Часто на уроках мы слышим «зарубите себе на носу» - если материал важный и его надо обязательно запомнить. Опять «воды в рот набрал», «язык проглотил» - говорит мама, когда ребенок молчит и не может ответить на ее вопрос. Ты «оказал медвежью услугу», - произносит Светлана Алексеевна, когда звучит подсказка на уроке. Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда нужно образно выразить свое отношение к данному факту: одобрительное, пренебрежительное или насмешливое.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._rabota_guzarevich.doc | 120 КБ |
Оренбургская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 п. Первомайский Оренбургского района»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ОХ УЖ ЭТИ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ!»
Секция: «Гуманитарная»
Выполнила: Гузаревич Полина Артемовна,
класс 3 «Б»
Руководитель: Юнг Светлана Алексеевна,
должность: учитель начальных классов
п. Первомайский,
2017г.
Оглавление
Введение | 3 |
1 Теоретические аспекты фразеологии | 4 - 7 |
1.1 Что такое фразеологизмы? | 4 |
1.2 Происхождение фразеологизмов | 4 - 6 |
1.3 Признаки фразеологизмов | 6 - 7 |
2 Практическая часть | 8 |
2.1 Результаты исследования анкет учащихся | 8 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 10 |
Приложение | 11 |
Введение
Русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, человек в своей речи использует фразеологизмы.
Часто на уроках мы слышим «зарубите себе на носу» - если материал важный и его надо обязательно запомнить. Опять «воды в рот набрал», «язык проглотил» - говорит мама, когда ребенок молчит и не может ответить на ее вопрос. Ты «оказал медвежью услугу», - произносит Светлана Алексеевна, когда звучит подсказка на уроке. Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда нужно образно выразить свое отношение к данному факту: одобрительное, пренебрежительное или насмешливое.
Актуальность темы обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. К сожалению, речь современных детей отличается бедностью словарного запаса, в ней зачастую вовсе отсутствуют фразеологизмы. Мы не умеем правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знаем их значений. Тогда и было решено, поближе познакомиться с этим явлением в русском языке.
Цель исследовательской работы: изучив грамматическое строение фразеологизмов, создать словарь «Любимые фразеологизмы 3 «Б» класса».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по данной теме
2. Проследить историю происхождения некоторых фразеологизмов
3. Провести анкетирование учащихся 3»Б» класса по данной теме
4. Создать словарь «Любимые фразеологизмы 3 «Б» класса.
Мы предположили, что, если значение крылатых выражений связано с их происхождением. А может быть, фразеологизмы придуманы нашими мамами для того, чтобы легче было им воспитывать нас. Значит, узнав о происхождении и значении различных фразеологизмов, я смогу открыть неизвестные мне страницы истории языка.
В своей работе мы использовали следующие методы: анкетирование, анализ литературы, сбор информации.
Мы считаем, что данная тема будет актуальна во все времена, так как знание родного языка, его богатство необходимо каждому.
1 Теоретические аспекты фразеологии
1.1 Что такое фразеологизмы?
Жили-были в мастерской 2 детали и стержень, которые использовались вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял и сварил их в одну новую деталь в виде буквы Ф.
Рис.1. Схема образования фразеологизма Рис.2. Заткнуть за пояс
Так происходит и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, но, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания - фразеологизмы. [1, с.21] Существуют слова заткнуть, за, пояс, и фразеологизм заткнуть за пояс, (легко справиться с кем-либо). Во фразеологизмах слова теряют свои прежние значения.
Русский язык очень богат меткими и образными устойчивыми сочетаниями слов. Такие устойчивые сочетания называются фразеологическими оборотами. Слово «фразеология» происходит от двух слов греческого языка: «фразис» - выражение, оборот речи, «логос» - понятие, учение. [2, с.102]
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Словарь Ожегова дает следующее определение: «Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением». [2]
Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – «бездельничать»; за тридевять земель – «далеко». В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде. Фразеологизм в целом является одним членом предложения. [4]
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например: золотые руки, бить баклуши; отношение к другим людям, например: закадычный друг, медвежья услуга; личные достоинства и недостатки, например: не теряет головы, водить за нос и др.
