Цель:данной работе исследовать проблему совести и мук совести в произведениях русской литературы 19-20 века.
Вложение | Размер |
---|---|
muki_sovesti_v_sudbe_izvestnyh_literaturnyh_geroev_.docx | 31.66 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Исследовательский проект
«Муки совести в судьбе известных литературных героев»
Выполнила: ученица 4 класса «А»
Андрейчук Анна
Руководитель:
Гарданова Эльвира Фанузовна
учитель начальных классов
Нефтеюганск
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………...........3
Основная часть
Термины и определения……………………………………………………..……....4
Опрос………………………………………………………………………..……..…4
Муки совести в произведениях русской литературы:
Аркадий Гайдар «Чук и Гек»……..…..……………………………………………..5
Оскар Уайльд «Мальчик-звезда»…………...………………………………………6
Виктор Драгунский «Тайное становится явным»………..………………………..7
Константин Паустовский «Тёплый хлеб»………………………………………7-8
Николай Носов «Огурцы»…………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………9-10
Введение
Совесть - это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке или нет. Это переживание может возникнуть одновременно с поступком, после него и при воспоминании о нём. По мнению древнегреческого философа Демокрита, надо стыдиться не только дурных поступков, но даже речей и мыслей о них.
Многие философы считали, что человек рождается совестливым. Современная этика утверждает, что совесть развивается и воспитывается в реальных условиях жизни.
Проблема совести была и остаётся актуальной. Чтобы оставаться человеком, надо стремиться жить по совести. Ни один закон не защитит нас, если кругом будут жить люди без совести. Нет совести – значит, нет души, нет справедливости, нет порядочности.
Цель работы: исследовать проблему совести и мук совести в произведениях русской литературы 19-20 века.
Задачи:
1. Анализировать и объяснять понятие: совесть.
2. Перечитать и проанализировать произведения русской литературы (школьной программы 3-4 классы).
3. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков литературных героев.
Гипотеза: Если литературный герой слышит голос совести, то поступает хорошо и правильно.
Объект: процесс развития совести.
Предмет: пути формирования совести.
Для того чтоб выполнить поставленные задачи обратилась в школьную библиотеку, проанализировала прочитанные произведения и сделала выводы.
Основная часть
Термины определения
Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать.
Марк Ту́ллий Цицеро́н древнеримский политик и философ, считающийся одним из величайших ораторов Древнего Рима, написал «Самое главное украшение человека – чистая совесть».
По Толковому словарю живого великорусского языка Даля В.И. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру». [6]
А в толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. «Совесть – Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». [3]
Понравились афоризмы Суворова и Пушкина:
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.[1]
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С. [1]
Опрос
В 4 А классе был проведен опрос 17 учащихся. По результатам опроса 12 одноклассников считают, что совесть – это способность человека осознавать свои поступки и намерения и оценивать их с позиции Добра и Зла, 3 считают это способность человека поступать всегда так, как учат старшие товарищи и 2 способность человека прислушиваться к мнению других людей.
Муки совести в произведениях русской литературы.
Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Она напоминает ему об обязанностях, долге, ответственности. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она молча и неотступно заставляет человека говорить себе правду. Совесть - это наш внутренний судья.
Голос совести рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.
Рассмотрим, как ведут себя литературные герои, слышат ли они голос совести.
Для анализа проблемы совести я выбрала следующие произведения:
В рассказе Аркадия Гайдара Чук и Гек главные герои: Братья Чук и Гек, мама, егерь.
Ситуация
Два брата, разыгравшись, теряют важную телеграмму.
Переживание героев.
Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится.
- А мы не будем врать! – радостно воскликнул Чук. –Если она спросит, где телеграмма, - мы скажем. Если же не спросит, то зачем нам вперед выскакивать? Мы не выскочки.
