Исследовательская работа по краевединию.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 119 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Дундайская средняя школа»
Автор:
Кулиш Алена,
7 класс
Научный руководитель:
Рась В.В.,
учитель истории
с. Дундай,
2010 – 2011 учебный год
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………...…3
Заключение ………………………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
«Живущие должны знать,
откуда что проистекает…»
Как-то на уроке истории мы обсуждали такой вопрос: «Что значит быть настоящим патриотом?». Мнения моих одноклассников разделились, мы даже начали спорить, каждый доказывал свою точку зрения. Но потом решили, что настоящим патриотом можно назвать такого человека, который действительно любит свою малую Родину и своими делами и мыслями преумножает ее богатства и славу. В каждом маленьком уголке нашей великой Родины есть такие люди.
И наше родное село, конечно же, не исключение. Но оказалось, что многие мои одноклассники совсем не знают имена известных земляков и даже историю своего родного края. Хотя все они родились и выросли здесь! И тогда я решила выяснить, хорошо ли знают историю своей малой Родины наши школьники? О каких событиях они могут рассказать, а о чем они совсем ничего не знают? Каких своих земляков они смогут назвать, чем они прославились? Это стало главной задачей моего исследования.
Для того, чтобы подробнее узнать о прошлом села, я отправилась за помощью в школьный музей. Здесь есть целая экспозиция, которая посвящена разным периодам истории сел Дундай, Вершина и Харагун. Хранятся различные экспонаты, предметы культуры и быта русских, бурят и поляков. Много различных рефератов и воспоминаний об участниках Великой Отечественной войны, ветеранов труда, истории семей и больших родов, фотографии разных лет. Было очень интересно обо всем этом узнать.
Но, не смотря на это, еще много работы по изучению истории родного края. Остается большое количество «белых пятен» - событий, о которых мало что известно. Какую-то информацию нужно уточнить, что-то дополнить новыми сведениями. Нет сегодня общей работы, посвященной истории и культуре моей малой Родины.
Поэтому я решила внести свой маленький вклад в дело изучения истории нашего края. Я люблю свое село и хочу многое узнать о его прошлом. Я думаю, что моя исследовательская работа получится интересной и содержательной, а также я смогу рассказать моим одноклассникам много нового про наше село. Предметом моей исследовательской работы выступает история родного края. Из этой большой по объему темы, я выбрала только некоторые наиболее интересные для меня моменты. Объектом исследования выступает культурное наследие моей малой Родины, памятники истории и культуры, наши знаменитые земляки. Территориальные рамки работы охватывают села Дундай и Вершина, хронологические – период с начала XX в. и до настоящего времени.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале своей работы совместно с учителем истории мы составили анкету для проведения социологического опроса. Главная цель этой анкеты – выяснить, насколько хорошо знают историю своего села ученики нашей школы, хотят ли они подробнее познакомиться с историческим прошлым нашей малой Родины. В анкете шесть вопросов, на которые нужно дать развернутые ответы. (Приложение 1). Всего было опрошен 71 учащийся с 6 по 11 класс. Ребята с полной серьезностью отнеслись к нашей анкете. Многие спрашивали о тех событиях истории нашего села, которые были для них неизвестны. Наибольший интерес вопросы анкеты вызвали у учеников старших классов. А для младших школьников они оказались слишком сложными.
После анкетирования, я приступила к обработке ответов. И выяснилось, что большинство ребят почти ничего не знают об истории своей малой Родины. Многие вопросы оказались особенно интересными, в том числе и для меня. Поэтому следующим этапом работы стали поиски информации об исторических и культурных памятниках наших сел, знакомство с биографиями наших прославленных земляков.
Вначале я работала в фондах школьного музея. Здесь я узнала о том, какие исторические памятники находятся на территории нашего села. Это обелиск ветеранам Великой отечественной войны и памятник жертвам политических репрессий в нашем крае. В музее хранятся фотографии с открытия обелиска ветеранам Великой Отечественной войны. Но более подробных сведений нет. Поэтому далее я отправилась в сельскую библиотеку, где мне предоставили подшивки газет «Сельская правда», «Информ-Полис», «Иркутская газета».