Они используются в обыденной жизни, в художественных произведениях, в публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.
Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы; например, синонимы: на краю света; куда ворон костей не заносил; антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь. [5]
Таким образом, существует раздел языкознания, который посвящен изучению фразеологического состава языка – фразеология.
1.2 Происхождение фразеологизмов
Фразеологические обороты образовались по-разному:
1. Фразеологические обороты, созданные на основе пословиц и поговорок (Голод не тётка, рука руку моет.)
2. Фразеологизмы, вошедшие в нашу жизнь из профессиональной речи. (Бить баклуши, точить лясы.)
3. Некоторые выражения пришли из мифов (Ахиллесова пята), фольклора (Сказка про белого бычка – русская народная сказка), литературных произведений (мартышкин труд - из басни И.А.Крылова «Мартышка и очки»).
Фразеологизмы могут быть многозначны. Например, поставить на ноги:
1. вылечить, избавить от болезни;
2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности;
3. заставить активно действовать, принимать деятельное участие в чём – либо;
4. укрепить экономически, материально.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека, его действия, его характер, его психологическое состояние.
По характеристике: характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:
1. Ходить, стоять на задних лапах - угодничать, прислуживаться.
2. Мылит голову (кому) - сильно бранить; распекать кого-либо.
Характеризующие манеру речевого общения:
1. Точить лясы, балясы - заниматься пустой болтовней.
2. Вертеть, крутить вола - говорить, болтать ерунду.
Характеризующие отношения человека к работе и делу: 1. Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что – либо. 2. Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
1. Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2. Как осиновый лист дрожит - трясётся, обычно от волнения, страха.
Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением, явлений. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность.
Большая часть фразеологизмов берёт своё начало из глубины веков и отражает глубоко народный характер. [6] Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой. [2,с.236]
Фразеологизмы русского языка могут быть и заимствованными. В этом случае они представляют собой результат переосмысления на русской почве словосочетаний из старославянского и других языков.
Много фразеологизмов пришло к нам через разные источники из мифологии. Они интернациональны, так как распространены во всех европейских языках: дамоклов меч – «постоянно угрожающая кому-либо опасность», яблоко раздора – «повод, причина ссоры, споров, серьезных разногласий», и др.
Система фразеологизмов русского языка не является раз и навсегда застывшей и неизменяемой. Новые фразеологизмы неизбежно возникают в ответ на явления современной жизни, заимствуются в качестве ка́лек из других языков. И обогащают современную речь новыми, актуальными выражениями. [7]
Исконно-русские фразеологические обороты, можно разделить на несколько групп, каждая группа имеет интересную, увлекательную историю происхождения. Фразеологизмы связаны:
- с историческим прошлым;
- с народными обычаями;
- с ремеслами;
- с крылатыми словами
Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа, например, где раки зимуют - многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. [6]
Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел, например, в час по чайной ложке – первоначально это выражение употреблялось в речи медиков буквально по отношению к лекарству. Затем оно стало употребляться пренебрежительно в разговорной речи со значением «делать что-нибудь очень медленно, едва-едва».
Происхождение многих фразеологизмов связано с народными и литературными сказками, с баснями И. А. Крылова и другими произведениями. В своей речи мы нередко пользуемся различными меткими выражениями, созданными писателями, поэтами. (Слона то я и не приметил - не обратил внимание на самое важно, а ларчик просто открывался – простой выход из казалось бы затруднительного положения, принцесса на горошине – избалованный человек). [8] Такие выражения называют крылатыми. Они как бы вылетели за пределы произведений, в которых первоначально были созданы, вошли в литературный язык, получив в нём более широкое, обобщённое значение.
Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения. Значения некоторых фразеологизмов можно понять, лишь зная историю русского народа, его обычаи и традиции, поскольку большинство фразеологизмов исконно русские. Изучая эту тему, мы узнали много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа.
1.3 Признаки фразеологизмов
Фразеологизм:
- Содержит не менее двух слов. Во фразеологизме всегда как минимум два слова. Если мы видим одно слово в необычном значении, это не фразеологизм. Например, в предложении «Студент летел по коридору» нет фразеологизма, а слово лететь употреблено в переносном смысле. - Имеет устойчивый состав.
