Работа направлена на выявление ошибок в объявлениях и наружной рекламе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 44.58 КБ |
Приложение 1. | 2.39 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №8»
Городской Фестиваль науки
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов
«Я – исследователь»
секция: гуманитарная
Исследовательская работа на тему:
«Охота на ошибки»
(на примере рекламных и информационных объявлений)
Выполнили:
Рудячук Арина
учащаяся 3 а класса
МБОУ «СШ № 8»,
Решетов Арсений
учащийся 2 в класса
МБОУ «СШ №8»
Подготовила:
Решетова Светлана Николаевна,
учитель-логопед
МБОУ «СШ №8»
г. Новый Уренгой
2017 г.
Введение.
Интерес к данной теме определили, случайно замеченные нами, ошибки на ценниках в школьной столовой. На ценнике было написано-«пирожок с свежей капусты», «суп из курице». Потом попалось объявление около лифта: «Лифт вниз не поднимает». Это навело на мысль, что ошибки совершают не только школьники, но и взрослые люди, которые уже давно окончили школу. Мы решили изучить эту тему. Изучали все объявления, которые попадались на глаза, обратились за помощью к сети Интернет (Приложение 1). Оказалось, что в объявлениях, наружной рекламе, допускают бесчисленное множество ошибок.
Цель работы: выявление ошибок в текстах объявлений и наружной рекламе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать тексты объявлений.
2. Классифицировать ошибки по видам.
3. Представить выводы в виде диаграммы.
Объектом исследования стали рекламные и информационные объявления.
Предмет исследования: ошибки в объявлениях.
Гипотеза: большинство ошибок в объявлениях являются орфографическими.
Основные методы:
В 1878 году один предприниматель, по фамилии Метцель, открыл фирму объявлений и выдвинул такой лозунг: «Объявление есть двигатель торговли».
Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции. Для современных создателей рекламы зачастую важнее креативность мышления разработчика, чем грамотность и добротность. Необходимо научить население видеть ошибки.
Их можно разделить на: орфографические, грамматические и речевые (стилистические) недочёты.
Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой.
Проанализировав ошибки в рекламных объявлениях из указанных выше источников, мы нашли орфографические. Например, это ошибки в написании словарных слов с непроверяемыми гласными; безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением; удвоенными и непроизносимыми согласными; слов с Н и НН в суффиксах прилагательных; слов с разделительным твердым знаком; мягким знаком в ТСЯ и ТЬСЯ; слитное написание предлогов –раздельное приставок; пропуск и перестановка букв и слогов.
- «Мне нравиться помогать людям…». Допущена ошибка в слове «НРАВИТЬСЯ», мне (что делает?) – нравится, пишется без мягкого знака;
- «Уважаемые отдыхающие расчитывайте свои силы и время…», в слове «РАСЧИТЫВАЙТЕ» также допущена ошибка, РАС-это приставка, СЧИТ-это корень. Значит слово РАССЧИТЫВАЙТЕ пишется с двумя буквами С.
- «Кортофель жаренный сгрибами», слово КАРТОФЕЛЬ – это словарное слово, пишется через А. С ГРИБАМИ - предлоги со словами пишутся отдельно.
Из 72 объявлений с ошибками мы нашли 51с орфографическими ошибками.
Чтобы проанализировать речевые (стилистические) ошибки в рекламе и объявлениях, необходимо понять, что такое речевые (стилистические) ошибки.
Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Речевые (стилистические) ошибки довольно часто встречаются как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Например, мы нашли следующие объявления:
- «Шашлык свиной из шейки кулинаров». Правильно будет: Шашлык из свиной шейки. ООО «Кулинаров»
- «Требуеца продавец с СОзнанием компютора». Получается довольно комично. Ведь СОЗНАНИЕ – это состояние психической жизни человека. СО ЗНАНИЕМ – умеющим что-либо делать. Значит, автор объявления ищет человека-робота!
- «В вашем доме состоится общее собрание. Повестка дня: выборы домового», звучит очень смешно, но не правильно. Правильно было напечатать так: «В вашем доме состоится общее собрание. Повестка дня: выборы старшего по дому».
Так из 72 рассмотренных объявлений, 10 - это речевые (стилистические) ошибки.
Чтобы выявить грамматические ошибки в рекламе и объявлениях, необходимо понять, что такое грамматические ошибки.
Грамматическая ошибка - это нарушение общепринятой устоявшейся нормы. Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для образования слова использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основным предложением деепричастный оборот).
В подъезде мы увидели предупреждение: «Пирилы покрашины», правильно будет сказать: «Внимание! Перила окрашены.»
Вывеска на витрине: «Женские мужские одежды и обуви», неправильное согласование слов. Правильно будет: «Женская, мужская одежда и обувь».
Мы рассмотрели 72 объявления с ошибками, из них в 11 нашли грамматические ошибки.
Найденные ошибки мы разделили на группы и представили в виде таблицы. (Приложение 2.)
Полученные результаты нашего исследования можно представить в виде диаграммы. (Приложение 3.)
Заключение.
Проанализировав собранный материал по заданной проблеме, мы выяснили, что ошибки в наружной рекламе, связанные с нарушением орфографических, грамматических и стилистических норм, чаще всего результат безграмотности «авторов».