Услышать о каком-либо историческом событии от его участника всегда очень интересно. Слушать рассказы о нашем прошлом – занятие увлекательное и полезное. Я обратилась за помощью к нашему преподавателю ОБЖ Мантыкову Льву Родионовичу. Он работал председателем колхоза «Дружба» и под его руководством проходило строительство интересующих нас исторических памятников. Для проведения интервью мы приготовили вопросы по нашей теме. Во время беседы я записывала нужную нам информацию. Лев Родионович рассказал много интересных фактов о жизни нашего села в те годы. Это была большая помощь в подготовке моей работы. Историю создания памятника жертвам политических репрессий я узнала от Батюровой Веры Алексеевны, директора нашей школы. С 2005 – 2009 гг. она занимала должность главы администрации МО «Шаралдай». Под ее руководством проходила работа по восстановлению этого памятника. Не смотря на большую занятость и важность работы директора школы, Вера Алексеевна уделила мне внимание и обо всем подробно рассказала.
Узнать историю создания католического костела в селе Вершина мне помогла книга В.И. Петшика «Маленькая Польша в таежной Сибири». Так же об этом рассказала Вижентас Л.В. преподаватель польского языка в нашей школе. Своими воспоминаниями поделилась и Мантыкова Г.А., учитель русского языка и литературы. Нам очень понравилось беседовать с нашими преподавателями, слушать их воспоминания и рассказы. Для меня это было настоящее путешествие в прошлое.
Для более подробного знакомства я отправилась осматривать памятники прошлого. На месте можно увидеть, в каком состоянии они находятся, как выглядят, в чем их архитектурные особенности. Многих вещей мы раньше просто не замечали, хотя каждый день проходили мимо.
Познакомиться с биографиями наших знаменитых земляков я смогла так же в школьном музее. Здесь мне рассказали о Хамаганове А.М., его имя носит наша школа. Многое о его жизни и заслугах мы узнали из воспоминаний коллег и близких людей. Все они с теплотой вспоминают о нем как о человеке и руководители. Когда я составляла рассказ, то выбрали только самые яркие воспоминания о А.М. Хамаганове, но сделать это было не просто. У этого человека много разных заслуг.
Из газеты «Информ-Полис» я узнала о судьбе героя полковника Мархаева В.М. Это мужественный и сильный человек, и я решила подробнее познакомиться с его биографией. За помощью я обратилась в сельскую библиотеку к Хинзеевой Л.И. Мне она предоставила дополнительную информацию о жизни В.М. Мархаева. Некоторые сведения о жизни Вячеслава Михайловича я узнала из брошюры «К юбилею округа». Особый интерес вызвали фотографии из школьного музея, а также личного архива Мантыкова Л.Р.
Все эти люди – достойный пример для подрастающего поколения. Нам всем есть чему у них поучиться!
Таким образом, при подготовке работы использовались следующие методы исследования:
ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Анализ данных анкетирования показал, что учащиеся нашей школы практически не знают историю своей малой Родины.
№ вопроса | 6-7 класс опрошено 18 чел. | 8-9 класс опрошено 38 чел. | 10-11 класс опрошено 15 чел. |
1 | Да – 4 нет – 4 частично – 10 | Да – 10 нет – 13 Частично – 15 | Да – 8 нет – 4 Частично – 3 |
2 | Не знаю – 4 Не знаю названия – 6 Обелиски – 4 Костел – 4 | Не знаю – 8 Не знаю названия – 4 Обелиски – 14 Костел – 12 | Не знаю – 0 Не знаю названия – 1 Обелиски – 8 Костел – 6 |
3 | Затрудняюсь ответить – 9 Вов – 8 Политические репрессии – 1 | Затрудняюсь ответить – 19 Вов – 17 Политические репрессии – 3 | Затрудняюсь ответить – 0 Вов – 10 Политические репрессии – 5 |
4 | Не знаю ни одного – 6 | Не знаю ни одного – 9
| Не знаю ни одного – 1 |
5 | Да – 18 Нет – 0 | Да – 36 Нет – 2 | Да – 15 Нет – 0 |
6 | Никаким – 10 Реферат – 2 Участие в конкурсах – 1 Краеведческий кружок – 5 | Никаким – 14 Реферат – 16 Участие в конкурсах – 3 Краеведческий кружок – 5 | Никаким – 4 Реферат – 9 Участие в конкурсах – 5 Краеведческий кружок – 2 |
Многие не интересуются краеведением на данный момент, небольшое количество посещает кружок и участвует в различных конкурсах, связанных с историей и культурой малой Родины. Но радует то, что все респонденты хотят знать подробнее прошлое своего края, понимают, что это необходимо для каждого культурного человека.
