Про три основные группы хронотипов, на которые делятся люди по индивидуальному биоритму.
Вложение | Размер |
---|---|
lenara.doc | 122.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МКУ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МБОУ «Татарская гимназия г.Белебея» РБ
Оценка объема кратковременной памяти у учащихся старших классов по их суточному хронотипу
Выполнила:
ученица 9 класса
МБОУ «Татарская гимназия с отделением искусств г. Белебея»
Руководитель:
Габдрахманова Г.Ф., учитель биологии и географии МБОУ «Татарская гимназия с отделением искусств г. Белебея»
Белебей – 2017
Содержание:
Введение- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 3 | |
1. | Обзор литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 5 |
2. | Материал и методика исследования - - - - - - - - - - - - - - - - | 8 |
2.1 Материал исследования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 8 | |
2.2 Методика исследования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 8 | |
3. | Результаты исследования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 11 |
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 16 | |
Приложение | ||
Введение
Каждый человек по-своему уникален. Все люди отличаются друг от друга, но на эмоциональное и психофизическое состояние человека действуют биоритмы (суточные, сезонные, годовые). Ученые выявили, что «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние) – это три основные группы хронотипов, на которые делятся люди по индивидуальному биоритму.
Для формирования основ здорового образа жизни у детей и подростков в практику различных образовательных организаций включают все больше и больше различных программ, которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными.
Умственный труд – это главная деятельность учащихся, которая на прямую связана с работой центральной нервной системы, в первую очередь с корой головного мозга.
Актуальность. В последние годы в образовательных организациях появилось достаточно много новых технологий, которые лучше обучают школьников. Но организаторы, создавая свежие методы обучения, не задаются вопросами о том, что недавно появившиеся способы воздействуют нагрузками и перегрузками на организм подростков. Так же не предусматриваются личные особенности организма, а изучение висцеральных симптомов дневного хронотипа у подростков во всевозможные периоды учебного года всецело не исследованы.
Мы выдвигаем гипотезу, что учащиеся «жаворонки» будут иметь более высокие показатели объёма внимания в утренние часы, а учащиеся «совы» - в конце учебного дня.
Цель работы:
Изучить состояние объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от их индивидуального хронотипа в условиях Татарской гимназии.
Задачи:
Объект исследования: учащиеся 9 и 11 классов.
Предмет исследования: оценка объёма кратковременной памяти и работоспособности старшеклассников по их индивидуальному суточному хронотипу.
Теоретический аспект
Скорее всего, трудно найти такого человека, который не знает про сов, жаворонков и голубей. Это представители вида homo sapiens, живущие в разном временном режиме. Одни еще спят, когда другие уже усердно трудятся. Первых называют совами, вторых – жаворонками.
1. Обзор литературы
Хронотип человека — типичный для данного человека характер суточной активности. Существует два основных хронотипа: «совы» и «жаворонки», также иногда выделяют третий хронотип — «голуби».
История гласит, что около 2300 лет назад Андростенос, описавший поход Александра Великого в Индию, был заворожен финиковым деревом, открывавшим листья днём и закрывавшим их ночью. Это выглядело так, словно растение поклоняется Солнцу. Ещё совсем недавно считалось, что связанные с дневным периодом раздражители: свет, тепло, шум и т. д. , прерывают сон а, исчезая ночью, позволяют ему возобновиться.
В 1729 году французский астроном Жан-Жак Д‘Орту де Мэран с помощью простого и наглядного опыта показал ошибочность этого мнения. Он поместил веточку чувствительной к солнечному свету мимозы в тёмное помещение. После того как суточное движение листьев не прервалось, осталось сделать вывод, что причина этого движения находится в самом растении. Это открытие должно было уже тогда положить начало хронобиологии, но, к сожалению, перешло в исключительное пользование ботаников.
Немецкий врач Ламперт также провел интересные наблюдения. Он разделил людей на две группы. Людей со слабой реакцией, отчасти инертных, рассудительных, он отнес к первому классу. Логика, математика, общение - это склонность этих людей. Стараются хорошо неспешно обосновать вывод. Это педанты и люди долга. Работать они предпочитают по вечерам. Во время болезни температура повышается у них постепенно, выздоравливают они медленно.
Ко 2-ой группе относились энергичные, сильно и быстро реагирующие на внешние воздействия. Это создатели новых идей. Температура у них подскакивает и падает, вызывая резкие перемены в общем состоянии. Они любят работать утром, быстро устают, но и быстро восстанавливают силы. Они чувствительны к переменам погоды и предрасположены к базедовой болезни, ревматизму, диабету, гипертонии.
