На разных стадиях жизни человека всегда возникают и проявляются различного вида конфликты: от семейных до социально-классовых, межличностных и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными ситуациями, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые способы и средства их устранения. И мы сегодня поговорим о конфликтах в школьной среде.
Что же такое конфликт? Конфликтные ситуации?
Зачастую, мы, в силу своего возраста, неопытности, не только не избегаем конфликтных ситуаций, а сами их создаем. Поэтому я считаю, тема моей работы «Конфликт. Избегать или устранить?» сегодня как никогда актуальна.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_pedagogika_krivosheeva_anna.docx | 97.57 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города
Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Секция «Педагогика» /подсекция «Духовно-нравственное воспитание»
Тема: Конфликт. Избегать или устранить?
Автор работы:
Кривошеева Анна, 8 класс,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
Руководитель:
Мощенко Лола Ибрагимовна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №1 х.Маяк
Сальского района
г. Ростов-на-Дону
2018 г.
Оглавление
I. | Введение | ………………… | 3 | |
II. | Основная часть | ………………… | 4-10 | |
2.1 | Понятие конфликта, его социальная роль, структура конфликта. | ………………… | 4 | |
2.2 | Исследование причин школьных конфликтов | ………………… | 5 | |
2.3 | Методы разрешения конфликтных ситуаций | ………………… | 7 | |
III. | Заключение | ………………… | 11 | |
IV. | Литература | ………………… | 12 | |
V. | Приложение | ………………… | 13 |
«…человек не может избежать возникновения
конфликта, но он может управлять им на
стадии зарождения, решить, участвовать
ли ему в решении конфликта или оставить
это дело другим…» (Б. Вул.)
На разных стадиях жизни человека всегда возникают и проявляются различного вида конфликты: от семейных до социально - классовых, межличностных и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными ситуациями, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые способы и средства их устранения.
Что же такое конфликт? Да, я знаю, что конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно. Логика человеческого мышление требует не создавать конфликты, а избегать, тем более, если конфликты возникают в школьной среде. Есть ли возможность у каждого из нас избежать или устранить конфликт?
Я понимаю, что становление и выработка своих образцов поведения, «утверждение своего «места» среди одноклассников часто приводят к возникновению конфликтов. Конфликт сопровождается оскорблениями друг друга, сплетнями, завистью. И «…здесь будет отсутствовать взаимопонимание, есть место противопоставление своего «я» коллективу. Иногда вам будет казаться, что мы, подростки, не видим перед собой никаких преград, и что нами управляет неведомая сила». [1] А может это следствие того, что мы видим в СМИ, где говорится о школьных конфликтах и ссорах, а интернет завален многочисленными видео со сценами драк школьников?
Зачастую, мы, в силу своего возраста, неопытности, не только не избегаем конфликтных ситуаций, а сами их создаем. Возможно это сигнал нашему обществу, что данная проблема существуют и ее надо решать. Поэтому я считаю, тема моей работы «Конфликт. Избегать или устранить?» сегодня как никогда актуальна.
Цель работы: выявить представления старшеклассников МБОУ СОШ № 1 х. Маяк об их степени конфликтности.
Объектом нашего исследования являются учащиеся МБОУ СОШ № 1 х. Маяк от 13-18 лет.
Предметом: межличностные отношения в коллективе подростков.
Задачи: - на основе психолого-педагогической литературы раскрыть понятие и сущность конфликта;
- изучить причины возникновения конфликта;
- выяснить, что знают о конфликте старшеклассники;
Гипотеза: в школьной среде существуют конфликты, которые можно разрешить.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- тестирование, опрос, анализ и обработка полученных результатов.
2.1 Понятие конфликта, его социальная роль, структура конфликта.
«Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации» [6] - пишет социолог В.А. Ядов. «Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Порой интересы одних противоречат желаниям и стремлениям других» [6]. Это вызывает конфликты и приводит к непониманию. Чтобы знать, как нужно себя вести в таких ситуациях, каждый человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия, иметь возможность поступать и мыслить по-новому.
