Исследовательская работа по теме выбора учащимися будущей профессии.
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_mechtu.docx | 357.26 КБ |
Школьная научно – исследовательская
конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Тема: «Шаг в мечту».
Автор: Чернов Андрей Сергеевич
Россия, гп. Пойковский,
НР МОБУ «ПСОШ №2», 4 класс.
Научный руководитель:
Мельник Елена Юрьевна,
учитель начальных классов,
НР МОБУ «ПСОШ№2»
2017 г.
Содержание.
1. Введение с. 3
2. Что такое профессия. История возникновения с. 4
3. Новые профессии 21 века с. 5
4. Профессии наших родителей с. 6
5. Люди, каких профессий работают у нас в школе с. 8
6. Какие профессии выбрали выпускники? с. 9
7. Заключение с. 10
8. Список литературы с. 11
9. Приложения с. 12
1. Введение
Недавно я прочитал стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?». В этом стихотворении автор так увлекательно рассказывал читателям о разных профессиях, чем специалисты этих профессий занимаются, что невольно меня заинтересовал вопрос «Кем быть?» И тогда я решил провести свое исследование, которое поможет мне определить - какие профессии наиболее интересны детям? И какова вероятность того, что детски мечты реализуются в дальнейшем будущем.
Актуальность выбранной темы определила цель моего исследования:
Цель: выяснить, почему в детстве мы мечтаем о том, кем хотели бы стать, а когда вырастаем, выбираем другой жизненный путь.
Объект исследования - профессия.
Предмет исследования – разнообразие профессий.
В своем исследовании я выдвинул гипотезу: детские представления о будущей профессии меняются со временем взросления и под воздействием жизненных обстоятельств.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы я поставил следующие задачи:
Для решения поставленных задач я использовал следующие методы
и приемы исследования:
2.Что такое профессия. История возникновения.
ПРОФЕССИЯ (от латинского professio) - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки. Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.
Профессиональная деятельность появилась в результате совершенствования и развития трудовой деятельности людей
Первые упоминания о профессиях появились на Руси лишь 600 лет назад при царе Иване III. Это были такие профессии как: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник. Упоминались в старинных книгах и такие профессии, как врач, аптекарь и инженер. Профессии появлялись в зависимости от овладения людьми какого - либо мастерства.
В настоящее время мире существует около 40 тысяч профессий. Их количество посчитать очень трудно, так как одни профессии устаревают и выходят из обращения, а в связи с развитием государства появляются новые, ранее неизвестные.
Все профессии можно разделить на несколько групп по различным признакам. Например, по виду труда различают профессии умственного и физического труда. Специалисты умственного труда – это учителя, врачи, инженеры, юристы и т.д. Люди физического труда – это строители, рабочие, водители и др. По объектам труда различаются специалисты, работающие с людьми (воспитатель, продавец и др.), с техникой (слесарь, водитель, рабочие), с природными объектами (эколог, биолог, зоотехник), со знаковыми системами (бухгалтер, экономист, инженер), с художественными образами (артист, художник)
Выбор профессии – дело серьёзное. Люди, которым нравится читать и писать сочинения, выбирают себе, например, такие профессии: переводчик, журналист, историк. Кому нравится считать, становятся бухгалтерами, экономистами, банкирами. Любители общаться становятся психологами, менеджерами, консультантами. Многие стремятся стать врачами, воспитателями, пожарными, учёными и спасателями, чтобы помогать людям.
3. Новые профессии 21 века
Изучая литературу о профессиях, я выяснил, что существует ряд «молодых» профессий. Они в основном связаны с торговлей, реализацией товаров на рынке. Вот некоторые из них:
Маркетолог–изучает, прогнозирует и формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта.
Менеджер - обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер высшего звена ведет коммерческие переговоры.
Мерчандайзер – специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Контроль расположения товара на полках, поддержка имиджа товара, контроль рекламы и цен на товар – все это основные задачи мерчандайзера.
Супервайзер– занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.
Имиджмейкер – специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности или фирмы; создает и поддерживает имидж.
Риэлтер– специалист по продаже недвижимости.
Джоббер – специалист-посредник на фондовой бирже. Основные задачи – покупка и продажа акций
Промоутер – представитель компании по продаже
Логистик – занимается организацией грузопотока, работает с грузоперевозчиками и грузоотправителями, осуществляет контроль приема-сдачи грузов.
Дистрибьютор – осуществляет прямые продажи, т.е без участия каких – либо представителей.
