Вашему вниманию я представляю результаты своей научно-исследовательской работы «Влияние музыки на подростков».
Каждый день большинство из нас слушает различную музыку, она встречается независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, в магазине, на улице, в виде рингтона телефона и так далее. Везде нас сопровождают звуки музыки. У каждого человека есть музыка, которая ему нравится. Кому-то нравится классическая музыка, кому-то – рок или популярные виды музыки. Но никто из нас не задумывался над вопросом: «Какое влияние оказывает любимая музыка на организм человека?» Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать. А другие - раздражают. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека? В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Эта тема музыки для меня интересна и потому, что в своей жизни музыка сопровождает меня с самого детства. Я стала заниматься музыкой с 7 лет, посещаю ДШИ г. Турана, класс вокала. В дальнейшем хочу исследовать пение как метод борьбы со стрессом.
Цель моего исследования: выявить влияние музыки на организм подростка, его умственные способности и эмоциональное состояние.
Гипотеза следующая – предполагаю, что музыка разных музыкальных стилей по-разному влияет на умственную деятельность и эмоциональное состояние подростков.
Практическая значимость работы выражается в исследовании влияния музыки на подростков и разработка рекомендаций для подростков.
Структура. Работа состоит из теоретической (Глава I) и практической части (Глава II).
В главе I мы изучали музыку как вид искусства и её влияние на организм человека. Таким образом, выснили, что:
1. Изучением музыки древние учёные начали заниматься еще с 5 вв.до н.э.
2. Музыкальный вид искусства имеет множество различных стилей и направлений, которые в свою очередь, благодаря особым качествам (темпу, ритму, мелодике и др.) по-разному могут влият на физическое и душевное состояние человека.
3. Её лечебными свойствами интересовались не только древние великие ученые, но и продолжают заниматься этим вопросом до сих пор.
4. Музыкотерапия – сформировавшийся молодой метод лечения в России.
5. Также выделены определенные качества как классической, так и современной музыки, их влияние на организм человека.
Также мы анализировали развитие ребенка в подростковом возрасте (умственная и эмоциональная сфера). Пришли к выводу, что:
1. Подростковый возраст – это период формирования новых качеств личности, включая эмоциональную и интеллектуальную сферы.
2. Кризис подросткового возраста сопровождается эмоциональной нестабильностью.
3. В современном мире необходимы дополнительные методы и методики для релаксации подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
"Шаг в будущее" | 119.57 КБ |
Влияние музыки на подростков.
Кунаева О.В., учащаяся 10 класса МБОУ «Туранская СОШ № 1»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………..……………………………………….. 3
ГЛАВА I. Влияние музыки на организм подростка..……………………………. 5
1.3 Особенности эмоционального и интеллектуального развития в подростковом возрасте ……………………………………….…………………………………….. 8
Глава II. Практическое исследование влияния музыки на эмоциональные и умственные особенности подростков …………………………………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………….. 15
Литература и другие источники ………………………………………………....… 16
Введение
Каждый день большинство из нас слушает различную музыку, которая, может встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, в магазине, на улице, в виде рингтона телефона и так далее – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. У каждого человека есть музыка, которая ему нравится. Кому-то нравится классическая музыка, кому-то – рок или популярные виды музыки. Вряд ли каждый из нас задумывается над вопросом: «Какое влияние оказывает любимая музыка на организм человека?» Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от некоторых из них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека? В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Эта тема для меня интересна и потому, что в своей жизни музыка сопровождает меня с самого детства. Музыка тесно связана с нашей семьей. Моя мама музыкальный руководитель вокального ансамбля и учитель музыки… Мне всегда нравилось, когда она дома вечерами наигрывала за фортепиано какие-либо произведения. Прошло время, я сама стала заниматься музыкой, с 7 лет я посещала уроки фортепиано в ДШИ г. Турана, выступала с вокальными номерами на различных конкурсах нашего города. Продолжаю до сих пор заниматься в вокальном ансамбле, совмещая занятия музыки с отделением живописи.
В дальнейшем хочу исследовать пение как метод борьбы со стрессом.
Цель исследования: влияние музыки на организм подростка, его умственные способности и эмоциональное состояние.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза предполагаю, что музыка разных музыкальных стилей по-разному влияет на умственную деятельность и эмоциональное состояние подростков.
Объектом исследования является эмоциональные и умственные особенности подростков.
Предметом исследования является влияние музыки разных стилей на эмоциональные и умственные особенности подростков.
В исследовании использовались методы: анализ литературы, анкетирование, беседа, наблюдение; анализ и сравнение полученных результатов построение таблиц по результатам исследования, составления рекомендаций для учащихся.
Практическая значимость работы выражается в исследовании влияния музыки на подростков и разработка рекомендаций для подростков.
