В работе обобщен опыт мониторинга состояния здоровья учащихся по авторской методике.
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_zdorovya.doc | 135.5 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации Комитет по образованию администрации города Тобольска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РЕФЕРАТ
по биологии на тему:
«Оценка состояния здоровья учеников школы».
Автор работы: Савельева София 9«Б» класса
Место выполнения работы: МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1», г. Тобольск, Тюменская область.
Научный руководитель: Малькова Тамара Александровна,
учитель биологии высшей категории МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Тобольск, 2017
Краткая аннотация
В работе Софьи Савельевой даны краткие сведения о здоровье, его особенностях, способах исследования состояния здоровья. Проведены исследования по группе учащихся школы и даны сравнительные материалы исследования здоровья учащихся на период 2002-2003, 2011-2012, 16-17 учебного года. Сделаны выводы по состоянию здоровья учащихся.
Проблема: По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья детей в школьные годы падает от 40% до 80%
Гипотеза: Если выяснить состояние здоровья учащихся и отметить у отдельных участников эксперимента снижение состояния здоровья, то можно предметно помочь этим учащимся в оздоровлении.
Актуальность: Здоровье один из самых злободневных вопросов, которыми интересуется человек.
Объект исследования: Состояние здоровья учащихся 5-х классов.
Цель: проследить за состоянием здоровья школьников 5 классов (выборочно) и сравнить данные с данными за 2002, 2012 и 2017г.
Задачи:
Методы:
Понятие здоровья.
Валеология (la vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»), наука или концепция о здоровом образе жизни. Термин Валеология был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И.И. Брехманом. Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья. Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений, своевременное обращение к врачу. Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни.
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения. Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др. Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.
Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
Показатели здоровья
С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:
Классификация Авицены степеней здоровья и болезни:
Неофициальная классификация степеней здоровья
Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье
Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:
Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:
Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека
При укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно предусматривает:
-Знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;
-Знание самых необходимых сведений, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;
-Знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (систолическое) и нижнее (диастолическое) кровяное давление, группа крови, норма веса;
-Знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;
-Знание своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
-Знание о своём телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определённым типам телосложения.
В современных системах воспитания и обучения к сожалению не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Говоря современным языком, мы пока ещё очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья. Мы же сегодня в какой-то степени постараемся восполнить этот пробел.
Методика исследования.
Методика исследования Р.М. Баевского включает в себя следующие измерения:
Результаты записывались в таблице (приложение 1). Вычисления проводились по формуле Р.М. Баевского.
КЗ=0,011ЧСС+0,014САД+0,008ДАД+0,014В+0,009М-0,009Р-0,273, где
КЗ – коэффициент здоровья;
В – возраст;
П – пол школьника.
При значении коэффициента здоровья равном единице (КЗ=1) здоровье школьников принято считать оптимальным, при значении равном двум (КЗ=2) удовлетворительным, более неудовлетворительным.
По данным исследования было выяснено, что степень адаптации системы кровообращения в большинстве случаев удовлетворительная, а у некоторых школьников оптимальная, что свидетельствует об удовлетворительном состоянии здоровья школьников 5-х классов.
Выводы.
При сравнении результатов этого года с исследованием 2002года, оказалось, что количество учащихся с оптимальным здоровьем стало меньше, что косвенно говорит о снижении состояния здоровья пятиклассников, но с 2012 года изменений практически не наблюдается.
Рекомендации (в приложении 2)
1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.//М.-1979-296 с.
2. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. // М.-1984, 225 с.
3. Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Философия здоровья.— М.: ИФ РАН, 2001. Мировоззренческий и научный статус валеологии (к проблеме построения общей теории здоровья)
4. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России // Международный журнал медицинской практики, 2005, № 3.
5.Яблоков А. В. Здоровье человека и окружающая среда. — М. 2007. — 186 с. — ISBN 978-5-903709-01-4.
