Читая мифы Древней Греции, слушая рассказы людей, там
побывавших, я мечтала о далекой удивительной стране. Изучая историю Древней Греции, я обратила внимание на то, что в мифах и сказаниях, в школьных учебниках очень мало сведений о жизни простых девочек, о женщинах, их участии в судьбе страны. Каковы они, дочери великой Эллады? Похожи ли они на наших современниц? Меня заинтересовала эта тема.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zhenshchin_v_istorii_drevney_gretsii_.docx | 44.37 КБ |
Вступление. Почему я выбрала эту тему?
Читая мифы Древней Греции, слушая рассказы людей, там
побывавших, я мечтала о далекой удивительной стране. Изучая историю Древней Греции, я обратила внимание на то, что в мифах и сказаниях, в школьных учебниках очень мало сведений о жизни простых девочек, о женщинах, их участии в судьбе страны. Каковы они, дочери великой Эллады? Похожи ли они на наших современниц? Меня заинтересовала эта тема. Большое волнение пришлось испытать после прочтения рассказа
ученого-исследователя Александра Иосифовича Немировского «Гидна». Автор повествует о юной гречанке Гидне, подвиг которой вдохновил воинов к борьбе с персидскими завоевателями. Она и сейчас у меня перед глазами: тоненькая, смелая вместе с отцом плывет к персидским кораблям по ночному морю, достает нож и перерезает один якорный канат персидского корабля, потом второй, третий. Корабли срываются с места и становятся беспомощными игрушками волн. Страх обуял персов, они в смятении, а буря не умолкает, разбрасывает суда в разные стороны. Это был страшный год персидского нашествия на Грецию, разоренная и истерзанная Эллада, казалось, никогда не обретет свободы. Гидна погибла, она разбилась о прибрежные камни, но об этом подвиге узнала вся страна. Скульптор изваял из мрамора статую юной героини, и она простояла в Дельфах более 500 лет, вызывая восхищение всех, кому дорога свобода Эллады.
Как же воспитывали девочек в Греции? Почему в учебнике автора Ф.А.Михайловского, который лежит у меня на парте на уроке истории, в разделе «Древняя Греция» не названо ни одно женское имя? Какую роль сыграли женщины в истории этой страны?
Объектом исследования выступают женщины Древней Греции.
Предметом исследования облик женщины древней Эллады и ее роль в истории страны.
Целью данного исследования является изучение темы « Роль женщин в истории Древней Греции» с точки зрения новых исследований исторической науки.
Для достижения поставленной цели автором поставлены следующие задачи:
Гипотеза исследования: что, если женщины Древней Греции играли ведущую роль в семье, политике, государстве, то традиционная точка зрения о том, что положение гречанок было на уровне слуг, неверно.
Методы исследования:
Для достижения цели и решения поставленных задач автор изучила ряд источников по теме:
Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г.).
Древняя история. Кареев Н.И. «Просвещение», М., 1997г.
А.И. Самсонов. 400 знаменитых имен и событий из всеобщей и отечественной истории. «Дрофа», М.,2010г.
Работа имеет традиционную структуру и включает введение, основную
Глава I. Хранительница домашнего очага.
1.1. Рождение малыша.
В греческих семьях после рождения ребенка отец должен был признать младенца своим или отказаться от него, если ребенок рождался увечным. Радость появления малыша выражалась в том, что вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденным был мальчик, и гирляндами из шерсти, если девочка. Домашним богам приносили жертвы, а приглашенные на праздник гости дарили ребенку подарки - игрушки и амулеты. Тогда же младенцу давали имя. Малыши развлекались погремушками и куклами, дети постарше играли в волчок, йо-йо (чертик на ниточке), обруч или катали деревянные тележки, запряженные козами. Более состоятельные семьи приобретали даже специальную детскую мебель - скамеечки и кроватки. До шести-семи лет ребенок занимался только играми и воспитывался матерью и нянями в отцовском доме, в гинекее, куда муж не имел доступа. В Древней Греции полагали, что дитя, как хрупкое растение, нуждается в теплой материнской заботе. Отец не может дать того, что необходимо в этом возрасте; малышу нужны ласка и нежность матери; сильная и охраняющая любовь женщины, чтобы защитить от внешних влияний чуткую душу. Гречанка исполняла высокие обязанности супруги и матери, на которые в древности смотрели как на божественные. Она была жрицей семьи, хранительницей священного жизненного огня, Вестой очага. Женщины в Древней Греции были нужны в основном для того, чтобы заботиться о благополучии семей, и им не позволялось тратить слишком много времени на образование. Я думаю, это несправедливо.
