История города Ковылкино, который бал с начала поселком , названный по имени помещика Арапова.Роль железной дороги в развитии поселка
Вложение | Размер |
---|---|
Поселок Арапово - город Ковылкино | 47.5 КБ |
Конкурс творческих работ
«Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины»
ЭССЕ
«Станция Арапово – город Ковылкино»
Выполнила: ученица 10 класса
МБОУ «Ковылкинская СОШ
имени Героя Советского Союза Г.М. Гуреева»
Яковлева Елизавета
Руководитель:
Федорова Татьяна Алексеевна
Учитель истории
Как песня безбрежной России,
Звучат городов имена.
Но все- таки самый красивый
Есть город, друзья у меня.
Эти строки из «Песни о Ковылкино», котороую написали местные авторы И. Овчинников и А. Паршин. Ее ковылкинцы с любовью поют на праздниках, концертных площадках и в семейном кругу. Я люблю свой город, Это моя малая Родина. Здесь я родилась, здесь расту, хожу в школу, встречаюсь с друзьями. Где бы я ни была, меня всегда тянет домой, в свой родной город – Ковылкино.
Как и у любого города – большого, малого – у Ковылкина своя история, своя биография. Он имеет большое историческое и культурное прошлое, является крупным историческим центром западной части Мордовии.
Старейшее поселение на месте нынешнего города – Воскресенская Лашма. Название «лашма» - мордовское, в переводе на русский язык означает «лощина», «долина». Основанный мордвой в 1237 году во время нашествия монголо-татар, населенный пункт становится частью образованного Батыем государства «Золотая орда».
Потом деревня запустела, а «поросшие» и «покидные» лашминские земли были отданы в 1703 году татарскому князю И М. Кашаеву, перешедшему на службу к русскому государю. Село состояло из 25 домов. В том же 1703 году в Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе новой церкви. С появлением храма село именуется Воскресенская Лашма.
В начале ХIХ столетия Воскресенская Лашма перешла во владение русских помещиков Араповых. Они были крупными помещиками и довольно известными людьми в России. Андрей Николаевич был крупным коннозаводчиком. Выращенные им лошади рысистых пород ценились как на внутреннем рынке, так и за границей. Он избирался нижнеломовским и наровчатским предводителем дворянства, был одним из активных разработчиков нормативных положений, связанных с отменой крепостного права
Последний наследник Воскресенской Лашмы – генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов (1844-1913) был известен как крупный помещик и капиталист - заводчик. Был женат на дочери от второго брака бывшей жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой – А.П. Ланской.
Иван Андреевич был человеком состоятельным, с дальновидным умом и большими планами, всячески старался превратить свои земли в крупный торгово-промышленный центр всего Поволжья. Арапову большие доходы приносило сельское хозяйство и животноводство. Особенно большую известность получили араповские конюшни по разведению лошадей рысистых пород и тяжелых рабочих лошадей. В усадьбе было организовано маслоделие и сыроварение. В Воскресенской Лашме функционировал винокуренный завод. В имении Араповых было две мельницы, мука поставлялась для государственной казны и армии. В Воскресенской Лашме был трактир, два амбара – соляной и керосиновый, постоялый двор.
Произведенную продукцию Арапов отправлял гужевым и водным транспортными путями: две пристани Мокши – Кочелаевская и Троицкая давали возможность отправлять муку, рожь, хлеб, лес, поташ, спирт, вино и многие другие товары в другие районы страны. Река была доступна для больших барж, которых в те времена называли «мокшанами». Однако с развитием производства гужевые и водные пути уже не могли обеспечить нормальное продвижение грузов из одного района в другой отдаленный район. Железная дорога нужна была как воздух.
Агроном, экономист, менеджер, он отлично сознавал важность железной дороги для технического прогресса.
Иван Андреевич Арапов некоторое время возглавлял министерство сельского хозяйства Российской империи, был помощником военного министра, имел звание генерал-лейтенанта. В столице пользовался известностью, у него были близкие люди при царском дворе, которые помогли изменить первоначальный проект, составленный владельцем железной дороги Меком. С двумя компаньонами Арапов провел изыскание железнодорожной линии Муром – Воскресенская Лашма – Пенза. Бумага с подробными выкладками была отправлена в Министерство путей сообщения. Откуда и дали добро на строительство. Он отдал под железную дорогу неплодородные песчаные земли, и железная дорога пролегла через поместье Арапова. Село Воскресенская Лашма переименовали в Арапово, так же назвали и новую станцию, а дорогу, построенную генералом, еще лет тридцать называли «генеральской».
В 1892 году по краю Воскресенской Лашмы были уложены рельсы. Появился железнодорожный вокзал. Следом – оборотное депо, первые жилые дома для руководящего персонала станции. Вместе со станцией стал расти и поселок железнодорожников. Скоро он насчитывал уже 80 домов. В нем помимо железнодорожных служб были постоялый двор, пекарня, магазин, почта. В 1893 году станция приняла первый поезд. К 1895 г. приступили к работе рельсообрезная мастерская, склад топлива, дистанция пути. Отстраиваются склады для хранения грузов. Хлеб, мясо, яйца, мед, овощи, сено, рогожа, древесный уголь, скипидар, деготь – все это свозилось к железной дороге.
Помещик Иван Андреевич Арапов был либералом, меценатом, любителем искусства.
При строительстве железнодорожной станции Иван Андреевич поручает молодому художнику Федоту Сычкову, которого поддерживал материально, заказ-испытание: исполнить многофигурную композицию на “историческую” тему – “Закладка станции Арапово”. Сычков охотно взялся за это дело. Он изобразил стройку станции, в центре которой катил груженую песком тачку еще молодой “его превосходительство в генеральском мундире” – Иван Андреевич Арапов. Именно эта картина открыла для нашего земляка, талантливого русского паренька путь в большое искусство, к широкому признанию и восхищению.
