В данной работе было проведено исследование по влиянию песни в годы ВОВ. Было выявлено значение песен для общества, проведён опрос родственников и одноклассников. А также в классе проведён эксперимент, чтобы определить какие чувства испытывают второклассники, прослушивая некоторые песни периода ВОВ.
Результатом проекта стала запись аудио диска с песнями ВОВ 1941-1945 гг.
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_pobedy_ispr.docx | 209.34 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей № 56»
Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
Федченко Таисия,
ученица 2 «Б» класса
Руководитель:
Федченко Наталия Валерьевна, мама
Зеленкова Варвара Сергеевна,
учитель начальных классов
Новоуральский городской округ, 2018
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
Глава 2. Практическая часть 9
2.1. Анкетирование и эксперимент 9
2.2. Создание музыкального альбома 10
Заключение 11
Литература 12
Приложение 13
Введение
« Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!»
(из поэмы «Василий Теркин» А.Твардовского)
Это мой второй проект по теме Великой Отечественной войны. Тема первого проекта – «Война глазами детей». Каждый год я с родителями 9 мая хожу к Вечному огню, там звучат песни военных лет, которые со слезами на глазах слушают ветераны. Мне очень захотелось выяснить роль песен в победе над врагом в годы этой страшной войны. Кроме того, я решила выяснить, знают ли мои одноклассники песни, которые пелись нашим народом в военные годы.
Гипотеза: песня периода ВОВ способна объединить нацию и морально помочь солдатам на войне, находит эмоциональный отклик у младших школьников и в настоящее время.
Цель проекта: выявить роль и значение песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны и в наше время.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по теме проекта.
2. Изучить историю создания некоторых популярных песен тех лет.
3. Выяснить, что знают школьники о песнях ВОВ.
4. Создать альбом песен ВОВ.
Актуальность:
Военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: значение военных песен в духовной жизни общества.
Область исследования: литературное чтение, музыка.
Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан. Опрос и анкетирование учащихся, эксперимент.
Проектным продуктом моей работы является создание альбома «Песни Победы». Результаты моей работы можно использовать на уроках музыки, во внеклассных мероприятиях и на лицейских праздниках.
Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, какие песни вели нашу страну к Победе, их авторов и историю создания песен.
Глава 1. Теоретическая часть
Тяжело далась победа нашим людям, но и в это время люди были связаны с музыкальным творчеством. На передовых позициях устраивались концерты. И особенно фронтовики любили слушать и петь песни. Песня всегда сопровождала солдата, у многих из них в карманах гимнастерок вместе с солдатской книжкой и фотографией родных, хранились записи текста фронтовых песен.
Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни, больше, чем огнестрельного оружия. Воевал наш народ, воевала и песня. В песнях люди черпали душевные силы. Военная песня стала частью военного периода.
В самом начале работы над проектом я выяснила, имела ли место песня на войне. Собрав материалы по этой проблеме (статьи в интернете, фильмы, художественная литература, рассказы прадедушки), я поняла, что песня не только имела место на войне, но и помогла осуществить победу над врагом. Ведь песни воскрешают в живых картинах и образах ставшее достоянием истории памятное и героическое время в жизни советских людей – время великого победоносного сражения с фашизмом.
При исследовании проблем военной песни, мной было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, я разделила военные песни на несколько групп.
Анализируя тематику военных песен, я выяснила, что песня-призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»).
Меняется обстановка на фронтах, «до смерти четыре шага», а в землянках запели, заиграли про любовь. Лирическая песня-воспоминание, песня-ностальгия позволила высказать самые сокровенные мысли и чувства («Тёмная ночь», «В лесу прифронтовом»).
Осознание горя, причинённого войной, рождало песни-утраты, песни-драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»).
Песня-шутка («Вася-Василёк», «Мишка-одессит»), военные куплеты, сатирические частушки придавали силы.
Песня-ликование, песня-слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»).
Я выяснила, что военная песня - это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающие события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как я определила, заключаются в следующем:
Как же создавались военные песни, кто их авторы? Для этого я изучила истории создания самых популярных военных песен, которые я чаще всего слышу в Великий праздник «День Победы».
