Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Вложение | Размер |
---|---|
klassicheskiy_balet_xix_veka.pptx | 1.49 МБ |
klassicheskiy_balet_xix_veka.docx | 26.92 КБ |
Слайд 1
Выполнила: Данилова Анна 3 класс МБОУДО «Федоровская ДШИ» Хореографическое отделение Классический балет XIX векаСлайд 2
Бале́т (фр. ballet , от итал . ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.
Слайд 3
Балет зародился в Италии в XVI веке. Во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или « Церцея »), поставленный итальянцем Бальтазарини .
Слайд 7
Мари Рамберг (1888-1982)-Будущая звезда родилась в Польше, в еврейской семье. В 1912-1913 годах девочка танцует вместе с Русским балетом, принимая участие в главных постановках. Балерина приняла самое активное участие в создании национального балета в Англии. Мари Рамберг
Слайд 8
Анна Павлова (1881-1931)- Анна родилась в Санкт-Петербурге. В 1906 году она уже является ведущей балериной театра, но настоящая слава пришла к Анне в 1907 году, когда она блистает в миниатюре "Умирающий лебедь". С 1910 года Павлова начинает гастролировать. Балерина приобретает мировую славу после участия в Русских сезонах в Париже. Анна Павлова
Слайд 9
Матильда Кшесинская Матильда Кшесинская (1872-1971) - с раннего детства заявила о своем желании танцевать. Кшесинскую отличала фирменная русская пластика, в которую вклинились нотки итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Фокина, который задействовал её в своих работах "Бабочки", "Эрос", " Эвника ". Говорят, что Кшесинская являлась фавориткой самого императора Николая II
Слайд 10
Мария Сергеевна Суровщикова (15 [27] февраля 1836 года— 4 [16] марта 1882 года) - Юная Мария поступила в Петербургское театральное училище. Вышла впервые на сцену императорского Петербургского театра ещё воспитанницей училища, а по окончании образования в 1854 году принята в штат в петербургской балетной труппы. И вскоре вышла замуж за танцора труппы Мариуса Петипа. Мария Суровщикова
Слайд 14
Виды балета - интермедии или дивертисменты балеты эпические, лирические и драматические ,балеты лирико-эпические, лирико-драматические, эпико-драматические, балет-поэма, балет-роман, балет-сказка, трагедия, комедия , драма , балет-пьеса, балет-симфония , сюжетные и бессюжетные, танцевальные и пантомимные, балеты многоактные, одноактные, балетные миниатюры, жанр оперы-балета, спектакль.
Слайд 19
Жизель
Слайд 20
Спасибо за внимание
Классический балет XIX века
Проект выполнила:
Данилова Анна
Ученица 3 класса МБОУДО «Федоровская ДШИ»
2018 год
Содержание
1) Определение балета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2) История балета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3) Великие балерины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4) Виды балета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
5) Известные балеты XIX . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
6) Интернет ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Что такое балет
Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.
Во второй половине 17 века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине 18 века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика». Русский балет ХIХ века - особенное явление мировой культуры. Пройдя путь формирования на протяжении XVIII века, на рубеже XVIII и ХIХ вв. отечественный балетный театр не только встал в ряд других европейский театров, но и во многом стал их превосходить. В XIX веке русский балет, переживая взлеты и падения, постепенно достиг вершины творческого самоопределения, выработал собственные традиции постановочного и исполнительского мастерства, и концу столетия Россия стала центром мирового хореографического искусства.
Где зародился балет
Балет зародился в Италии в XVI веке. Вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини.
История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам.
Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.