Сам термин «хронотип» ввёл Ухтомский в своих исследованиях по физиологии. В 1970-е годы сложилась в новом виде теория хронотипов, именно тогда было подтверждено экспериментами то, что хронотипы проявляются независимо от желания человека и реально существуют.
Суть теории заключается в том, что человеку может быть свойственен определённый стереотип чередования активности и пассивности в течение суток, и по этому стереотипу большинство людей могут быть отнесены к одному из нескольких «хронотипов». Исследователи выделяют два базовых, в определённом смысле противоположных хронотипа: «жаворонки» и «совы». Некоторые также считают, что существует промежуточный хронотип «голуби, аритмики». Основные характеристики хронотипов следующие:
«Жаворонки»
Без проблем и без использования будильника просыпаются рано утром, в первой половине дня очень энергичны, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать.
«Совы»
Будильник лучший друг сов, потому что самостоятельно пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня, активны вечером (ночью), ложатся спать после полуночи.
«Голуби»
Это что-то среднее между совами и жаворонками, самостоятельно пробуждаются утром (чуть-чуть позже жаворонков), в течении дня полны сил и очень активны, без заметных пиков и спадов, ложатся спать за час-полтора до полуночи.
Среди городского населения промышленно развитых стран около 40-45 % составляют «совы», около 25 % — «жаворонки», оставшиеся 30-35 % приходятся на «голубей». При этом, однако, по другим исследованиям среди приведённых 45 и 25 % «сов» и «жаворонков» представителей чистых хронотипов всего несколько процентов (причём среди женщин их больше, чем среди мужчин), а остальные относятся к смешанным типам, переходным между «совами» и «голубями» или между «жаворонками» и «голубями».
2. Материал и методика исследования
2.1 Материал исследования
Всего участвовало 30 учащихся.
Учащиеся 9 класса — 20 человек.
Учащиеся 11 класса — 10 человек.
Сроки исследования — 14-19 ноября 2016г.
2.2 Методика исследования
Для выявления висцеральных признаков суточного хронотипа человека мы использовали тест Г. Хольдебранта.
Сущность этого метода: у здоровых испытуемых в условиях основного обмена (то есть в утренние часы при температурном и психическом комфорте в положении сидя) определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Затем показатель ЧСС делили на показатель ЧД с точностью до 0,1 секунды. Оценку результата проводят следующим образом: если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, то испытуемый относится к «голубям»; если он превышает 5,0 – к «жаворонкам», если он меньше 4,0 – к «совам».
Объём кратковременной памяти определяли с помощью методики Ф. Лёзера. Тренировка запоминания логически не связанного текста. Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания даётся 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер.
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: число правильно воспроизведённых слов делить на 20 и умножить на 100, получаем процент эффективного запоминания.
Запоминание чисел. За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать всё, что запомнили.
1. 43
2. 57
3. 12
4. 33
5. 81
6. 72
7. 15
8. 44
9. 96
10. 7
11. 37
12. 38
13. 86
14. 56
15. 47
16. 6
17. 78
18. 61
19. 83
20. 73
Эффективность запоминания в процентах вычисляется по формуле: число правильно воспроизведённых слов делим на 20 и умножаем на 100, получаем процент эффективного запоминания.
Каждый день на первом и последнем уроке определяли объём кратковременной памяти по упражнению Ф. Лёзера. Чтобы получить результаты среднего количества слов за неделю, суммировали число правильно воспроизведённых слов каждого ученика в течение недели и делили их на число дней. Для чистоты эксперимента сделали по три замера в течении нескольких дней подряд.
3. Результаты исследования
В исследовании приняли участие 30 человек (учащиеся 9 и 11 классов).
В результате мы получили следующее: 27% учащихся - «голуби», 46% - «совы», 27% - «жаворонки». Результаты определения кратковременной памяти занесены в таблицы.
