Аннотация
Цель работы: изготовить календарь, содержащий основные исторические события и памятные места станицы Петропавловской.
Задачи:
1. Познакомиться с календарём, как системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей.
2. Собрать и провести анализ информации по истории станицы.
3. Провести исследование архитектурного наследия станицы.
4. Научиться работать с разными источниками информации.
5. Освоить технику работы с текстом, рисунками, фотографиями в формате Word.
6. Научиться самостоятельно создавать календарь.
7. Провести анализ влияния сведений, содержащихся в календаре на знания людей об истории своей станицы.
Выводы: Календарь дешевле изготовить самостоятельно на принтере, чем в фирме, предоставляющей полиграфические услуги. Что и было предпринято. Приобретая календарь, люди больше узнают об истории своей станицы. Об истории стали знать больше и те, кто не приобретал календарь, потому что среди их родных и знакомых есть те, которые его приобрели. Сведения, содержащиеся в календаре стали доступны более широкому кругу людей.
Заключение 1 . По изготовленному мною календарю можно определить не только дни недели и времена года, но и узнать историю своей родной станицы.
2. По нашим прогнозам, аудитория людей, познакомившихся с историей станицы через календарь будет расширяться.
3. По изготовленному календарю мы, жители станицы Петропавловской, узнали, что означают и о чём говорят памятники и обелиски. Наш календарь позволит привлечь внимание к проблеме реставрации этих достопримечательностей.
конкурс учебно-исследовательских проектов школьников
«Эврика, юниор»
малой академии наук учащихся Кубани
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
ст-цы Петропавловской
Курганинского района
КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ МЕСТ СТАНИЦЫ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗНАКОМСТВА
С ИСТОРИЕЙ СТАНИЦЫ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЩЕРБАКОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ МАОУ СОШ № 10
2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Оглавление
страницы
Введение. Нет настоящего без прошлого. ……………………………………….. 1-2
Обзор литературы ….……… ………………………………………………………. 2-3
Глава I. История станицы Петропавловской
1.1. История заселения станицы……………………………………………………….3-4
1.2. Достопримечательности станицы Петропавловской……………………………4-13
1.3. Что означает слово «календарь»?..........................................................................13-14
1.4. Что такое Юлианский календарь?..........................................................................14-15
1.5. Что такое Григорианский календарь?.................................................................. 15-16
1.6. В чём различие между старым и новым стилем?................................................. 16
1.7. Существует ли такой календарь («вечный»), которым можно
было бы пользоваться ежегодно?................................................................................... 16-17
Глава II. Практическая часть
2.1. Изготовление перекидного календаря памятных мест
станицы Петропавловской…………………………………………………………….. 17-18
2.2. Проведение социологический опроса среди тех,
кто приобрёл календарь спустя 3 месяца……………………………………………... 18
2.3. Проведение социологический опроса среди тех, кто не приобретал календарь
спустя 6 месяцев. Проводился до продажи календарей и на празднике,
посвящённом Дню станицы Петропавловской. ……………………………………… 18-19
Заключение………………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………………. 19-20
ДЕМЕНТЬЕВА Екатерина Александровна
Краснодарский край, Курганинский район, станица Петропавловская
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 ст-цы Петропавловской», 6 класс
КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ МЕСТ СТАНИЦЫ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЗНАКОМСТВА
С ИСТОРИЕЙ СТАНИЦЫ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ
Научный руководитель: Щербакова Ольга Анатольевна учитель
МАОУ «СОШ № 10 ст-цы Петропавловской»
Введение. Нет настоящего без прошлого
Память едва ли не самая большая ценность человечества, благодаря которой мы анализируем прошлое, ориентируемся в настоящем.
За более чем вековой период жители нашей станицы были очевидцами различных событий, и памятники истории могут рассказать нам о том времени. В центре станицы и на окраинах возведены мемориальные комплексы, обелиски. В одном из журналов [1, с. 22] я прочитала высказывания французского учёного Вольтера. Много - много лет назад он так отозвался о римском календаре: «Римляне всегда одерживали победы, но никогда не знали, в какой день это случилось».
Мы становимся похожи на них. Проезжая по станице, идя в школу, я прохожу мимо различных памятников, обелисков, церкви. Я задала себе вопрос: «Что значат они в истории родной станицы?» А я даже не задумываюсь об истории их создания, о том, что они построены в разное время и для разных целей. А ведь всё это наша недалёкая история, которую, если сейчас не узнаем, то может быть забудем навсегда. Это говорит об актуальности исследования данной темы. Я решила провести опрос среди разных возрастных групп жителей станицы Петропавловской и убедилась в верности своих предположений. Приложение Ι.
Поэтому я обозначу проблему моего исследования: Жители станицы (особенно молодое поколение) не знают, и не интересуются историей строительства родной станицы Петропавловской, потому что материалов об этом нет даже в районном архиве, на сайте администрации станицы. Приложение ΙΙ.
Гипотеза исследования: В исторических объектах нашла отражение история казачества станицы. Изготовление календаря памятных мест станицы Петропавловской поможет познакомить большинство жителей станицы с её историей.
Цель работы: изготовить календарь, содержащий основные исторические события и памятные места станицы Петропавловской.
Задачи:
1. Познакомиться с календарём, как системой счёта времени, его устройством, различными видами календарей.
2. Собрать и провести анализ информации по истории станицы.
3. Провести исследование архитектурного наследия станицы.
4. Научиться работать с разными источниками информации.
5. Освоить технику работы с текстом, рисунками, фотографиями в формате Word.
6. Научиться самостоятельно создавать календарь.
7. Провести анализ влияния сведений, содержащихся в календаре на знания людей об истории своей станицы.
Объект исследования: история станицы Петропавловской.
Предмет исследования: памятники архитектуры, обелиски, монументы станицы, как носители истории станицы Петропавловской.
Выбранная тема включает моменты исследования: как увековечены памятные места, связанные с жизнью и ратными подвигами героев. Считаю эту тему актуальной, потому что мы живем среди этих зданий. Это необходимо знать не только людям, которые посвятили себя профессии архитектора, скульптора, но и любому человеку, который любит свою станицу.
Использовала следующие методы исследования: наблюдение, работа с литературными источниками, интернет источниками; интервью, опросы, обработка статистических данных, исследование исторических документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях).
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что её можно применять при изучении курса кубановедения, на уроках окружающего мира, а также для информирования жителей станицы.