Существуют различные определения конфликта, но в основе каждого лежит противоречие. Таким образом, «…конфликт — (от лат. «connflictus» — столкновение) — это столкновение противоположено-направленных целей, интересов, позиций, мнений. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия». [10]
Ученые подразделяют конфликты на: внутриличностный, межличностный, личностно – групповой, межгрупповой. Данные виды конфликтов встречаются во всех сферах становление человеческой личности, но нужно ли разрешать каждый конфликт? Нет, но рассматривать надо. Для этого ученые придумали такой метод, как урегулирование конфликтов.
«Урегулирование конфликтов чаще всего происходит посредством третьего лица, очень редко противоборствующие стороны приходят к мирному решению конфликта самостоятельно. Очень тяжело самостоятельно осознать степень своей вины в конфликте и пойти на компромисс». [9]
«Конфликтные ситуации – это те обстоятельства жизни, которые требуют от нас невероятных усилий и учат внимательным образом относиться к самому себе, а также учитывать желания других. Управление конфликтными ситуациями начинается с осознания того, что «я могу быть неправым». Когда личность способна понять и услышать противоположную точку зрения, усвоить для себя в ней какой-то урок, то можно говорить о конструктивном способе решения сложной проблемы». [11]
И так структура конфликтных ситуаций включает «…в себя: Предмет (объект), то может быть как вещь, так и человек, мысли, идеи, в коих заинтересованы участники конфликта. Субъектов ситуации. Ими могут быть группы, организации, отдельные личности. Условия, в которых протекает конфликт... Поведенческие особенности и тактику поведения конфликтующих сторон. Итог - осмысление результата конфликта, его последствия». [8]
По словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера «…чем более разнообразным становится мир, с тем большем числом противоречий в интересах приходится сталкиваться» [7]. Цитируя Р.Фишера, «Конфликт стимулирует поиск решения проблем. Конфликт малой интенсивности, разрешённый мирно, может предотвратить конфликт более серьёзный» [7], мы видим, что в общечеловеческом масштабе такие конфликты могут показаться совершенно бессмысленными, пока данный конфликт и столкнувшиеся в нем противоречия лично для нас не значимы.
И так, из всего сказанного мы делаем вывод, что конфликт, не станет конфликтом до тех пор, пока нет столкновения личностных интересов или пока обстоятельства не столкнут эти интересы в одном месте и в одно время мнения двух разных людей.
Для подтверждения моей гипотезы о том, что в школьной среде существуют конфликты, я обратилась к завучу по воспитательной работе и классным руководителям нашей школы с просьбой помочь с составлением таблицы более-менее значимых конфликтах в старших классах. Данную информацию, обработав, мы представили в таблице. (Приложение 1) Итак, мы видим – конфликты в школьной среде существуют. В чем же причины их появления, что побуждает школьников быть вовлеченными в конфликтные ситуации?
Мы с моим руководителем предположили, что возможно конфликты среди моих одноклассников, учеников восьмого класса, возникают в связи так называемого различия в типах темперамента. Для выяснения предположения, мы «…провели тестирование на вопрос определение темперамента».[4] (Приложение 2, 3) Согласно тестированию мы получили следующие результаты: холерики - 6 учеников (50%), флегматики – 3 ученика (25%), сангвиники - 2 ученика (16%), меланхолики – 1 ученик (12%). (Диаграмма 1)
Из результатов мне стало ясно, что типы темперамента не влияют на разногласия и создания конфликтных ситуаций среди моих одноклассников, так как я знаю «причины» и действующих «героев» наших классных конфликтов и они проявлялись не зависимо от темперамента моих одноклассников. Темп и развитие – да, но не сам конфликт.
Следующим шагов в нашем исследовании стало предположение, что само поведение человека в конфликте является одним из факторов возникновения и продолжительности конфликтной ситуации. Для этого мы провели тестирование: «Самооценка рационального поведения в конфликте» (Приложение 4) Это тестирование мы провели уже не на малой группе, а среди учеников 13-18 лет, учащихся 8-11 классов.
