Разнообразие комнатных растений моей школы
Вложение | Размер |
---|---|
is._rab_kom._rasteniya.docx | 25.53 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное автономное образовательное учреждения
Омутинского района Тюменской области
Окуневская средняя общеобразовательная школа
филиал МАОУ Вагайская СОШ
Разнообразие комнатных растений моей школы
Выполнил:
Труфанова Елизавета
Окуневская СОШ
филиал МАОУ Вагайская СОШ
5 класс
Руководитель:
Десятова Елена Сергеевна
учитель биологии и химии
Окуневская СОШ
филиал МАОУ Вагайская СОШ
2017 г
Разнообразие комнатных растений моей школы
Труфанова Елизавета Сергеевна
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное автономное образовательное учреждения
Омутинского района Тюменской области
Окуневская средняя общеобразовательная школа
филиал МАОУ Вагайская СОШ
5 класс
Аннотация
Данная работа посвящена проблеме отсутствия знаний многих людей о комнатных растениях. Целью работы является изучение видового состава комнатных растений в школе, их определение, а также выявление комнатных растений, которые могут принести вред.
Растения (и, в частности, растения комнатные) составляют ту неотъемлемую часть бытового окружения человека, которая способствует его эстетическому воспитанию Потребность создать зеленый уголок у себя дома или на работе свойственна людям всех возрастов и профессий. Практически в любом жилом или рабочем помещении, вне зависимости от его назначения и оформления, присутствуют комнатные растения.
Автор рассказывает о своих источниках и методах изучения комнатных растений на различных этапах в школе. Особое внимание уделяется определению названий цветов, выявлению группы к которой они относятся, а также знанию учащихся и учителей о комнатных растениях. В работе приводятся два метода исследования - социологическое исследование и сбор, анализ и обработка информации
В заключении автор приводит свои выводы по данному исследованию относительно полученного результата.
Тема: Комнатные растения моей школы
Актуальность: Живые растения в любом жилом помещении – это не роскошь, а жизненная необходимость. Это утверждение связано не только с известным всем со школьной скамьи фактом поглощения растениями углекислого газа из воздуха и выработкой кислорода. Многие виды комнатных растений являются просто уникальными «Климат – системами»: они оптимизируют влажность, собирают пыль, поглощают и перерабатывают многие вредные для человека испарения, выделяют фитонциды и эфирные масла.
Вкусы людей многообразны и непостоянны. Одни предпочитают экзотические орхидеи, причудливые суккуленты и лианы, другие довольствуются скромным фикусом или обычной традесканцией. В любом случае растения быстро становятся неотъемлемой частью квартиры, офиса, лоджии, зимнего сада.
В нашей школе также есть разнообразные комнатные растения. Названия у многих растений я не знаю., поэтому мне стало интересно изучить видовой состав и разнообразие растений нашей школы. А действительно ли все растения полезны, есть ли вредные растения? Поэтому нужно только ближе познакомится с ними.
На основе этого я считаю свою тему актуальной.
Гипотеза: Если мы будем больше знать о комнатных растениях, то уже правильно будем выбирать их.
Цель: Изучить и описать видовой состав и разнообразие комнатных растений школы. Определить растения, которые относятся к категории «запрещенные для использования в целях озеленения детских учреждений».
Задачи:
- Провести социологический опрос среди учеников и учителей моей школы, с целью изучения их осведомлённости о комнатных растениях
- Рассмотреть комнатные растения в школе, выявить, к какой группе они относятся, вычислить долю разных групп растений в общем количестве изученных комнатных растений;
- сделать этикетку к каждому горшку с растением в школе. В которых указать – вид. семейство
-Выявить, если растения в нашей школе, которые относятся к категории «запрещенные для использования в целях озеленения детских учреждений».
Объект исследования окружающий мир.
Предмет исследования: комнатные растения.
Методы исследования:
- сбор информации: изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет;
-экскурсия по кабинетам школы;
-анализ и обработка информации;
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы при проведении уроков, окружающего мира, для создания экологического паспорта кабинета.
Методика: Работа проводилась в период с ноября 2016 г по март 2017 г на территории Окуневской СОШ. Она велась в двух направлениях параллельно.
Первое направление – социологическое исследование.
Второе направление – сбор, анализ и обработка информации.
1. Изучение видового состава растений и определение названий.