Такова традиционная точка зрения исследователей - замкнутость женщин Греции в собственном пространстве.
1.2.Главная роль в доме.
В доме женщина играла главную роль. Она ведала расходами, вела хозяйство, наблюдала за рабами и собственными служанками, пряла и ткала, а также заботилась о детях и ухаживала за другими членами семьи, когда те болели. В знатных семействах матери, которые следили за работой рабынь и занимались воспитанием дочерей и сыновей, соблюдали древние обычаи. Жизнь богатой замужней женщины в Афинах протекала в кругу семьи. Ей разрешалось посещать подруг или приглашать их к себе в гинекей на обед, но этим и ограничивался круг ее общения. У нее почти не было других предлогов, чтобы выйти из дома. Женщинам из бедных семей чаще
удавалось покидать свой дом: они делали покупки на рынке и пополняли
запасы воды, что давало возможность общения, так необходимого всем.
1.3.Образование и воспитание детей.
Когда мальчику исполнялось шесть-семь лет, начиналось его официальное школьное обучение. «Независимо от имущественного положения все дети мужского пола получали определенный объем знаний по трем основным дисциплинам: музыке, письму и гимнастике». (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра», 2006г. стр.71.). Два первых предмета часто объединялись, музыкальные занятия сочетали обучение игре на лире с чтением наизусть поэмы. Целью образования мальчиков в Древней Греции было воспитание ответственных граждан, которым надлежало принимать участие в управлении государством. Это означало, что только мальчики должны были получать всестороннее образование. Они изучали грамматику, ораторское искусство и диалектику, литературу и язык, а также арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Для девочек формальное образование полагали излишеством и учили дома, прививая им хозяйственные навыки, обучали ткацкому делу и различным домашним премудростям. Особое внимание отводилось танцам и физическому воспитанию.
Музыка занимала главное место в образовании девочек. Мы знаем, что в Древней Греции было положено начало современной полифонической музыке, поэтому вероятно, что в этой области гречанки сумели проявить себя. Согласно легенде, Гермес, основатель искусств, сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи, и вручил ее очаровательной девушке. Зазвучала плавная, мягкая мелодия. Еще один древний инструмент, на котором играли женщины – тимпан. По кожаной мембране ударяли пальцами или кистями рук. Он использовался в культовых церемониях, на празднествах в честь богов. Давайте побываем на таком мероприятии.
Перед нами прекрасное создание греческой архитектуры - храм Афины Девы Парфенон. С четырех сторон его окружают стройные колоннады. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. Позади колон на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада самого здания, представлена праздничная процессия. Почему эти люди, запечатленные навек в камне, заинтересовали меня? Здесь изображена торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини.
Действительно, раз в четыре года в середине лета происходило всенародное празднество. Оно носило название Великих Панафиней. В длинных белых одеждах шли жрецы и должностные лица, глашатаи славили богиню, а легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они ткали и вышивали его. Вот где проявлялось их мастерство. Другие девушки несли священные сосуды для жертвоприношений. Мы еще раз убеждаемся в том, что женщины в Древней Греции принимали активное участие в жизни города – полиса. А спокойная и величавая статуя Афины, созданная руками великого скульптора Фидия, покровительствовала им.
1.4.О чем рассказывает нам вазовая живопись
Исследуя выбранную тему, я изучала вазовую живопись. Эти удивительные произведения искусства открывают самые заветные страницы истории страны, жизни и быта женщин Греции. Такие вазы дарили малышам на ежегодном весеннем празднике. Здесь отражена сцена из раннего детства афинского ребенка. Мы видим картину с играми и игрушками. Родители обожали детей, никакого различия между мальчиками и девочками в этом возрасте не было.
Мне нужны были подтверждения неравноправия женщин в Греции. История традиционно описывает достойных афинянок как малообразованных затворниц, чья жизнь посвящена домашнему очагу, прядению, ткачеству, разным семейным заботам. Женщины появлялись в обществе только по поводу религиозных церемоний. Одну из них мы уже рассмотрели. Внимательное изучение вазовой живописи пятого века открыло передо мной иную картину повседневной жизни афинянок.