Великие балерины
Мари Рамберг (1888-1982). Будущая звезда родилась в Польше, в еврейской семье. Настоящее её имя Сивия Рамбам. Девочка с раннего возраста полюбила танцы, отдавшись своему увлечению с головой. Мари брала уроки у танцовщиц из парижской оперы, а вскоре её талант замечает сам Дягилев. В 1912-1913 годах девочка танцует вместе с Русским балетом, принимая участие в главных постановках. С 1914 года Мари переезжает в Англию, где продолжает учиться танцам. Рамберг было всего 22 года, когда она открыла в Лондоне собственную балетную школу, первую в городе. Успех был таким ошеломительным, что Мария организовала сперва собственную компанию (1926), а затем и первую постоянную балетную группу в Великобритании (1930). Выступления её становятся настоящей сенсацией, ведь Рамберг привлекает к работе самых талантливых композиторов, художников, танцоров. Балерина приняла самое активное участие в создании национального балета в Англии. А имя Мари Рамберг навсегда вошло в историю искусства.
Анна Павлова (1881-1931). Анна родилась в Санкт-Петербурге. Девушка смогла поступить в театральное училище. Окончив его, она в 1899 году поступила в Мариинский театр. Там она получила партии в классических постановках - "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик". У Павловой были прекрасные природные данные, к тому же постоянно оттачивала свое мастерство. В 1906 году она уже является ведущей балериной театра, но настоящая слава пришла к Анне в 1907 году, когда она блистает в миниатюре "Умирающий лебедь". С 1910 года Павлова начинает гастролировать. Балерина приобретает мировую славу после участия в Русских сезонах в Париже. В 1913 году она последний раз выступает в стенах Мариинского театра. Павлова собирает собственную группу и переезжает в Лондон. Вместе со своими подопечными Анна гастролирует по миру с классическими балетами Глазунова и Чайковского. Танцовщица стала легендой еще при жизни, умерев на гастролях в Гааге.
Матильда Кшесинская (1872-1971). Несмотря на свое польское имя, родилась балерина под Санкт-Петербургом и всегда считалась русской танцовщицей. Она с раннего детства заявила о своем желании танцевать, никто их родных и не думал ей препятствовать в этом желании. Матильда блестяще окончила Императорское театральное училище, попав в балетную труппу Мариинского театра. Там она прославилась блестящим исполнений партий "Щелкунчика", "Млады", других представлений. Кшесинскую отличала фирменная русская пластика, в которую вклинились нотки итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Фокина, который задействовал её в своих работах "Бабочки", "Эрос", "Эвника". Роль Эсмеральды в одноименном балете в 1899 году зажгла новую звезду на сцене. С 1904 года Кшесинская гастролирует по Европе. её называют первой балериной России, чествуют "генералиссимусом русского балета". Говорят, что Кшесинская являлась фавориткой самого императора Николая II. Историки утверждают, что помимо таланта балерина обладала железным характером, твердой позиции. Именно ей приписывают увольнение в свое время директора Императорских театров, князя Волконского. Революция тяжело сказалась на балерине, в 1920 году она покинула измученную страну. Кшесинская переехала в Венецию, но продолжала заниматься любимым делом. В 64 года она еще выступала в лондонском Ковент-Гардене. А похоронена легендарная балерина в Париже.
Мария Сергеевна Суровщикова (15 [27] февраля 1836 года— 4 [16] марта 1882 года) - Юная Мария поступила в Петербургское театральное училище. Её педагогом была Дарья Лопухина. Вышла впервые на сцену императорского Петербургского театра ещё воспитанницей училища, а по окончании образования в 1854 году принята в штат в петербургской балетной труппы. И вскоре вышла замуж за танцора труппы Мариуса Петипа. Сам будущий прославленный балетмейстер писал в мемуарах: «В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой , грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой». В Париже и Берлине выступления Суровщиковой - Петипа пользовались большим успехом. Через некоторое время совершила с мужем ещё гастрольные поездки. В 1861—1862 семейная пара совместно гастролировала в Риге, Берлине, Париже.
Виды балета
Разновидности балетного спектакля, определяемые особенностями его связи с литературой, театром и музыкой, выражающиеся в специфических чертах его содержания и формы.
Первоначальная форма балета — интермедии или дивертисменты, входившие в оперные и драматич. представления, преим. мифологич. характера. Эти историч. разновидности утратили своё значение после возникновения в 18 в. балета как самостоят. хореографич. представления. В процессе развития Ж. б. изменялись, обретая в ту или иную эпоху свои особенности в зависимости от господствовавшего художеств. направления (см. Барокко, Классицизм, Романтизм).