Работа состоит из теоретической (Глава I и Глава II) и практической части (Глава III). В главе I мы изучим музыку как вид искусства и её влияние на организм человека. В главе II мы анализируем развитие ребенка в подростковом возрасте (умственная и эмоциональная сфера). Глава III посвяшена практическому исследованию влияния музыки на подростков проводилось на базе МБОУ «Туранская СОШ № 1».
ГЛАВА I. Влияние музыки на организм человека
1.1 Музыка как вид искусства
«Без музыки жизнь была бы ошибкой…»
Фридрих Ницше
Музыка (от греческого musike – «искусство муз») — это вид искусства, в котором средством служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей.
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Образы при исполнении музыкальных произведений фантазийные.
Музыка подразделяется на роды и виды — театральная (опера, балет), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хор, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. В современности музыка делится на классическую и современную.
Понятие «классическая музыка» (англ. «Classic music») очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности. Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на таких жанрах и формах, как симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.
Современная музыка – это музыка, идущая в ногу со временем, музыка, которая актуальна на данный момент. Принято считать, что современная музыка появилась недавно, и, которую слушает большинство людей на планете Земля. Сложно назвать огромное количество направлений, стилей и жанров современной музыки, например: народная, духовная, индийская, арабская, европейская, латиноамериканская музыка; а также блюз, ритм-н-блюз, джаз, кантри, шансон, романс, авторская песня, электронная музыка, рок, ска, рокстеди, регги, популярная музыка и т.д.
Таким образом, музыка существует как отдельный вид искусства, который имеет различные направления, жанры и стили; имеет огромное количество поклонников по всему миру.
1.2 Изучение «силы» музыки как феномена
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни.
Сила музыки как феномен целительного воздействия музыки на организм человека был замечен еще в древности. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал, что музыка может многое, в том числе и лечить.
Музыка часто передает оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. В свою очередь музыкальный язык понятен каждому человеку. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает музыкотерапия – метод восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных ВУЗов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Начиная с XIX века до нашего времени данная наука имеет немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно стало изучаться влияние музыки в последние десятилетия XX века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
Особое внимание всегда уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. С некоторыми наблюдениями можно ознакомиться в Приложении.
Многие специалисты считают музыку Вольфганга Амадея Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Даже существует такое понятие, как «Эффект Моцарта». После проведённого эксперимента учёные установили, что музыка В.Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит произведения этого композитора, так и у тех, кому они не нравится.
В своей работе мы рассматриваем влияние на организм и психику человека не только классической музыки, но и таких видов музыки, как рок-музыка и популярная музыка.
Рок (англ. от «rock» - «качаться, трястись») – вид современной музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров городского фольклора 1920-30-х годов. Важная характеристика рок-музыки – её техническое оснащение и специфическая ритмика.
По поводу влияния данного вида музыки на организм, были проведены различные исследования с целью оценки различных воздействий рок-музыки, влекущих за собой травмы зрения, слуха, эндокринной и нервной системы. Музыкальный терапевт Адам Книст пишет: «Основная проблема действия рок-музыки на пострадавших вытекает из уровня её звука, вызывающего неприязненность, истощение, нарциссизм, панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое состояние».
«Поп-музыка» оказывает на человеческий организм благоприятное воздействие. Исследования показали, что от русского и французского шансона не только поднимается настроение, но и снижается артериальное давление, упорядочиваются аппетит и сон, нормализуется уровень сахара в крови. Это ярко выраженная мелодика, наложенная на оптимальный ритмический рисунок – 130 ударов в минуту. Исследования показали, что именно такой ритм наиболее благоприятен для человеческого организма. Он повышает жизненный тонус, раскрепощает, снимает нервные перегрузки.
Как мы уже писали выше, под классической понимают музыку второй половины XVIII-начала XIX веков.
Новейшие исследования показали также, что под воздействием классической музыки происходят важные изменения в составе крови, когда резко сокращается количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы и усиливается иммунная защита организма от вирусов.
Таким образом, влияние на организм человека выбранных нами исследуемых видов музыки является различным, что позволяет нам использовать их в своём дальнейшем исследовании.
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции.
Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Есть такое психологическое понятие, характерное для подростка – «аффект неадекватности» - бурная, неуправляемая реакция ребенка, не соответствующая по выраженности вызванному её поводу. В основе этой реакции чаще всего лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой у подростков и высокому уровню притязаний.
Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений, сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих.
В этом возрасте ребенок склонен указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе. Подобные особенности не случайны и весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. Такое поведение свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представление о себе посредством взгляда окружающих – какой я: хороший или плохой.
Развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. К моменту перехода в среднюю школу дети могут заметно различаться по многим параметрам.
На данном периоде развития появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека.
В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно: осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; более контролируемой и управляемой становится речь; интеллектуализация процессов восприятия; формирование установки на размышление.
