Актуальность исследования. В последние годы в системе образования пристальное внимание уделяется вопросам безопасности учебного процесса, в том числе и безопасности рабочего места, так как их благоприятное состояние становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности начальных, средних и высших образовательных учреждений. Большую часть времени человек проводит в стенах образовательного учреждения. Сейчас актуально изучение экологического состояния экосистемы школы и здоровья человека, так как для дальнейшей здоровой жизни человек должен знать и соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, человек проводит в жилом помещении более 80 % своего времени, поэтому микроклимат помещений оказывает большое влияние на самочувствие, работоспособность, общую заболеваемость человека.
Объект исследования - БУ «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж».
Предмет исследования–классные аудитории, коридоры, столовая ,актовый зал.
Цель исследования - выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме колледжа, устранить или уменьшить влияние негативных воздействий на здоровье студентов и преподавателей
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_chistaya_shkola_morozova_o.i.docx | 55.23 КБ |
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Исследовательская работа на тему:
«Экологически чистая школа»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Морозова О.И.
Руководители:
Сбитнева Е.А. преподаватель биологии
Нигматуллина А.Р. преподаватель экологии
Нижневартовск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
2. Методика и результаты исследований ……………………………...…12
2.1 Определение светового коэффициента ………………………………12
2.2 Коэффициент заглубления …………………………………………...12
2.3. Оценка параметров микроклимата кабинета ………………….……13
2.3.1 Измерение температуры воздуха …………………………………..13
2.3.2 Измерение относительной влажности воздуха ……………………13
Заключение ………………………………………………………………..15
Список использованной литературы ……………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы в системе образования пристальное внимание уделяется вопросам безопасности учебного процесса, в том числе и безопасности рабочего места, так как их благоприятное состояние становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности начальных, средних и высших образовательных учреждений. Большую часть времени человек проводит в стенах образовательного учреждения. Сейчас актуально изучение экологического состояния экосистемы школы и здоровья человека, так как для дальнейшей здоровой жизни человек должен знать и соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, человек проводит в жилом помещении более 80 % своего времени, поэтому микроклимат помещений оказывает большое влияние на самочувствие, работоспособность, общую заболеваемость человека.
Объект исследования - БУ «Нижневартовский социально – гуманитарный колледж».
Предмет исследования–классные аудитории, коридоры, столовая ,актовый зал.
Цель исследования - выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме колледжа, устранить или уменьшить влияние негативных воздействий на здоровье студентов и преподавателей.
Задачи исследования:
Практическая значимость - научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем в колледже согласно нормам СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
«Эко» - означает дом, нашу сферу обитания. А сфера обитания – это в первую очередь наша квартира и школьный кабинет. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит самочувствие, внимание, развитие утомляемости и общее состояние здоровья студентов. Здоровья человека зависит от многих факторов:
-биологические (наследственные) -20%
- образ жизни человека -50 - 55%
- экологические – 20 - 25%
- организации здравоохранения - 10%
Одним из экологических факторов воздействия на человека является визуальная среда. Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение - все это создает благоприятную и неблагоприятную среду.
Колледж как система существует за счет энергии и ресурсов поступающих извне, а её главные обитатели – студенты и преподаватели.
Для любой экосистемы характерно наличие автотрофов. Автотрофы в колледже представлены - комнатными растениями. Как известно растения играют не только эстетическую роль, но и гигиеническую, а именно: улучшают настроение, увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества - фитонциды, убивающие микроорганизмы. Все растения существенно улучшают микроклимат в помещении, а некоторые обладают сильными целебными свойствами. У нас в колледже имеется тот минимум растений, который желательно иметь каждому, кто хоть немного заботится о себе и своих родных. Растения на рабочем месте оказывают позитивное влияние на творческий процесс и способность сконцентрировать внимание.
Изучив материал о влиянии находящихся в колледже комнатных растений и их лечебном эффекте, мы обобщили данные и составили несколько таблиц.
