Исследователская работа ро теме " Зачем нам мыть руки"
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nam_nuzhno_myt_ruki.docx | 377.58 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1имени Е.К.Зырянова»
Учебно-исследовательская работа
Тема: Зачем нужно мыть руки?
Выполнили:
Родкина Анастасия, Румынина Анастасия
ученицы 4 класса «В»
МБОУ «БСШ №1 им. Е.К. Зырянова»
Руководитель:
Безменова Наталья Павловна
учитель начальных классов
МБОУ «БСШ №1 им. Е.К. Зырянова»
п. Березовка
2017 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………… 3
I. Теоретическая часть …………………………………………………………… 5 - 6
1.1. Знакомство с терминами.
1.2. Бактерии .
1.3. Болезни «грязных рук».
1.4. Средства защиты от бактерий.
II. Практическая часть ………………………………………………………… …… 7
Выводы………………………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………… 11
Список литературы ………………………………………………………………… 12
Приложения……………………………………………………………………….13
Введение
Актуальность
Многие говорят, что нужно мыть руки, и мы без сомнения выполняем это требование. Но мы захотели сами убедиться в этой истине. Мытье рук прививается нам с самого детства, и мы иногда даже не задумываемся, когда выполняем это требование.
ООН и ЮНИСЕФ объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Эксперты не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень банальной, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Ежедневно от диареи, заболевания, которое ещё называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли с мылом руки перед едой и после посещения уборной
В нашем классе созданы все условия для того, чтобы мы могли мыть руки: есть раковина с горячей и холодной водой, душистое жидкое мыло, сухие полотенца. Учитель всегда перед посещением столовой обращается к ребятам: «Мойте руки! Мойте руки чище!». И большинство детей делают это почти беспрекословно. А если ребятам просто напомнить «Скоро обед» или «Идём в столовую» большинство ребят равнодушно проходят мимо умывальника и забывают вымыть руки. Значит, у детей нет потребности, мыть руки перед едой. А может, в этом и нет, необходимости. Меня заинтересовали вопросы:
- А зачем нужно мыть руки?
- Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла.
Я решила узнать об этом.
Цель исследования: узнаем, для чего нужна личная гигиена
Задачи:
1. Изучить литературу: собрать информацию о том, почему нужно мыть руки.
2. Провести наблюдение за обучающимися.
3. Провести эксперимент. Дать сравнительный анализ полученных результатов.
4. Доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
5. Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами.
Гипотеза: предположим, что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий.
Всякое исследование должно быть основано на фактах. Для своей работы мы выбрали методы наблюдения и эксперимент, а так же анализ научной литературы.
Есть научные факты, которые описываются во взрослой научной литературе. Они и не требуют доказательств. Но нам захотелось самим доказать правильность таких фактов, как личная гигиена . Что действительно не просто нужно , а крайне необходимо мыть руки после прогулок, посещения уборных и перед употреблением пищи.
Теоретическая часть
Так как наши познания в этой области недостаточны, мы решили начать свою работу с изучения литературы. Для этого использовали разные источники информации. Сначала мы решили узнать, что такое личная гигиена, бактерии как и отчего защищать организм человека.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста. В правилах гигиены много скучных «нельзя» и «надо», но они помогают сохранить здоровье.
Инфекция – микробы, вызывающие болезни и порчу пищевых продуктов. [2]
2. Что известно о бактериях.
Бактерии – это одноклеточные организмы, не видимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Очень простые и примитивные, они, тем не менее, могут выполнять важнейшие функции, свойственные живым существам: питаться и воспроизводить себе подобных. Многие из них похожи на одноклеточные растения, грибы или животных, но отличаются малыми размерами и очень простым строением. Считается, что именно они были первыми живыми существами на Земле. Их много в воздухе, в почве, в воде, в растениях, в животных, они попадают на руки вместе с грязью. Многие из них нужны и полезны человеку. Однако существует много бактерий, вызывающих болезни человека. Учёные открыли этот мир при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект. Сами по себе бактерии не вызывали бы тревогу. Опасность для человеческого организма представляют вырабатываемые ими продукты жизнедеятельности – токсины. В основном токсины образуются в результате разложения бактерий. [1, 4, 5]
Каждая бактерия вырабатывает свои токсины, которые вызывают определенные инфекции. Численность токсинов и их ядовитость в отдельно взятой бактерии, как правило, не повторяются в другой. Бактерии различаются между собой размерами, развитием, строением, условиями размножения и жизнедеятельности. По особенностям строения они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки (стрептококк, менингококк, пневмококк). Бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы (сибирская язва). [3]
3. Болезни «грязных рук»
Ещё в 19 веке люди узнали про микроорганизмы, вызывающие заразные, т.е. инфекционные, заболевания. Грязными руками можно занести в рот бактерию брюшного тифа, дизентерии, холеры или сальмонелл. Их так и называют в народе – «болезни грязных рук».