Из 27 опрашиваемых, 17 учеников (63%) выбрали позицию «Критически оцениваю партнера»; 14 респондентов (52%) выбрали «Приписываю плохие намерения»; «Демонстрирую знаки превосходства», «Предъявляю партнеру множество претензий» и «Уменьшаю заслуги партнера» - эти позиции выбрали 10 учеников, что составило 37% от общего количества опрашиваемых; «Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру»-15 респондентов (56%); «Игнорирую интересы соперника» - 9 старшеклассников, что составило 33%; «Вижу все только со своей позиции» и «Преувеличиваю свои заслуги» выбрали 22 ученика (81%); «Раздражаюсь, перехожу на крик»-16 респондентов (59%); «Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера»- эту строку выделил для себя 21 респондент (78%). (Диаграмма 2)
После проведенного теста я выявила, что большинство, мною, опрошенных учащихся не обладают достаточными навыками рационального поведения в конфликте и не умеют правильно контролировать эмоции. Многие школьники во время конфликта стараются проявить знаки превосходства, игнорируют интересы соперника и даже переходят на личные оскорбления, крик.
Следующим этапом нашего исследования стало анкетирование на «Выявление причин конфликта» (Приложение 5)
В анкетировании приняли участие учащиеся 8-11 классов МБОУ СОШ №1 х. Маяк - 27 респондентов. Большинство мною опрошенных школьников ответили, что основной причиной конфликтов являются разные мнения, взгляды. У современных школьников конфликты чаще всего происходят со сверстниками. На вопрос: «Принимали ли вы когда-нибудь участие в конфликтах в период обучения в школе?» - положительный ответ дают 48% наших респондентов. Получается, что почти каждый второй из моих сверстников был задействован в конфликтах. И сразу возникает вопрос: из-за чего же чаще всего мы, подростки, конфликтуем? Из-за оскорблений и желания подростка немедленно защитить личное достоинство - эту причину назвало – 4 человека, что составило 17% опрашиваемых. Распространенным положительным ответом был: «Защищал друга, которого оскорбили» – у 9 респондентов, что составило 33% опрашиваемых. Многие респонденты отмечали, что с их стороны это была просто самооборона – 7 человек и это 25 % учащихся. Кое - кто не скрывал, что делает это из чисто хулиганских побуждений – 2 ученика и это 7% респондентов. И вот еще интересный момент: 5 человек, что составило 18%, (опрашиваемые – это девушки) причиной конфликтов назвали - ревность. Это так называемые «битвы за женихов». (Диаграмма 3)
Кстати, мы обратили внимание, что в нашей школе конфликты решаются «цивилизованным» способом. Решение конфликтов грубо и примитивно – на кулаках? Хотя именно это решение навязчиво, как единственно верное, подросткам без устали подсказывает телевизор и интернет. Там победа героя, к тому же положительного, заканчивается не мирным урегулированием ситуации или хотя бы милосердием к противнику со стороны победителя, а обязательным его уничтожением. Мы подсчитали количество сцен агрессии в эфире телеканалов. Так вот: к вечеру их становится в два, а то и в три раза больше, чем утром. Причем в книге невозможно описать сцену драки так красочно и с деталями, как это показано на экране. Вспомните, а ведь культура веками табуировала насилие! А современное телевидение все эти запреты сняло и задало обществу те самые агрессивные формы поведения, то есть бесконечные конфликты. И это тоже может быть причиной - агрессия - неумения вовремя остановится и выйти из создавшейся конфликтной ситуации, если уж она возникла.