6. Практикум по психофизической диагностике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.; Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Приложение 1
Результаты состояния здоровья 5 - классников МАОУ СОШ № 1 в 2017 году
№ п/п | ЧСС | САД | ДАД | В | М(кг) | П | Р(см) | КЗ |
90 | 115 | 60 | 10 | 35 | ж | 149 | 2 | |
80 | 110 | 55 | 10 | 40 | ж | 133 | 2 | |
82 | 100 | 60 | 10 | 29 | м | 144 | 2 | |
74 | 110 | 60 | 10 | 25 | ж | 131 | 2 | |
93 | 110 | 60 | 10 | 24 | ж | 130 | 1 | |
80 | 110 | 60 | 10 | 25 | ж | 126 | 1 | |
68 | 110 | 60 | 10 | 43 | м | 143 | 1 | |
68 | 105 | 60 | 10 | 28 | ж | 137 | 1 | |
92 | 90 | 60 | 10 | 32 | м | 132 | 1 | |
85 | 110 | 80 | 10 | 62 | м | 152 | 1 | |
80 | 120 | 80 | 10 | 34 | ж | 144 | 1 | |
83 | 105 | 75 | 10 | 35 | м | 134 | 1 | |
81 | 115 | 80 | 10 | 34 | ж | 138 | 1 | |
79 | 110 | 60 | 10 | 25 | м | 126 | 1 | |
92 | 100 | 70 | 10 | 32 | ж | 132 | 1 | |
90 | 90 | 60 | 10 | 32 | м | 134 | 1 | |
84 | 110 | 70 | 10 | 25 | ж | 125 | 1 | |
82 | 110 | 75 | 10 | 25 | ж | 128 | 1 | |
85 | 105 | 70 | 10 | 35 | м | 133 | 1 | |
83 | 110 | 75 | 10 | 33 | ж | 134 | 1 | |
86 | 105 | 65 | 10 | 36 | м | 136 | 1 | |
92 | 110 | 70 | 10 | 31 | ж | 132 | 1 | |
88 | 110 | 70 | 10 | 36 | м | 137 | 1 | |
85 | 110 | 70 | 10 | 52 | м | 142 | 1 | |
88 | 110 | 70 | 10 | 24 | ж | 131 | 1 | |
90 | 110 | 75 | 10 | 24 | ж | 130 | 1 | |
68 | 110 | 65 | 10 | 43 | м | 143 | 1 | |
75 | 110 | 70 | 10 | 43 | м | 142 | 1 | |
Рецензия
на работу Савельевой Софии «Оценка состояния здоровья школьников». В работе даны критерии оценки состояния здоровья, указаны причины потери здоровья а так же способы оздоровления. Для оценки состояния здоровья взята универсальная формула Р.М. Баевского. Данное исследование явилось продолжением работы, которая была начата в 2002 году. И по результатам практических расчетов выяснено состояние здоровья у отдельных учеников, что позволит в дальнейшем рекомендовать ученикам со сниженным состоянием здоровья способы оздоровления.
Т.А. Малькова
Приложение 2
Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья
1. Нормализовать питание.
Как ни крути, а основа остаётся основой во всех вопросах! Именно в правильном питании таится секрет крепкого иммунитета. И это не просто слова. В вашем питании обязательно должны присутствовать такие продукты, как кефир, гречневая и овсяная крупа, молочные продукты, разнообразные фрукты, свежие овощи и обязательно морепродукты. Из пряностей и трав отдайте предпочтение куркуме, корице, имбирю, барбарису, базилику.
А если хотите восполнить запас витаминов, следующий список специально для вас! Наиболее значимыми для иммунной системы являются витамины A, B5, C, D, F, PP:
2. Закаливание.
Этот процесс очень увлекателен! Тот, кто уже испробовал закаливание, могут подтвердить, что простуды в течение года им больше не страшны! Закалённые люди действительно не болеют ОРЗ, ОРВИ и гриппом!
В чём же волшебство этого метода? Всё просто — тренируется терморегуляция организма. При резкой смене условий окружающей среды закалённый организм приспосабливается в считанные минуты, приводит в норму температуру внутренних органов без существенных затрат энергии. Укрепляются сосуды и капилляры, а это бесценно для профилактики, к примеру, варикозного расширения вен.
Сам процесс закаливания вовсе не обязывает вас становиться «моржом» и нырять в прорубь в лютый мороз. Закаливаться можно дома, начав с обычного контрастного душа! Чередуйте тёплую воду с холодной, кричите, топайте ногами, хлопайте в ладоши — это всё ваши эмоции, именно через позитив происходит оздоровление!
3. Отказ от вредных привычек.
Самое банальное и самое сложное. Все мы знаем, что алкоголь, сигареты и т.д. несут вред. Но далеко не все могут сказать твердое «Нет!» пагубным привычкам. Я не буду заниматься нравоучениями. Каждый вправе сам выбирать, что делать со своим здоровьем. Скажу лишь одно — просто сделайте хотя бы одну попытку освободиться от власти табака и алкоголя.
Большинство людей в ответ на вопрос: «Почему вы ведёте неправильный образ жизни?» отвечают: «Я свободен! Хочу — пью, хочу — курю. Это моя жизнь и моя свобода действий!»
А знаете, это совсем не свобода! Это рабство в своих желаниях и слабостях! Свобода — полный самостоятельный контроль своей жизни. Если ты свободен, попробуй не пить алкоголь, не курить, соблюдать режим, и ты увидишь, насколько ты порабощен своими вредными привычками. Они диктуют тебе свои правила и свой режим! Если твои желания не контролируются, то именно они тобой и повелевают.
4. Активный образ жизни.
Свою физическую активность можно повышать, не внося существенных изменений в свой график:
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Шум и человек
Цветок или сорняк?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Как нарисовать лимон акварелью