«Иркутско-Якутский тракт являлся частью Российского почтового тракта, который был образован в Российской империи при правлении Петра I и стал главным в развитии нашей страны. Тракт начинался в Санкт-Петербурге, проходил через Москву, Подольск, Томск, Енисейск, Иркутск, доходил до Якутска и дальше выходил на Тихий океан .
Вложение | Размер |
---|---|
vniz_po_reke_lene._npk.doc | 50 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Табагинская средняя общеобразовательная школа»
городского округа «город Якутск _______________________________________________________________________________
677911, с. Табага, улица Пеледуйская, 4, телефон 408-398, 408-344, факс 408-398
Тема : « ВНИЗ ПО РЕКЕ ЛЕНЕ».
Работу выполнили:
Антонов Артур, ученик 3 А класса
Медяникова Галя ученица 1 Б класса
Руководители: Замостина Людмила Вас.
учитель начальных классов,
Юсупова Зухра Лотф. учитель нач.кл
Якутск 2018г
Тема: « Вниз по реке Лене».
Цель: Расширить знания об истории жизни ямщиков, использовать знания на уроках.
Задачи:
1) Изучить Иркутско-Якутский тракт ;
2) использовать изученный материал по теме при решении математических задач
Актуальность: Расширить знания об истории жизни ямщиков и использовать знания в составлении задач.
Объекты исследования:
История ямщицкого Иркутско-Якутского тракта в цифрах.
Введение:
«Иркутско-Якутский тракт являлся частью Российского почтового тракта, который был образован в Российской империи при правлении Петра I и стал главным в развитии нашей страны. Тракт начинался в Санкт-Петербурге, проходил через Москву, Подольск, Томск, Енисейск, Иркутск, доходил до Якутска и дальше выходил на Тихий океан .
Основная часть:
Якутский тракт — главный почтовый тракт от Иркутска до Якутска. Проложен в течение 17-го – 18 веков. Общая протяжённость в начале 20века составляла 2766 вёрст- это 2951км, а по территории Иркутской губернии – 1772 версты – это 1891 км.
С середины 17 века по Лене от Иркутска к Якутску действовал основной путь снабжения и связи: летом — водный, а зимой — на лошадях
(с ямщицкими станциями через каждые 50 км вдоль замёрзшей реки).
Основные почтовые, грузовые и пассажирские перевозки происходили на грунтовой дороге Иркутск – Качуг (236 вёрст= 252 км), реже в направлении Качуг – Жигалово (140 верст = 150 км) , здесь начинался постоянный водный тракт в Якутск.
От Жигалово основное сообщение осуществлялось по реке Лена,
а в зимнее время по льду реки.
Иркутско-Якутский тракт проходил по левой стороне реки Лены по тайге, через притоки, по каменистому берегу. Это была одна из самых длинных и тяжёлых дорог Сибири с огромными расстояниями между станциями.
На всем пути было расположено только 28 станций.
В 1778 году их насчитывалось уже 36 станций , а в 1917 году — 66 станций .
Общая протяженность ямщицкой дороги от Якутска до Иркутска составляло 2951км. На этой дороге было 126 станций. Это расстояние проходили ямщики – наши предки.
В середине 19 века – начале 20 века на границах Иркутской губрении на Якутском тракте было устроено около 80 почтовых станций, из них 15 на перегоне Иркутск – Жигалово: Хомутовская, Жердовская, Усть-Ордынская, Ользоновская, Баяндаевская, Хоготовская, Манзурская, Хорбатовская, Качугская, Верхоленская, Тюменцевская, Коркинская, Петровская, Пономаревская, Жигаловская.
Они находились на расстоянии от 16 до 35 вёрст друг от друга, это
от 17 до 37 километров. 1 верста = 1км 67м
В 19 веке почту по Якутскому тракту перевозили 2 раза в неделю.
В 1865 в почтово-пассажирских перевозках от Иркутска до Жигалово было занято 120 лошадей,
в 1889году – 150 лошадей ,
в 1907году – 420 лошадей.
В конце 19 века – начале 20 века ежегодно перевозилось от 5 до 7 тонн груза.
В 1910 по Якутскому тракту перевезли более 210тонн грузов, а хлеба более 5 тонн.
Прогоняли также большие партии скота. В Иркутск привозили пушнину, мамонтовую кость, кожу, конский волос, соль, рыбу (до 10 тонн ежегодно).
В начале 20 века стоимость провоза 1пуда (1 пуд = 16кг 38 граммов) груза по Якутскому тракту летом составляла 60-70 коп., а зимой 30-40 коп. Пассажирские тарифы от Иркутска до Качуга составляли 63-95 коп. за перегон.
В 1910 стоимость 1 версты пути от Иркутска до Качуга было 3 коп.
Все работы на Якутском тракте выполнялись местным населением.
Вычислено, что по Сибирскому тракту ежегодно отправлялись по тележному и санному пути более четырех миллионов пудов (65 520 т) груза, до 20 тысяч возчиков, лошадь могла проходить до 100 вёрст- это 106 км в день с грузом.
В Табаге в 1884 году было 30 дворов, 164 жителя.
В 1897 году уже было 186 жителей.
Вырастили ячменя – 77 пудов ( это 1261 кг),
пшеницы -38 пудов (622 кг)
овощей -17 пудов (278 кг)
картошки – 704 пуда (11531 кг)
Особенно любопытны были приёмы ямщика для приготовления лошади в поход. Тут нужен был опыт каждого ямщика. До отхода обоза с места, накладки груза, лошадь тщательно откармливалась, для этого было достаточно 10 дней. Когда обоз двигался в путь, то в первый день лошадь совсем не кормили, во второй день давали только 1 пуд - это16 кг овса на 5 лошадей и каждой лошади по глотку воды. С каждым днём выдача овса и число глотков воды постепенно увеличивалось до того количества, какое лошадь сама хотела принять.
Ямщики в обозе следили, чтобы их лошади выглядели не хуже других - чистили лошадей, тёрли, разбирали гриву, всегда подвязывали хвост. Считалось плохим тоном, если лошадь в обозе шла с распущенным хвостом .
Быстрота передвижения зависело от того, что на кормление лошади не требовалось особого времени. На постоялых дворах лошадей только поили и ставили на отдых, а кормили во время пути. К каждому возу была приделана кормушка с сеном, овсом и снегом - зимой, а летом корм смачивали водой. Лошади, идущие сзади, питались во время пути.
Заключение:
Знания истории родного края поможет нам расширить знания об истории жизни наших предков. Даже тяжёлая ямщицкая служба не заставила бывших крестьян бросить всё и вернуться назад, в России. Они остались здесь, на Лене, и стали первыми ямщиками. Создали свою самобытную культуры ямщиков, сыграли огромную роль в истории Якутии.
Изучение местного краеведческого материала в цифрах воспитывает у нас чувство гордости за нашу малую родину, знание и понимание её истории. Способствует развитию творческого, логического, критического мышления, эрудиции, расширяет кругозор.
В дальнейшем мы используем данный материал, и хотим составить математические задачи, ребусы, справочный материал по краеведению.
Лиса и волк
Заяц-хваста
Прекрасная химия
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Плавает ли канцелярская скрепка?