Таким образом, в течение подросткового периода ребенок переходит на новую ступень развития, при этом приобретая для себя качественно новые характеристики умственного развития. Данный факт позволяет судить, что ребенку необходимы дополнительные способы развития его интеллектуальной сферы.
Вывод:
1. Изучением музыки начали заниматься еще в древности. Её лечебными свойствами интересовались не только древние великие ученые, но и продолжают заниматься этим вопросом до сих пор.
3. В ходе различных исследований, как зарубежных, так и отечественных, было выделено большое количество свойств и качеств влияния музыки на различные сферы его жизнедеятельности.
4. Музыкотерапия – сформировавшийся молодой метод лечения в России.
5. Подростковый возраст – это период формирования новых качеств личности, включая эмоциональную и интеллектуальную сферы. Кризис подросткового возраста сопровождается эмоциональной нестабильностью.
ЧАСТЬ II. Практическое исследование влияния музыки на эмоциональные и умственные особенности подростков
Практическое исследование влияния музыки на подростков проводилось на базе МБОУ «Туранская СОШ № 1» совместно с психологом школы.
Наше исследование было проведено в несколько этапов:
Первым этапом послужило анкетирование учащихся «Музыкальное предпочтение» (Приложение А). Целью анкетирования явилось выяснение музыкальных предпочтений учащихся нашей школы. На данном этапе исследования участвовали всего 79 учащихся 8-10 классов. Им было предложено ответить на вопросы анкеты анонимно. В результате мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 1.
Табл.1 Результаты анкетирования «Музыкальные предпочтения»
№ п/п | Вопрос анкеты | Да | Нет | Не знаю |
1 | Нравится ли тебе слушать музыку? | 76 | - | - |
2 | Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? | 73 | 2 | 1 |
3 | Нужна ли музыка в повседневной жизни? | 73 | 2 | 1 |
4 | Согласен ли ты с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? | 58 | 13 | 5 |
5 | Согласен ли ты с тем, что музыка может влиять на организм человека? | 57 | 16 | 3 |
6 | Какая музыка тебе больше всего нравится (подчеркни один вариант)? | Классическая 18 | Популярная 21 | Рок 37 |
7 | Сколько времени в сутки ты слушаешь музыку (суммарно, например, по ТВ, в школе, по дороге домой и т.д.)? | от 1 часа до 3 часов 20 | от 3 часов до 5 часов 42 | от 5 часов до 7 часов 14 |
Таким образом, положительно на первый вопрос ответили 100% учащихся; на вопросы № 2 и № 3 – 96%; № 4 – 76%; № 5 – 75% учащихся. Это позволяет с уверенностью определить преобладание положительных ответов на вопросы №№ 1 – 5 (Гистограмма 1).
Гистограмма 1. Результаты ответов на вопросы №№ 1-5 анкеты
«Музыкальные предпочтения»
При ответе на вопрос № 6 предпочтения учащиеся отдали следующим образом: рок выбрали 49% опрошенных, популярную музыку – 28%, а классическую музыку выбрали лишь 23%. Результаты мы отразили в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Музыкальные предпочтения учащихся
И на последний вопрос № 7 учащиеся показали следующие результаты. Слушают музыку или как-то связаны с ней от 3 до 5 часов в сутки 55% респондентов; от 1 до 3 часов в сутки – 26%; от 5 до 7 часов в сутки – 18%. Результаты мы также отразили в Диаграмме 2.
Диаграмма 2. Количество времени в сутки, затраченное на прослушивание музыки
Вывод: музыка является неотъемлемой частью жизни учащихся нашей школы. Предпочтение отдано рок-музыке, на втором месте – классическая музыка. Результаты данной анкеты помогли нам определиться с видами музыки, влияние которых на организм подростков мы будем исследовать в дальнейшем.
Вторым этапом нашего исследования явилась проективная методика «Отражение музыки в цвете». Цель: определение эмоционального отношения к музыке разных стилей через цветовое восприятие. Для данного эксперимента была сделана выборка респондентов на основе половой принадлежности (одинаковое количество юношей и девушек), всего 22 учащегося. Суть этого эксперимента заключается в том, что при прослушивании музыки определенного стиля учащиеся должны выбрать цвет, который, по их мнению, ассоциируется с данной мелодией. Для эксперимента нами выбраны два произведения: Соната № 6 В.Моцарта (классическая музыка) и композиция «Солнце» группы Раммштайн (рок). Время звучания музыки в обоих случаях 5 минут. Данное исследование на основе теста Люшера, который основан на факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Люшер утверждал, что каждый цвет имеет свое значение (Приложение Б). Результаты большинства выбора учащихся мы графически изобразили в виде диаграмм (Диаграмма 3).