Поскольку балет , как правило, имеет сценарную (литературно-сюжетную) основу, на Ж. б. накладывают отпечаток роды и виды, свойственные литературе (см. Драматургия балета). Так, есть балеты эпические ("Пламя Парижа"), лирические ("Шопениана") и драматические ("Лауренсия"). Эти разновидности редко существуют в чистом виде, нередко они перекрещиваются, и возникают балеты лирико-эпические ("Каменный цветок"), лирико-драматические ("Лебединое озеро"), эпико-драматические ("Спартак"). Порой к балету применяются и более частные определения лит. жанров, напр. балет-поэма "Бахчисарайский фонтан", балет-роман "Утраченные иллюзии" Асафьева, балет-сказка "Золушка" и др.
Будучи видом театрально - сценич. искусства, балет воспринял и его деление на трагедию ("Отелло", "Ромео и Джульетта"), комедию ("Тщетная предосторожность", "Коппелия") и драму ("Медный всадник"; "Ангара" Эшпая).
Хореографич. действие балета развёртывается на основе единства драматургии и музыки (муз. драматургии). Но в этом единстве могут преобладать акценты в ту или другую сторону. Так возникают разновидности балета-пьесы ("Партизанские дни" Асафьева, "Сердце гор") и балета-симфонии, в основу которого, как правило, положено симфонич. Произведение.
К Ж. б. можно отнести также деление балетов на сюжетные и бессюжетные ("Шопениана"), танцевальные и пантомимные ("Карьера мота"), а также различие балетов многоактных ("Спящая красавица"), одноактных ("Паганини") и балетных миниатюр ("Триптих на темы Родена"). Существует также жанр оперы-балета ("Млада"), не получивший, однако, широкого распространения.
Сов. балет характеризуется многообразием Ж. б. Ведущее значение в нём приобрёл спектакль, органически сочетающий в себе черты балета-пьесы и балета-симфонии, воплощающий жизнь в хореографич. действии, развёртывающемся на основе муз. драматургии (постановки Григоровича и др.)
Известные балеты XIX века
Раймонда
балет в 3-х действиях, 6-ти картинах, Музыка Александра Глазунова, Хореография Мариуса Петипа (1898) , Либретто Лидии Пашковой и Мариуса Петипа на сюжет рыцарской легенды. Первая премьера 7 января 1898 года.
Баядерка
балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом Мариуса Петипа, музыка Людвига Федоровича Минкуса. Впервые балет показан 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге.
Спящая красавица
балет-феерия в 3-х действиях с прологом и апофеозом ,Музыка Петра Чайковского , Хореография Мариуса Петипа (1890) , Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по сказкам Шарля Перро, балет представлен публике в 1890.
Лебединое озеро
фантастический балет в 3-х действиях, 4-х картинах , Музыка Петра Чайковского, Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895) , Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера, премьера балета 4 марта 1877 года.
«Жизе́ль» (полное название «Жизель, или Вилисы», фр. Giselle, ou les Wilis)
«фантастический балет» в двух актах (1841) французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа.
Интернет источники:
1) Самые известные балерины - molomo.ru›inquiry/famous_ballerina.html
2) История балета - Балет в конце 19-ого и начале 20-ого века - http://4461.ru/t/istoriya_baleta_-_balet_v_kontse_19-ogo_i_nachale_20-ogo_veka
3) Жанры балетные - http://www.belcanto.ru/ballet_genres.html
4) Ответы@Mail.Ru: Балетный театр. Назовите известные Вам балеты - http://otvet.mail.ru/question/39722577
5) Ответы@Mail.Ru: Что такое Балет? Помогите мне - Расскажите что такое балет? - http://otvet.mail.ru/question/38657127
6) Реферат: Балет - http://www.neuch.ru/referat/88388.html
Как я избавился от обидчивости
Бабочка
Осенняя паутина
Плавает ли канцелярская скрепка?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")