Мы изучили отношения респондентов к конфликтам. Цель нашего опроса выявить типичные стратегии поведения школьника в конфликтных ситуациях. В результате, проведенного опроса, подтверждено: большинство считают, что конфликт - это негативное явление. 8 учащихся (18%), из 27 опрашиваемых, относится к конфликтам спокойно, стараясь их улаживать. Около 55%, а это 15 моих сверстников стараются в конфликты не вступать, но готовы за себя постоять. Относятся к конфликтам отрицательно и будут бездействовать - 4 человека, что составляет 15% старшеклассников и стараются избегать конфликтных ситуаций всего 3 ученика (12%). (диаграмма 4)
Материалы опроса и анализ зарегистрированных нами в школе конфликтов показывают, что в жизни подростков стали обычным явлением словесные и даже физические оскорбления друг друга, употребление нецензурных слов, зависть (к успехам товарища, его материальному благосостоянию), эгоизм и т.д. Желание защитить личное достоинство, борьба за лидерство, самоутверждение в классе, привлечение к ceбe внимание, а иногда и просто чувство мести часто толкают моих сверстников на конфликты. Такие подростки не считают нужным уступать и прощать друг друга.
Итак, проведя, исследование мы пришли к выводу, что основными причинами конфликтов между учащимися стали:
- желание подростка немедленно защитить личное достоинство;
- защита друга, которого оскорбили;
- борьба за лидерство;
- самооборона;
- ревность и зависть;
- хулиганские побуждения;
Основываясь на материалах исследования можно сделать вывод, что существенным фактором межподростковых столкновений является неудовлетворенность их материальных и духовных запросов, запретов чего-то, входящего в сферу интересов личности, а так же утрата авторитета, привилегий и др.
2.3 Методы разрешения конфликтных ситуаций
Конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для подросткового поколения, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. «Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Хотя в наше время теоретики и практики все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять ситуацией. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология». [2]
Любой конфликт может быть как позитивным, так и негативным. «Это зависит от способа его разрешения и от хода развития конфликта. Если участники конфликта способны спокойно выдвигать аргументы и объективно рассматривать интересы свои и оппонента, то вряд ли такой конфликт окажет негативное воздействие на конфликтующие стороны, обязательно будет найдено конструктивное решение конфликта. Такая позиция, позиция сотрудничества, способствует улучшению взаимоотношений участников конфликта. Этот способ разрешения развития конфликта носит название конструктивного (продуктивного) конфликта. Включение же в конфликт отрицательных эмоций (раздражение, гнев, обида, злость и пр.) влечет за собой оскорбления личности противника». [2]
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, которые дали возможность конфликт развиться.
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами.
«Одним из таких методов является метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально – психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.
Также часто на практике применяется метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват – всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам, типа: «Вы человек умный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.
Для разрешения конфликтной ситуации может помочь метод - «расширение духовного горизонта спорящих». Этот способ способствует выведению конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помогает увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями.
Одним из более эффективных методом урегулирования конфликтной ситуации является прием «принудительного слушания оппонента». Конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью произнести последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становятся очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.
Последним, но немало важным будет способ «обмен позиций». Конфликтующим предлагают высказать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента»[5]
Мы с моим руководителем, а также с моими одноклассниками предлагаем вам три основных направления по предупреждению конфликтных ситуаций в школе:
1. Прежде всего, ученик должен научиться уметь быть доброжелательным и стараться делать общение со своими сверстниками открытым и дипломатичный, говорить о том, что он думает или чувствует тактично по отношению к оппоненту. Это те качества, которые всегда помогут стать более коммуникабельным и социальным, что поможет ему в дальнейшем легко адаптироваться в незнакомой среде.
