История школьного музея, образованного на базе кружка технического творчества в 1952 году, учителем школы, ветераном -инвалидом Великой Отечественной войны Виктором Владимировичем Ложкиным.
Вложение | Размер |
---|---|
история школьного музея | 38.6 КБ |
istoriya_muzeya_.pdf | 1.52 МБ |
История музея имени В.И.Ленина
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы
с.Кувшинское Санчурского района Кировской области
1.Введение
2. Методика исследования
3. Результаты исследований :
а) Создание физико-технического кружка
б) Музей в 50-60 гг. 20 века
в) Музей в 70-90-е гг. 20 века.
г) Музей в наши дни
В нашем селе уже долгие годы существует музей имени В. И.Ленина. Ни одно поколение школьников работали в музее: создавали макеты, проводили экскурсии. А сколько посетителей побывало в музее! В архиве хранятся две толстые тетради с отзывами тех, кто побывал в нашем музее.
Нам давно хотелось подробней познакомиться с историей создания и работы музея. В 2015 году выпускники 9 класса Лопаткин Василий и Черкасов Максим начали исследование истории музея. Но, не успели завершить работу. Мы решили продолжить работу по изучению истории музея. К сожалению, основателей музея нет в живых, ушли из жизни и те выпускники школы, кто работали над созданием макетов. А историю создания музея надо воссоздать. Музей – часть истории школы и села, а село - частица нашей Родины. В музее мы узнаём об истории страны. Поэтому тема – история музея актуальна и мы выделили проблему: несмотря на то , что музей существует и работает, история его недостаточно освещена.
Гипотеза нашей работы заключается в том, что, несмотря на исторические перемены, происходившие в нашей стране, на изменение взглядов на историю страны, школьный музей во все времена оставался центром школьной жизни , местом, где школьники узнавали новое об окружающем мире и где формировалось мировоззрение учеников.
Объектом нашего исследования стал школьный музей,
а предметом исследования - его история.
Цели нашей работы:
1. Узнать, когда и кем был основан школьный музей.
2. Узнать, кто из учащихся работал над созданием макетов, был экскурсоводом в музее
3. Узнать, кто из учителей в разные годы был хранителем музея
Из целей работы вытекают следующие задачи:
1.Ознакомиться с материалом по данной теме, изучив архивы музея.
2.Собрать информацию об учащихся и учителях, работавших в музее.
3. Познакомиться с биографиями основателей музея .
4.Сделать выводы по результатам работы.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
Исследовательский, библиографический, поисковый.
После выполнения подготовительного этапа мы составили план нашего исследования:
а) Создание и работа физико-технического кружка
б) Музей в 50-60 гг. 20 века
в) Музей в 70-90-е гг. 20 века.
г) Музей в наши дни
2. Встретиться или связаться через интернет с выпускниками школы, работавшими в школьные годы в музее в разные годы.
3. Проанализировать собранную информацию
4. Выполнить презентацию по собранному материалу.
1. Создание и работа физико-технического кружка
1952 году в Кувшинской школе был организован физико-технический кружок. Руководил им учитель физики Виктор Владимирович Ложкин - человек трудной судьбы. Зимой 1941 года он получил тяжелое ранение. Госпиталь, дом инвалидов и тяжелые думы о будущем, поиски такого дела, которое бы приносило моральное удовлетворение. Проявив огромную волю, заочно окончив Кировский пединститут, он стал педагогом, воспитателем молодого поколения. Школа для Виктора Владимировича стала родным домом. Многие годы он преподавал физику и математику. С юношеской увлеченностью работал с детьми. Под его руководством на занятиях кружка ребята трудились над макетами.
Поначалу в кружке занимались три человека: Камаев Михаил, Камаев Вениамин, Попов Василий.
В музее хранится книга «Спартак», подаренная Попову Василию за работу в техническом кружке.
В том же году обком ВЛКСМ объявляет конкурс на изготовление наглядных пособий для своих школ. Кроме того, ребята занялись изготовлением макетов и моделей, связанных с различными историческими событиями. По фотографиям ребята сделали макет канонерской лодки «Кореец». К концу учебного года в кружке занималось 14 человек.
Дочь Попова Михаила - Маргарита- при встреча рассказала нам о том, что работа в кружке под руководством Виктора Владимировича Ложкина осталась в памяти на всю жизнь. Он с благодарностью вспоминал своего учителя. Маргарита Михайловна оставила в музее личные вещи своего отца и некоторые документы.
В это время были изготовлены модели и макеты дрейфующих станций «Северный Полюс», исследовательской станции «Мирный».
Была установлена связь с капитанами дизель- электроходов «Обь» и «Лена». Капитан «Лены» Ветров подарил школе чучело императорского пингвина.
