Вложение | Размер |
---|---|
doklad_polnyy_loginova_liza_2018.docx | 38.2 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лицей №15
Внеурочный проект
«Мёд мёду рознь…»
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире».
В.Бианки
Проект выполнила:
ученица 3 «А» класса
Логинова Елизавета
Руководитель:
Васильева Людмила Николаевна
г. Саратов 2018 год
Содержание:
VI. Практическая работа
3. Опыт №3. Проверка наличия примесей.
4. Опыт №4. Проверка йодом.
5. Опыт № 5. Проверка химическим карандашом.
VII. Приложение
1. Результаты анкетирования обучающихся 3 «А» класса
2. Результаты анкетирования родителей обучающихся 3 «А» класса
3. Интервью с врачом детской поликлиники.
VIII. Выводы
IX. Список источников
Методический паспорт проекта
Тема проекта: «Мёд мёду рознь…»
Проблема в том, что когда люди болеют часто простудными заболеваниями, мёд им просто необходим, а высокие цены на натуральный мёд делают его весьма заманчивым объектом подделки.
Гипотеза исследовательской работы:
Действительно ли, можно определить качество меда в домашних условиях.
Цель исследовательской работы:
Доказать, что определить опытным путём качества мёда в домашних условиях можно.
Задачи:
Для решения поставленных задач, я определила пути исследования:
Время работы над проектом: 6 месяцев
Режим работы: внеурочный
Информационно-техническое обеспечение:
Мотивация к познанию: личный интерес обучающегося.
Работа над проектом
1 этап: организационный
Выбрала тему исследования, определила цели и задачи исследования, составила план для проведения работы, а также выбрала доступные и наиболее приемлемые методы исследования.
Роль учителя - направляющая на основе мотивации.
2 этап: поисково-исследовательский
Изучала литературу, делала фотографии, проводила социологическое исследование (анкетирование одноклассников и родителей).
Роль учителя – организатор встреч, тесное взаимодействие с обучающимся в процессе обработки, анализа и систематизации данных.
3 этап: создание продукта проектной деятельности
Продуктом проектной деятельности явилась тема, которая в дальнейшем может быть использована для проведения классных часов в начальной школе.
Роль учителя – обучающая, тесное взаимодействие с обучающимся в процессе обработки, анализа и систематизации данных.
4 этап: предъявление проекта и его продукта
Роль учителя – сотрудничество.
Летом мы с родителями ездила в гости к родственникам, в Хвалынский район. Я побывала на пасеке и первый раз увидела, как добывают мёд. Все взрослые уговаривали меня есть побольше настоящего мёда и рассказывали как он полезен. Я услышала выражение «настоящий мёд». Значит бывает мёд и ненастоящий? Меня заинтересовал вопрос «Как отличить настоящий мёд от поддельного? Думаю, такой вопрос ставит перед собой каждый человек, когда речь идёт о покупке мёда.
Я прочитала много литературы и узнала, что исследования археологов доказали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. Свойства мёда оценил уже древний человек. Мёд уникален как медикамент. Египетские папирусы, свидетельствуют, что уже тогда он широко применялся для лечения самых различных заболеваний. Ценнейшим даром природы, считался мёд в Древней Греции. В жертву богам приносились фрукты, намазанные мёдом (считалось, что он даёт богам бессмертие).
До начала 20 века мёд с хлебом был ежедневной и очень полезной русской едой. Добывание мёда — это старинный промысел. Торговля мёдом процветала в наших землях так же, как и торговля мехами.(слайд 10)
Из беседы с врачом я узнала, что мёд, действительно, уникальное средство, которое является не только вкусным продуктом, но ещё и лекарством. Но он обладает и отрицательным свойством. Врач объяснила мне, что мёд способен вызвать у человека аллергию. Мне стало интересно, а какой компонент способен вызвать аллергию? На этот вопрос она ответила, что аллергию может вызвать тот вид нектара, из которого пчёлы изготовили мёд. То есть пыльца того растения, с которого пчела собирала нектар. И это индивидуально для каждого человека. ( слайд 12 - влияние мёда на организм человека).
Перед началом исследовательской деятельности был проведен опрос учеников и родителей нашего класса. В опросе участвовало 36 человек.
Хочу представить Вашему вниманию результаты анкетирования учащихся 3 «А» класса и их родителей.
На вопрос:
Да – 28 ч.
Нет - 8ч.
- Только в магазинах- 5ч.
- На базаре – 15 ч.