В ходе нашей работы я собрала информацию об исторических памятниках, а так же узнала о наших известных земляках. Полученные сведения дополнят экспозиции школьного музея. История нашей Родины славится жизнью и подвигами ее сыновей. Их имена – это всеобщая гордость, их жизненный путь – это пример будущим поколениям. Не исключение и наша шаралдаевская земля, которая гордится своими славными земляками.
МАРХАЕВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
Родился 1 июня 1955 г. в улусе Хонзой Боханского района Иркутской области. Здесь же прошли детские годы. В 1961 г. в возрасте семи лет поступает в первый класс Верхнеидинской Средней школы. В школьные годы особый интерес проявлял к занятию спортом. Это и обусловило дальнейший выбор профессии и увлечения всей жизни. В 1973 г. после окончания школы поступил в Бурятский Государственный Педагогический Институт имени Д. Банзарова на Факультет физической культуры и спорта.
В университете впервые начинает заниматься борьбой под руководством тренера Иванова В.Н.
В этом виде спорта Вячеслав Михайлович достиг высоких результатов. Многократный чемпион и призер республики Бурятия, зоны Сибири и Дальнего Востока, завоевал серебряную медаль Чемпионата России. Кроме того, в спортивной копилке Вячеслава Михайловича награды международных первенств. Он стал победителем турниров на призы Али Алиева, газеты «Сельская Правда», «Интернационал» в Монголии и Румынии. Своими успехами он прославлял не только Бурятию, но свою малую Родину, где он родился и вырос.
Вячеслав Михайлович всегда отличался твердым характером, упорством, целеустремленностью и уравновешенностью. Занятия спортом способствуют воспитанию таких ценных качеств в человеке. Именно по этому, в 1980 г. он начинает работу в органах Внутренних Дел. 5 апреля 1993 г. Вячеслава Михайловича назначают командующим ОМОНа при МВД Республики Бурятия с присвоением звания майор милиции.
Вместе с рядовыми бойцами в составе бригады ОМОНа Республики Бурятия участвовал в ликвидации незаконных бандформирований на территории Чечни. Родина высоко оценила его боевые заслуги. Мархаев В.М. – является кавалером ордена Мужества, награжден медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «За боевую доблесть». Чеченские события, участниками которых он стал, навсегда останутся горечью в сердце и суровым уроком жизни.
За добросовестный труд, ответственное отношение к служебным обязанностям в 1997 г. Вячеслав Михайлович награжден высоким званием «Заслуженный деятель правоохранительных органов Республики Бурятия». А в 1999 г. ему было присвоено звание полковник милиции.
В период с 2003 по 2006 г. Мархаев В.М. работает в должности заместителя Министра Внутренних дел Республики Бурятия.
Для своей малой Родины Вячеслав Михайлович стал достойным сыном и героем. И как факт признания его заслуг и достижений, в 2007 г. Мархаев В.М. получил звание Почетный гражданин Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа. Его жизненный путь может стать достойным примером для подрастающего поколения.
ХАМАГАНОВ
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
Александр Михайлович Хамаганов родился в 21 марта 1924 г. в улусе Дундай Шаралдаевского сельского Совета Боханского района. Кроме него в семье было еще три брата и сестра. Семья была трудовая, с крепкими традициями и устоями. Детство Александра Михайловича прошло в Дундае. Здесь он окончил начальную школу. Свое образование он продолжил в Бурят-Янгутской средней школе, а затем учился в Усть-Ордынской средней школе № 2.
Свой трудовой путь Александр Михайлович начал в 1941 г. в своем родном колхозе бригадиром Хонзойского отделения. Будучи человеком ответственным и образованным, в скором времени был назначен на должность II секретаря Шаралдаевского булочного Совета. Однако работать долго в этой должности ему не пришлось. В 1942 г. Александра Михайловича призывают в ряды Советской армии. В период службы он проходит курсы военных переводчиков при Московском институте иностранных языков. После окончания службы, Александр Михайлович возвращается в родной улус. Здесь его ждут родные и близкие люди. Впереди большие творческие планы и дорога длиною в жизнь. Вся его дальнейшая судьба будет связана с комсомольской и партийной работой.
