«Подбор базового ассортимента декоративных травянистых растений для цветоводческого отдела УОУ МОУ - СОШ с. Балтай»Школьный двор - это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. В немалой степени наше настроение и отношение к школе зависит от его вида.
Наша школа окружена шестью клумбами, на которых растут множество различных растений. Здесь есть как древесные, так и травянистые растения. На наших клумбах есть пионы, ирисы, васильки – многолетники – старожилы, зарекомендовавшие себя как устойчивые к неблагоприятным условиям и высокодекоративные виды. Ежегодно к ним присоединяются однолетники, которые, к сожалению, не всегда оправдывают возложенные на них надежды. Поэтому, по итогу наших занятий в объединении «Прикладная ботаника», мы решили составить список видов и сортов травянистых многолетних, однолетних и двулетних растений, рекомендуемых к использованию при озеленении школьного двора.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 31.5 КБ |
prakticheskaya_znachimost.docx | 14.47 КБ |
karta_otsenki.doc | 45.5 КБ |
mehanizmy_i_etapy.docx | 18.58 КБ |
Введение.
Школьный двор - это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. В немалой степени наше настроение и отношение к школе зависит от его вида.
Наша школа окружена шестью клумбами, на которых растут множество различных растений. Здесь есть как древесные, так и травянистые растения. На наших клумбах есть пионы, ирисы, васильки – многолетники – старожилы, зарекомендовавшие себя как устойчивые к неблагоприятным условиям и высокодекоративные виды. Ежегодно к ним присоединяются однолетники, которые, к сожалению, не всегда оправдывают возложенные на них надежды. Поэтому, по итогу наших занятий в объединении «Прикладная ботаника», мы решили составить список видов и сортов травянистых многолетних, однолетних и двулетних растений, рекомендуемых к использованию при озеленении школьного двора.
Клумбы расположены по периметру здания школы и находятся полукругом: № 1 с северной части здания, № 2 и №3 с западной части, № 4 – отнесена от здания школы и прилегает к северной стороне одноэтажного гаража, № 5и №6 обрамляют школу с южной стороны. В связи со столь разным расположением наши участки имеют неоднородую освещенность.
Клумба под № 1 находится в тени. ( Освещена Солнцем максимум 4 часа в сутки)
Клумбы под № 2 и3 расположены в нормальном освещении.
Клумба под №4 находится в полутени, а клумбы под № 5 и 6 находятся на ярком освещении.
К сожалению, на нашем участке почва не плодородная и истощенная, а так же из – за того что школьный двор расположен на искусственно выровненной площадке, глубина почвенного слоя неравномерна. Исходный рельеф - это склон северной экспозиции, поэтому с южной стороны школы почва в клумбах насыпная и ее слой составляет от 20 до 35-40 см.
Полив в настоящее время уже третий год проводится как лейками, так и дождеванием при помощи переносных поливалолок. Но из – за того, что по насыпной землей находится слой состоящей из опоки и песка, которыми перед началом строительства была засыпана площадь школьного двора влагоемкость почвы очень низкая и растения испытывают, особенно на южных клумбах, недостаток влаги.
Таким образом, нам нужны растения, которые не требовательны к плодородию, засухоустойчивые, солнцелюбивые, теневыносливые. При этом сортимент растений должен быть таким, чтобы клумбы всегда оставались красивыми с мая по октябрь.
Так же при подборе растений следует учесть тематику клумб:
№1 – теневая клумба
№2 - цветочное панно
№3,5 и 6 – парадные клумбы,
№ 4 клумба - коллекция декоративных форм дикорастущих, сорных и овощных растений.
Исходя из имеющихся условий, мы поставили перед собой следующую цель: составить перечень растений, которые следует использовать как универсальный набор, позволяющий иметь гарантированный успех.
Дня достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить состояние насаждений на клумбах
2. Определить параметры декоративности растений разных видов в вышеуказанные периоды.
3. Оптимизировать ассортимент декоративных растений и структуру зеленых насаждений различного целевого назначения
4. Составить список растений рекомендованных к выращиванию на клумбах цветочного отдела учебно – опытного участка МОУ СОШ с. Балтай
5. Разработать рекомендации по реконструкции участков с неудовлетворительным озеленением.
Практическая значимость проекта.
