О храбрости русских воинов слагались легенды, а ведь это есть один из показателей великого русского духа.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Асадов Э. А. - «Россия начиналась не с меча
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ryzhikov.docx | 57.08 КБ |
Научно-исследовательская работа
Богатырство на Руси
Выполнил(а):
Рыжиков Максим Игоревич
учащийся 3 "Г" класса
МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Руководители:
Сидорова Алла Борисовна
учительначальных классов
Шутенко Наталия Владимировна
педагог-психолог
МБОУ "СОШ №7" г. Калуги
Оглавление
1. Введение.....3-4
2. Основная часть.....5- 13
2.1. Слово «богатырь»
2.2. Воспитание и происхождение
2.3. Снаряжение русского богатыря
2.4. Кодекс чести
2.5. Качества, которыми обладали богатыри
3. Заключение.....14
4. Список использованных источников и литературы.....15
Введение
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
О храбрости русских воинов слагались легенды, а ведь это есть один из показателей великого русского духа.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Актуальность:
В современной России модным стало "накачивать"свое тело, делать его атлетически красивым и сильным. Но можно ли этих людей называть настоящими богатырями, вкладывая в это понятие первоначальное, историческое значение?
Разобраться в этом вопросе помогает данная исследовательская работа , цель которой ответить на следующие вопросы:
Задачи :
В ходе выполнения исследовательской работы использованы поисковый и метод сравнительного анализа.
При написании данной работы информация взята из энциклопедий, с тематических сайтов, из исторической и художественной литературы.
Работа имеет практическую значимость, с ней можно выступать на классных часах и на уроках литературы и на уроках по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
Основная часть
Слово «богатырь»
Обощенное определение из словарей В. Даля, С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой : Богатыри-герои былин, защитники земли Русской, совершающие воинские подвиги, обладающие необычной силой, смелостью, отвагой, храбростью, умом, самообладанием, удачливостью.
Из церковно-славянской азбуки:
БОГАТЫРЬ
Б- БУКИ(буквы)
Из букв складываются слова. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". (Иоан 1:1). Следовательно слово БОГ,
Г-ГЛАГОЛЬ
Эта буква подразумевает одновременно и СЛОВО, и ДЕЛО: "Говори и делай"
Т-ТВЕРДО
Эта буква несет в себе образ крепкого, прочного, надежного предмета или убежденного, наполненного внутренней силой человека
Р-РЦЫ
Обозначает "Говори" и "Скажи"
Поэтому богатырь-человек, наполненный внутренней силой, убежденно говорящий и делающий все во имя Бога.
Соединим два определения
Богатыри-герои былин, защитники земли Русской, твердо исполняющие волю Божию, совершающие воинские подвиги. Они обладают необычной силой, смелостью, отвагой, храбростью, умом , самообладанием.
Воспитание и происхождение
Упоминая богатырей, мы прежде всего вспоминаем легендарных Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их образы стали собирательными и вобрали в себя все «богатырство» русское. Русские богатыри - отпрыски разных племён и выходцы из разных городов Руси, служат главе государства, но по существу они служат не столько князю, сколько Русской земле. В былинах изображены разногласия князя с богатырями, которые за какие-либо обиды отказываются ему служить. Но когда грозит неприятель, князь знает, от чего не смогут отказаться богатыри — не от денег, подарков и почестей, а от преданности своей земле и её людям.
Святой преподобный Илья Муромец Печерский (умер в 1188 г.), один из главных героев русских былин, возникших в XII — XIII вв. ("Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром"), воплощение народного идеала героя-воина, нетленные мощи, которого почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево - Печерской Лавры. Судя по останкам, это был человек, по нынешним понятиям, роста невеликого – 178 см. Что вызывает еще больше сомнений – сложения он был совсем небогатырского. Если, конечно, мумифицированные останки преподобного Ильи, что покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры, имеют отношение к былинному защитнику земли Русской. Чьи это мощи на самом деле – доподлинно неизвестно. Память святого преподобного Ильи Муромца Печерского празднуется ежегодно 19 декабря и 28 сентября вместе с Собором преподобных отцов Киево-Печерских.
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Второй былинный богатырь — Добрыня Никитич ("Добрыня и Змей", "Добрыня-сват", "Добрыня в ссоре с Владимиром" и др.), может быть отождествляем как с дядей Святого Равноапостольного великого князя киевского Владимира, так и с рязанским богатырём Добрыней по прозвищу "Золотой пояс", также известным по литературным памятникам. Но в любом случае он не мог быть современником Ильи Муромца и Александра Поповича.
Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью. Исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, — его роль как змееборца и свата. С его именем связан Добрынин остров на р.Оке в Шиловском районе и Добрынин курган близ р. Шилово. В Добрынином кургане богатырь был похоронен после своей гибели в бою с татарами (это отсылает нас к летописному рассказу о битве на Калке, где среди погибших богатырей упоминается Добрыня Рязанич Злат пояс). Оставшиеся в живых соратники привезли тело Добрыни на родину и похоронили в местечке Дубки возле устья р. Пара. Курган Добрыни был раскопан в конце 20-ых годов прошлого века шиловскими крестьянами. По рассказам очевидцев, в кургане нашли кольчугу, пояс с накладками, шлем. Вещи до войны хранились у местных жителей. По местным преданиям, мать Добрыни с особым заговором опустила меч богатыря в воды Оки у Шиловской церкви.