Результаты работы могут быть доложены на районной научно-практической конференции школьников.
Обзор литературы
В очередном томе популярной детской энциклопедии «Я познаю мир» автор С. В. Волков собрал статьи, в которых рассказывается об истории времяисчисления и возникновении первых календарей. Подробно описывается отличие и причины возникновения юлианского и григорианского стилей.
Номер 10 «Детской энциклопедии» – познавательного альманаха для девочек и мальчиков посвящён большой теме «Летоисчисление». Там же приводится пример вечного календаря на 1900- 2039 годы и приводятся примеры использования этого универсального календаря. Текст сопровождается иллюстрациями.
В книге военного историка Н.Д. Карпова «Мятеж главкома Сорокина: Правда и вымыслы» рассказывается о малоизвестных событиях начала Гражданской войны на Юге России. В то мятежное время наряду с революционерами-профессионалами к руководству повсеместно формирующимися красногвардейскими отрядами пришли люди, которых захватила романтика вооруженной борьбы, стремление реализовать собственные представления о том, как улучшить жизнь простых людей. В центре повествования - главнокомандующий Красной Армией Северного Кавказа И.Л. Сорокин - личность яркая, неординарная и противоречивая, с большими задатками талантливого полководца. Триумфом его военной деятельности явился разгром Добровольческой армии генерала Корнилова в апреле 1918 г., а также ряд других удачно проведенных боевых операций. Однако в историю советского периода он вошел как авантюрист, предатель революции и враг народа. Используя архивные и другие источники автор попытался доказать беспочвенность этих утверждений.
В своих книгах Михаил Александрович Сакке.подробно описывает историю возникновения станицы Петропавловской. Личности главнокомандующего Красной Армией Северного Кавказа И.Л. Сорокину посвящена целая книга. По его мнению И.Л. Сорокин - яркий, талантливый полководец, умелый оратор. Много в его книгах ссылок на свидетельства очевидцев.
Глава I. История станицы Петропавловской
1.1. История заселения станицы
Станица Петропавловская – одно из старейших казачьих поселений в Курганинском районе, и на Кубани. Год основания 1845. Станица перешагнула полутаровековой рубеж. Многое сохранилось из добрых казачьих традиций. Сюда, на степной простор, казаки прибыли по указу Екатерины Второй из бывшей четвёртой бригады Лабинского войска. Была создана так называемая Лабинская линия защиты от набегов адыгов и черкесов. Она базировалась на большой территории Кубани и охраняла рубежи южных границ. Сначала это был воинский стан. Позже стал называться станицей.
Возможно это было так…
С лёгкой руки Екатерины Второй, давшей добро на заселение благодатных земель, на Кубань потянулись из волостей и губерний России, а также Украины. На дворе полыхало бабье лето. Ранним утром группа всадников держала путь со стороны нынешнего Лабинского района и двигалась по направлению к кубанской столице. За ними тянулись десятка полтора кибиток. В поднебесье тонко звенел жаворонок. Его песенный мотив тревожил сердца казаков. И, наверняка, кто-то вспоминал родную сторонку, дом родной. Остановились у степной речки. Её прозрачная, кристальная вода, чистый воздух, как бы заворожили утомившихся путников.
-Тут будет наш сторожевой пост,- зычным голосом произнёс старший по званию и должности казак.
Уставшие от муштры и походов солдаты обрели новый причал на левом берегу реки Чамлык. Место было удобное: лес далеко, ровные степи, незаметно подобраться к казачьим казармам было невозможно. Удобно протекала река, она могла защитить от набегов адыгов и черкесов.
Река Чамлык является главным правым притоком реки Лабы. Она берёт начало высоко в горах Кавказа. В начале своего течения это бурная горная река, текущая в глубоких ущельях. В нижнем течении берега реки обрывистые, течение быстрое.
Со слов одной из старейших жительниц станицы Токмаковой Ульяны Евсеевны, родившейся в 1861 году в Воронежской области и переехавшей жить вместе со своими родителями в станицу в 1875 году, записано, что в станицу кроме казаков, защищавших рубежи, могли жить и гражданские лица. В станицу переселялись в основном из Орловской, Воронежской, Рязанской губерний. Ульяна Евсеевна прожила 105 лет и умерла в 1966 году.
Из архивной летописи, сохранившейся в музее, можно узнать, что в первые годы основания станицы в ней проживало около двух тысяч человек, а спустя десять лет население увеличилось более чем в три раза, а через четверть века ещё прибавилось свыше семи тысяч. Каждые пять лет, до 1917 года, наблюдался рост от двух до трёх тысяч. Разрастались семьи. Статистика подтверждает: начиная с 1880 года до 1917 года, в станице не было ни одного развода. Это ли не наглядный урок крепости семьи, любви и, согласия?
К 1916 году в станице проживало более 17 тысяч человек. К их услугам – 16 водяных и ветряных мельниц, четыре молокозавода, два кустарных кожевенных завода, пять кузниц, девять мостов через реку Чамлык. На вооружении станичников – 40 промолотилок и более 300 сноповязалок. В каждом дворе – живность: лошади, коровы, овцы, козы, птица. У местных жителей насчитывалось около 40 тысяч пернатых. Река Чамлык изобиловала рыбой. Было что подать к столу. Растут новостройки. До 1-й мировой Петропавловская – одна из самых богатых и грамотных станиц Кубани.
По современным данным на 01.10.2011 в станице проживает 6685 человек. Из них русских 6340, армян 148, украинцы 34, азербайджанцы 16, мари 34, цыган 52, грузин 18, остальные – белорусы, греки, осетины, латыши, татары, немцы, мордва, чуваши, евреи, узбеки, башкиры, удмурды, адыги, молдаване, эвены. [2, с. 43-50]
1.2. Достопримечательности станицы Петропавловской
По улице Ленина № 331 растут деревья необычайной высоты. Они резко отличаются от всех, которые растут на этой улице. Это липы, которым уже 108 лет. Посажены они были прадедом хозяина дома Моисеем Исаевичем Стручалиным в 1903 году, после его возвращения с турецкой войны. До 2007 года вековые липы охранялись, но теперь в связи с газификацией станицы они стали представлять опасность для газопровода. Поэтому их опилили. Сам же хозяин дома просит их спилить, что очень трудно: нужна спецтехника.