Реорганизация цветоводческого отдела идет уже четвертый год. Конечно, нельзя не отметить ее позитивной динамики, не смотря на трудные погодные условия и отсутствие больших капиталовложений, изменения заметны: стал больше ассортимент растений, большую площадь стали занимать многолетники, вырыты компостные ямы и получено свое органическое удобрение, которое не требует машину для доставки. Положительные изменения заметны не только людям, интересующимся биологией замечающим увеличение видов, но и остальным. Так весной 2011 года для другого проекта мы делали опрос, по которому получили следующие результаты:
Но любая деятельность требует промежуточного анализа для корректировки направления. Цветоводческий отдел занимает 4 место по размеру в структуре пришкольного участка после дендрологического, плодово - ягодного и овощного. К тому же он должен выполнять эстетическую функцию. Следовательно, для его преобразования необходимо было изучить имеющиеся условия, и рассмотреть сортимент имеющихся растений, разработать стратегию и план посадки растений, которые бы совместили в себе следующие критерии:
- эстетику
- упрощение ухода
- повышение почвенного плодородия
- наличие идеи при посадке групп растений ( коллеция, цветочное панно и пр.)
- воспроизводство посадочного материала
Оценив декоративность всех имеющихся травянистых декоративных культур, мы смогли составить базовый перечень растений как в целом по участку, так и по каждой клумбе отдельно.
Это позволит:
Механизмы и этапы реализации проекта.
«Прикладная ботаника» занимается усовершенствованием клумб с осени 2008 года. За этот период были изучены почвенно – климатические условия участков, велись наблюдения за растениями, подбирались культуры, проявляющие более терпимое отношение к неблагоприятным условиям. Поэтому весной 2011 года авторы данного проекта опираясь на имеющийся материал: планы участков, их почвенно – климатическую характеристику, литературу и интернет – ресурсы, а так же на собственные возможности приступили к его реализации.
В ходе подготовки к осуществлению проекта был разработан план.
Описание осуществления основных этапов.
Видовой состав цветоводческого отдела УОУ
Двулетники Гайлардия Люпин Рудбекия Многолетники |
Аквилегия Астра многолетняя Гладиолусы Ирисы Лилии Папоротник Пионы травянистые Тюльпаны Тысячелистник Хризантемы |
Списки растений для планируемой посадки в цветоводческом отделе УОУ в 2011 году.
Однолетние | Двулетние | Многолетние |
Агератум | Перетрум | Лилейник |
Астры однолетние | Хоста | |
Бархатцы отклоненные | ||
Георгина однолетняя | ||
Герань (пеларгония) | ||
Декоративная капуста ( к одн. т.к декоративна в первый год) | ||
Календула | ||
кислица | ||
Космея | ||
Кохия | ||
Клещевина | ||
Клеома | ||
Лаватера | ||
Львиный зев высокорослый и низкорослый | ||
Молочай окаймленный | ||
Портулак | ||
Петуния | ||
Циния | ||
Эшольция |
Однолетние | Двулетние | Многолетние |
Агератум | Перетрум | Лилейник |
Астры однолетние | Хоста | |
Бархатцы отклоненные | ||
Георгина однолетняя | ||
Герань (пеларгония) | ||
Декоративная капуста ( к одн. т.к декоративна в первый год) | ||
Календула | ||
кислица | ||
колеус | ||
Космея | ||
Кохия | ||
Клещевина | ||
Клеома | ||
Лаватера | ||
Львиный зев низкорослый | ||
Молочай окаймленный | ||
Подсолнечник декоративный. | ||
Портулак | ||
Петуния | ||
Щирица | ||
Циния | ||
Эшольция |
Карты для оценочного обхода разрабатывались следующим образом. На Каждую клумбу был заведен бланк с таблицами отдельно для многолетних, двулетних и однолетних растений. Каждый вид растений оценивался визуально по четырехбальной шкале – результат указывался в графе «состояние», так же отмечался год посадки растения и в примечаниях указывалась «+» целесообразность или «-» нецелесообразность его дальнейшего использования.
3 балла – состояние отличное: высокая эстетическая ценность; растения с высокими декоративными качествами, развитие соответствует сезону.
2 балла - состояние хорошее: растения декоративны, достаточно развиты.
1 балл – состояние удовлетворительное: растения в момент осмотра недекоративны, но это связано со стадией их развития.
0 баллов – плохое состояние: растения неразвиты, неэстетичны, больны, поражены вредителями.
Результаты обрабатывались следующим образом.
Петушок из русских сказок
Проказы старухи-зимы
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Под парусами
Как нарисовать портрет?