9. Песня "Огонек" на слова М. Исаковского, муз. народная, 1943 – 1947г. Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл". Примечательно, что в Японии "Огонёк" наряду с "Катюшей" является самой популярной русской хоровой песней.
10. Песня «Казаки в Берлине» на слова Ц.Солодарь, музыка Д и Д. Покрасс написана 9 мая 1945г. Более подробно узнать об этих песнях можно в Приложении 1.
Но главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Эту песню знают и поют все.
Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу – все это помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа. Много песен о ВОВ сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества. Военных песен очень много и появляются каждый год новые песни, потому что люди помнят о героях, их подвигах, о славной победе. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее мужественнее и человечнее.
Глава 2. Практическая часть
Занимаясь работой над этим проектом, я поговорила с моим прадедушкой Василием Васильевичем, он ветеран ВОВ, ему 90 лет. На этой войне у него погибли 2 старших брата, а третий, тоже участник ВОВ, умер уже после войны. Вот от него я узнала о его любимой песне тех лет «Вернулся я на Родину». Пластинка с этой песней у него хранится и сейчас. Я, прослушав эту песню, как будто попала в то время, и ощутила радость людей, вернувшихся в мирную жизнь. Подробнее познакомиться с историей создания этой песни можно в Приложении 2.
Работа над этим проектом помогла мне понять, что в песнях военных лет выражаются мысли и чувства миллионов людей, вставших на защиту своей Родины. Песни помогали солдатам собрать силы и выиграть последний бой. Они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Поэтому нам необходимо, помнить, о той большой любви к своему Отечеству, о невероятном героизме, поддерживала который и военная песня.
Проведя все свои исследования, я считаю, что получила все ответы на поставленные вопросы и подтверждение гипотезы своего проекта.
2.1. Анкетирование и эксперимент
Работая над проектом, я получила много информации по теме «Песни победы» и в соответствии с планом работы над проектом, мною был проведён опрос среди учащихся 2А и 2Б классов (48 человек) на тему: «Какие Песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?», «Какие эмоции, чувства вызывают у вас песни ВОВ?».
Результаты опроса я обобщила в таблице (Приложение 3).
Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 10 % эти песни звучат дома.
Я выяснила, что некоторые песни знакомы моим одноклассникам, но никто не знал об авторах и истории создании этих песен. Для того, чтобы выяснить, какие чувства испытывают младшие школьники при прослушивании песен ВОВ я провела эксперимент: по очереди включала песни, а ребята с помощью цветных карточек показывали свои чувства. Эксперимент показал, что младшие школьники испытывают именно те чувства, которые закладывали авторы песен много лет назад. Эти чувства совпадают с чувствами, которые испытывают мои старшие родственники (прадедушка, бабушки, родители). Этот факт убедил меня в правильности выбранной цели и важности этого проекта. И подтолкнул меня на создание альбома «Песни Победы» для кабинета нашего класса, чтобы я и мои одноклассники прослушивали эти песни и не забывали о том суровом времени и людях, которые подарили нам мир.
2.2. Создание музыкального альбома
Завершила я свою работу созданием мультимедийного альбома «Песни Победы». В свой альбом я решила включить песни, которые, по моему мнению, особенно любимы нашими ветеранами, и которые чаще всего звучат по телевидению:
1.«Катюша»
2. «Священная война»
3. «Тёмная ночь»
4. «Синий платочек»
5. «Огонёк»
6. «Смуглянка»
7. «День Победы»
В записи альбома мне помогали – моя учительница Зеленкова Варвара Сергеевна и моя мама Федченко Наталия Валерьевна.
Заключение
Конечно, моему поколению трудно сейчас всерьез понять, что такое война. Исследование военных песен помогло мне почувствовать, что переживали люди в те суровые годы. Главной целью моего проекта было выявить роль и значение песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны и в наше время. Я поняла, что пока мы поем и помним эти песни, память о Великой Отечественной войне будет священной всегда.
