Научно-исследовательская проектная работа по литературе, главная цель которой - напомнить о хрупкости и беззащитности человеческого гения, о необходимости толерантного отношения к творческим, одарённым людям. Надеемся, что наша работа кого-то заставит задуматься над предложенной темой, кому-то поможет на уроках литературы или в воспитательной работе, а кто-то захочет перелистать страницы истории.
Вложение | Размер |
---|---|
geniy_i_dolgoletie.ppt | 1.32 МБ |
Слайд 1
Авторы: Волошина Римма, Бикчаева Дарья С.А. Есенин В.В. Маяковский К.Ф. Рылеев Н.С. Гумилёв А.С. Грибоедов М.И. Цветаева О.Э. Мандельштам В.С. ВысоцкийСлайд 2
Гипотеза Если б, что имеем, мы ценили, Если б нашей славой дорожили, Многие поэты долго б жили. Рано они головы сложили! А.А. Блок
Слайд 3
Актуальность темы Изучая литературу 19-20-х веков, мы обратили внимание на одну удручающую закономерность: подавляющее большинство наиболее ярких звёзд поэтического небосклона покинуло его в самом расцвете дарования (А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Грибоедов, С. Есенин, В. Маяковский, А. Блок, В. Высоцкий и многие другие). Что это – роковое стечение обстоятельств или провидение Божье? Должен ли человек, обладающий от природы неординарными способностями, талантом, быть готовым к тому, что его пребывание на земле будет, скорее всего, недолговременным? И как люди, окружающие гения, должны себя с ним вести, чем они могут ему помочь? Считаем эти вопросы очень актуальными, ведь земля наша была, есть и будет богата талантами. Если каждый задумается над этими вопросами, возможно, людям одарённым, часто беззащитным, не умеющим противостоять действительности, станет немного легче в нашем жестоком мире, а мы все будем вознаграждены сознанием причастности к миру духовного, пониманием, что внесли скромную лепту в сохранение этого хрупкого мира.
Слайд 4
Цель и задачи исследования Цель: Привлечение читательского и исследовательского интереса к малоизученным страницам литературы и культуры родной страны, к именам, когда-то славным, а ныне необоснованно забытым. Задачи: Определить долю человеческого фактора в событиях, повлекших за собой гибель того или иного гения; привлечь внимание общественности к проблеме хрупкости и беззащитности гения; предостеречь от аналогичных ошибок в настоящем и будущем; призвать соотечественников к более трепетному отношению к людям необыкновенным, талантливым. А.В. Кольцов
Слайд 5
Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837 (37лет) – убит на дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 (27лет) - убит на дуэли
Слайд 6
Александр Сергеевич Грибоедов 1790-1829 (34 года) - убит в Тегеране Кондратий Фёдорович Рылеев 1795-1826 (31 год) - казнён
Слайд 7
Владимир Владимирович Маяковский 1893-1930 (36 лет) застрелился Николай Степанович Гумилёв 1886-1921 (35 лет)- расстрелян
Слайд 8
Сергей Александрович Есенин 1895-1925 (30 лет) - повесился Николай Макарович Олейников 1898-1937 (39 лет) - расстрелян
Слайд 9
Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. С.Г. Шаумян А.А. Дельвиг
Слайд 10
Ход исследования Изучили обстоятельства жизни и смерти поэтов 19-20 веков, не доживших до 40 лет. Выяснили, что таких поэтов в 19 столетии было 97 из 120, а в 20-ом – 304 из 400
Слайд 11
Ход исследования Выясняя обстоятельства смерти талантливых певцов, получили печальную статистику.
Слайд 12
Ход исследования Следующим нашим шагом было проведение анкетирования среди учащихся школы, педагогов и родителей. Результаты анкеты: 100% респондентов знакомы с творчеством и обстоятельствами смерти А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Многие называли Маяковского, Есенина, Высоцкого, Грибоедова, Блока. 67% респондентов считают, что всегда причиной смерти поэтов становилось человеческое вмешательство, 33% видят в этом волю судьбы. 88% анкетированных уверены, что все преждевременные смерти можно было предотвратить, надо только относиться бережно, с уважением и пониманием к людям одарённым, не завидовать им, а помогать во всём.
Слайд 13
Ход исследования Вот как отвечали респонденты на вопрос о том, что бы они посоветовали людям, находящимся рядом с одарёнными людьми: Если они вам нравятся, делайте им добро, а если нет —просто оставьте их в покое. Нужно оставить их в своем мире и не трогать, не вмешиваясь в их творческую натуру Конечно, не нужно «сдувать с них пылинки», но стоит относиться к ним бережно, ведь они такие ранимые... Хотелось бы, чтобы люди уважали и ценили их. Ведь поэты и талантливые люди—наши проводники в гениальный мир искусства
Слайд 14
Ход исследования Выяснив, что многие учащиеся плохо представляют себе судьбы гениев, о которых мы ведём речь, мы провели среди них беседы на тему «Гении: прерванный полёт». В качестве рефлексии слушателям было предложено попробовать свои силы в поэтическом творчестве и написать стихи, посвящённые погибшим поэтам . * * * Легенду о Данко читала я в школе. О счастье, о смерти, о жизни, о воле.. Как люди жестоки и злобны бывают, На гордое сердце ногой наступают. И думала я: поэты все – Данко! Сердца их горели и ярко, и жарко! И быстро сгорали. Их ловко топтали, Чтоб люди о правде святой не узнали! Легко палачам и злодеям на свете, Но знаю: они перед богом ответят! Чайковская П. 7Г Поэтам Как молоды вы были, Как много не успели.. Но всё же, всё же, всё же – Как много вы успели! Как много людям дали! Как много дали миру! Как мне вы много дали: И драму, и сатиру, И всю палитру красок, Эмоций с верхом чашу.. О, как смогли украсить Вы повседневность нашу! Святая жертва ваша – Нет, не была напрасной! Без вас дорога наша Не стала б такой ясной. Бикчаева Д. 7Г Акростих Пушкину – дар сердца и вина! Умом и сердцем мы всегда с тобою, Шалим, как ты, грустим, как ты, порою, Как ты, стихи писать пытаемся. Полна, И радостна, и необычна жизнь! Но жаль поэтов нам, погибших рано. Ушли они, и в сердце у нас рана. Бахмарин С. 7Б
Слайд 15
Результаты исследования В ходе исследования мы пришли к выводу, что в 78% из 100% причиной смерти талантливых поэтов становилось человеческое вмешательство. Люди, как геростраты, уничтожали славу и достояние своей родины, не задумываясь о последствиях, о том, что история расставит все точки над i и сами они попадут в чёрный список убийц. В результате проведённого нами исследования десятки учащихся нашей школы впервые задумались над проблемой беззащитности человеческого гения и пришли к выводу о необходимости трепетного к нему отношения. Результатом исследования стала работа над поэтическим сборником «Берегите поэта душу», составленным из стихов учащихся ГБОУ Школа № 2065.
Слайд 16
Вывод Если бы люди, бравшие на себя роль палачей «Свободы, Гения и Славы», обладали пониманием величия, ценности и хрупкости человеческого гения, возможно, мы не имели бы этой ужасной статистики. Посредственность во все века и времена губила гениальность, завидуя ей. Это недопустимо! Хотим обратиться ко всем людям с призывом: «Берегите поэта душу!»
О путнике
Одеяльце
Кто чем богат, тот тем и делится!
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Бабочка