«Основные группы растений по их воздействию на окружающую среду»
Группа растений | Виды | Значение |
Фильтраторы | Хлорофитум | Поглощает из воздуха формальдегид, угарный газ, бензол, этилбензол, толуол, ксилол. |
Диффенбахия | Очищает воздух от токсинов, идущих от дорог; поглощает формальдегид, ксилен, трихлорэтилен, бензол | |
Драцена | Поглощает из воздуха бензол, ксилен, трихлорэтилен, формальдегид. | |
Алоэ | Поглощает формальдегид из воздуха. | |
поглощает в сутки около 10 л углекислого газа, выделяя в 2 — 3 раза больше кислорода. Загрязнения обезвреживают не только листья, но и земля | ||
Фикусы | эффективно очищают воздух от ядовитых формальдегидов, причём они не только связывают ядовитые вещества, но и питаются ими, превращая их в сахара и аминокислоты. отфильтровывают из воздуха продукты испарения бензола, трихлорэтилен, пентахлорфенол | |
Плющ обыкновенный | успешно справляются с бензолом: | |
Пылесосы | Аспарагус | поглощает частицы тяжелых металлов. |
Алоэ древовидное | Поглощают пыль, формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели | |
Драцена | ||
Хлорофитум | ||
Фикус | ||
Плющ | ||
Ионизаторы | Цереус | Улучшают ионный состав воздуха, наполняют атмосферу отрицательно заряженными ионами кислорода. А ведь именно эти ионы снабжают энергией организм человека |
Пеларгония | ||
Хвойные | ||
Озонаторы | Папоротники | Выделяют озон |
Фитонцидные | Лимон | Фитонцидные свойства очень сильные |
Герань (пеларгония) | Фитонцидные свойства не очень сильные, однако, в присутствии герани количество колоний простейших микроорганизмов снижается приблизительно на 46%. | |
Алоэ | Значительно снижает численность простейших микроорганизмов в воздухе (до 3,5 раз) | |
Фикусы | от антибактериальных свойств некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. | |
Аспарагус | ||
Хлорофитум | обладает и значительным бактерицидным эффектом, за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов |
«Особенные растения и их влияние на организм человека»
Наименование растения | Влияние на организм человека |
Алоэ (столетник) | |
Герань | Помогает при стрессах, неврозах |
Золотой ус («домашний женьшень») | Энергетический донор, обладающий высокими лекарственными свойствами |
Кактус | Защищает от электромагнитного излучения. Чем длиннее иголки, тем сильней защита. |
Каланхоэ | Помогает справиться с унынием, защищает от упадка сил. |
Фикус | Придает стойкость при тревогах, сомнениях, переживаниях |
Хлорофитум | Очищает воздух. Но у него плохие биоэнергетические свойства, поэтому его лучше не размещать около, или на рабочем месте, особенно близко к голове. |
Циперус | Поглощает энергию человека. В то же время он прекрасно очищает и увлажняет воздух. |
«Растения, летучие выделения которых обладают лечебным действием»
Вид растения | Лечебное действие |
Монстера привлекательная | Благоприятно воздействует на людей с нарушениями нервной системы, устраняет головную боль и нарушение ритмов сердца |
Пеларгония | Благоприятно действует на организм при функциональной заболеваемости нервной системы, бессоннице, неврозах различной этиологии, помогает оптимизировать кровообращение |
Розмарин лекарственный | Оказывает противовоспалительное и успокаивающее действие, стимулирует и нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, повышает иммунологическую реактивность организма. Показан при заболеваниях дыхательной системы, хронических бронхитах, бронхиальной астме |
Лавр благородный | Положительно влияет на больных со стенокардией, другими заболеваниями сердечно – сосудистой системы, полезен при умственном утомлении, когда нарушается мозговой кровоток. |
Лимон | Запах лимонных листьев дает ощущение бодрости, способствует улучшению общего состояния, устраняет тяжесть в груди, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление |
1.2 Строительные и отделочные материалы в колледже. Польза и вред
Энергия в колледж, как и в городскую систему, поступает извне – в виде электричества, горячей воды. Как в любой системе в экосистеме колледжа важно следить за потребление ресурсов, в особенности электроэнергии.