В последнее время в мире появилось много новых профессий и связано это с тем, что технический прогресс не стоит на месте, происходит развитие в разных отраслях, что в свою очередь требует появления новых профессий.
4. Профессии наших родителей.
Вот что рассказали наши ученики о профессии своих родителей:
Станислав:
«Моя мама следит за здоровьем малышей. Ведь когда люди не болеют, всем хорошо. «Здоровье – самое главное» - считает моя мама. Чтобы работать медсестрой, нужно учить все предметы на «5». Врач не имеет права ошибаться. Ведь ему доверяют самое ценное - свою жизнь. А изучение иностранного языка помогает лучше усваивать другой язык латынь, так как рецепты пишут на латыни».
Мой папа – строитель. Он строит красивые и большие современные дома. У него, как люди говорят, золотые руки. Ему помогает в работе знание математики. Он с точностью должен высчитать всё по размерам»
Михаил:
«Моя мама Ирина Васильевна в школе любила решать задачи и примеры повышенной трудности. И поэтому, стала бухгалтером. И конечно, тут нужна математика. А папе в детстве очень нравилось возиться с машинами: он их разбирал, собирал. И стал трактористом. Папе в работе помогает его знание физики. Если трактор сломается, он должен знать механизмы вращения»
Денис:
«Моя мама – воспитатель в детском саду. Ей нравится возиться с малышами. Она их одевает, кормит, выходит с ними на прогулку. Мама каждого ребёнка может успокоить, находит общий язык. Папа мой - самый сильный, смелый, любит заниматься спортом. Он отслужил в армии и сейчас работает водителем в ОВД. Занятия физкультурой ему очень пригодились»
Ирина:
«Мой папа – бурильщик скважин. Он строит скважины на воды и другие полезные ископаемые установками глубокого бурения. Работа у него сложная, но очень полезная. Знания, полученные в школе по всем предметам, помогли ему овладеть этой профессией»
«Моя мама работает продавщицей в нашем магазине. Она очень любит свою работу. Всегда приветливо обслуживает покупателей, обеспечивает их нужными и качественными товарами. Умение быстро вычислять и решать пригодились ей в будущей профессии »
Таким образом, я выяснил, что профессии, которыми владеют родители моих одноклассников, очень разнообразны.
На втором этапе исследования я раздал анкеты 60 родителям. По результатам анкетирования выяснилось следующее, что только у трёх человек сбылась детская мечта, а у остальных - не осуществилась.
Что повлияло на смену их профессии? Двумя самыми распространенными причинами того, почему детские мечты родителей о выборе профессии так и не воплотились в жизнь, стали отсутствие возможности получить соответствующее образование, а также переоценка существовавших в детском возрасте ценностей, которые и повлияли на окончательный выбор будущей профессии. Тем не менее, люди, испытывающие сейчас сожаление относительно того, что так и не стали теми, кем хотели в детстве, отвечая на вопрос «Почему?» указывали именно на то, что выбор профессии за них сделали родители или повлияли жизненные обстоятельства.
5. Люди каких профессий работают у нас в школе?
У нас в школе работает много людей с различными профессиями. И я решил взять у них интервью. Вот что рассказала мне моя учительница Елена Юрьевна о выборе своей профессии:
«Я – учитель начальных классов. Почему же я выбрала себе именно эту профессию? Все потому, что мне нравится проводить время с детьми. С ними никогда не соскучишься, каждый новый учебный день вызывает у меня радость, надежду и веру в успех своих учеников. То, что в школе я училась хорошо, помогло мне выбрать мою профессию».
Библиотекарь: Гульфира Ансаровна. В детстве мечтала быть воспитателем детского сада. Но повзрослев поступила на библиотечный факультет, и об этом не пожалела так как работа ей очень нравится.
Охранник: Тариэл Ривазович. В детстве, как и многие мальчишки того времени мечтал быть космонавтом, но жизнь распорядилась иначе. Его дед научил обрабатывать шкуры, и, овладев этим искусством он стал приносить пользу людям. Из его шкур люди шили себе теплую одежду. А сейчас Тариэл Ривазович отвечает в нашей школе за нашу безопасность. Мы его уважаем.
Повар: Эльмира Халяховна. Мечтала стать пекарем. И ее мечта осуществилась. Нас очень вкусно кормят. Спасибо вам повара!