Научная статья
В настоящее время почти в каждой квартире можно встретить хотя бы одно комнатное растение, а во многих растения играют главную роль в оформлении интерьера. По данным исследователей, в домашних условиях растения еще начали выращивать еще в Древней Греции, но развитие комнатное цветоводство получило в Скандинавии, где климат намного более суровый, чем в странах Средиземноморья. Первоначально в домашних условиях выращивались только лекарственные культуры, однако позже растения стали разводить и для украшения помещений. В 18-19 века значительная часть ныне известных декоративных комнатных растений была привезена путешественниками и коллекционерами из тропических стран. Сначала эти растения содержались только в ботанических садах и оранжереях, но некоторые из них стали выращивать у себя богатые люди.
Комнатные растения невероятно многообразны, среди них есть небольшие растения и настоящие деревья, вьющиеся лианы и колючие кактусы, плодоносящие растения и те, цветения которых приходится ждать очень долго.
Первое с чего я начала свою работу – это изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет, для того чтобы узнать какие есть группы комнатных растений. Я выяснила, что существует 8 основных групп комнатных растений. Это – декоративно-цветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, лианы, ампельные, эпифиты, пальмы и саговники и суккуленты. Все они имеют свои основные характерные черты, по которым и относят растения к той или иной группе. Основные группы растений представлены в таблице «Основные группы комнатных растений»
Группы | Основные характерные черты | Примеры растений |
Декоративно-цветущие | Небольшая группа растений, которые выращивают исключительно ради эффектного цветения; требовательны к уходу. | Орхидеи, пеларгонии, бегонии (клубневидная, всегда цветущая), кливии, кринум, гиппеаструмы , цикламенты, колокольчики, фиалки, спатифиллумы, гардении и другие. |
Декоративно-лиственные | Имеют листья красивой формы либо необычной яркой или пестрой окраски. Светолюбивы, листья растений могут быть покрыты разнообразными полосками или красноватыми пятнами. | Папоротники, филодендроны, бегонии (борщевиколистая, королевская , Мэсона), марантовые, акантовые, традесканции, фикусы, юкки и другие. |
Декоративно-плодовые | Эти растения становятся оригинальным украшением, навевающим весеннее настроение в холодную погоду. | Кофейное дерево, лимон, апельсин, мандарин, перец декоративный горький, побеги пшеницы и другие. |
Лианы | Травянистые или одревесневающие растения с длинными побегами, снабженные разными приспособлениями для прикрепления к опоре. | Аспарагус ( стебли вьются вокруг опоры), пассифлора, глориоза ( цепляются за опору усиками), плющ, филодендроны (взбираются с помощью придаточных корней) и другие. |
Ампельные | Растения с длинными свисающими побегами. Их название происходит от немецкого слова ampel – висячая ваза для цветов. | Сциндапсус, циссус, традесканция, хлорофитум, камнеломка, некоторые виды папоротников с красивыми длинными свисающими листьями и другие. |
Эпифиты | В природе селятся на стволах и ветвях деревьев, используя их только как опору, не паразитируют на них. Большинство эпифитных растений улавливают влагу из воздуха, а также дождевую воду с помощью либо воздушных корней, либо волосков, густо покрывающих листья. Многие эпифитные растения могут успешно расти на камнях и скалах. | Орхидеи, бромелии, многие папоротники, геснериевые, некоторые кактусы, вечнозеленая гусмания, эхмея, криптанус, вриезия и другие. |
Пальмы и саговники | Пальмы - вечнозеленые растения с непрерывно образующимися на вершине стебля листьями. Прекрасно смотрятся в просторных помещениях. Невероятно многообразны: могут быть древовидными или похожими на куст, с веерными или перистыми листьями, с тонким или толстым стволом. Родиной выращиваемых в домашних условиях пальм являются регионы с теплым и влажным климатом. Саговники по внешнему виду очень похожи на пальмы, но относятся к группе голосеменных растений. | Веерные пальмы: хамеропс, ливистона, рапис, трахикарпус, вашинктония. Перистолистные пальмы: арека (хризалидокарпус), кокос, хавея (кентия), финиковая пальма. Саговники, или цикадоквые: саговник поникающий, саговик гребневидный, саговник завитой, саговник Румпфа, саговник Туара и другие. |
Суккуленты | Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями и листьями, часто имеющими причудливую форму. Они способны накапливать в тканях влагу, обладают водоудерживающей способностью и замедленным испарением. | Кактусы, молочаи, агавы, алоэ, гастерии, каланхоэ, толстняки и другие. |
Выяснив основные группы комнатных растений, я пошла с экскурсией по классам школы. Рассмотрев и сфотографировав цветы, я определила их название с помощью литературы и информационных ресурсов сети Интернет. Растения оказались самыми разнообразными. Я попыталась выявить к какой они группе относятся и вычислила долю разных групп растений в общем количестве изученных комнатных растений. Данные занесла в таблицу (приложение 1).