- Через знакомых - 16 ч.
3. Внимательно ли Вы выбираете мёд при его покупке?
- Внимательно изучаю маркировку, обращаю внимание на аромат и
внешний вид мёда – 10 ч.
- Выбираю мёд по совету продавца -12 ч.
- Пробую, выбираю по вкусу -9 ч.
- Не уделяю внимания проверке качества – 5 ч.
4. Можно ли определить качество мёда в домашних условиях? (Слайд 9)
Да -1 1ч.
Нет – 25 ч.
Из поездки мы привезли настоящий мёд, а у нас дома был мёд, купленный в магазине. Я решила проверить, можно ли определить качество мёда в домашних условиях на практике и провела своё исследование.
Для эксперимента я взяла два образца мёда. Один – с нашей пасеки (образец № 1). Второй – куплен у неизвестного продавца. (образец №2).
Практическая работа
Мною проведено пять опытов:
Опыт №1 Наличие в мёде воды.(Слайд 13-14)
Я опустила в мёд кусочек хлеба, чтобы через 10 минут достать его.
НАБЛЮДЕНИЯ: В мёде с пасеки хлеб начал затвердевать, а в образце из магазина размягчаться.
ВЫВОД: если хлеб размягчается, то в мёд добавлен сахарный сироп.
Опыт № 2 Проверка мёда при помощи салфетки.(Слайд 15-17)
Я капнула немного мёда каждого образца на заранее приготовленные салфетки.
НАБЛЮДЕНИЯ: образец из магазина моментально начал расплываться и оставлять мокрый след, мёд с пасеки остался той же формы на сухой салфетке.
ВЫВОД: если мёд растекся и образовал мокрый след, значит, в нем есть вода.
Опыт № 3 Проверка наличия примесей. (Слайд 18-19)
Я развела небольшое количество мёда каждого образца в тёплой воде.
НАБЛЮДЕНИЯ: вода с образцом № 2, помутнела; вода с мёдом, привезённым с пасеки, приобрела прозрачный желтоватый оттенок.
ВЫВОД: если раствор воды с мёдом прозрачен, то примеси мела или крахмала в продукте отсутствуют.
Опыт №4 Проверка йодом. (Слайд 20-22)
Я размешала мёд с водой до однородной массы. Мёд для этого опыта должен полностью раствориться в тёплой воде, чтобы она стала прозрачной. Так как в предыдущем опыте водный раствор с образцом из магазина стал мутным, мы проводим опыт только на образце с пасеки. Далее я капнула йод в воду.
НАБЛЮДЕНИЯ: Вода не сильно изменила свой цвет, стала чуть темнее.
ВЫВОД: т.к. в данном образце примесей крахмала или мела нет, то если бы в воде появились синие разводы, значит, в мёд добавляли для густоты муку или крахмал. Так делают с очень жидким мёдом или раствором, в котором мёда содержится на самом деле очень мало.
Опыт №5 Проверка с помощью химического карандаша. (Слайд 23-24)
Я нанесла на бумагу небольшое количество мёда каждого образца и попробовала написать своё имя через слой мёда химическим карандашом.
НАБЛЮДЕНИЯ: через несколько секунд на одном из листов бумаги я увидела разводы сине-фиолетового цвета.
ВЫВОД: Если через несколько секунд Вы увидите разводы сине-фиолетового цвета, значит, в лакомство добавили воду или сироп.
Выводы:
В ходе своего исследования я выяснила:
Сводная таблица результатов исследования образцов меда
Образцы мёда | Зрелость | Наличие воды | Наличие сахара | Крахмал | Мел |
Образец № 1 | + | _ | _ | _ | _ |
Образец № 2 | - | + | + | + | + |
Исследование показало, что к покупке мёда нужно подходить очень серьёзно, если рассчитываешь на его лекарственные свойства, а не только на сладкий вкус.
В результате исследования были выработаны рекомендации по определению качества мёда и составлена памятка покупателю. Следуя некоторым правилам, можно без труда отличить «правильный» мёд, от «неправильного» и купить ту самую заветную баночку! Покупайте только проверенный мёд и будьте здоровы!
И закончить своё выступление хочу словами Бианки В. «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире». (Слайд 26)
В заключении хотела бы подарить Вам памятки по определению подделки мёда на рынке или в магазине, а также по баночке душистого, настоящего мёда с пасеки Хвалынского района.
Одеяльце
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Крутильный маятник своими руками
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"