Поклонный крест на месте храма первоверховных апостолов Петра и Павла. Первоначально в центре станицы в 1845 году казаками был построен храм, освещённый в честь Петра и Павла. Многие поселения казаков на Кубани своими названиями обязаны православным праздникам. Такие названия населенные пункты получают чаще всего по дню основания, когда они подвергаются освящению и имянаречению по канонам православия. В честь святых первоверховных апостолов освящены многие православные храмы. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, а Павел - символом «свободного» христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: «Петрово» и «Павлово» в Церкви дополняют друг друга. Оба апостола пострадали за веру Христову. Павел, как римский гражданин, «усечен мечом» (то есть, - обезглавлен), а Петр - распят (поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, по собственной просьбе, его распяли вниз головой).
Мы можем увидеть храм, освящённый в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, только на картине-панораме «Казачий круг» в музее станицы Петропавловской. Длина полотна почти 4 метра, а ширина - два. Её оформил масляными красками местный художник А.В. Дмитриев. По старым фотокопиям, рассказам станичников он воспроизвёл казачий центр станицы с начала её образования до 1930 года. Храм располагался в центре станицы и был деревянный. Как красив он был, звоном куполов оповещавший о воскресных днях, о православных праздниках всех жителей станицы. В 1937 году храм был разрушен. А из церковного строительного материала построили клуб, который просуществовал до 1982 года. И если бы сегодня всё, что изображено на панораме «оживить», право же, получился бы неповторимый музей под открытым небом!
Но сейчас на этом месте стараниями отца Николая, настоятеля Свято-Димитриевского храма станицы Петропавловской, установлен поклонный крест. Ежегодно в день памяти апостолов Петра и Павла 12 июля совершается крестный ход к памятному кресту, у которого отец Николай совершает молебен.
Сколько православных приезжает в этот день, помолится о прощении у этого креста. Едут из соседних деревень: Михайловской, хутора Красное Знамя, села Николенского, города Курганинска. Господи, прости нас!
Памятник – бюст Ивану Лукичу Сорокину. Иван Лукич Сорокин был настоящим казаком. Он родился 4 (16) декабря 1884 года в ст. Петропавловской, Лабинского отдела, Кубанской области, Российской империи. Школу в станице Петропавловской окончил с отличием. После окончил войсковую фельдшерскую школу с отличием. Во время Первой мировой войны служил в 1-м Лабинском полку Кавказского фронта фельдшером.
Георгиевский кавалер. Во фронтовой газете того времени в статье «Георгиевские крестоносцы» писали: «На славу отличились тёзки Иваны – Сорокин, Лазаренко, Андрей Красников. Втроём они столько «натворили дел» там, на передовой, что турки вынуждены были спасаться бегством, но не тут-то было. Сначала троих обезоружили и приволокли в штаб полка, через день – ещё столько же. Они, наши земляки, настоящие рыцари-герои».
В 1915 был командирован в Тифлисскую школу прапорщиков. В 1916—1917 служил в 3-м Линейном полку. В 1917 произведён в унтер-офицеры.
В начале 1918 организовал на Кубани первый красный казачий отряд. Иван Лукич Сорокин в годы гражданской войны сформировал отряд из 150 станичников и увёл его на фронт для спасения Екатеринодара от белых. Двинулся он на Тихорецк. По пути в каждой станице выступал на сходках и призывал идти с ним. Пока он дошёл до Тихорецка, у него уже была целая дивизия. В боях проявил решительность, личную храбрость, военный талант.
С февраля 1918 — помощник командующего Юго-Восточной красной армией. Во время Первого Кубанского похода Добровольческой армии (9 (22) февраля — 30 апреля (13 мая) 1918) фактически руководил всеми противостоящими ей советскими силами на Кубани. 1 (14) марта 1918, после оставления Екатеринодара без боя Кубанской армией генерала Покровского, войска Сорокина занимают город [1]: Принимал участие в обороне Екатеринодара во время неудачного штурма города Добровольческой армией 27 марта (9 апреля) — 31 марта (13 апреля) 1918.
Армия Сорокина составляла 30-40 тыс. бойцов бывшего Кавказского фронта при 80-90 орудиях и 2 бронепоездах, располагалась в районе Кущевка-Сосыка и имела два фронта:
— на север против немцев;
— на северо-восток против Донской и Добровольческой армий [2].
Но жизнь его оборвалась трагически. Иван Лукич жил и воевал с казаками в мире и здравии, но его подвели раздоры с партийными верхами. У каждого героя есть свои и поклонники, и завистники. Последних оказалось больше. Его обвинили чуть ли не в измене Родине, ловко приклеили ярлык «врага народа» и хотели осудить военным трибуналом. 17 (30) октября 1918 Сорокин со своим штабом был задержан кавалерийским полком Таманской армии под командованием М. В. Смирнова. «Таманцы», разоружив штаб и личный конвой Сорокина, заключили их вместе с бывшим главнокомандующим в ставропольскую тюрьму.
19 октября (1 ноября) 1918 командир 3-го Таманского полка 1-й Таманской пехотной дивизии И. Т. Высленко застрелил И. Л. Сорокина во дворе тюрьмы.
Он воевал не за красных и не за белых, он воевал за свою родную землю, за свою станицу. И вот строки из его последней записки домой: «И мы, красные, и они, белые, присягаем на верность Отечеству. И мы, и они, соотечественники, сограждане, россияне. Многие - братья и сёстры.» И беда наших историков и литераторов состояла в том, что они бесславно похоронили этого героя, для которых Отчизна – святая святых.
Тяжело было жить потомкам Ивана Сорокина. Прочно закрепилось за ними унизительное звание «враг народа». Но справедливость восторжествовала. Только после выхода в печать в 1995 году к 150-летию станицы Петропавловской Михаила Александровича Сакке , члена Союза Журналистов России, «Казачий полководец. Правда о Сорокине» разрешили с гордостью произносить имя знаменитого земляка. Ведь И.Л. Сорокин в памяти станичников всегда сохранял доброе имя казака. Он не может быть реабилитирован даже посмертно, потому что не дожил до суда. Но силами и на средства станичников Сорокину И.Л. – герою гражданской войны установлен памятник-бюст 23 сентября 1995 года в центре станицы. Бюст изготовлен местным художником Александром Васильевичем Дмитриевым.
Командующий Добровольческой армией ген. А. И. Деникин дал высокую оценку действиям Сорокина во время боев за Екатеринодар летом 1918:
… весь план свидетельствует о большой смелости и искусстве. Не знаю чьих — Сорокина или его штаба. Но если вообще идейное руководство в стратегии и тактике за время северокавказской войны принадлежало самому Сорокину, то в лице фельдшера-самородка Советская Россия потеряла крупного военачальника[6].