Сравнив количество орфографических, лексических и речевых ошибок мы сделали вывод о том, что гипотеза подтвердилась: большинство ошибок в объявлениях являются орфографическими.
Реклама проникла во все области нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу.
Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».
Хочется верить, что в недалёком будущем языковой материал наружных объявлений станет образцовым!
Список литературы.
1. Бабайцева В.В. Русский язык: теория: учебник для 5-9 кл./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.– М., 1998. - 287 с.
2. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография/ В.Ф.Иванова. - М., 1966. – 313 с.
3.КлимановаЛ.Ф.,Горецкий Г.В.,Голованова М.В., ВиноградскаяЛ.А.,Бойкина М.В. Литературное чтение 3 класс,2017г.
4. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М., 1993. – 960 с.
5. Орфографический словарь для учащихся средней школы: Под ред. Проф.Д.Н.Ушаков и проф. С.В.Крючков. - М., 1976. – 365 с.
6.http://stebok.net/foto/2031-smeshnye-oshibki-v-reklame-19-foto.html
7.http://chert-poberi.ru/umor/zabavnyie-oshibki-perevoda-na-obyavleniy-i-vyivesok.html
Приложение 2.
Таблица 1.
Выявленные ошибки
Орфографические ошибки: | ||
№ | Ошибка | Правильно |
1 | верхнИю (одежду) | верхнюю (одежду) |
2 | мне нравитЬся | мне нравится |
3 | проводитЬся набор | проводится набор |
4 | находитЬся | находится |
5 | гостинНицы | гостиницы |
6 | «КудесТница» | «Кудесница» |
7 | раСЧитывайте | рассчитывайте |
8 | обЬяснение причин | объяснение причин |
9 | длинНа | длина |
10 | аПетитная | аппетитная |
11 | машЫна | машина |
12 | авГомойка | автомойка |
13 | грузиков | грузЧиков |
14 | о вощЯми | с овощами |
15 | винИгрет | винегрет |
16 | пелмени | пелЬмени |
17 | с олат мясной | салат мясной |
18 | продОвцы-консУЬтанты | продавцы-консультанты |
19 | бесплато | бесплатНо |
20 | селёТка | селёдка |
21 | посудАмойка | посудомойка |
22 | работИет | работает |
23 | свеклО | свекла |
24 | мАрков | морковЬ |
25 | кАмпот | компот |
26 | налоплательщиков | налоГОплательщиков |
27 | субота | суББота |
28 | мАкасин | мокасин |
29 | спец-цена | спец.цена |
30 | Ивропы | Европы |
31 | мОгОзин | магазин |
32 | чИбАГсарский трЕкАтаШЬ | чебоксарский трикотаж |
33 | редка зелЮная | редька зелёная |
34 | кОТофелем | картофелем |
35 | котРОую | которую |
36 | профессиАналы | профессионалы |
37 | драгоцеНННость | драгоценность |
38 | беспрИдел | беспредел |
39 | кОртофель СГрибами | картофель с грибами |
40 | издеДЕлий | изделий |
41 | проЖажа | продажа |
42 | внеочереди | вне очереди |
43 | благоутраивается | благоустраевается |
44 | вдОвое | вдвое |
45 | Росийской | Российской |
46 | Мы отрылись! | Мы открылись! |
47 | прИмьеру | премьеру |
48 | осчасливь | осчастливь |
49 | Адежда | одежда |
50 | Росгострах | росгосстрах |
51 | быть джентЕльменом | быть джентльменом |
Грамматические ошибки: | ||
1 | пирожок с свежей капусты | пирожок с капустой |
2 | по договорам | по договору |
3 | требуется продавецЫ | требуется продавец |
4 | вход через водвор | входчерез двор |
5 | ремонт квартиры отделька даделька | ремонт квартир, отделка, доделка |
6 | Рекс | кролик Рекс |
7 | пИрилы покрашИны | перила окрашены |
8 | С делаю Электра мантажную работы | Выполню электро-монтажные работы |
9 | на продаже имеется | в продаже имеется |
10 | Оденьте очки | Наденьте очки |
11 | Московский финансовА-юридический университет | Московский финансово-юридический университет |
Речевые (стилистические) ошибки: | ||
1 | требуеЦа продавец с сознанием компютОра | требуется продавец со знанием компЬютера |
2 | женские мужские одежды и обуви | женская, мужская одежда и обувь |
3 | …выбор домового | …выборы старшего по дому |
4 | …девушки до 80 лет | …женщины до 80 лет |
5 | проникновение на объект влечет наложение ответственности | Самовольное проникновение на объект влечет наложение административного штрафа. |
6 | Принимается ремонт мягкой мебели | Принимается в ремонт мягкая мебель |
7 | Вопросы по з/частям по тел. | Вопросы по з/частям принимаются по тел. |
8 | Шашлык свиной из шейки кулинаров | Шашлык из свиной шейки. ООО «Кулинаров» |
9 | Кондитерская фабрика приглашает на работу двух мужчин – одного для обертки, другого для начинки. | Кондитерская фабрика приглашает на работу двух мужчин: в упаковочный и производственный цеха. |
10 | лифт вниз не поднимает | лифт вниз не спускается |
Приложение 3.
Рисуем крокусы акварелью
Кто должен измениться?
10 осенних мастер-классов для детей
Золотая хохлома
Извержение вулкана