2. Уметь слушать оппонента, что также является очень важным моментом для каждого человека. Для этого нужно придерживаться следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относиться к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. «Надо уметь конкретно и ясно высказывать свою точку зрения, но при этом быть корректным и тактичным, стараясь не обидеть своего оппонента, демонстрируя ему свою заинтересованность по обсуждаемым вопросам с учетом его мнения. Так как это может привести к более серьезным последствиям. А если учитывать, что мои сверстники, подростки, находятся в зоне риска в этом возрасте и плохо управляют своими эмоциями и действиями, то словесная перепалка может привести к драке». [14]
3. Одним из самых сложных, но самым интересным направлением является овладеть умением «обмена позиций». Конфликтующим предлагают высказать претензии с позиции своего оппонента. Это направление позволяет нам «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента, с «… надеждой на установление подлинных и искренних отношений». [14]
Не все «…умеют быть «гибкими» в конфликтной ситуации и не каждый подросток способен применять разнообразные стратегии при решении проблемы, в нас присутствует доля юношеского максимализма, мы идет лишь по одному «прямому» плану, не видя других выходов из ситуации и не умеем уступать противнику, даже если очевидно, что это пойдет нам на пользу». [12]
И «…надо уметь проявлять инициативность в ходе диспута, если соперник не идет на примирение, то только ваша инициативность лучший помощник в установлении контакта, она поможет разрешить спор» [12]
Из всего сказанного вытекает вывод: помните о том, что неразрешимых проблем не бывает. Всегда можно найти выход из конфликтных ситуаций. Важно только идти от души, из сердца - и тогда вы непременно будете услышаны. Все противоречия могут быть побеждены, если действовать из доброго начала с искренним желанием. И здесь как никогда применимо золотое правило: «Легче конфликт предупредить, чем его разрешить» и первое, что надо сделать - надо найти начало конфликта и…
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон;
- избегать взаимных обвинений;
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс.
Разрешение конфликтных ситуаций начинается с нашего осознания, «…что имеет место некоторая проблема. В зависимости от того, в какой степени вы вовлечены в ссору, принимайте для себя соответствующие решения. Нужно уметь вовремя признавать свою вину и если это так, говорить о том, что вы не правы». [12]
Подводя итог по нашему исследованию, отметим следующее: в нашей школе, как и в любом другом социальном обществе, иногда возникают конфликтные ситуации. И чаще всего выясняют отношения между собой одноклассники.
Проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу о том, в школьной среде существуют конфликты, которые можно разрешить и нельзя думать, что конфликты имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно конфликт разрешается. Уход от неразрешённого конфликта грозит переходу его внутрь, в то время, как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений.
Умению строить коммуникативные отношения необходимо учиться всем, как взрослым, так и нам – подросткам. Только тогда, когда мы научимся понимать, признавать и принимать друг друга такими, какие мы есть, конфликтных ситуаций станет меньше.
Конфликт можно использовать «…как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно. Надо смело идти на конфликт, управлять его созидательной силой. Это позволит узнать больше о самом себе и принимать правильные решения в будущем…».[13]
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что представленные в работе материалы помогут моим сверстникам в самопознании своего «я», а также могут быть использованы на уроках обществознания, классных часах.
1 | Баныкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать? //Воспитание школьников. 1997. № 2. |
2 | Гомова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. Минск, 2000 |
3 | Дорохова А.В. Разрешение конфликтов: учебное пособие. - М., 2008 |
4 | Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. |
5 | Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. |
6 | Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Учебное пособие. – М.: ОМЕГА – Л, 1990. |
7 | http://mirznanii.com/a/198443/ponyatie-konflikta |
8 | https://businessman.ru/new-ponyatie-konflikta-tipy-prichiny-reshenie.html |
9 | tudbooks.net/907191/psihologiya/issledovanie_metodov_uregulirovaniya_konfliktov |
10 | https://yandex.ru/clck/jsredir?bu |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | https://yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq15188126356174218700&fro |
Приложение 1.