Этот длинный путь начинается в 1947 г. с должности заведующего отделом Боханского РК ВЛКСМ, а в 1948 г. был избран I секретарем. В этой должности Александр Михайлович работал до 1953 г. Из воспоминаний I секретаря Боханского РК КПСС Виктора Башенхаева: «За время работы в комсомоле Александр Михайлович проявил себя наставником молодежи, достаточно политически грамотным и организационно подготовленным, требовательным и к себе и к товарищам. Был настоящим вожаком молодежи».
За хорошую организаторскую и идейно-политическую работу в комсомоле Александр Михайлович был награжден Почетной грамотой, значком ЦК Комсомола, а также медалью за освоение целинных и залежных земель.
В 1953 г. его назначают на должность начальника управления сельского хозяйства и заместителем председателя Боханского райисполкома.
Из воспоминаний Дамбинова Карпа Николаевича, заместителя председателя Окружного исполкома: «Александр Михайлович был для меня уважаемым земляком, наставником с 50-х годов. В то время в Боханском районе он был вожаком – воспитателем молодежи, комсомольцев, молодых коммунистов.
Нашему поколению тем, кто знал его, работал с ним, близкими и понятными были его деловые качества, стиль и методы работы, человеческие отношения. Это, прежде всего ответственность, верность слову и дел, верность дружбе и уважение к людям…».
В 1957 – 1961 гг. учился в Иркутской высшей партийной школе. После ее окончания работал инструктором Иркутского обкома партии. В связи с реорганизацией районов в 1963 г. был избран заместителем секретаря парткома Боханского производственного управления.
В январе 1965 г. утвержден заведующим промышленно-транспортным отделом окружкома КПСС. А в марте 1965 г. Александр Михайлович избирается исполнительного комитета окружного Совета народных депутатов. В этой должности он работал до 1983 г.
Из воспоминаний Садовникова Константина Акимовича, первого заместителя председателя Окружного исполкома: «У Александра Михайловича было хобби строительство во всех отраслях народного хозяйства. За годы работы в Окружном исполкоме он построил в поселке Усть-Орда столько, что дало возможность присвоить звание поселок городского типа. Было построено 3-х этажное здание Советов, в котором размещались отделы Окружного исполкома. На работу он приходил раньше всех, уходил поздно. Работники исполкома не разгуливали по коридорам, в кабинетах не собирались узнать новости, распивать чаи, не отмечали юбилеи, не сидели на подоконниках курильщики…».
Александр Михайлович весь свой богатый жизненный опыт, знания и энергию отдавал делу развития экономики и культуры Округа, его укреплению и процветанию. За свой многолетний доблестный труд, Александр Михайлович награжден орденом «Трудового Красного знамени», орденом Монгольской Народной Республики «Намрайдал» и многоими медалями:
Заслуги нашего знаменитого земляка помнят и чтят его потомки. Дундайской средней школе в марте 1999 г. было присвоено имя Александра Михайловича Хамаганова.
КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ
СЕЛО ВЕРШИНА
Католический костел был построен еще до революции в 1912 г. Его возведение связано с основанием села Вершина польскими переселенцами. Костел находился в ведении приходского костела в Иркутске. В Вершину несколько раз в год приезжал из Иркутска ксендз для проведения церковных обрядов. Костел служил своеобразным духовным центром, сюда приходили за помощью и советом. Религия играла большую роль в жизни людей. Но после революции отношение человека и государства к церкви резко изменилось. И в 1933 г. по ходатайству Боханского аймака костел в Вершине закрыли. Помещение передали в пользование жителям села. Долгие годы костел простоял без окон и дверей в полном запустении. Не один раз принималось решение о сносе здания, но оно чудом уцелело. Деревянное здание спасла от разрушения добротная жестяная крыша. Костел сохранили как архитектурный и исторический памятник.