Художники изобразили их выполняющими гимнастические упражнения, играющими на музыкальных инструментах.
Они наслаждаются прогулкой, ныряют, плавают, собирают фрукты в компании подруг. Можно предположить, что такой свободой пользовались только взрослые женщины, так как большинство историков склоняются к тому, что до 15 лет девочки практически не выходили из дома.
На основании вазовой живописи можно сделать вывод, что девушки получали более полное, разностороннее образование и воспитание.
Большое значение в жизни юных гречанок играло замужество. Они мечтали о любимом точно так же, как современные девушки, грустили, радовались, свои переживания излагали в стихах, музыке. Одна из ваз передает события свадебной церемонии.
Брачный возраст гречанок – 15 лет. Мужа для девушки выбирал отец, он же по доброй воле обеспечивал ее приданым - деньгами, недвижимостью или даже землей. За день до свадьбы невеста приносила в жертву богине Артемиде свои игрушки. Так она прощалась с детством.
Свадебная церемония предполагала омовение священной водой, принесенной в специальном сосуде под названием лутрофор.
В день свадьбы обе семьи приносили жертвы богам и устраивали праздник - каждая семья в своем доме. Жених или жрец («вестник») перевозил невесту, одетую в белое платье и с покрывалом, наброшенным на лицо, в новый дом на колеснице. Процессию сопровождали гимны в честь бога Гименея. Бедняки довольствовались простой повозкой и не нанимали музыкантов. Невеста не должна была входить в свое новое жилище сама: ее переносил через порог на руках муж в знак того, что она присоединяется к культу и домашним богам новой семьи.
Затем новобрачные подходили к домашнему очагу, невесту кропили водой, она прикасалась к огню очага и читала молитвы. В этот день девушка переходила из-под власти отца под власть мужа. Он становился опекуном жены: без его согласия она не могла распоряжаться своим имуществом.
Свадебные церемонии, религиозные ритуалы и похороны были в числе немногих общественных событий, в которых женщины играли важную роль.
Глава II. Знаменитые женщины Древней Греции
1.1.Афинянка Агнодика.
Изучая историю Древней Греции, я думала, есть ли среди выдающихся деятелей женщины? Используя материалы Интернета, я могу ответить на этот вопрос. Метод обработки и анализа данных позволяет нам говорить о высоком уровне развития медицины в Греции. Женщины – затворницы не могли проявить себя в этой сложной области, приоритет в лечении людей на стороне мужчин. Попробуем подтвердить нашу гипотезу ярким примером.
Агнодика, смелая и решительная, переодевшись мужчиной, начала изучать медицину. Ей удалось добиться отмены закона, запрещавшего женщинам заниматься врачеванием. Я думаю, это замечательный успех, утверждающий гражданскую позицию женщин Греции.
Агнодика практиковала как городской врач. Со временем у нее появилась обширная практика. Больше всего к Агнодике шли женщины. Самым достойным и надежным она открывала свою тайну. Непосвященные продолжали считать ее мужчиной. Популярность Агнодики росла. И это породило зависть среди некоторых ее коллег-мужчин. Они составили на Агнодику донос. С целью самозащиты, Агнодика была вынуждена открыться. Доносчики были не только посрамлены, но и осмеяны. Благодаря заступничеству влиятельных пациенток, Агнодика стала первой в Афинах
(и, вероятно, во всей Элладе) женщиной-врачом, получившей официальное право заниматься медицинской практикой.
2.2. Женщины-философы.
С первыми опытами философствования женщин в Древней Греции мы встречаемся в то время, когда женские роли в театре играли только мужчины. Дочь богатых родителей прекрасная Гиппархия, сообщает Диоген Лаэртский в своих жизнеописаниях, серьезно занималась философией. Он удостоил ее своим письменным посланием: «Я восхищен, женщина, твоей страстью к философии и тем, что ты примкнула к нашей школе, суровость которой даже многих мужчин отпугнула». (В.П.Большаков, Л.Ф.Новицкая. Особенности культуры в ее историческом развитии. «Просвещение». М., 1998г).