Медсестра: Анна Ахметовна мечтала быть швеей мотористкой, очень любила шить, но мечта не сбылась, так как ее папа хотел, чтобы она была врачом. И сейчас Анна Ахметовна работает у нас в школе фельдшером. В любое время к ней можно обратиться за помощью, ни когда не откажет и поможет. О своем выборе профессии она не жалеет, гордится темя, что может помогать детям быть здоровыми и счастливыми.
Бухгалтер: Галина Александровна мечтала стать продавцом. Но по переубеждению родителей поступила в экономический.
Педагог организатор по ИКТ: Сергей Викторович. С детства мечтал быть военным и даже подал документы в военное училище. Но в последний момент родители переубедили его, и он поступил в институт информационных технологий.
Педагог-психолог: Ирина Анфировна. С детства хотела помогать людям, очень любит детей и мечтала стать учителем. Но потом поняла, что больше ей нравится оказывать психологическую помощь деткам.
Учитель начальных классов: Алла Витальевна. С детства мечтала стать учителем. Обучала своих кукол грамоте. И так заигралась, что эта мечта превратилась в реальную профессию, только куклы поменялись на живых деток. Работа ей доставляет преогромное удовольствие.
Учитель начальных классов: Наталья Евгеньевна. Уже с первого класса поняла, что хочет быть похожей на свою первую учительницу. Мечте не изменила, уже много лет работает в школе и очень любит свою профессию.
Из всех 20 опрошенных работников школы только у 9 человек сбылась детская мечта. 5 человек поменяли мнение в связи с жизненными обстоятельствами, 4 человека последовали совету родителей и у 1 человека изменились интересы. Хочу обратить внимание на то, что из 9 человек, которые остались верны детской мечте, 7 – педагоги. Наверное, не зря говорят, что учитель – это профессия от Бога. И даже не профессия, а призвание.
6. Какие профессии выбрали выпускники?
Третьим этапом моего исследования стало анкетирование наших выпускников. Я задал им всего три вопроса:
1. Кем мечтали стать в начальной школе?
2. Какую профессию выбрали сейчас?
3.Если изменили выбор, то почему?
Мечтая о работе в раннем возрасте, дети редко руководствуются принципами престижности и высокими заработными платами. Гораздо более важным для них является значимость работы для окружающих людей, ее социальная функция. Поэтому при ответе на 1 вопрос были перечислены следующие профессии: космонавт, президент, учитель, актриса, футболист, повар, милиционер, врач, ветеринар, археолог, фотограф, дизайнер, пожарный, балерина.
А вот профессии, которые выпускники выбрали:
Программист, нефтяник, хирург, режиссёр, налоговый инспектор, таможенник, адвокат, переводчик, экономист, архитектор, дизайнер, учитель начальных классов, менеджер, филолог.
Только два человека из 45 не изменили свой выбор. (дизайнер, учитель)
А вот причины, по которым ребята изменили выбор:
- ограничения по здоровью – 3 человека
- престижность профессии – 5 человек
- востребованность профессии – 5 человек
- любимая учебная дисциплина – 7 человек
- изменились интересы – 7 человек
- на выбор повлияли родители – 16 человек
Таким образом, я выяснил, что мечтая о работе в раннем возрасте, дети редко руководствуются принципами престижности и высокими заработными платами. Гораздо более важным для них является значимость работы для окружающих людей, ее социальная функция. А с течением времени интересы меняются.
6. Заключение
Сопоставив все три анкеты, я выяснил, что причины препятствующие исполнению детской мечты у представителей разных поколений совпадают. И вот главные причины:
Я сделал следующий вывод: детские представления о будущей профессии меняются со временем взросления и под воздействием жизненных обстоятельств, что полностью подтверждает мою гипотезу.
Каждый человек должен избрать профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Только та работа по душе, которая интересна человеку, когда он влюблен, что называется в свою профессию, — тогда только может он получать радость в своем труде и принести пользу стране.
Список литературы
Приложение
Анкета для родителей.
1. Кем вы мечтали стать в детстве? (профессия)_____________________
2. Осуществились ли детские мечты в выборе профессии и если нет, то почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________
3.Хотели бы сейчас стать тем, кем мечтали в детстве? ___________________
4.Ваша профессия в настоящее время? ________________________________
Анкета для выпускников.
1. Кем мечтали стать в начальной школе?
2. Какую профессию выбрали сейчас?
3.Если изменили выбор, то почему?
Рисуем подснежники гуашью
Мост Леонардо
Зимний дуб
Как нарисовать ветку ели?
Хрюк на ёлке