Острые кишечные инфекции у детей были и остаются одной из актуальных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ими более 1 млрд. человек, из которых 65—70% составляют дети. Острые кишечные инфекции характеризуются не только высокой заболеваемостью, частотой случаев, но и, к сожалению, высокой летальностью. Особенно высока летальность у детей 1-го года жизни.
Болезнетворные микроорганизмы отлично приживаются на дверных ручках, телефонных трубках, поручнях в транспорте, денежных купюрах, клавиатуре компьютера. Мухи способны переносить на своих лапках до 30 тыс. бактерий. Медицине известно более 30 опасных для здоровья инфекций. По мнению медиков, основная причина заражения – антисанитария, несоблюдение личной гигиены. Особенно чувствительны к подобным инфекциям маленькие дети и пожилые люди. Даже небольшое количество возбудителей может вызвать у них тяжелое заболевание желудочно-кишечного тракта, поразить нервную и сердечнососудистую системы, печень, селезенку и другие органы. [11]
Энтеробиоз - самый распространенный гельминтоз не только в России, но и во многих странах мира с умеренным и холодным климатом. Гельминтозами называются болезни, вызываемые паразитическими червями или, иначе, гельминтами. Дети составляют основную группу зараженных энтеробиозом - чаще всего болезнь настигает их в возрасте от 3 до 10-14 лет. Наиболее часто яйца остриц обнаруживают на постельных принадлежностях, игрушках, коврах, в ванных комнатах и туалетах. Привычка некоторых детей брать в рот пальцы и грызть ногти также приводит к возрастанию риска заражения энтеробиозом. [7]
Гепатит А (болезнь Боткина) – вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания, водой, предметами обихода. Возбудитель – кишечная палочка. Попадая в кишечник, вирус всасывается оттуда в кровь, током крови попадает в печень и внедряется в ее клетки. [8]
Дизентерия – острое или хронически заразное инфекционное заболевание человека, вызывающее поражение толстого кишечника. Возбудитель – дизентерийная палочка. Заражение происходит при контакте здорового человека с больным или бактерионосителем, употреблении зараженных пищевых продуктов или воды, из-за антисанитарных условий и несоблюдения правил личной гигиены. [10]
Сальмонеллез – острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями сальмонеллами. Источник инфекции – больные животные, иногда человек. Заражение происходит через продукты животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца), нарушение правил хранения и приготовления продуктов, недостаточной термической обработки продуктов перед употреблением. [3]
4. Средство защиты от бактерий.
И сразу же начались поиски средств, способных защитить людей от них. Сейчас человечество знает, как бороться с разными болезнями. Болезни лечат медицинскими препаратами. Однако главным защитником человеческого организма является сам человек, вернее его гигиенические навыки, самодисциплина. Мытье рук с мылом — это самое эффективное воздействие и самый дешевый способ предотвратить смерть от «болезней грязных рук» [9]
II. Практическая часть
Мы провели наблюдение среди учащихся своего 4 класса. Наше наблюдение заключалось в том , что мы в течении нескольких месяцев смотрели за одноклассниками и отмечали, моют ли они руки и в каких случаях.
Свои записи представим в виде таблицы (таблица №1)
В наблюдении участвовали 23 обучающихся 4 класса В.
Дата | Посещаемость | Помыли руки после просьбы учителя (уч-ся) | Моют руки без напоминания учителя (уч-ся) | Не мыли руки (уч-ся) | Примечание |
11.10.2016 | 23 | 21уч-ся | 1 | 1 | Наталья Павловна напоминала обучающимся о мытье рук |
12.10.2016 | 23 | - | 5 | 17 | Учитель не напоминал о мытье рук |
26.10.2016 | 23 | 23 | - | - | Наталья Павловна напомнила и проследила за мытьем рук |
28.10.2016 | - | - | 21 | Столовую не посещали, о мытье рук не напоминал педагог | |
13.11.2016 | 23 | 23 | Наталья Павловна напомнила и проследила за мытьем рук | ||
20.11.2016 | 23 | 23 | Наталья Павловна напомнила и проследила за мытьем рук | ||
18.12.2016 | 23 | 1 | 22 | Учитель не напоминал о мытье рук | |
25.12.2016 | 23 | 2 | 21 | Учитель не напоминал о мытье рук | |
16.01.2017 | 23 | - | 23 | Учитель не напоминал о мытье рук | |
25.012017 | 23 | - | 23 | Учитель не напоминал о мытье рук | |
9.02.2017 | 23 | 1 | 22 | Учитель не напоминал о мытье рук | |
3.03.2017 | 23 | 2 | 21 | Учитель не напоминал о мытье рук |
Вывод: наблюдая за своими одноклассниками мы, выяснили , что почти все дети не моют руки без напоминания, есть дети которые могут и не мыть руки с напоминанием. Следовательно, в потребности мыть руки у моих одноклассников не возникает, но, тем не менее, при напоминании они беспрекословно выполняют это требование. Возникает вопрос, может и не стоит мыть руки. Мы выдвигали гипотезу, что грязные руки благоприятная среда для развития бактерий.