В ходе исследования я пришла к выводу, что в годы ВОВ песня помогала нашим людям собрать силы и победить. Она напоминала о родных и близких, ради которых надо было выжить. Песня - непосредственный участник тех грозных событий. Моя гипотеза подтвердилась.
Песни Великой Отечественной войны по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения. Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.
Я считаю, что мой альбом можно использовать на уроках музыки и на внеклассных мероприятиях. Он поможет побудить интерес моих одноклассников к песням Великой Отечественной войны, чтобы ребята узнавали и запоминали историю России. Песни в альбоме будут напоминать моим друзьям о цене, которую заплатили наши деды за свободу. Помнить тех героев, что смело сражались с врагом, уважать их и помогать.
Информационные источники
2. Информационные источники:
Приложение 1.
Она звучала в первые дни войны и стала настоящим гимном советского народа. Уже 26 июня на площади Белорусского вокзала состоялась премьера песни для бойцов, уезжающих на фронт. Группа Ансамбля песни и пляски Красной Армии, взобравшись на импровизированный помост, поет первые строки, шум вокзала затихает, люди слушают великую песню, у многих слезы на глазах, впрочем, как и у исполнителей... Песню просили исполнить пять раз!
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Автор "Священной войны" А. В. Александров в свое время писал: "Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!"
Я считаю, что авторам этой песни удалось выразить то, о чём думали, что чувствовали миллионы советских людей.
Песня была написана еще до войны, но для солдат «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни,- все, что пытался разрушить беспощадный фашист. Именем «Катюша» было названо грозное оружие, наводящее ужас на врага .Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги. Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, помогала солдатам победить.
А в 1944 году композитор Владимир Захаров и поэт Михаил Исаковский сочинили еще одну песню «Катюша» - уже об этом новом оружии. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу». На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Кажется, один из немногих в мире! Эта песня является одной из моих любимых и часто её поют люди в Великий праздник Победы.
Спетая Марком Бернесом, "Темная ночь" стала любимейшей в военном репертуаре. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Ещё до выхода фильма на экран Леонид Утёсов, получив от Никиты Богословского ноты песни, записал её на пластинку (1943г). Однако именно интерпретация Марка Бернеса, отличающаяся удивительной искренностью и душевностью, считается классической.
Есть еще одна маленькая интересная подробность. Вскоре после того, как "Темная ночь" прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку – то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую – брак. Оказалось, что испорчена матрица: женщина-техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами... Так что в свет "Темная ночь" вышла только со второй матрицы.
Эта песня и в наши дни трогает людей до слёз.
«Радости встречи, девичьи плечи
Помним в страде боевой
За них родных любимых,
Желанных таких,
строчит пулеметчик за синий платочек,
что был на плечах дорогих»
Песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко. Её задушевное исполнение доносило ставшие нужными теплые лиричные слова песни на уже давно знакомый мотив.
Конечно, пулеметчики, за слова в песне "Строчит пулеметчик за синий платочек", считали, что песня написана про них. Они даже прикрепляли к гашетке пулемета фотокарточки своих девушек, жен и называли свои пулеметы ласково именами возлюбленных: "моя Анечка", "сейчас Клава ударит" и т.д.
Песня "Синий платочек" стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.
Песня повествует о воспоминаниях солдата во время отдыха перед боем и получила в годы войны огромную популярность. Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни.
- В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу.
Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.
Каждый солдат понимал, что дорога к мирной жизни идет через войну:
«Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому
Пусть каждый совершит.»
Каждая фронтовая песня имеет свою интересную и часто, захватывающую, историю. В феврале 1942 года поэт Евгений Долматовский "как бы с натуры" написал стихотворение "Танцы до утра", в котором есть строки:
"Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…"
В своих воспоминаниях поэт делился, что никакие военные тяготы не могут заглушить лирику жизни: знакомства, откровенные разговоры, влюбленности. И отмечал, что в название стихотворения он поместил текст традиционного объявления танцевального вечера, которые устраивались в клубе, когда воинские колонны останавливались на ночёвку в селе или маленьком прифронтовом городке. В 1942 году, встретившись с композитором Марком Фрадкиным, Долматовский зачитывает ему стихотворение и предлагает из него сделать песню, но в те времена песня так и не родилась. И вот, годом позже, по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского песня все-таки появляется на свет. Михаил Фрадкин играет ее везде, на всех станциях и полустанках бойцам, и вскоре песня обгоняет своих создателей и начинает жить своей жизнью. Интересно, что первое название песни "Офицерский вальс", а слова в ней были такие:
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.