О младшем современнике святого преподобного Ильи Муромца Александре (а не Алёше) Поповиче известно, в частности, то, что около 1219 г. он призвал ростовских богатырей идти на службу к великому князю киевскому Мстиславу Романовичу Старому. В тверской летописи имя Александра Поповича связывается с княжескими усобицами 1216 года. Известно о нём также и то, что в числе остальных семидесяти (!) богатырей он погиб в битве на реке Калке 31 мая 1223 г., в первом большом столкновении Великой Руси и Великой Степи. Об этом сообщает Суздальская летопись (рукопись XV века): "И Александр Попович ту убиен бысть с иними 70 храбрых".
В былинах Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу( богатырь, персонаж русских былин): рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, а кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Согласно легендам, богатыри богатырской заставы были побратимами и стояли на страже рубежей святой Руси, защищая русский народ от нападений злых ворогов. Читаем у А.С. Пушкина: «Перед утренней зарею братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять. Руку правую потешить, сорочина в поле спешить, иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса».
Кодекс чести
Основными понятиями кодекса чести богатырства были: Вера, Слово, Дело, Путь, Цель, Мера.
Таким был своеобразный кодекс чести русского богатыря. Хотя часто он заменялся родительским благословением.
Снаряжение русского богатыря
На Руси использовалось следующее снаряжение: металлический шлем на голове, как правило конической, куполообразной формы, с кольчужной бармицей, защищавшей затылок, щеки, шею и плечи, на теле — кольчужная «рубаха» или, реже, доспех из металлических пластин, под ней — одежда из плотной ткани, а на ногах — высокие, до колена, кожаные сапоги. Вооружение русских воинов: топор, рогатина, меч, булава.
Кулачные бои
Для русского богатыря, помимо мастерского владения оружием, необходимым было владение приемами рукопашной схватки, отработке которых посвящалось достаточно много времени. В первую очередь это касается кулачных поединков, получивших повсеместное распространение. То, что на Руси складывалась своеобразная и достаточно эффективная система рукопашного боя доказывают упоминающиеся в былинах и летописях многочисленные победы её воинов: Мстислава Удалого над князем косогов Редедеем, Никиты Кожемяки над печенежским богатырем. Высокий уровень подготовки русских воинов обеспечивался тем, что еще в молодости молодежь получала необходимую подготовку в единоборствах во время боевых игр и игрищ. Вот что об этом пишут исторические источники: "Бои кулачные и палочные составляли для русской молодежи потеху, увеселение. Бои проходили, обыкновенно, в праздничные дни, при жилых местах, а зимой чаще всего на льду; собирались "охотники", составляли два враждебных лагеря и по данному сигналу бросались один на другого с криком для возбуждения, нередко тут же били в накры и бубны", правила ведения таких боев поражают благородством. Запрещались удары в пах, в спину, удары по лежащему ("лежачего не бьют"). Тот, кто нарушал эти правила, подвергался общественному презрению.
Качества, которыми обладали богатыри
Из былин « Вольга и Микула Селянинович», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин - царь», «Илья Муромец и Идолище» я узнал о качествах, которыми обладали богатыри Русской Земли
Микула Селянинович
Сильномогучий богатырь-пахарь (оратай). Он сильнее не только Вольги, но и всей его дружины «…дружинушка хоробрая сошку за обжи вокруг вертят, а не могут мошки из земли повыдернуть…Тут оратай-оратаюшко приехал ко сошке кленовенькой. Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул…». Микула помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?». Сила Микулы – в связи с землей и простым народом.
Алеша Попович
Русский молодой богатырь из Ростова, который отличался силой, мужеством, удалью, натиском, дерзостью, находчивостью, сметливостью и хитроумием. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Он хвастлив, излишне лукав и увертлив. Он отличается, решительностью, остроумием и жизнерадостностью. Умеет призывать на помощь природные явления (дождь, град..) «…У Алеши была мольба доходная…»
Добрыня Никитич
Русский богатырь из Рязани, богатырь-воин и дипломат (договаривался без кровопролития). В нем сочетались великая сила, бескрайняя храбрость и мужество, воинское умение, благородство помыслов и поступков, образованность, дальновидность и предусмотрительность Он умел петь, играть на гуслях, был искусен в шахматах, обладал незаурядными дипломатическими способностями. Добрыня во всех былинах выражает свои богатырские качества, ревностно оберегает достоинство русского воина, он разумен в речах, сдержан, тактичен, заботливый сын и верный супруг.
Илья Муромец
Великий русский богатырь из под Мурома, богатырь-крестьянин. Он отличается большой духовной силой. И наделен могучей физической силой. Он отличается беззаветной, не знающей пределов любовью к родине (патриотизмом), чувством справедливости, собственного достоинства, мужеством, смелостью и удалью. Он честен до мелочей и прямолинеен. Он великодушен и добр, когда это не касается врагов. Это зрелый и опытный защитник русской земли.
Выводы
Заключение
В понятии "богатырство"отражен смысл жизни человека, который связывает его судьбу с волей Божией, с родиной, ее защитой, вплоть до самопожертвования.
Сделанный мной вывод можно подтвердить высказыванием митрополита Санкт-Петербурга и Ладожского Ионна (Сычева). Он рассматривает богатырство на Руси как "особый вид служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры".
Нравственные уроки, которые оставили нам богатыри из былин: Любить, беречь и защищать свою родину - Россию,православную веру, свой народ. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
А сильные, могучие богатыри
на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле.
Не топтать их конями землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь-не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
Список использованных источников и литературы
Цветок или сорняк?
Филимоновская игрушка
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Алые паруса
Сказка "Морозко"