В стихах местного поэта Вячеслава Жидкова как раз об этом говорится.
Его судьба- судьба героя…
Сквозь жернова кровавых войн
Прошёл лихой казак, порою
В сраженьях жертвуя собой.
Он был неслыханно талантлив
И в сердце нёс свою мечту,
Душою мягок и податлив,
Но, как солдат, он на посту.
Он в битвах лихостью казачьей
В окопах вражьих сеял страх.
И вера в бога и удачу
Была в георгиевских крестах. [3, с. 34-78]
Памятник героям двух войн: гражданской и Великой Отечественной. Участник гражданской войны, житель станицы В.И. Свиридов как-то в беседе рассказал:
- В ту войну из нашей семьи ушли на фронт шесть братьев. Трое воевали за красных и столько же за белых. Судьба благосклонно отнеслась к ним: все возвратились домой.
Отец спрашивал каждого:
-За что воевал?
-За Отечество, -отвечал Василий.
-За Державу, - вторил Илья.
- За Россию,- чеканил Пётр.
-За то, чтобы лучше жилось на Руси, -рапортовал Павел.
- За землю-кормилицу, - говорил Денис.
- За свободную Кубанскую землю, - молвил Иван.
Судя по ответам, никто не хотел причинять зла, вреда Отечеству.
Гражданская война скорее относится к числу самых жестоких. Нет, не по количеству убитых и искалеченных, а по силе разрушительного воздействия на людские души. И красные, и белые были соотечественники, они лишь находились в противоположных окопах, но каждый, красный или белый, сражался за Отечество, только понимая это по-разному.
В годы гражданской войны земляки-петропавловцы воевали и служили в частях и соединениях Сорокина, Будённого, Ворошилова, Пархоменко с одной стороны, у Колчака и Деникина с другой стороны. Многие погибли, скончались от полученных ран. Первоначально кладбище погибших воинов располагалось возле школы. Сейчас их останки покоятся рядом с мемориалом в честь жертв гражданской и Великой отечественной войны.
Не посрамили петропавловцы имя своего земляка Сорокина. . Из 3200 человек, призванных в армию в 1941- 1945 годах 1200 человек сложили свои головы в боях за родину. Петропавловцы служили во всех родах войск. Обороняли и освобождали Кавказ, Кубань, участвовали в Сталинградской эпопее, на Курской Дуге, защищали Москву, Ленинград, громили гитлеровцев в Керчи, Севастополе, освобождали Украину, Белоруссию, Прибалтику, Молдавию. С боями прошли по европейским странам. Свыше двухсот – находились в партизанах. Около тридцати солдат и местных жителей томились в фашистских концлагерях. В окружении стройных серебристых елей возвышается многометровая стела, а у её подножия- плиты, на которых высечены имена станичников. Это своеобразный зал музея под открытым небом. Памятник открыт 28 апреля 1975 года в канун 30-летия Победы над фашистской Германией. Памятник сооружён на средства колхоза «Россия». Стоимость памятника составляет 60 тысяч рублей. Мрамор для памятника привезён из Запорожья при содействии бывшего жителя станицы Петропавловской Шишкина Давида Владимировича. В день открытия памятника погибшим проведено перезахоронение погибших в годы гражданской войны и расстрелянных в сентябре 1942 года жителей станицы. [4, с. 89]
Памятник-бюст – герою Советского Союза Николаю Ивановичу Куликову. Родился в 1911 году в станице Петропавловской. В 1933 году призван в ряды вооружённых сил Советской армии. Окончил вечернюю школу, поступил в военное училище. С 1938 года он кадровый офицер. В боевых действиях участвовал с июня 1941 года. А с января 1942 года уже командует 2 стрелковым батальоном 1133 стрелкового полка. В 1942 году Н.И. Куликов вместе со своим батальоном форсировал реку Кубань и оборонял ст. Архиповскую. В ноябре участвовал в боях по освобождению Кубани, Таманского полуострова, в десанте на Керченский полуостров. За эти бои награждён орденами «Отечественной войны» II степени и «Красной звезды». За находчивость и смелость при штурме горы Сапун и мыса Херсонес под Севастополем был награждён орденом «Красного знамени». Воинское мужество проявил в боях за освобождение Польши при прорыве к реке Висла. В это время ему было присвоено звание майора. За весь период войны был трижды ранен. 14 января 1945 года в течении трёхчасового боя под его командованием батальон овладел четвёртыми и пятыми траншеями и первым форсировал реку Одер, закрепившись на небольшом плацдарме. За этот бой майору Куликову Н.И. указом Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года присвоено звание «Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». 9мая 1945 года его батальон праздновал День Победы на берегу реки Эльбы. И хотя гитлеровская армия капитулировала, но отдельные группировки ещё оказывали сопротивление. В одной из операций по их уничтожению в конце мая 1945 года в автомобильной катастрофе трагически погиб Н.И. Куликов. Установлен памятник-бюст 23 сентября 1995 года.
Многое пережили жители станицы Петропавловской. Лишь о немногих событиях мы могли узнать благодаря сохранившимся памятникам. Но вера в лучшую жизнь не покидала их никогда. Не могли они забыть и прошлом. Памятником природы, соединяющим в себе будущее и прошлое является станичный парк в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Парк был посажен комсомольцами колхоза «Россия». Изначально территория парка была поделена между четырьмя бригадами. Саженцы были закуплены колхозом на Краснодарской станции юннатов. После работы комсомольцы устраивали субботники. Шефствовали комсомольцы над парком пока он не подрос. Станичный парк один из лучших в районе Начата была посадка в 1954 году, а открыт торжественно в честь тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне в 1975 году.
В парке есть берёзовые аллеи и аллеи из акаций. Стройными рядами возвышаются катальпы прекрасные. Расстелили свои пушистые кроны клён платанолистый. Манят к себе осенью своими необычными плодами дикие каштаны. С 2013 года в парке действует детская игровая площадка, оборудованная качелями, горками. Это излюбленное место отдыха детей.В 2014 году установлено освещение аллей парка. В 2015 году начато строительство летней сцены.
Погружаясь в мир этого памятника, летом станичники находят прохладу. Весной он наполняется звоном птиц. Осенью, если прислушаться и присмотреться, можно услышать и увидеть листопад. Зимой вообще парк похож на сказку.