В настоящее время, безопасность искусственной среды – места, где множество людей проводит большую часть своей жизни, приобретает большую актуальность. Строительные и отделочные материалы, используемые в колледже, бывают очень опасны для здоровья. Так за последние несколько десятков лет в быт прочно вошло много новых материалов-от прессованных плит до пластика и искусственных ковровых покрытий.
Материалы, использовавшиеся при строительстве и отделочных работ в колледже:
Название материала | Степень вредного воздействия на организм человека |
Дерево | Экологически чистый материал |
Железная арматура | Экологически чистый материал |
Стекло | Экологически чистый материал |
Водоэмульсионной краски | Все водоэмульсионные краски без исключения не выделяют токсинов и никак не воздействуют на организм человека. Они не имеют даже резкого запаха, присущего краскам на основе алкидных смол и растворителей. |
Краска масляная | Токсическое воздействие тяжелый металлов и органических растворителей. |
Пластиковые панели | Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека. |
Линолеумное покрытие | Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравление. |
Энергосберегающие, люминесцентные лампы | содержат высокотоксичное химическое вещество - ртуть |
У полимерного линолеума есть главная опасность для здоровья человека - это токсичные смолы, которые используются при производстве. Даже в готовом изделии они могут выделяться в атмосферу и представляют опасность. ПВХ – выделяет, при нормальной комнатной температуре и, особенно при солнечном свете, летучие непредельные и ароматические углеводороды, сложные эфиры, хлористый водород и посторонний запах. Так же нередко в составе линолеума обнаруживают фенолформальдегид, который наносит вред органам дыхания, вызывает тошноту, головные боли и может стать причиной развития злокачественных новообразований [5].
Энергосберегающие лампочки содержат высокотоксичное химическое вещество, которое очень опасно – ртуть. Пары ртути могут вызвать отравление, ввиду того, что ядовиты. В состав ртути входят такие соединения, как цианид ртути, каломель, сулема – они могут нанести сильный вред нервной системе человека, почкам, печени, желудочно-кишечному тракту, а также дыхательным путям. Отработанные энергосберегающие и люминесцентные лампы колледж утилизирует в компанию ООО «Коммунальник» г. Нижневартовска
Все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение [7]. В ходе оценки внутренней отделки кабинетов наблюдали следующие стройматериалы, которые могут негативно сказаться на здоровье студентов и преподавателей: пластиковые панели наблюдали в кабинетах: 313, 306 а, 301;малый зал колледжа покрыт линолеумным покрытием. Спортивный зал колледжа покрашен масляной краской, которая обладает токсическим действием. Почти все аудитории колледжа покрашены водоэмульсионной краской, которая является экологически чистым стройматериалом.
1.3 Микроклимат колледжа и его характеристика.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм особо актуально в наше время. Особенно в общеобразовательных организациях. Посещая место учебы каждый день и проводя в этих зданиях большую часть своего времени, обучающиеся редко задумываются о проблемах со здоровьем.
Температура, влажность, вентиляция воздуха – составные части микроклимата. Благоприятный микроклимат - это одно из условий комфортного самочувствия и продуктивной работы.
Освещенность − световой поток, падающий на единицу площади данной поверхности. Освещенность является характеристикой именно освещаемой поверхности, а не излучателя. Помимо характеристик излучателя, освещенность зависит также от геометрии и отражающих характеристик, окружающих данную поверхность предметов, а также от взаимного положения излучателя и данной поверхности. Освещенность показывает, сколько света падает на ту или иную поверхность. Освещенность равна отношению светового потока, упавшего на поверхность, к площади этой поверхности. Единицей измерения освещенности является 1 люкс (лк). 1 лк = 1 лм/м2.