В биографии ученого, философа и математика Пифагора приведены имена наиболее выдающихся женщин-философов, последовательниц Пифагора. Писания пифагорейских жен дошли до нас только в отрывках.
Существует мнение, что у Пифагора была последовательница с именем Феано, которой принадлежат сочинения "О Пифагоре", "О добродетели", "Совет женщинам". Дочь Пифагора Дамо изучала философию под руководством отца, увлекалась естественными науками. Ей он доверил самые сокровенные записи с наказом, чтобы она никому из недругов не разглашала изложенную в них философию. Дамо исполнила наказ, за что удостоилась похвалы от многих философов: «И хоть она могла продать его сочинения за большие деньги, она того не пожелала, предпочтя золоту бедность и отцовский завет»,- отметил ученый Платон. Другой последовательнице Пифагора - Периктионе принадлежат сочинения "О гармонии в женщине" и "О мудрости", которые, по свидетельствам некоторых древних авторов, очень высоко оценивал Аристотель. Любимой ученицей философа Платона была Аксиофея. Она с увлечением занималась физикой и естественными науками. Иногда ей приходилось переодеваться в мужское платье, чтобы присутствовать на заседаниях Академии.Развитие женской философии также является наглядным подтверждением нашей гипотезы. Ум и образованность этих женщин приводили в восторг знаменитых мужчин – мыслителей древности: Солона, Пифагора, Сократа, Перикла и других. Письменные источники – сочинения этих выдающихся женщин, дошедшие до наших современников, изучают сегодня студенты философских факультетов.
2.3.Гетеры.
Не всех девушек в Древней Греции воспитывали для роли жены. Некоторые из них становились гетерами — подругами богатых мужчин, вели
обеспеченную жизнь и могли присутствовать на пирах, различных увеселительных мероприятиях. С детства они посещали специальные школы, где обучались философии, ведению бесед и ораторскому искусству. Гетеры были полной противоположностью малообразованным домохозяйкам. Эти женщины играли на флейте, знали литературу и искусство, философию и мистические ритуалы.
В их домах собирались политические деятели, поэты, музыканты.
Гетеры носили сложные прически, которые украшались диадемами и
золотыми сетками. Их не всегда уважали, поэтому почтенный человек не мог жениться на такой девушке. Достойная греческая женщина всю жизнь жила затворницей в гинекее – на женской половине дома. Она не посещала театр, не участвовала в Народном собрании, даже на улицу выходила в сопровождении родственников или рабыни.
Аспасия из Милета была высокообразованной женщиной, умела поддержать разговор поэтов и философов. Она славилась в Афинах не только умом, но и красотой. Прекрасная собеседница, наделенная ораторским талантом, вызывала восторг мудрого Сократа, которому очень интересно было беседовать с девушкой. Перикл полюбил прекрасную Аспасию и решил жениться. Авторитет и влияние стратега в Афинах были так велики, что даже его женитьба на гетере не уменьшила его популярности. Счастьем наполнился дом Перикла, когда туда вошла эта женщина. Она не уединилась в гинекее, а продолжала принимать гостей. Друзья Перикла стали ее друзьями. В тяжелые для стратега дни нелегко пришлось и Аспасии.
Недруги обрушили свой удар именно на нее, понимая, как она дорога Периклу. Ее оклеветали, но муж встал на защиту жены. Он доказал ее невиновность. Следом за нападками врагов началась война и чума, унесшая жизнь великого афинянина. Верная жена и подруга была рядом до последнего дня.
Глава III. Внешний облик гречанки.
3.1.Особенности женского костюма
Я предлагаю посмотреть на гречанку со стороны.
Важную роль во внешнем облике женщины играет одежда. Наряд ее - четырехугольный шерстяной кусок ткани, который назывался пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Затем появился «хитон», первая закрытая одежда, которую можно было носить без заколок. Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный праздничным нарядом.
3.2. Парикмахерское искусство.
Женских шляп греческий костюм почти не знал, так как обычай вообще запрещал греческой женщине появляться на улице. Тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе.