Если мы видим словосочетание, которое похоже на фразеологизм, необходимо проверить, можно ли заменить одно из слов этого словосочетания на другое. Например, в словосочетании дырявая крыша каждое слово можно свободно заменить: дырявая кофта, черепичная крыша, — причем оставшееся слово сохранит свое значение. А если заменить какое-либо слово во фразеологизме золотые руки, получится бессмыслица, например: золотые ноги, серебряные руки. Можно сказать: «Умелые руки», — но слово умелые в этом случае будет употреблено в прямом смысле. [4]
Если одно из слов в составе словосочетания можно заменить на очень ограниченный набор других слов (страх берёт, тоска берёт), то вероятнее всего, это фразеологическое сочетание. - Не является названием. Географические названия, названия учреждений и другие названия не являются фразеологизмами (Большой театр, «Красная стрела», Мертвое море). [4]
2 Практическая часть
2.1 Результаты исследования анкет учащихся
К сожалению, в школьной программе на знакомство с фразеологизмами, отведено, слишком мало времени. Я решила выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у моих одноклассников. Для этого провела анкетирование среди учащихся 3-Б класса, в количестве 18 человек, с помощью специально разработанных вопросов.
Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; узнать их любимые фразеологизмы.
Мы выяснили, что 15 из опрошенных детей, знают, что такое фразеологизмы, 3 человека ответили, что знают, но не точно. 9 учащихся часто сталкиваются с фразеологизмами в книгах, 9 учащихся иногда встречают. В 3 вопросе следовало дописать фразеологизмы, выбрав нужное слово, а в 4 вопросе объяснить значение некоторых фразеологизмов. Анализируя ответы на 3 и 4 вопросы, следует сказать, что из 18 школьников с высоким уровнем понимания фразеологизмов всего 5; 7 человек не смогли объяснить значение одного или двух фразеологизмов, имеют средний уровень понимания и 6 человек имеют низкий уровень.
Проведенный опрос показал, что большинство ребят понимает значение фразеологизмов, но выборочно. Ребята не всегда могут объяснить своими словами, что означает какое – либо выражение или придумывают свои варианты толкования. Так было с четвёртым вопросом.
В пятом пункте анкеты необходимо было написать свои любимые фразеологизмы, которые и вошли в созданный мною словарь «Любимые фразеологизмы 3 «Б» класса. После изготовления словарь был предложен ребятам в классе для ознакомления. Он привлек внимание моих одноклассников яркими рисунками. Рассмотрев изображения, дети с удовольствием читали объяснения к фразеологизмам.
Заключение
Работая над данной темой, я получила более полное представление о фразеологизмах, изучила их грамматическое строение, научилась находить их в тексте, стала чаще употреблять в своей собственной речи. Также я научилась работать со словарями, использовать информацию из Интернет-ресурсов, систематизировать материал.
Изучая эту тему, я узнала много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях.
Таким образом, надо не только знать много фразеологизмов, но и умело использовать их в устной речи. Фразеологизмы, являясь важнейшим компонентом традиционной русской национальной культуры, развивают и обогащают нашу речь, несут в себе огромный духовно-нравственный потенциал.
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.
Список литературы
Приложение 1
Анкета
1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизм?
- да
- не точно
- нет
2. Часто ли Вы сталкиваетесь с фразеологизмами в книгах?
- да
- нет
- иногда
3. Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово.
А) Делать из (комара, мухи) слона.
Б) Не в своей (чашке, тарелке).
В) Считать (сорок, ворон).
Г) Бросать слова (в море, на ветер, в колодец)
Д) (пятая, третья, семнадцатая, седьмая) вода на киселе
4. Объясните значение фразеологизмов, одним словом
А) Выбиться из сил - ____________________________________________
Б) Держать язык за зубами - ______________________________________
В) Сидеть, сложа руки - __________________________________________
Г) На сердце кошки скребут – _____________________________________
Д) Перемывать косточки – ________________________________________
Е) Точить лясы - ________________________________________________
5. Напишите свой любимый фразеологизм
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Под парусами
Красочные картины Джастина Геффри
Две снежинки
Большое - маленькое
Сверчок