Конфликты в МБОУ СОШ № 1 х.Маяк
классы | с сентября по февраль 2017-2018 учебный год | |
Кол-во учащихся | Число конфликтных ситуаций | |
8 класс | 12 | 15 |
9 класс | 5 | 5 |
10 класс | 6 | 2 |
11 класс | 5 | 0 |
Всего | 81 | 22 |
Приложение 2
Тест на определение темперамента. Класс___________
Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас. | |
1.а) суетливы и неусидчивы; б) жизнерадостны и веселы; в) хладнокровны и спокойны; г) застенчивы и стеснительны. | 11.а) вам присуща несобранность; б) настойчивы в достижении цели; в) вялы, малоподвижны; г) ищите сочувствия других |
2.а) вспыльчивы и невыдержанны; б) деловиты и энергичны; в) обстоятельны и последовательны; г) в новой обстановке теряетесь. | 12.а) быстро решаете и действуете; б) в сложной обстановке сохраняете самообладание; в) ровные отношения со всеми; г) необщительны. |
3.а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям; б) склонны себя переоценивать; в) умеете ждать; г) сомневаетесь в свои силах. | 13. а) инициативны и решительны; б) быстро схватываете новое; в) не любите попусту болтать, молчаливы; г) одиночество переносите легко. |
4. а) незлопамятны; б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете; в) строго придерживаетесь системы в работе и распорядка дня; г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника. | 14. а) стремитесь к новому; б) у вас всегда бодрое настроение; в) любите аккуратность; г) робки, малоактивны. |
5. а) вы обладатель порывистых, резких движений; б) быстро засыпаете; в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке; г) покорны | 15. а) упрямы; б) в интересах и склонностях не постоянны; в) у вас спокойная, ровная речь с остановками; г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность. |
6. а) к недостаткам нетерпимы; б) работоспособны, выносливы; в) в своих интересы постоянны; г) легко ранимы, чувствительны.
| 16. а) имеете склонность к горячности; б) тяготитесь однообразной кропотливой работой; в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению; г) у вас высокие требования к окружающим и себе. |
7. а) нетерпеливы; б) бросаете начатые дела; в) рассудительны и осторожны; г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми. | 17. а) склонность к риску; б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко; в) начатое дело доводите до конца; г) у вас быстрая утомляемость |
8. а) у вас выразительная мимика; б) быстрая, громкая речь с живыми жестами; в) медленно включаетесь в работу; г) очень обидчивы. | 18. а) резкие смены настроения; б) склонны отвлекаться; в) обладаете выдержкой; г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению. |
9. а) у вас быстрая, страстная речь; б) в новую работу включаетесь быстро; в) порыв сдерживаете легко; г) очень впечатлительны. | 19. а) бываете агрессивным, задирой; б) отзывчивы и общительны; в) незлобивы; г) мнительны, подозрительны. |
10.а) работаете рывками; б) за любое новое дело беретесь с увлечением; в) попусту сил не растрачиваете; г) у вас тихая , слабая речь. | 20. а) в споре находчивы; б) неудачи переживаете легко; в) терпеливы и сдержанны; г) имеете склонность уходить в себя. |
Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.
Например:
«а» — 7 раз * 5 = 35%
«б» — 10 раз * 5 = 50%
«в» — 2 раза * 5= 10%
«г» — 1 раз * 5 = 5%
Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.
«а» — тип холерика
«б» — тип сангвиника
«в» — тип флегматика
«г» — тип меланхолика.
Приложение 3
Типы темперамента
Холерик.
Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах.
Сангвиник.
«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая.
Флегматик.
Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую.
Меланхолик.
Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело.
Диаграмма 1
Приложение 4
Самооценка рационального поведения в конфликте
Инструкция. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.
№ п/п | Позиция | Оценка |
1 | Критически оцениваю партнера | 1 2 3 4 5 |
2 | Приписываю ему плохие намерения | 1 2 3 4 5 |
3 | Демонстрирую знаки превосходства | 1 2 3 4 5 |
4 | Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру | 1 2 3 4 5 |
5 | Игнорирую интересы соперника | 1 2 3 4 5 |
6 | Вижу все только со своей позиции | 1 2 3 4 5 |
7 | Уменьшаю заслуги партнера | 1 2 3 4 5 |
8 | Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера | 1 2 3 4 5 |
9 | Предъявляю партнеру множество претензий | 1 2 3 4 5 |
10 | Преувеличиваю свои заслуги | 1 2 3 4 5 |
11 | Раздражаюсь, перехожу на крик | 1 2 3 4 5 |
Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Диаграмма 2
Приложение 5
«Выявление причин конфликта»
Инструкция. Ответьте на вопросы анкеты и дайте свои варианты ответов.
диаграмма 3.
Диаграмма 4
Приложение 10
Словарь терминов
Мост Леонардо
Если хочется пить...
Пчёлы и муха
Рисуем осенние листья
Весенняя сказка