Парикмахерское искусство Древней Греции было на высоком уровне, о чем можно судить по памятникам скульптуры. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были быстро и умело причесать голову клиента. За нарушение пропорций парикмахер сурово наказывался. Каждый из рабов выполнял только одну определенную операцию (окрашивание, завивка и т.д.). Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались особым расположением хозяев. Продавали их обычно редко. Парикмахеры поднимали волосы сзади и поддерживали при помощи сетки или повязки, таким образом, шея женщины казалась тоньше и длиннее. Так как высокий лоб у женщин не считался признаком красоты, пряди волос его закрывали. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову.
При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч-филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком. Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Для торжественных случаев и пиров прически делались несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок. Волнистые волосы и драпировка одежды создавали впечатление цельного, законченного внешнего вида. Самым натуральным и вместе с тем самым распространенным украшением волос у греческих женщин были венки, которые сплетались из цветов и листьев различных растений. Венки издревле употреблялись и при радостных и при печальных празднествах. Ими украшали свои волосы и пирующие и приносящие жертву. Прическа древнегреческих женщин всегда гармонировала с их одеждой. В женских скульптурных портретах художники стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными.
Облик гречанки не будет полным, если мы не поговорим об украшениях. Их надевали, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства и демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли остановить модников. К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, а также сфендоны или стефаны - изящные изделия в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то из простых металлов.
Последние исследования ученых. Заключение.
Новейшие исследования ученых заставляют нас посмотреть на
жизнь женщин в Древней Греции иначе. Изучив останки жителей
древних Микен, ученые пришли к следующим выводам: оказывается, женщины обладали существенной властью и часто играли ключевые роли в государственных делах. Историки и археологи традиционно склонны считать, что положение древних гречанок было ненамного лучше, чем у слуг. Судьбы многих из них безрадостны.
Например, спартанские женщины, которые жили по законам Ликурга и подчинялись строго установленным порядкам. Я думаю, они были не очень счастливы. Главное для любой женщины – это ребенок, а в Спарте можно лишиться его, если Совет старейшин (герусия) признает дитя больным. Новорожденного внимательно осматривали старейшины, и если находили больным или хилым, отправляли к Апотетам (обрыв на горном хребте) и там оставляли умирать. Даже очень сильные женщины не скрывали слез. Изучение археологических находок показывает, что неверно утверждение об униженном положении большинства женщин в Греции. Открытие стало итогом работы ученых из Манчестера, которые исследовали останки жителей древних Микен, где жил царь Агамемнон.
«Раньше считалось, что в то время в Древней Греции к женщине относились едва ли не как к вещи. Наше исследование показывает, что это утверждение неверно. Микены – один из самых важных археологических памятников в Европе»,– рассказывает профессор Манчестерского университета Терри Браун. (Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г.)
Ученым удалось доказать, что похороненная в одной могиле вместе с
мужчиной женщина была ему не супругой, а сестрой. Что это значит? Равноправие между полами?
Это открытие показывает, что мужчины и женщины пользовались равной властью. Как теперь выясняется, гречанки получали ее по праву рождения. Особенно важно, что раньше думали, будто женщину хоронили в богатой могиле из-за того, что она была женой богатого мужчины. Это мнение вполне соответствовало прежним взглядам на Древнюю Грецию, где женщины, как считалось, практически не имели власти и способны были влиять на происходящее лишь через своих мужей.
"Проблема заключается в том, что до недавнего времени мы трактовали жизнь в Древней Греции, исходя из работы прошлых поколений археологов. Прежде это была преимущественно мужская профессия, и ученые анализировали находки с оглядкой на мужчин. Теперь ситуация меняется, и мы начинаем смотреть на женщин Древней Греции в новом свете",- пишет Робин Маккай. (Греция: храмы, надгробия и сокровища. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» М., «Терра». 2006г).
Что касается женщин города – полиса Спарты, то они были самыми смелыми в Греции. Мужество – это показатель высокой гражданственности. Когда спартанцы отправлялись на войну, женщина напутствовала сына: «Возвращайся со щитом или на щите». На щите приносили павших в бою. Историк Аркадий Молчанов рассказывает о том, что женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле боя и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей, если видели рану на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя, предоставляя право хоронить мертвых другим. Мы убеждаемся в том, что женщина наряду с ролью матери, жены, играла важную гражданскую роль в жизни страны. Данное исследование подтверждает гипотезу о роли женщин в истории Древней Греции.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Зимний лес в вашем доме
У меня в портфеле
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Акварель + трафарет = ?