Диаграмма 3. Цветоопределение музыкальных стилей
В данном исследовании по цветоопределению музыки мы проследили следующее. Основной выбор учащихся для классической музыки послужил голубой цвет, это составило 45% (13). А для рок-музыки большинство учащихся – 55% (16) выбрало черный цвет. Другие цвета, которые выбирали ребята при прослушивании классической музыки: серый – 8, темно-синий – 7, коричневый – 4, оранжевый – 4. При прослушивании рока также выбирали: красный – 11, серый – 4, оранжевый – 3, темно-синий – 2, голубой – 1. Таким образом, можно полагать, что голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет, этот цвет имеет особенность успокаивать. В большинстве своём учащиеся, прослушивая классическую музыку, ощущают легкость, спокойствие. Черный цвет имеет значение отрицания ярких красок жизни, обозначает только нервозность и агрессивность. Значит, при прослушивании рок-музыки в основном возникают ассоциации агрессии и нервозности.
Вывод: разные стили музыки оказывают также разное влияние на эмоциональное состояние подростков.
Третий этап исследования называется «Влияние музыки на частоту сердечных сокращений». Цель: определение влияния разнохарактерной музыки на физиологические процессы организма. Эксперимент проводился с той же группой (22 человека) в две части. В первый день (первая часть) учащимся было предложено прослушать классическую музыку А.Вивальди «Времена года». Перед прослушиванием было предложено самостоятельно замерить свой пульс и записать результаты, только потом прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс. Вычисляется разница между первым и вторым замером, это результат эксперимента. На второй день (вторая часть) было предложено прослушать рок-музыку группы Раммштайн. Время звучания музыки в обоих случаях 5 минут. Результаты мы занесли в таблицу 2.
Таблица 2. Разница ЧСС при прослушивании разных видов музыки
Вид музыки | Количество человек, у которых ЧСС ударов в минуту | ||
Повысился | Понизился | Не изменился | |
Классическая | 4 | 11 | 7 |
Рок-музыка | 14 | 6 | 2 |
Из таблицы 2 мы наблюдаем, что повышение частоты сердечных сокращений после прослушивания классической музыки мало – 18%, в то время после рока – 64%. После прослушивания классики пульс понизился у 50% испытуемых, а после рока – лишь у 27%. Не изменился пульс во втором замере по сравнению с первым замером после классики у 31%, а после рока изменений не почувствовали 9% участников. Данные отображены в гистограмме 2.
Гистограмма 2. Количество учащихся, у которых произошли изменения ЧСС после прослушивания различных видов музыки
Вывод: мы убедились, что разнохарактерные музыкальные произведения напрямую имеют влияние на физиологическое состояние человека. При прослушивании рок-музыки пульс повышается у большинства учащихся, т.е. сердце работает интенсивнее, а именно это приводит к повышению частоты пульса и выделению адреналина.
Четвертый этап исследования «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся». Цель: выявление влияние музыки на познавательные способности подростков. Для эксперимента мы взяли 30 учащихся, 10 в каждой группе, из 9-х классов. Составили задачи (Приложение В) на логическое мышление, подобрали следующие музыкальные композиции: Соната № 6 В.Моцарта (классическая музыка) и «Солнце» группы Раммштайн (рок). Данная группа учащихся участвовала в эксперименте три раза, соответственно эксперимент длился 3 дня. Первый – контрольный – учащиеся выполняли 8 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй – учащиеся решали задачи во время проигрывания классической музыки. Третий раз ребята выполняли задания под звучание рок-музыки. Каждый раз мы контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов.
Сравнив полученные результаты, мы установили, что на решение задач без музыки школьники в среднем затратили 9 мин., правильность ответов 57 правильных ответов и 27 заданий выполнены неправильно. При проигрывании классической музыки на решение задач у ребят ушло в среднем 5 минуты. Правильно решенных задач 63, неверных ответов 17. Ну а при проигрывании рок-музыки на решение в среднем ушло 8 минут, количество верно решенных задач – 60, неверных ответов – 20. Чтобы отразить схематически количество потраченного времени на решение задач, мы воспользовались диаграммой 4.
Гистограмма 3. Количество затраченного времени
Вывод: музыка влияет умственные способности подростков. Положительное влияние оказывает классическая музыка, она помогает лучше сосредоточиться.
Заключение
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
Литература и другие источники
1. Психология. Т.И.Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345-380.
2. Музыка в нашей жизни. Автор – Н.Д. Зельницкая.1998. Астрель, Тула.
3. Классика - забытое прошлое. Книга. Автор – В.И.Лукашевич; М. -, ДРОФА, 2004
4. Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru
5. Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-ancient_time.ru
6. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ru
7. Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». Страницы в интернете. www.zdoroviemagazin.ru
8. Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru
Под парусами
Цветок или сорняк?
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Прекрасное далёко