Говорят, когда И. В. Сталин прослушал песню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокого сильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название "Офицерский вальс": офицер должен не танцевать, а воевать. Вот таким образом песня стала называться "Случайный вальс", а "погоны" превратились в "ладони".
Песня "Случайный вальс", на слова. Е. Долматовского, музыка. М. Фрадкина, написана в 1943г.
В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, и "Смуглянка", написанная на основе молдавского фольклорного творчества.
В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Композитору сказали, что стране нужны патриотические песни, а не "фривольные финтифлюшки".
В 1942 году песня была слегка переписана. Яков Шведов изменил текст, а Новиков подправил партитуру. В таком виде композитор показал песню А.В. Александрову, руководителю ансамбля песни и пляски Красной Армии. Александрову песня очень понравилась, он включил ее в репертуар ансамбля, однако песню долго не хотели выпускать. Только в 1944 году, когда песня потихоньку разошлась по фронтовым ансамблям, случилось исполнение песни на концерте, который транслировался по радио. Так веселая, бойкая песня про любовь партизана и смуглянки-молдаванки, рассказывающая о событиях Гражданской войны, стала собирательным образом любви молодых людей, объединенных общей борьбой с немецкими захватчиками.
После войны песня "Смуглянка" в разных обработках входила в репертуар многих известных исполнителей, а в 1973 году ее песня прозвучала в потрясающем, трогательном фильме Леонида Быкова (между прочим, воевавшего актера и режиссера) "В бой идут одни старики". Я тоже смотрела этот фильм, и эта песня в фильме мне очень нравится.
Песня «Смуглянка" на слова. Я. Шведова, музыка. А. Новикова, написана 1940 – 1942г. (кадр из фильма «В бой идут одни старики»)
Одна из самых первых лирических песен военных лет, "В землянке", "родилась" совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне в своем письме к ней. "Так бы и остались эти стихи частью письма, – вспоминает Алексей Сурков – если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". "Что-нибудь" не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет." Через неделю Константин Листов исполнял эту песню в редакции газеты, оставив репортерам нотные записи. А уже сотрудники газеты представили песню "Комсомольской правде", где она была принята безоговорочно и напечатана 25 марта 1942 года. Оттуда она и пошла в народ, на фронт, в тыл, полюбилась многим не только в СССР, но и за рубежом, в войсках союзников. До сих пор эта проникновенная песня звучит на концертах, и мы с удовольствием её слушаем, возвращаясь в то суровое время.
9. Песня "Огонек" на слова М. Исаковского, муз. народная, 1943 – 1947г.
19 апреля 1943 года в газете "Правда" было напечатано стихотворение Михаила Исаковского "Огонёк" с подзаголовком "песня", но ни нот, ни подстрочника не было. Музыку к стихотворению стали сочинять многие композиторы и музыканты, как известные, такие как М. Блантер, А. Митюшин, Н. Макарова, Л. Шварц, так и любители (Н. Чугунов, В. Никитенко). Однако все эти мелодии не имели ничего общего с той, с которой песня обрела популярность. Песню "Огонек" с этой мелодией пели на всех фронтах, но её автор оказался неизвестен. Впервые "Огонёк" с этой мелодией прозвучал в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. Были выпущены грампластинки, на которых указывалось, что автор текста – Исаковский, а музыка – народная. Исаковский вспоминал, что многие люди пытались доказать, что именно они являются авторами музыки к песне. Была созвана специальная комиссия Союза композиторов, которая установила, что ни один из этих людей не мог написать её, а мелодия более всего похожа на танго "Стелла", автор которого также неизвестен.