Вернёмся на улицу Мира. По этой улице проходит граница Кавказского заповедника: чётная сторона относится к заповеднику, нечётная – обычная. В заповедной зоне запрещена охота. На этой улице находится курган на выезде из станицы. Все курганы находятся под охраной государства. В 1981, 1982 годах на территории бригады № 4 колхоза «Россия» велись раскопки курганов археологами из Москвы. Были найдены черепа, кости, черепки, предметы быта времён скифов. Всё это было отправлено в московский исторический музей. Сейчас на выезде из станицы мы увидим символический кордон-редут, установленный к 170-летию основания станицы Петропавловской Родионовым Н.И. Автор композиции Мельников А.Ф.
Памятный крест жертвам голода и репрессий. После бурных революционных событий наступило затишье. Казаки, иногородние потянулись к земле. Но затишье было недолгим.
На VIII съезде РКП(б) в 1919 году И. В. Сталин определяет казачество как «исконное орудие русского империализма», которое являлось «оплотом деникинско-колчаковской контрреволюции» [1], что определяет базу расказачивания.
24 января1919 года стало трагической датой в судьбе казачества. В этот день на Оргбюро ЦК РКП(б) было принято циркулярное письмо, подписанное Яковом Свердловым, которое определило политику новой власти по отношению к казакам, верой и правдой служившим Отечеству на протяжении не одного столетия. «Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление», — таков был вердикт документа, стоившего жизни более двум миллионам казаков. Так называемое «расказачивание», а значит репрессии, ссылки, расстрелы, конфискация нажитого имущества было не единожды проведенным актом[2].
На Кубани 25 января 1931 года была осуществлена депортация казачества в числе 9 000 семей, около 45 000 человек из районов Черноморья были выселены на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В течение 1930—1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 000 казаков из различных регионов[3].
Но глобальные потрясения, коснувшиеся села, не обошли стороной станичных крестьян, особенно зажиточных семей, да и середняков. Раскулачивание, расказачивание, переселение – всё это полной горькой чашей испили многие петропавловцы. Одни из них погибли на родной земле, другие получили путёвки в Сибирь, на Урал, были выселены в Ставрополье, станичная семья была рассеяна по безбрежным российским просторам.
В будничную жизнь петропавловцев вплетается печальная биография многих судеб под грифом «Враги народа». Многим семьям пришлось это позорное пятно «отмывать» вдали от родных мест. В начале тридцатых годов от голода, болезней, ссылок и репрессий уходят из жизни свыше 15 тысяч жителей – из двадцати двух.
Умирали по одному и целыми семьями. Скончались семья Сенецких, не стало семьи Конарёвых, отвезены в общую яму семь трупов Прокоповых. Умерших в то время свозили в траншеи и рвы на северную окраину станицы под курган. Многих, кто умер от голода, соратники «отца народов» причислили к саботажникам. Это роковое слово болью отзывается и поныне в сердцах петропавловцев.
Решение об установлении памятника принято общественностью станицы в 1989 году. Объявлен конкурс на лучшую форму памятника. Предполагалось, что памятник должен быть высоким, виден на определённом расстоянии. Поэтому принято решение, что памятник будет установлен на кургане, в нескольких десятков метров от действительного захоранения погибших, что он будет выполнен в форме креста чёрного цвета. Памятник сделан мастерами АПТ «Россия» на собранные населением станицы средства.
Через шесть десятилетий на средства местных жителей на кургане, у подножия которого лежит прах тысяч станичников, был возведён семиметровый памятник – крест «Жертвам голода».
Он, как символ святого чувства скорби, сострадания и памяти о мученически умерших станичниках. В памятные, скорбные дни тут всегда людно. Церковный хор исполняет молитву по убиенным голодом. Горят свечи, море цветов. Слышны плач и стоны.
Это памятник –незабываемая и незаживающая рана. Этот памятник был открыт 10 мая 1994 года.
Свято – Дмитриевский храм. Там мы можем встретится с настоятелем храма - отцом Николаем Петрук. Святитель Димитрий Ростовский особо почитался у казаков. Свято-Дмитриевский храм первоначально строился и как церковно-приходская школа. Храм был построен в 1904 году, освящён в честь и память Святителя Дмитрия Ростовского. В 1906 г состоялась первая литургия в Свято-Дмитриевском храме. При храме была открыта начальная церковно-приходская школа. Несколько раз его пытались закрыть после революции, придумывали разные предлоги. Он закрывался на некоторое время в 1937 году, но был открыт в 1943 году. Окончательно решение о его закрытии было принято в 1962 году, в годы правления Н. С. Хрущёва. И тогда он подвергся большому разрушению: табличку, содержащую запись об истории храма, вырвали. Но местные жители её спрятали, как и многие иконы, которые находятся сейчас в восстановленном храме, а в 1979 году передали в краеведческий музей. Оттуда её украли и решили продать, думая, что она золотая. Надпись на ней местные жители запомнили наизусть. Отец Николай эту надпись увековечил в камне. Её мы можем прочитать при входе в храм. Не столь трагична была судьба этого храма. Он пережил время советской власти и стоял. В 1972 году в здании церкви открыли пионерский лагерь. Затем была гостиница, потом склад и долгое время храм находился в запустении. Здание Свято-Дмитриевского храма возвращено церкви и начато его восстановление в 1988 году. От отца Николая также узнаем, что день памяти Святителя Дмитрия Ростовского 4 октября также является престольным праздником для нашего храма. В нашем храме есть и третий престольный праздник 22 ноября иконы Божией Матери «Скоропослушница».
В этот день освящён алтарь левого предела Свято-Димитриевского храма. Чудотворная икона Божией матери, именуемая «Скоропослушница», находится в Дохиарском монастыре на Святой Горе Афон. Святой образ был написан в X веке, во время жизни настоятеля обители преподобного Неофита. Пресвятая Матерь Божия поныне являет скорую помощь и утешение всем, прибегающим к Ней с верою. На Руси списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью и почитанием. Многие из них прославились чудесами.
Здание школы. В 1881 году открылось одноклассное училище, с 1889 года оно стало именоваться Александровым двухклассным училищем.
В 1905 году было построено школьное здание, в котором в данный момент обучаются дети начальных классов. Построена школа была на средства богатого станичника Епифана Иванова. Первым директором был Михаил Петрович Воронов. До 1940 года школа давала семилетнее образование.