От освещенности школьных кабинетов, прежде всего, зависит состояние зрительного анализатора - глаз. Зрение дает нам наибольшую информацию об окружающем нас мире (около 90%).При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. Так, во время трехчасовой зрительной работы при освещенности 30 – 50 лк устойчивость ясного видения снижается на 37%, а при освещенности 200 лк она снижается только на 10 – 15% поэтому освещенность помещения должна соответствовать физиологически особенностям зрительного анализатора. Правильное освещение оберегает наши глаза, создает так называемый зрительный комфорт. Недостаточная освещенность вызывает чрезмерное напряжение зрения, большая яркость также утомляет, раздражает глаз. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение.
На освещенность классов и кабинетов оказывает влияние коэффициент отражения поверхности стен, потолка и школьной мебели. Имеет большое значение их окраска. Поэтому парты окрашиваются в голубовато - серый или светло - коричневый.
Световой коэффициент - отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола. Однако этот коэффициент не учитывает климатические условия, архитектурные особенности здания и прочие факторы, влияющие на интенсивность освещения. Так, интенсивность естественного освещения во многом зависит от устройства и расположения окон, ориентации их по сторонам света, затененности окон близлежащими зданиями, зелеными насаждениями.
Температура воздуха оказывает большое влияние на тепловой обмен человека. Влияние высокой температуры воздуха весьма отрицательно сказывается на таких функциях высшей нервной деятельности, как внимание, точность и координация движений, скорость реакции, способность к переключению, нарушению умственной деятельности организма.
Особенно вредными для здоровья являются быстрые и резкие колебания (понижения) температуры воздуха, так как организм не всегда успевает к ним приспособиться. В результате их могут наблюдаться так называемые простудные заболевания.
Для поддержания оптимальных условий микроклимата помещений применяют различные системы отопления. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой воды-теплоносителя для учебных заведений – 95 градусов Цельсия.Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания классных помещений во время перемен. До начала занятий рекомендуется сквозное проветривание.
Влажность воздуха не должна превышать 40-60%.
Влажность воздуха определяется содержанием в нем водяных паров, она показывает степень насыщения воздуха парами влаги. Различают абсолютную, максимальную и относительную влажность. Нормальной относительной влажностью воздуха в учебных заведениях считается 30-60%.
2. Методика и результаты исследований
2.1 Определение светового коэффициента
Для оценки естественного освещения был использован геометрический метод нормирования освещения – определение светового коэффициента.
Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.
Ход работы. В обследуемом помещении с помощью рулетки или сантиметровой ленты проведите измерение застекленной поверхности всех окон (без рам и переплетов) и рассчитайте ее площадь в м2. Проведите измерение и определите площадь пола в м2.
Рассчитайте световой коэффициент согласно формуле:
СК = Sо / Sп ,
где СК - световой коэффициент, So - площадь застекленной поверхности окон, Sп - площадь пола.
Величина светового коэффициента выражается соотношением или дробью, где числитель всегда является единицей, знаменатель – полученным частным.
Световой коэффициент в учебных помещениях 1:4-1:6.
2.2 Коэффициент заглубления
Коэффициент заглубления (КЗ) - отношение расстояния от пола до верхнего края окна к глубине помещения, т.е. к расстоянию от светонесущей до противоположной стены. При вычислении КЗ и числитель, и знаменатель тоже делят на величину числителя. Рекомендуемая величина коэффициента заглубления для учебных помещений 1:2.
Помещение | Световой коэффициент | Коэффициент заглубления | |||
Результат измерений | Санитарно-гигиеническая норма | Результат измерений | Санитарно-гигиеническая норма | ||
Кабинет Биологии (102) | 1/5 | 1/4 - 1/6 | 1/2 | 1/2 | |
Кабинет математики (202) | 1/6 | 1/4 - 1/6 | 1/2 | 1/2 | |
Кабинет физики (309) | 1/5 | 1/4 - 1/6 | 1/2 | 1/2 | |
Кабинет информатики (404) | 1/5 | 1/4 - 1/6 | 1/2 | 1/2 | |
Столовая | 1/5 | 1/4 - 1/6 | 1/2 | 1/2 | |
Спортивный зал | 1/4 | 1/4 – 1/6 | 1/2 | 1/2 |
Во всех кабинетах оптимальные условия освещенности, что соответствует норме.