В 1992 г. храм был восстановлен и реставрирован. 12 декабря 1992 г. костел освятили, и он вновь стал символом католической веры для жителей села.
Сегодня двери храма открыты для прихожан, каждую неделю проводятся церковные службы. За помощью и советом прихожане обращаются к ксендзу Карлу Липинскому.
ОБЕЛИСК ВЕТЕРАНАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В центре нашего села находится обелиск, который хорошо всем известен. Каждую весну сюда в день 9 мая приходят ученики школы, жители села и гости. Они несут цветы, в торжественной обстановке к подножию обелиска возлагают гирлянду. Звучат песни и слова благодарности в адрес ветеранов войны и тружеников тыла. И все с замиранием сердца вспоминают те трудные военные годы, имена героев, которые подарили нам Победу. И мы вместе с нашими одноклассниками каждый год принимаем участие в этом светлом празднике.
Этот обелиск был установлен в 1987 г. по инициативе правления колхоза «Дружба». На эти цели была выделена из средств колхоза огромная по тем временам сумма – 60 тыс. руб. Разработкой проекта и созданием обелиска занимался Завод железобетонных конструкций в г. Иркутске. Именно оттуда обелиск был доставлен в село Дундай. Место для установки будущего монумента было выбрано в центре села, рядом со школой и зданием колхозного правления.
Обелиск выполнен из гранита, высота его составляет 7 метров. Он увенчан металлической пятиконечной звездой. На обелиски высечены имена 124-х жителей Шаралдаевской земли, тех, кто не вернулся домой с фронта.
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
На улице центральной в селе Дундай находится обелиск жертвам политических репрессий. Он был установлен в память о трагических событиях 1930-х годов в нашем крае. В этот период по приговору суда были расстреляны жителей Дундая и Вершина. Многие из них были реабилитированы уже посмертно. Интересна история создания этого памятника. В 1966 г. было принято решение о его строительстве. Средства были выделены правлением колхоза «Дружба». Открытие памятника состоялось в 1967 г. В честь этого события был организован лыжный пробег по территории Дундая. В нем приняли участие жители села, активисты, комсомольцы. Долгое время именно этот обелиск являлся центральным местом проведения торжественных мероприятий в день Победы.
В 1989 г. в Дундае появился второй обелиск в центре села. И со временем основные праздничные мероприятия перемещаются сюда. Но памятник на улице Центральной, конечно же, не был заброшен.
В 2006 глава администрации МО «Шаралдай» Батюрова В.А. обратилась с предложением к депутатам Сельской Думы и жителям села провести реорганизацию памятника. Была проделана большая архивная работа, собраны сведения о жертвах политических репрессий в нашем крае, активное участие принимали родственники репрессированных. Памятник был отреставрирован, благоустроена прилежащая к нему территория. В городе Иркутске изготовлены мемориальные плиты с именами жертв репрессии. Спонсорскую помощь оказал Артемцев А.И. На торжественной церемонии открытия присутствовали жители села и гости из Республики Бурятия.
Сегодня этот обелиск напоминает нам о тех страшных событиях, которые мы никогда не должны забыть и не допустить их повторения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы я узнала много нового о прошлом нашей малой Родины. Познакомилась с биографиями известных земляков, узнали о том, как были построены памятники истории и культуры. Собранная мною информация станет хорошим дополнением экспозиции школьного музея.
Для меня это был первый опыт краеведческой работы, настоящего исторического исследования. Многое мне показалось сложным, например, из различных отрывочных сведений составить цельный, связанный рассказ. И еще нужно точно знать, где можно найти интересующие нас сведения, к кому обратиться с расспросами. Но самое главное было очень интересно и увлекательно. В итоге можно сделать следующие выводы:
Наше прошлое не должно забываться. Мы обязаны знать свою историю, любить и гордится своей малой Родиной, какой бы она не была и где бы она не находилась! Жизнь многих наших земляков – это пример для нас, подрастающего поколения!
БИБЛИОГРАФИЯ
Интервью:
д. 4.
4. Хинзеева Л.И., 1961 г.р., с. Дундай, ул. Заречная, д. 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Знаете ли вы историю своего села?»
Заповеди детства и юности
Мастер-класс "Корзиночка"
Извержение вулкана
Муравьиная кухня
Весёлые польки для детей