком.
В результате проделанной работы я понял, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
Список использованной литературы
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
2. Зайцев В. Помогите слабым! Как развить память у первоклассника //
Учительская газета. - 1998. - № 13.
3. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. - Д.; Сталкер, 2003. -304с.
4. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование
Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1975. С. 75 - 77
5. http://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Анкета.
Приложение 2
Заинтересованность обучающихся в изучении английского языка
Приложение 3
Отношение обучающихся к английскому языку
в начале исследования
Приложение 4
Определение типа восприятия: аудиал, визуал, кинестетик
Определение репрезентативных систем
(ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)
Тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика
Инструкция.
Оцени каждое утверждение пяти блоков теста баллом от 1 до 3.
№ блока | Вопросы | балл |
1 | Когда ты принимаешь важные решения, то основываешься на: А) своих эмоциях и чувствах; Б) решениях подобных проблем другими; В) собственном варианте решения, который кажется наилучшим. | |
2 | Когда ты обсуждаешь что-либо с другими людьми, что на тебя больше всего действует? А) интонация речи, голос собеседника; Б) те картины, перспективы, которые описывает собеседник; В) искренние чувства собеседника. | |
3 | С какими людьми тебе легче общаться? В них тебе нравится: А) манера одеваться; Б) эмоциональность и чувства, которые ты разделяешь; В) интонация, темп речи, тональность голоса. | |
4 | Что легче тебе сделать? А) найти идеальную громкость звучания плеера; Б) выбрать наиболее удобную мебель; В) подобрать для одежды, интерьера богатые цветовые комбинации. | |
5 | Что больше всего влияет на твое настроение, самочувствие? А) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонациям голосов людей; Б) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться и т. д.; В) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения. |
Обработка результатов
Аудиальная модальность: 1Б, 2А, ЗВ, 4А, 5А.
Визуальная модальность: 1В, 2Б, ЗА, 4В, 5В.
Кинестетическая модальность: 1А, 2В, ЗБ, 4Б, 5Б.
Наибольшее количество баллов определяет ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации.
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Отношение обучающихся к английскому языку
в конце исследования
Приложение 8
Качество знаний на начало исследования
и на конец исследования
Подарок
Свадьба в Малиновке
Чья проталина?
Как напиться обезьяне?
Любимое яичко