Секрет воздействия "Огонька" так объясняет поэт Евгений Долматовский: "Прошли годы, и мы просто забыли обстановку военного времени. Когда враг напал на нашу страну, повсеместно – сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, – было введено затемнение. На улицах – ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги. Затемнение придавало фронтовой характер городам и селам, как бы далеко от линии боев они ни находились. И вдруг на фронт прилетела песня "Огонек". Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар, и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!
10. Песня «Казаки в Берлине» на слова Ц.Солодарь, музыка Д и Д. Покрасс написана 9 мая 1945г.
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, Цезарь Солодарь увидел нашу кавалерию. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.
Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни.
В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрассам, которым они очень понравились. По их предложению стихи были "усилены" лихим припевом:
Казаки, казаки!
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Музыку написали к вечеру и, следовательно, песня "Казаки в Берлине" была написана за один день - 9 мая. Вскоре в исполнении Ивана Шмелева она прозвучала по радио, и ее узнала и полюбила вся наша страна.
Она была создана 9 мая, уже после подписания безоговорочной капитуляции Германии. И поэтому разве «Казаки в Берлине» не первая песня Победы?
И вот она долгожданная победа – 9 мая 1945года. И в этот день солдат встречали песнями.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края,
Мир победил! Окончена война!
Был враг добит. Советская держава
Смела с лица Отчизны злую тень.
Берлин, София, Прага и Варшава
Солдат встречали песней в этот день.
Приложение 2
Любимая песня моего прадедушки
Песня "Вернулся я на Родину" написана была в 1946 году, практически сразу после окончания Великой Отечественной Войны, авторы - композитор Марк Григорьевич Фрадкин и поэт Михаил Львович Матусовский.
История песня интересна тем, что в отличие от большинства песен, когда к написанным стихам композитор пишет музыку, в данном случае было все иначе. И даже не стихи были написаны под готовую мелодию. Стихи Михаилом Матусовским были написаны на переживания Марка Фрадкина после его первого послевоенного возвращения в родной город, Витебск. По возвращению из Витебска в Москву композитор познакомился с Михаилом Матусовским и рассказал ему о своих переживаниях и впечатлениях, связанных с поездкой родной город. Через некоторое время Михаил Матусовский показал ему стихотворение, озвучившее эти переживания. На эти стихи Марк Фрадкин написал музыку, так родилась песня "Вернулся я на Родину". Это песня о тех, кому посчастливилось вернуться с войны. О тех, кто ждал их возвращения все эти долгие четыре года, о тех, кому посчастливилось дождаться.
В песне отражена не только боль от долгой разлуки с любимыми местами и любимыми людьми. В песне отражено величие русского народа, так, как не смотря ни на что, идет восстановление городов и заводов. И слезы радости и радость сквозь слезы, что выжили, вернулись, что наконец-то на родной земле, наконец-то дома.
Что вопреки всем тяготам и ужасам войны - выжила и дождалась мать, и дождалась та, которая ждала еще до войны.
И самое главное - беззаветный патриотизм, за Родину, за Отечество, потому как, «Выше счастья Родины нет в мире ничего.
Приложение 3
Вопрос | Варианты ответов | Количество ответивших |
Какие Песни Победы вы знаете? | «Катюша» | 32 |
«Священная война» | 19 | |
«Синий платочек» | 12 | |
«Темная ночь» | 8 | |
«В землянке» | 0 | |
Где звучат эти песни сегодня? | Поют дома («Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек») | 6 |
Звучат на ТВ | 38 | |
Кто автор этих песен? | Не знаю | 100% |
Какие чувства, эмоции ты испытал, прослушав песню: | «Тёмная ночь» | Спокойствие |
«Смуглянка» | Веселье | |
«Священная война» | Страх, напряжённость | |
«Прощайте, скалистые горы» | Грусть |
Если хочется пить...
Нарисуем попугая цветными карандашами
Сказка об одной Тайне
Медведь и солнце
И тут появился изобретатель