После того как мы определили комнатные растения в школе, к каждому горшку мы приклеили этикетку с названием растения, где указали семейство, к которому относится данное растение
Среди 50 учеников и учителей моей школы я провела анкетирование, которые ответили на вопросы:
1. Нужны ли растения в школе? (да - 42, нет - 8)
2. Для чего нужны растения?
- для украшения - 27
- лечебные свойства - 23
3. Знаете ли вы научные названия растений? ( нет – 15, да – 9, затруднились ответить – 26)
4.По каким параметрам Вы выберете растение для своего класса?
- исключительно ради эффектного цветения - 11
- листья красивой формы либо необычной яркой или пестрой окраски - 21
- Растения с длинными свисающими побегами - 5
- Растения с сочными, мясистыми стеблями и листьями, часто имеющими причудливую форму – 3
- Любые - 10
5. Могут ли комнатные растения принести вред?
- Да - 13
- Нет - 29
- Затрудняюсь ответить. - 8
Из данных анкеты я выяснила, что ребята очень мало знают о комнатных растениях.
Еще один вопрос, который меня заинтересовал, а вдруг среди растений могут быть опасные для здоровья?
В природе насчитывается порядка 10 тыс. видов ядовитых растений, и многие из них украшают наши квартиры и офисы. Самым ядовитым считается адениум тучный. Буквально все его части могут стать причиной серьезного отравления. К счастью этот коварный цветок еще не слишком распространенный.
Изучив литературу и информационные ресурсы сети Интернет Нам не удалось выяснить существование какого-либо официального документа, имеющего четкие санитарные требования по использованию в детских образовательных учреждениях декоративных комнатных растений или перечень растений, которые строго запрещены для их озеленения. Так, например, в Санитарных Правилах и Нормах (СанПиН) для детских садов приведены лишь следующие сведения о растениях: растение должно быть безопасным. Выбирая растения, следует избегать видов, которые имеют шипы или колючки на листьях и стебле, а также ядовитых растений.
Какие же растения не стоит нести в подарок школе и выращивать в школе? Ведь комнатные растения, подаренные в благих целях, могут принести не только пользу, но и вред, например, стать причиной аллергии как у взрослых, так и у детей. Ядовитый сок ряда растений семейства ароидных (аглаонема, диффенбахия, колоказия, алоказия, филодендрон) при попадании на кожу и слизистые оболочки (например, в процессе пересадки) вызывает их поражение в виде ожогов кожи. Едкий млечный сок растений семейства молочайных (молочай, акалифа, кодениум) может вызвать аллергическую реакцию при пересадке, при обмывании листьев. Нужно соблюдать осторожность при уходе за этими растениями.
Высокодекоративные растения из семейства кутровых (катарантус, олеандр, аламанда) в период цветения выделяют в окружающую среду большое количество душистых веществ, вызывающих аллергическую реакцию организма, которая выражается в затрудненном дыхании, в болезнях сердца, в сильных головных болях. Эфирное масло, содержащееся в листьях герани, может восприниматься и как приятный аромат, и как удушающий запах. Это зависит от индивидуальной переносимости человека.
Некоторые из этих растения мы обнаружили в ходе экологической ревизии по коридорам и кабинетам школы (Катарантус розовый (барвинок), молочай, диффенбахия, кактусы, калатея ).
Но не стоит пугаться- вред от комнатных растений- явление довольно редкое, поэтому выращивать цветы в комнате можно в свое удовольствие, но при этом быть внимательным и осторожным.
Заключение
По проделанной работе, можно сделать следующие выводы:
Мир растений огромен и многообразен. Он показался мне увлекательным. В следующем году я буду изучать растения более подробно.
Список литературы:
Интернет – ресурсы:
Приложение 1.
Группа | Процент от общего количества |
Декоративно-цветущие | 16 % |
Декоративно-лиственные | 41% |
Декоративно-плодовые | - |
Лианы | - |
Ампельные | 28% |
Эпифиты | 2% |
Пальмы и саговники | 2% |
Суккуленты | 18% |
Самый главный и трудный вопрос
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Разлука
Астрономический календарь. Февраль, 2019