В 1940 году школа стала средней.
6 января 2000 года средняя школа № 10 ст. Петропавловской переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 10 ст. Петропавловской.
Школа № 10 ст. Петропавловской является правопреемником всех прав и обязанностей муниципальных общеобразовательных учреждений средней общеобразовательной школы № 23 и основной общеобразовательной школы № 24.
Средняя школа № 10 является единственной школой в станице Петропавловской.
Дом, в котором с 1908 по 1918 годы жил и работал академик Василий Степанович Пустовойт. Василий Степанович Пустовойт родился 2 января 1886 года в слободе Тарановка (Змиевского уезда Харьковской губернии).
В 1908 году Василий Степанович переезжает на Кубань для работы в Войсковой сельскохозяйственной школе, а с 1910-го становится помощником управляющего школой.
Василий Степанович Пустовойт как преподаватель приобрел заслуженный авторитет и уважение среди своих учеников – будущих сельских специалистов. В те же годы В.С. Пустовойт работает участковым агрономом в станице Петропавловской (ныне Курганинского района).
Но всемирная известность к ученому пришла благодаря его работам в области селекции и семеноводства подсолнечника, когда Василий Степанович поставил перед собой дерзкую по тому времени задачу – создать высокомасличные сорта. Выдающийся кубанский селекционер творил чудеса, он вывел озимые сорта пшеницы для засушливых районов края и для районов с повышенным годовым количеством осадков.
Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника, из которых 85 процентов районированы. Последней селекционной работой Василия Степановича был сорт Салют – он явился как бы «лебединой песней» неутомимого труженика – замечательного человека родной земли. Одиннадцатого октября 1972 года сердце его остановилось.
1.3. Что означает слово «календарь»?
Я посетила библиотеку ст. Петропавловской, чтобы познакомиться с научно-популярной литературой по данному вопросу.
Открыв словарь¹, я прочитала следующее определение:
КАЛЕНДАРЬ, -я, м. (лат. calendarium < Calendae — календы — название первого дня каждого месяца у древних римлян).[6, с. 73]
1.Система времяисчисления, основанная на периодичности явлений природы (времен года, фаз луны).
Разные народы используют разные календари. Древнеегипетский календарь положил начало «солнечным календарям», связанным с годичным движением солнца. Календари исторически менялись. С расширением знаний человека о Земле, о движении небесных светил менялись и способы времяисчисления, и принципы составления календарей.
Юлианский календарь — летосчисление, составленное при Юлии Цезаре на основе солнечного календаря, от него берет начало современный календарь (старый стиль). Григорианский календарь — летосчисление, установленное в 1582 г. при папе Григории ХШ, исправляющее некоторые неточности юлианского календаря, опережает его на 13 дней (новый стиль). Был принят сразу во многих странах Европы. В России вплоть до 1918 г. использовался юлианский календарь. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. был введен новый календарь: 1 февраля (по старому стилю) стало считаться 14 февраля (по новому стилю).
2. Таблица или книжка, в которой в последовательном порядке даны все дни года с указанием праздничных и других памятных дат. Перекидные, отрывные, настольные календари.
1.4. Что такое Юлианский календарь?
Меня заинтересовало, что такое Юлианский календарь (старый стиль) и Григорианский календарь (новый стиль). С этими словами я уже встречалась, когда дома слышала о Старом Новом годе.
Я открыла журнал «Детская энциклопедия» ² и в разделе Юлианский календарь прочитала следующее. В 49 году до нашей эры к власти в Древнем Риме пришёл Гай Юлий Цезарь. Он был человеком ученым и разнообразно талантливым. В качестве примера он решил взять египетский солнечный календарь, поэтому для разработки нового римского календаря пригласил из Египта, из города Александрии, группу астрономов.
Спустя некоторое время проект календаря был готов. В его основе — солнечный год, продолжительность которого определена в 365 суток и 6 часов. Поэтому решили, что три года будут по 365 дней, а каждый четвертый год —366 дней. Этот день вставили между 24 и 25 февраля и назвали его «дважды шестой до мартовских календ», то есть до начала марта. Его название звучит по латыни как «bissextus», отсюда и пошло слово «високосный». Было изменено и число дней в месяцах: нечетные месяцы имели 31 день, четные — 30.
Начать счет дней в новом году Цезарь решил с январского новолуния, которое произошло 1 января. С тех пор пошла традиция встречать Новый год именно в эту дату.
В общем, и Цезарь, и египетские астрономы и математики потрудились на славу. Календарь был принят, и счет времени по нему начат 1 января 45 года до нашей эры.
В благодарность за эту реформу римский сенат переименовал месяц Квинтилиус, в котором был рождён Юлий Цезарь, в месяц Юлиус (нынешний июль), а сам календарь стали называть юлианским. [7, с. 257]
1.5. Что такое Григорианский календарь?
О Григорианском календаре я прочитала в энциклопедии.
Все христианские страны до конца XVI века жили по юлианскому календарю, введенному в 46 году в Риме Гаем Юлием Цезарем. Но в нем обнаружился существенный недостаток. Средняя продолжительность года по юлианскому календарю на 11 минут и 14 секунд больше, чем истинная.
Сначала на это никто не обращал внимания, так как для своего времени календарь был довольно точен. Но проходили годы, и разница между истинным и календарным временем увеличивалась. За 128 лет она превращалась в сутки, за 1280 лет — в десять дней. Весенние праздники смещались на лето, летние — на осень, а осенние приходилось праздновать зимой.
Пока речь шла о гражданских праздниках, это ни у кого не вызывало тревоги, но когда дело коснулось религии, ситуация обострилась. По традиции многие религиозные праздники было принято отмечать при определенных астрономических показателях. Так, например, христианская Пасха празднуется в первый воскресный день после весеннего равноденствия и следующего за ним полнолуния.
Встал вопрос: как нужно определять дату Пасхи? Ориентируясь на природные ритмы или на календарь?
Католическая церковь неоднократно обсуждала эту проблему на своих соборах начиная с середины XV века.
В конце XVI века на папском престоле оказался решительный человек. Это был папа римский Григорий XIII. На основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио он провел реформу и ввел новый, ГРИГОРИАНСКИЙ календарь.