-Ладно, - согласился Гек. – Если врать не надо, то так и сделаем. Это ты хорошо, Чук, придумал». [2]
Совесть заставляет размышлять о своих поступках. Даже если никто не ругает и не стыдит, совесть всё равно пробуждает в нём чувство вины за плохой поступок.
Вывод: считаю, голос совести не заговорил у Чука и Гека, потому что они не осознали свою вину.
Оскар Уайльд. Мальчик-звезда.
Главные герои: Мальчик-звезда, мать.
Ситуация
В сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» главный герой очень жестоко поступает мальчик со своей матерью, обозвав её нищенкой и прогнав однажды вон.
Переживание героев.
Мальчик-звезда осознал, что был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. Теперь герой готов пожертвовать своей жизнью.
«Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки. И он бросился ничком на траву и заплакал и сказал:
– Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрёкся от моей матери и прогнал её, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду её. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя».[8]
И Мальчик-звезда опустил голову, и заплакал, и стал просить прощенья у всех Божьих тварей, и углубился дальше в лес, продолжая свои поиски.
Он изгнал злого Волшебника, а Лесорубу и его жене послал богатые дары, а сыновей их сделал вельможами. И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и милосердию. И он кормил голодных и сирых и одевал нагих, и в стране его всегда царили мир и благоденствие.
Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию – и спустя три года он умер.
Вывод: Мальчик-звезда услышал голос совести, критически оценил свои поступки.
Виктор Драгунский. Тайное становится явным.
Главные герои: Дениска, мама, милиционер
Ситуация Дениска не желая есть кашу, выливает её из окна и попадает прямо в прохожего.
Переживание героев
«А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
- Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!» [4]
Вывод: совесть помогает игнорировать хитрые оправдания.
К.Паустовский «Тёплый хлеб»
Главные герои: Филька, дед Панкрат, конь, бабушка.
Ситуация.
Герой сказки Филька обидел коня, который был ранен на войне, о котором заботилась вся деревня. Конь ходил от двора к двору в поисках еды. Филька закричал на него, а кусок хлеба, к которому потянулся конь, забросил в снег. Слеза скатилась у коня из глаз. Засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу. Замерзли колодцы, мельница не могла работать. Деревне грозил голод.
Переживание героев
«Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.
- Да - а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!
Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат.
- Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.
-Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат?-спросил Филька.
- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?
- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька» [4]
Филька не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде. Вместе с ребятами он скалывает лёд, и мельница заработала. Осталось Фильке попросить прощения у коня
«Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал: - Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Все улыбались, радовались». [4]
Вывод: совесть заговорила в герое, когда он испугался, что мороз выпал от его злого поступка. Филька пережил страх, нашёл в себе силы признаться в совершённом зле и исправить его вовремя.
Николай Носов «Огурцы»
Главные герои: Котька и Павлик
Ситуация.
Котька и Павлик украли с совхозного поля огурцы. Им было даже весело, что сторож не смог их догнать.
Считаю, в данный момент, совесть Котьки ничего не подсказывает ему, потому что он не понимает свою ошибку и отвечает маме:
«Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял». [5]
Переживания героя
Когда мама отправила Котьку обратно в совхозное поле, он шёл по улице и плакал «Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнёс, -решил Котька и стал оглядываться вокруг. –Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадёт». [5]
Вывод: Котька совершил необдуманный поступок, но непреднамеренно, и он вызывает у него глубокое раскаяние.
Заключение
В каждом произведении есть над чем задуматься, поразмышлять. Считаю, моя гипотеза подтвердилась: если литературный герой слышит голос совести, то поступает хорошо и правильно.
Своими книгами писатели напоминают, что душа должна трудиться. Литература учит нас разбираться в людях, делать нравственные открытия.
Важно, чтобы, читая книгу, каждый задумался о себе, о своей жизни, и ответы, на возникающие вопросы у каждого будут свои, а не авторские.
На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!
Список литературы
Иван Васильевич меняет профессию
Белый лист
Колумбово яйцо
Попробуем на вкус солёность моря?
Цветок или сорняк?