Мы решили проверить свою гипотезу, проведя следующий эксперимент:
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Наблюдения Родкиной Анастасии:
1 день:
я заметила в контейнере "Грязные руки" осадок,
в контейнерах "Чистый" и "Вымытые руки" нечего не изменилось.
2 день:
в контейнере "Грязные руки" я заметила не глубокие выемки,
в контейнерах "Чистый и "Вымытые руки" изменений небыло .
3 день:
в контейнере "Грязные руки" появилась плесень,
в контейнерах "Чистый" и "Вымытые руки" без изменений.
Наблюдения Румыниной Анастасии
1 день:
я заметила в контейнере "Грязные руки" осадок,
в контейнерах "Чистый" и "Вымытые руки" нечего не изменилось.
2 день:
в контейнере "Грязные руки" я заметила не глубокие выемки,
в контейнерах "Чистый и "Вымытые руки" изменений небыло .
3 день:
в контейнере "Грязные руки" появилась плесень,
в контейнерах "Чистый" и "Вымытые руки" без изменений.
Вывод
При касании грязными пальцами любой поверхности на неё переносятся многочисленные микробы. Питательный раствор в контейнерах хорошая пища для них. Попав в такую среду. Бактерии размножались в течение двух дней и образовались бляшки разного размера, видимые глазом. Эти бляшки – колонии самых настоящих бактерий! Мыло убивает большинство микробов, многие из которых вредны и опасны для здоровья человека. О вреде микробов для организма мы узнали, прочитав и проанализировав научную литературу.
Даже если после посещения общественных мест или прогулки руки выглядят чистыми, их обязательно нужно мыть, ведь на них могут находиться микробы.
Таким образом:
После представления ребятам нашего класса результатов своего исследования, мы провела наблюдение за тем, как одноклассники стали мыть руки. Оказалось, что необходимость напоминать им о правилах мытья рук отпала. И теперь каждый старательно моет руки, потому что понимает, что делает он это для себя.
Заключение
Работая над исследовательской работой, мы получили первый опыт исследовательской деятельности. Нам помогал наш педагог Наталья Павловна. А также интернет ресурсы и чтение научной литературы. Мы выяснили, что грязные руки это благоприятная почва для размножения бактерий, которые попадают в организм через рот человека. Рот человека – очень важный орган: это «дверь» в организм, ведущая в пищеварительную и дыхательную системы. Необходимо стараться не допускать попадания микробов из окружающего нас мира в эти и другие системы организма, где они могут вызвать проблемы, мешающие организму работать, как следует. Если мы прикасаемся к предметам или людям, на которых есть микробы, эти микробы оседают и размножаются на наших руках и могут во время еды попадать нам в рот. Но этого легко избежать, помыв руки перед едой: две минуты в теплой воде с мылом – и все будет в порядке. Мы надеемся, что наши исследования, рекомендации помогут ребятам выработать в себе необходимый навык гигиены рук. После нашего выступления в классе уже многие дети стали мыть руки без напоминания. Также у нас возникла проблема для следующего исследования- « А какое мыло лучше всего убивает микробы?»
Список используемых информационных источников
1. Большая книга знаний; под ред. В. Бологовой.- М.: Махаон, 2010. – с.360
2. Большая энциклопедия школьника; под ред. Э.Горелик.- М.: Махаон 1999.- с.108- 109
3. Краткая медицинская энциклопедия; под ред. академика РАМН В.И.Покровского.- М.: НПО Премьера, 1999. -с. 6, 105, 215, .285, 323, 327, 415
4. Происхождение жизни на земле. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2006. - с.15
5. Хочешь знать почему. Энциклопедия; под ред. Т.Фроловой.- М.: Махаон, 2008. - с.98
6. Что такое кто такой. Энциклопедия; сост. В. С.Шергин.- М.: АСТ, 2004. - с.342
7. Электронный ресурс «http://www.7ya.ru/article/Bolezn-gryaznyh-ruk/»
8.Электронный ресурс «http://www.zoj.kz/rubriki/doctornature/225-gepatit-a-bolezn-gryaznyx-ruk.html»
9. Электронный ресурс «http://www.kiz.ru/content/health/bolezni_grjaznykh_ruk.html»
10. Электронный ресурс «http://www.nnmama.ru/content/health/profilaxix/dizenteriya/»
11. Электронный ресурс « http://www.infomed.ru/articles/2004/05/25/oki.xml»
Приложение 1
Рекомендации
Правило мытья рук:
1.Откройте водопроводный кран, смочите руки, нанесите жидкое мыло на ладони. 2.Тщательно намыливайте руки (ладони, ногти, между пальцами - во всех направлениях) не менее чем 2 минуты.
3.Сполосните под проточной теплой водой.
4. Просушите руки салфеткой и с помощью нее закройте кран.
5.Салфетку следует выбросить в мусорный бак, не прикасаясь к нему.
Памятка
тщательно вымыть их с мылом.
Аэродинамика и воздушный шарик
Сочинение
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Снежная книга
Муравьиная кухня