В специальном указе (булле) от 24 февраля 1582 года папа Григорий XIII повелел изъять из календаря того же года десять дней в октябре, с пятого числа по четырнадцатое. Таким образом, после 4 октября наступало сразу 15 октября. Свое решение папа объяснил необходимостью «вернуть равноденствие на издревле назначенное ему место». Имелось в виду, что весеннее равноденствие традиционно наступает при календарной дате 21 марта. За отказ принять новый календарь Григорий XIII пригрозил отлучением от католической церкви.
Чтобы в дальнейшем ошибки не возникали вновь, было решено из каждых последующих 400 лет изымать трое суток. Несмотря на это, григорианский календарь тоже не идеальный небольшая погрешность в нем есть, но ошибка в 1 сутки накапливается только за 3323 года.
Протестантские страны отказались подчиниться своеволию папы. Кроме того, новый календарь вводили без особых объяснений, и потому народ зачастую роптал, не
понимая, почему в самом Риме решили перечить заведенному Богом порядку дней. Пошли недобрые слухи о том, что папа решил украсть у людей 10 дней жизни. Молва распалялась. Заговорили, что первосвященник решил сбить с толку Господа нашего Иисуса Христа. Теперь Бог потерял счет дням и не знает, когда явиться, чтобы судить нас по грехам нашим на Страшном суде.
По мнению других противников, отныне расшатались не только устои календаря, но весь заведенный порядок жизни. Теперь путаница пойдет за путаницей, и смуту сменит лишь смута. Некоторые всерьез уверяли, что плоды в садах перестанут вызревать, а птицы, улетевшие осенью на юг, уже более не вернутся, потому что не поймут, в какой день им надо прилетать, ведь все Божьи дни — по милости злокозненного папы — поменяли свои названия, и, значит, нельзя уже сделать правильный выбор.
Но к концу XVII века большинство европейских стран перешли на григорианский календарь. [7, с. 260]
1.6. В чём различие между старым и новым стилем?
Православная церковь отказалась принять григорианскую реформу и по сей день использует юлианский календарь, хотя в 1583 году на Константинопольском соборе признала его неточность. Разница между двумя календарями сейчас составляет 13 дней, после 2100 года она будет равна 14 дням.
Для обозначения разных календарных систем используются понятия «старого» и «нового» стиля. Счет времени по юлианскому календарю принято называть старым стилем летосчисления (ст. ст.), а григорианский — это новый стиль (н. ст.).
В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома РСФСР 24 января 1918 года. [7, с. 263]
1.7. Существует ли такой календарь («вечный»), которым можно было бы пользоваться ежегодно?
Читая и рассматривая журналы, книги, энциклопедии по данной теме, я задумалась, а можно ли составить вечный календарь? И в журнале3 «Детская энциклопедия» я обнаружила календарь 1900 – 2039 год (Приложение ΙΙΙ) Чтобы получить календарь на январь 2010 года, ищем в разделе «годы» 2010 и, поднимаясь вверх находим в разделе «месяцы» январь (Ι). Там же, в разделе «дни», определим дни недели. Они вместе с числами 1-31 составят календарь на январь 2010 г, где 1 января пятница (Пн), 2 – суббота (Сб). Ι в. и ΙΙ в. – январь и февраль високосного года, Ι п. и ΙΙ п. – январь и февраль простого года. [8, с. 36-38]
Глава II. Практическая часть.
2.1. Изготовление перекидного календаря памятных мест станицы Петропавловской
Итогом моей работы является изготовление настенного календаря на 2015 год. (Приложение ΙV).
Совместно с учителем мы изготовили его:
Нами было напечатано 165 календарей по 25 страниц в каждом. Первоначально предполагалось распечатать календарь в компании «Графика. Центр печати».
Таблица предполагаемых затрат на изготовление календаря.
вид расхода | цена расходных материалов | фактическая стоимость |
Двусторонняя печать страницы | 50 рублей* 2211 страниц | 110 550 рублей |
Брошюровка | 165 штук *30 рублей | 4950 рублей |
Итого | 115 500 рублей |
Цена одного экземпляра составила бы 700 рублей.
Поэтому от услуг компании было решено отказаться. Печать осуществляли на принтере Epson L100 с бесперебойной подачей чернил.
Таблица реальных затрат на изготовление календаря.
вид расхода | цена расходных материалов | фактическая стоимость |
Бумага для печатания в упаковке | 9 пачек*180 рублей | 1620 рублей |
Краска для заправки принтера с бесперебойной подачей чернил Epson L100. | 600 рублей | 600 рублей |
Брошюровка | 165 штук *30 рублей | 4950 рублей |
Итого | 7 170 рублей |
Так как изготовление календаря требовало значительных расходов, возникла необходимость в его реализации по себестоимости. Цена одного экземпляра составляла 44 рубля.
Вывод: Календарь дешевле изготовить самостоятельно на принтере, чем в фирме, предоставляющей полиграфические услуги.
2.2. Проведение социологический опроса среди тех, кто приобрёл календарь спустя 3 месяца
Жителям станицы (в том числе и учащимся школы) задавались следующие вопросы:
1. Почему наша станица называется Петропавловской?
2. Год основания станицы.
3. Настоятель Свято-Димитриевского храма.
4. Почему стоит памятник – бюст Сорокину И. Л.?
5. Почему стоит памятник – бюст Куликову Н. И.?
6. Кто посадил станичный парк в честь 30-летия Победы?
7. Кому установлен Памятный Крест «жертвам голода и репрессий»?
8.Когда установлен памятник Героям двух войн: гражданской и Великой Отечественной?
В общей сложности было опрошено 165 человек перед покупкой календаря, эти же люди были опрошены и через три месяца после знакомства с календарём.
Результаты были оформлены в виде диаграммы, где по вертикали номер вопроса, а по горизонтали % ответивших верно. Приложение V.
Вывод: Приобретя календарь, люди стали больше знать об истории своей станицы.
2.3. Проведение социологический опроса среди тех, кто не приобретал календарь спустя 6 месяцев. Проводился до продажи календарей (Приложение Ι) и на празднике, посвящённом Дню станицы Петропавловской. Приложение VΙ.
Жителям станицы (в том числе и учащимся школы) задавались следующие вопросы:
1. Почему наша станица называется Петропавловской?
2. Год основания станицы.
3. Настоятель Свято-Димитриевского храма.
4. Почему стоит памятник – бюст Сорокину И. Л.?
5. Почему стоит памятник – бюст Куликову Н. И.?
6. Кто посадил станичный парк в честь 30-летия Победы?