2.3. Оценка параметров микроклимата кабинета
2.3.1 Измерение температуры воздуха
Оборудование и материалы: сухой термометр.
Измерение температуры воздуха.
2.3.2 Измерение относительной влажности воздуха
Оборудование: психрометр аспирационный, кататермометр шаровой, электрическая плитка, химический стакан с водой, секундомер, сухой термометр.
K = F – 0,5 (t-t1) · B :755
где К – абсолютная влажность, г/ м³;
f - максимальная влажность при температуре влажного термометра (определяется по таблице, прилагаемой к прибору);
t - температура сухого термометра
t1- температура влажного термометра
B- барометрическое давление в момент исследования.
Показатели микроклимата кабинета
Кабинеты | Температура, ° С | Относительная влажность, % | ||
Результат измерений | Санитарно – гигиеническая норма | Результат измерений | Санитарно – гигиеническая норма | |
Биологии (102) | 23 | 20 – 25 | 52 | 60 – 70 |
Математики (202) | 20 | 20 – 25 | 35 | 60 – 70 |
Физики (309) | 22 | 20 – 25 | 32 | 60 – 70 |
Информатики (404) | 21 | 20 – 25 | 30 | 60 – 70 |
Столовой | 18 | 20 – 25 | 56 | 60 - 70 |
Спортивный зал | 20 | 20 – 25 | 34 | 60 - 70 |
Данные таблицы показывают, что температура воздуха в столовой не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» и данная температура ниже предельного уровня и при длительном нахождении в данном помещении без движения организм может охладиться, что приведет к простудным заболеваниям.
Температура воздуха в остальных кабинетах соответствует требованиям СанПиН.
Из таблицы видно, что показатели влажности воздуха соответствуют нормам СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в кабинете биологии и в помещении столовой.
В остальных кабинетах и помещениях влажность воздуха не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», она ниже предельно допустимых уровней, но неблагоприятное влияние сухого воздуха проявляется только при крайней сухости (при относительной влажности менее 20%), влияние чрезмерно сухого воздуха на физиологические процессы в организме человека не столь опасно, как влияние влажного воздуха.
Заключение
Часто нам кажется, что мы сталкиваемся с загрязнением окружающей среды лишь на улице, и поэтому на экологию нашего колледжа мы обращаем мало внимания. Но колледж – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека который в значительной степени определяет состояние его здоровья. На качество среды в колледже может влиять:
-наружный воздух;
-продукты неполного сгорания газа;
-вещества, возникающие в процессе приготовления пищи;
-вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.;
-бытовая химия и средства гигиены;
-комнатные растения;
-соблюдения санитарных норм обучения (количество людей);
-электромагнитные загрязнения.
Приступая работать над данной темой, мы не думали, что микроклимат в помещениях может оказывать такое огромное значение на здоровье человека. Например, что достаточное освещение действует тонизирующе, создает жизнерадостное настроение, улучшает протекание основных процессов высшей нервной системы, а недостаток освещения угнетает нервную систему, ведет к ухудшению работоспособности организма, ухудшает зрение. Сопоставив результаты измерений с предельно-допустимыми уровнями, установленными в санитарных нормах и правилах, мы пришли к выводу, что исследуемые нами аудитории в нашем колледже соответствуют действующим нормам и правилам. В основном нормы освещенности в наших аудиториях соблюдаются. Не соответствует санитарным нормам и правилам температура в столовой, но эти отклонения незначительны и не ведут к тяжелым последствиям.
Список использованной литературы
5. Косых А.В. Материаловедение. Современные строительные и отделочные материалы: Учебно-методическое пособие.2000г.
6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб.пособие для средних школ и колледжей. М.; ФАИР-ПРЕСС, 2000г.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
Снежный всадник
Этот древний-древний-древний мир!
Фокус-покус! Раз, два,три!
Глупый мальчишка
Загадка старого пирата или водолазный колокол