Результаты определения кратковременной памяти у «совы»
Таблица 1
Первый урок | Последний урок | ||||
№ уч-ся | Среднее количество запоминаний за неделю | Оценка результатов | Среднее количество запоминаний за неделю | Оценка результатов | Результат |
1. | 4 | Плохо | 6 | Удовл. | + |
2. | 5 | Плохо | 6 | Удовл. | + |
3. | 4 | Плохо | 10 | Хорошо | + |
4. | 5 | Плохо | 6 | Удовл. | + |
5. | 5 | Плохо | 7 | Хорошо | + |
6. | 3 | Плохо | 6 | Удовл. | + |
7. | 3 | Плохо | 6 | Удовл. | + |
8. | 4 | Плохо | 6 | Удовл. | + |
9. | 7 | Удовл. | 8 | Удовл. | Без изм. |
10. | 5 | Плохо | 9 | Удовл | + |
11. | 6 | Удовл. | 8 | Удовл | Без изм. |
12. | 8 | Удовл. | 12 | Хорошо | + |
13. | 5 | Плохо | 10 | Хорошо | + |
14. | 4 | Плохо | 8 | Удовл. | + |
ИТОГО | 68 | 108 | |||
Средний балл | 4.8 | 7.7 |
Результаты определения кратковременной памяти у «жаворонков»
Таблица 2
Первый урок | Последний урок | ||||
№ уч-ся | Среднее количество запоминаний за неделю | Оценка результатов | Среднее количество запоминаний за неделю | Оценка результатов | Результат |
1. | 8 | Удовл. | 5 | Плохо | - |
2. | 7 | Удовл. | 4 | Плохо | - |
3. | 11 | Хорошо | 6 | Удовл. | - |
4. | 5 | Плохо | 3 | Плохо | Без изм. |
5. | 6 | Удовл. | 2 | Плохо | - |
6. | 7 | Удовл. | 3 | Плохо | - |
7. | 10 | Хорошо | 5 | Плохо | - |
8. | 9 | Удовл. | 6 | Удовл. | Без изм. |
ИТОГО | 63 | 38 | |||
Средний балл | 7,8 | 4,7 |
Результаты определения кратковременной памяти у «голубей»
Таблица 3
Первый урок
| Последний урок | ||||
№ уч-ся | Среднее количество запоминаний за неделю | Оценка результатов | Среднее количество запоминаний за неделю | Оценка результатов | Результат |
1. | 5 | Плохо | 6 | Удовл. | + |
2. | 6 | Удовл. | 10 | Хорошо | + |
3. | 4 | Плохо | 8 | Удовл. | + |
4. | 8 | Удовл. | 5 | Плохо | - |
5. | 6 | Удовл. | 8 | Удовл. | Без изм. |
6. | 12 | Хорошо | 4 | Плохо | - |
7. | 4 | Плохо | 5 | Плохо | Без изм. |
8. | 7 | Удовл. | 4 | Плохо | - |
ИТОГО | 46 | 50 | |||
Средний балл | 5,7 | 6,2 |
После проделанной работы можно с уверенностью сказать, что индивидуальный биологический ритм влияет на работоспособность учащихся. Учащиеся старших классов к концу последнего урока должны наоборот уставать, а показатели объёма кратковременной памяти снижаться. Наше исследование говорит о том, что только у «жаворонков» и у некоторых «голубей» происходит снижение объёма кратковременной памяти, у «сов» же объём кратковременной памяти к концу последнего урока повышается, что означает, наша гипотеза доказана.
После проделанной работы мы каждому ученику объявили его личный результат, после чего сформировали рекомендации:
Заключение
Таким образом, проведенные исследования показали высокую работоспособность в начале учебного дня и небольшое её снижение в конце последнего урока в группе «жаворонков» и некоторые ученики из группы «голуби». В группе «сов» мы наблюдаем снижение работоспособности на первом уроке и её увеличение в конце учебного дня. Значит, утренние часы положительно влияют на работоспособность «жаворонков» и отрицательно сказывается на работоспособности «сов», работоспособность «голубей» изменяется не значительно. Наши исследования показывают неодинаковую работоспособность подростков в исследуемых группах. А значит было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья формировать учебные классы по индивидуальному, суточному хронотипу. При составлении расписания учебной нагрузки необходимо также учитывая эту особенность. Для «жаворонков», которые проявляют наибольшую активность на первых уроках можно рекомендовать предметы естественно - математического цикла, а во второй половине учебного дня физическую культуру и предметы гуманитарного цикла. Для «сов» расписание может быть составлено наоборот. Для «голубей» необходимо учитывать их индивидуальные особенности, т. к. исследование показало, что у 50% этой группы к концу рабочего дня наблюдалось улучшение объёма кратковременной памяти.
Литература
1. Безруких М. М., Сонькин В.Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка). – М.: Академия,2002.
2. Бирюкович А.А. Суточные ритмы физиологических процессов в организме. – М.: Медицина,1988
3. Боднарук,М.М. Ковылина Н.В. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. В.: «Учитель», 2008.
4. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. М.:Дрофа,2000.
5. Хансулин В. И. Наше здоровье и магнитные бури. – М.: Знание,1991
6. Хансулин В.И. Космические тайны вашего самочувствия. – Новосибирск, Наука,1992
7. Влияние суточного хронотипа учащихся на их внимание http://www.hintfox.com/article/vlijanie-sytochnogo-hronotipa-ychaschihsja-na-ih-vnimanie.html
Лавовая лампа
Ребята и утята
Притча о гвоздях
Стеклянный Человечек
Под парусами