2. Музей в 50-60 гг. 20 века. В конце 60-х годов 20 века газета «Пионерская правда» объявила игру «По следам отважных». В ходе игры ребята занялись исследованием озера Кувшинское. В ходе исследования выяснилось, что озеро, имеет карстовое происхождение. площадь 19,65 га. Глубина озера в разных местах неодинакова. Южная половина озера более мелкая и в средней части имеет глубину до 20 метров. Самое глубокое место находится в северо-восточной части озера на расстоянии примерно 200 м от северного берега, где при промере оказалась на небольшой площади глубина 41 м. Озеро относится к типу бессточных озёр. В него не впадает и из него не вытекает никакая речка. Питание озеро получает от снеговых, дождевых и грунтовых вод. Грунтовые воды в виде родников бьют со дна во многих местах озера на разной глубине. Родниковая вода освежает и очищает воду в озере.
В этой игре учащиеся Кувшинской школы вышли победителями, и трое ребят участвовали в экспедиции по Северному Морскому пути на остров Диксон. Это были Геля Немихина, Коля Надеждин и Гена Попов. Какова же судьба этих ребят? Гена Попов в своё время сделал макет дизель-электрохода «Лена». Окончил профтехучилище. Служил на одном из кораблей Военно-Морского Флота. Сейчас живет в городе Набережные Челны. Миша Камаев, в детстве мастеривший макеты кораблей, был подводником, окончил Казанский университет, работает в научно-исследовательском институте оптики.
Геля Немихина, в настоящеее время Ангелина Ивановна Долганова, живёт в городе Йошкар-Ола.
С каждым годом экспонатов становилось все больше, а помещение, в котором располагались экспонаты, было небольшим. На заседании правления колхоза «Новая жизнь» и партийной организации было решено построить здание для музея. Позднее была построена вторая половина. Для этого было перевезено здание электростанции из деревни Краснояр. « В книге «День мира» отражены события, которые произошли на нашей планете 27 сентября 1960 года. На одной из ее страниц помещена небольшая заметка о сельском музее В. И. Ленина. Вот ее содержание: «В этот день к ученикам Кувшинской школы пришли строители и колхозники. На собрании выступили секретарь парткома колхоза «Новая жизнь» Юрий Криницын и пионерка Зоя Попова. Чему же посвящено собрание? Закладке фундамента колхозного музея В. И. Ленина. Он создается по инициативе школы. Строительную бригаду возглавляет коммунист А. Долганов. Строители и пионеры уложили первые кирпичи. На автомашине подвезен цемент и песок. Срубы будут поставлены несколько позднее».
На месте, где был заложен фундамент, появилось одноэтажное здание с большими окнами. В нем и разместился музей Владимира Ильича.» (статья Д.А.Наумова «Музей в селе Кувшинском»)
В апреле 1960 года в честь 90-летия со дня рождения В.И.Ленина музею присваивается его имя. Как и в любом музее в нем есть фотографии, картины, плакаты, документы. Это подарки, присланные из Москвы и Ленинграда, Ульяновска и Шушенского, Варшавы и Праги, из многих других городов, связанных с жизнью и деятельностью Владимира Ленина. Но главное богатство музея — макеты. Их много, самых различных, выполненных с большой любовью, художественным вкусом, талантливо. Они воспроизводят те места, где жил и работал В. И. Ленин.
В то время музей в основном работал по двум направлениям: «Жизнь и деятельность В.И.Ленина» и «Великая Отечественная война». Была установлена связь с людьми, которые знали В.И.Ленина. В музее хранилась переписка с соратниками В.И.Ленина. «Дорогие друзья!— писала кувшинским пионерам бывший секретарь Владимира Ильича Ленина Лидия Александровна Фотиева. — Посылаю вам фотографию, на которой Владимир. Ильич снят среди сотрудников управления Совнаркома летом 1918 года. Судя по вашим письмам, вы очень богаты интересными материалами. Это очень хорошо, что вы активно работаете. Желаю вам дальнейших успехов в труде и учебе».
А с каким вниманием следила за добрыми делами кувшинских школьников Елена Дмитриевна Стасова. (Старая большевичка, соратник В.И.Ленина) Она писала ребятам: «Получила ваше поздравление и сообщение о всей проделанной вашим коллективом работе. Мне очень интересно все это было узнать. Посылаю вам стенограмму моих воспоминаний о В. И. Ленине. Думаю, она вам пригодится».
В Кувшинской школе хранились письма многих старых большевиков и деятелей международного коммунистического движения. Виктор Владимирович постоянно напоминает своим воспитанникам слова Г. Лозгачева- Елизарова(воспитанника А.И.Ульяновой, старшей сестры В.И.Ленина) , который близко знал Владимира Ильича «Если вы занимаетесь только украшением стен портретами, макетами, это очень мало, от этого вы ленинцами не станете. Надо в очень многом измениться и хоть немножко взять от Ленина». (К сожалению, музей был несколько раз обворован, и многие документы и экспонаты безвозвратно утеряны)
Ребята переписывались с участниками обороны Брестской крепости, Сталинграда, Севастополя. По воспоминаниям односельчан, каждый отпуск Владимир Владимирович Ложкин, брат Виктора Владимировича, оправлялся по местам боев и привозил чемоданы «трофеев»: гильзы и осколки от снарядов, оплавленные камни.