7. Кому установлен Памятный Крест «жертвам голода и репрессий»?
8.Когда установлен памятник Героям двух войн: гражданской и Великой Отечественной?
В общей сложности было опрошено 150 человек, не приобретавших календарь
Результаты были оформлены в виде диаграммы, где по вертикали номер вопроса, а по горизонтали % ответивших верно. Приложение VΙ.
Вывод: Процент правильно ответивших значительно вырос.
Всем правильно ответившим были заданы дополнительные вопросы:
1. Как давно вы обладаете знаниями об истории станицы?
2. Откуда вы узнаёте эти сведения?
На первый вопрос ответ был однозначным – совсем недавно.
Результаты ответа на второй вопрос представлены в Приложение VΙΙ.
Вывод: Об истории стали знать больше и те, кто не приобретал календарь, потому что среди их родных и знакомых есть те, которые его приобрели. Сведения, содержащиеся в календаре стали доступны более широкому кругу людей.
Заключение
1 . По изготовленному мною календарю можно определить не только дни недели и времена года, но и узнать историю своей родной станицы.
2. По нашим прогнозам, аудитория людей, познакомившихся с историей станицы через календарь будет расширяться. Приложение VΙΙΙ.
3. По изготовленному календарю мы, жители станицы Петропавловской, узнали, что означают и о чём говорят памятники и обелиски. Наш календарь позволит привлечь внимание к проблеме реставрации этих достопримечательностей. К сожалению время не щадит старые постройки, памятники и обелиски и настала пора подумать о реставрации существующих зданий, эту кропотливую работу не сделать сразу, но её надо начинать сегодня. Многие здания, памятники уже отреставрированы. Ведь забота о памятниках ведет к сохранению индивидуального характера нашей станицы. Приложение ΙΧ.
Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия: познавательный журнал для девочек и мальчиков / гл. редактор Владимир Поляков. – Москва: ООО «Журнал «Детская энциклопедия» № 10, 2003.
2. Михаил Александрович Сакке. Хроникально-художественные сборник. Станичный храм истории. 1998 год.
3. Николай Карпов. Мятеж главкома Сорокина: правда и вымысел. -М.: НП ИД «Русская панорама», 2006.
4. . Михаил Александрович Сакке. Хроникальная повесть. Казачий полководец. Правда о Сорокине. 1995 год.
5. Пустовойт, Василий Степанович / https://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В. Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голованова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1983.
7. Я познаю мир: Книга знаний: Энцикл. С.В. Волков; Худож. А.А. Румянцев.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»: ООО «Издательство Астрель»,2004.
8. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Редактор Владимир Поляков. № 3 2004 .
Приложение Ι. Результаты опроса жителей об исторических объектах станицы Петропавловской.
Приложение ΙΙ. Скриншот страниц, содержащих сведения о станице Петропавловской.
Приложение ΙΙΙ. «Вечный календарь». Календарь 1900- 2039
месяцы годы | дни числа | ||||||||||||
VΙ | ΙΙ П. ΙΙΙ ΧΙ | ΙΙ В. VΙΙΙ | V | Ι П. Χ | Ι В. ΙV VΙΙ | ΙΧ ΧΙΙ | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
ΙΧ ΧΙΙ | VΙ | ΙΙ П. ΙΙΙ ΧΙ | ΙΙ В. VΙΙΙ | V | Ι П. Χ | Ι В. ΙV VΙΙ | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | Пн |
Ι В. ΙV VΙΙ | ΙΧ ΧΙΙ | VΙ | ΙΙ П. ΙΙΙ ΧΙ | ΙΙ В. VΙΙΙ | V | Ι П. Χ | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | Пн | Вт |
Ι П. Χ | Ι В. ΙV VΙΙ | ΙΧ ΧΙΙ | VΙ | ΙΙ П. ΙΙΙ ΧΙ | ΙΙ В. VΙΙΙ | V | Чт | Пт | Сб | Вс | Пн | Вт | Ср |
V | Ι П. Χ | Ι В. ΙV VΙΙ | ΙΧ ΧΙΙ | VΙ | ΙΙ П. ΙΙΙ ΧΙ | ΙΙ В. VΙΙΙ | Пт | Сб | Вс | Пн | Вт | Ср | Чт |
ΙΙ В. VΙΙΙ | V | Ι П. Χ | Ι В. ΙV VΙΙ | ΙΧ ΧΙΙ | VΙ | ΙΙ П. ΙΙΙ ΧΙ | Сб | Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт |
ΙΙ П. ΙΙΙ ΧΙ | ΙΙ В. VΙΙΙ | V | Ι П. Χ | Ι В. ΙV VΙΙ | ΙΧ ΧΙΙ | VΙ | Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
2035 29 | - 30 | 2036 31 | 2037 - | 2038 32 | 2039 33 | - 34 | - | - | - | - | 1 | 2 | 3 |
- 18 | 24 19 | 25 - | 26 20 | 27 21 | - 22 | 28 23 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12 07 | 13 - | 14 08 | 15 09 | - 10 | 16 11 | 17 - | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
2001 - | 2002 1996 | 2003 1997 | - 1998 | 2004 1999 | 2005 - | 2006 2000 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
1990 1984 | 1991 1985 | - 1986 | 1992 1987 | 1993 - | 1994 1988 | 1995 1989 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
1979 73 - 62 56 51 45 - 34 28 23 17 - 06 1900 | - 74 68 63 57 - 46 40 35 29 - 18 12 07 1901 | 1980 75 69 - 58 52 47 41 - 30 24 19 13 - 1902 | 1981 - 70 64 59 53 - 42 36 31 25 - 14 08 1903 | 1982 76 71 65 - 54 48 43 37 - 26 20 15 09 - | 1983 77 - 66 60 55 49 - 38 32 27 21 - 10 1904 | - 78 72 67 61 - 50 44 39 33 - 22 16 11 1905 |
Приложение V. Результаты социологического опроса перед покупкой календаря и после покупки через 3 месяца.
Приложение VΙ. Результаты социологического опроса среди жителей станицы на празднике, посвящённом Дню станицы Петропавловской (не приобретали календарь).
Приложение VΙΙ.
Приложение VΙΙΙ. Предполагаемое расширение аудитории, познакомившейся с историей станицы через календарь.
Родственники
Знакомые
Сверстники
Друзья
Приятели
Ветер и Солнце
Простые новогодние шары из бумаги
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Что такое музыка?
Мальчик и колокольчики ландышей