Строительство станции сделало Воскресенскую Лашму важным транспортным центром нашего края. В Арапово устремились крестьяне из близлежащих сел. Это были в основном безлошадные, безземельные крестьяне сел Курнина, Запищикова, Червленого, Парапина, Троицка, Вечкинина, Паньжи, Васильевки, Каз.Майдана. Жизнь этих рабочих также была нелегкой. Особенно плохо обстояло дело с жильем. Многие рабочие размещались в бараках и в комнатах казенных домов, превращенных в общежития. Положение рабочих усугублялось еще тем, что чиновники открыто, брали взятки деньгами и натурой с тех, кто имел скот. Большие и малые начальники эксплуатировали рабочих и членов их семей в своем доме.
Положение трудящихся на железной дороге и араповских предприятиях было настолько тяжелым, что они неоднократно выражали свой протест путем различных форм борьбы. В Воскресенской Лашме и на станции Арапово стали появляться первые листовки и прокламации политического характера
Во второй половине 1905 года на станции возникла профсоюзная группа, которая в дальнейшем принимала активной участие во всех революционных событиях как в Арапове, так и в Лашме. В декабре 1905 года вспыхнуло восстание на винокуренном заводе. В 1908 году более 400 рабочих железнодорожной дистанции пути Торбеево – Вихрово организовали экономическую забастовку. Основными требованиями бастующих было повышение расценок и правильная выдача зарплаты. Восстание и забастовка были подавлены отрядами полиции и жандармерии. Но эти выступления рабочих имели революционизирующее влияние на подъем крестьянского движения.
С радостью встретили весть железнодорожники станции Арапово о февральской революции 1917 года.28 февраля 1917 года революционной группой рабочих в Арапове была организована боевая дружина, которая охраняла железнодорожное хозяйство. Дружина являлась первой добровольной организацией рабочих, фактически органом власти на станции. Она контролировала деятельность администрация железной дороги и промышленных предприятий, устанавливала революционный порядок в Лашме и Арапове. 27 мая 1919 года уездным комитетом была утверждена партийная ячейка. С первых дней становления Советской власти первыми помощниками партийных организаций были комсомольцы. Комсомольские ячейки на территории района начали создаваться во второй половине 1919 года. 13 октября 1919 года в Арапове организован союз молодежи из 33 человек. Ни одно политическое мероприятие не проходило без участия комсомола: шефство над избами – читальнями, выборы в сельские советы, комитеты бедноты. Комсомольцы активно боролись с проявлениями бандитизма, охраняли государственное имущество, собирали по селам продовольствие для голодающих, заготавливали топливо для паровозов,
Большим событием для жителей Арапово был приезд агитпоезда «Октябрьская революция» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калинином. Он сделал продолжительную остановку на станции и беседовал с местными крестьянами и железнодорожниками. (Позже в честь приезда М.И. Колинина на железнодорожном вокзале была установлена мемориальная доска с его изображением)
В 1919 году станция Арапово была переименована на станцию Ковылкино в честь члена коллегии Народного комиссариата путей сообщения тов. Степана Терентьевича Ковылкина.
Степан Ковылкин был верным большевиком, твердо и неукоснительно проводившим в жизнь партийные и ведомственные установки. Вся его политическая деятельность связана с железнодорожным транспортом. Он известен как член Коллегии Народного комиссариата путей сообщения, много сделавший по восстановлению порядка на железных дорогах в период революционной разрухи. С.Т. Ковылкин никогда не был на станции, названной его именем. В те далекие, революционные времена многие города и поселки переименовывались в честь видных революционеров. Так произошло и со станцией Арапово. В ноябре 1969 года, в день переименования станции ковылкинцы открыли ему памятник на привокзальной площади.
С 16 июля 1928 года пристанционный поселок Ковылкино становится центром Ковылкинского района.
В годы Великой Отечественной войны многие Ковылкинцы оказались на фронте. Среди них немало и работников железнодорожной станции. Начальник Куйбышевской железной дороги А.С. Левченко писал: «Работники нашей магистрали внесли достойный вклад в дело Победы. Преодолевая неисчислимые трудности, обеспечили доставку всего необходимого для фронта и тыла, строили бронепоезда, оборудовали санитарные поезда и летучки, вносили свои сбережения в «Фонд обороны», отправляли бойцам теплые вещи, охраняли предприятия, заботились о раненых и больных воинах. Тысячи железнодорожников магистрали отличились в боях на фронте. Навсегда войдут в историю ратные и трудовые подвиги коллектива дороги». Многие железнодорожники ст. Ковылкино за боевые и трудовые заслуги награждены орденами и медалями Родины. Орденами Ленина были удостоены Сергей Дорофеевич Сытюгин, Федор Петрович Семин, Петр Филиппович Зуев и многие другие.
В послевоенное время рабочий поселок Ковылкино с удвоенной быстротой стал застраиваться, и 3 ноября 1960 года был преобразован в город районного подчинения.
Таким образом, станция Арапово появилась около села Воскресенская Лашма благодаря стараниям Ивана Андреевича Арапова. Железнодорожный полустанок – поселок городского типа – город – таковы этапы развития созданной А.И. Араповым железнодорожной остановки на пути следования поездов от Москвы до Сасова, Рузаевки и т.д. Без созидательной энергии, И.А. Арапова не было бы станции Арапово и не было бы города, который ныне именуется Ковылкино, и который является моей малой Родиной.
Как нарисовать китайскую розу
Какая бывает зима
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сочные помидорки