Был снят фильм «Музей в Кувшинском», который демонстрировали по ЦТ, была поставлена радиопередача.
Каждое лето в музей приходили и приезжало много туристических групп, не только из района, но и из области. .
Кувшинский музей В. И. Ленина был открыт для посещения с 22 апреля 1960 года. За это время его посетило несколько десятков тысяч человек. В год 100-летия со дня рождения В. И. Ленина Кувшинский музей стал победителем Всероссийского похода пионеров и школьников «Дорогами ленинской мечты».
Летом 1960 года пятиклассники Коля Лобанов и Павел Терехов на реке Кундыш возле деревни Потухино случайно нашли огромную белую кость. Свою находку ребята принесли в Тереховскую начальную школу. Это оказался бивень мамонта-древнего вымершего животного. Он пролежал в земле многие тысячи лет, поэтому представлял большую ценность как музейный экспонат. Бивень мамонта тереховские школьники передали Кувшинскому музею.
Работа Кувшинкого школьного музея неоднократно отмечалась Почетными грамотами областных и районных организаций. Дважды музей награжден дипломами второй степени Министерства культуры РСФСР-в 1967 году в связи с 50-летием Октябрьской социалистической революции и в 1970 году в связи со 100-летием со дня рождения В.И.Ленина.
3. Музей в 70-90-е гг. 20 века. В 1973 году была даже делегация из Нью-Йорка. Дочь уроженца деревни Лаптево, который в 20-ые годы оказался в США, побывала на своей исторической родине и посетила наш музей, оставив восторженную запись в Книге посетителей.
В музее работали не только братья Ложкины, много сил отдавала преподаватель русского языка и литературы Мария Алексеевна Турлова. Она проводила экскурсии, оформляла экспонаты. Были помощники среди учеников. Среди них можно назвать Лиду Христолюбову, Зою Долганову, Веру Крашенинникову, Галю Чернышову и многих других. Девочки проводили экскурсии, ребята делали макеты. Работа в музее осталась памятной для них на всю жизнь. Галина Ильинична Камаева (Галя Чернышова) вспоминает « В музее принимали в пионеры, комсомол . Было очень торжественно , присутствовала вся школа. Звуки горна , дробь барабана – все это осталось в памяти на всю жизнь. В музее проходили торжественные линейки, посвященные знаменательным датам .От школьных лет остались светлые воспоминания»
После смерти В. В .Ложкина музеем заведовал Попов П.Е. При нем был проведен косметический ремонт в залах музея. При Шабалине Г.Н. в музее стало развиваться другое направление – краеведение. Был образован новый отдел, посвящённый жизни и быту деревни в 20-70-ые годы 20 века. Ребята ходили в походы, привозили из деревень экспонаты, которые стали основой нового отдела, посвящённого родному краю.
4. Музей в наши дни В 2012 году к 330-летию села в музее был проведён косметический ремонт силами работников культуры и жителей села, приобретены новые шторы – всё это было сделано на средства сельчан и выпускников школы. Большую помощь оказала двоюродная племянница Ложкиных – Ковина Ирина Николаевна. Благодаря её финансовой помощи была поставлена новая дверь, а устанавливали дверь выпускники .
В музее обновилась экспозиция. Появились новые экспонаты. Силами учащихся школы под руководством Самаева А.Г. была изготовлена диорама «Отступление французов. 1812 год».
Учитель школы Рыбаков И.В. подарил музею женскую сорочку, украшенную кружевом.
В отделе «Край мой родной» женское рукоделие представлено вышивкой, кружевами, связанными крючком, самотканными скатертями и полотенцами.
К 70-летию Победы обновили стенд «Никто не забыт – ничто не забыто», оформили альбомы с наградными листами, которые были опубликованы на сайте «Подвиг народа. Ру». Выпускник школы Андрей Чернышов принес в музей экспонаты, связанные с обороной Москвы. Это осколки снарядов, найденные в Можайском районе.
В музее два зала. Один посвящён жизни и деятельности В.И.Ленина, а в другом несколько отделов: «Великая Отечественная война», «История», «Край мой родной», «Освоение космоса», «Арктика и Антарктика»,
« Семья Ложкиных» , «История школы и музея ».
Поиски юных следопытов не прекращаются. Музей расширяется, развертываются новые экспозиции. Ребята ведут исследовательскую деятельность. Ими были написаны работы, посвящённые жизни и деятельности А. А. Ложкиной, династии сельских учителей Ложкиных истории Кувшинской школы, детям войны, истории окрестных деревень.
Таким образом, наша гипотеза, что несмотря на исторические перемены, происходившие в нашей стране, на изменение взглядов на историю страны, школьный музей во все времена оставался центром школьной жизни подтвердилась. А выпускники школы, работавшие в музее стали полезными членами общества
Приглашаем вас побывать в нашем музее. Его адрес: село Кувшинское Санчурского района Кировской области.
Библиография:
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Марши для детей в классической музыке
Волшебная фортепианная музыка
По морям вокруг Земли
Снег своими руками