Меня заинтересовала история возникновения этого праздника, его традиционные обряды. Захотелось узнать (стало любопытно), какие обряды проводились на Шагаа раньше? Сохранились ли они сейчас, как соблюдает нынешнее поколение традиции празднования Шагаа? С таких вопросов началась моя работа над этим проектом. Поэтому, тема моего проекта "Обряды Шагаа, национального праздника тувинцев".
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_h._sayyna.docx | 24.64 КБ |
proekt_sayyna.pptx | 2.31 МБ |
Содержание
Введение …………………………………………………............
Традиции празднования …………………………………………
Обряд «Сан салыр»…………………………………….................
Обряд «Чалбарыг»……………………………………..................
Обряд «Арыгланыр»…………………………………...................
Обряд «Чолукшуур»……………………………………………...
Заключение …………………………………………………….....
Вывод...............................................................................................
Список использованной литературы …………………………....
Введение
Шагаа - один из знаменательных праздников тувинцев. Уже в самом названии заложен глубокий смысл: шагның чаазы — начало нового времени, т. е. праздник представляет собой проводы зимы и встречу весны, начало нового года по лунному календарю. Шагаа встречают каждый год в разное время. Точной даты его проведения нет, она варьируется с конца января до конца февраля. Дату определяют по лунному календарю ламы-астрологи. В Туве праздник Шагаа является всеобщим любимым праздником и, как Новый год, его все ждут с нетерпением и радостью. И меня заинтересовала история возникновения этого праздника, его традиционные обряды. Захотелось узнать (стало любопытно), какие обряды проводились на Шагаа раньше? Сохранились ли они сейчас, как соблюдает нынешнее поколение традиции празднования Шагаа? С таких вопросов началась моя работа над этим проектом.
Поэтому, тема моего проекта "Обряды Шагаа, национального праздника тувинцев".
Цель проекта:
Изучение особенностей обрядов празднования Шагаа в Туве.
Задачи:
1. Собрать информацию по теме проекта.
2. Ознакомиться с традиционными обрядами праздника.
3. Провести анкетирование среди одноклассников, родителей и педагогов школы с целью выявления знаний об обрядах Шагаа, соблюдения этих обрядов.
5. Показать значимость существования этих обрядов.
6. Разработать памятку «Обряды Шагаа», сделать презентацию о празднике Шагаа.
Проблема исследования: Сохранились ли традиционные обряды празднования Шагаа в настоящее время? Выявление соблюдения семьями учащихся, педагогов нашей школы традиционных обрядов Шагаа.
Выдвигаю гипотезу:
Обряды Шагаа являются обязательными для возрождения и развития национальных обычаев и традиций тувинского народа.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сохранение традиции празднования Шагаа из поколения в поколение.
- А как раньше готовились к встрече Шагаа, какие обряды обязательно совершали при праздновании Шагаа?
Чтобы ответить на этот вопрос, во время каникул я съездил в Барун-Хемчикский район к дедушке его зовут Биче-оол Шыдырвевич. Ему 70 лет.
Он рассказал, что тувинцы праздновали лунный Новый год, соблюдая двенадцатилетний цикл, где каждому году соответствует какое-то животное. Порядок годов таков: год мыши, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, кабана.
Каждая семья готовилась к Шагаа тщательно: доставала мясные (ууже, хырбача), молочные (ааржы, курут, саржаг, чокпек), растительные (далган, тараа) припасы.
Перед праздником мужчины занимались уборкой двора, а женщины - уборкой юрты, приготовлением национальных блюд.
По словам дедушки, на Шагаа проводились обязательные ритуальные обряды. Это «Сан салыр», «Чалбарыг», «Арыгланыр» и «Чолукшуур».
Узнав об обрядах проведения Шагаа у дедушки, я решил узнать, а как сейчас празднуют Шагаа, сохранились ли эти обряды?
Самый главный ритуальный обряд «Сан салыр».
Для этого, я сходил в местный буддийский храм и встретился с настоятелем храма. С его слов, Шагаа начинается с обряда «Сан салыр». Этот обряд проводят во всех буддийских храмах города. Самый большой «Сан» разжигают на самом возвышенном месте города - на горе Догээ.
(видео). Оказывается, в настоящее время идет небольшая замена главных атрибутов этого обряда: вместо старшего по возрасту часть ритуального действа возложена на занимающего высокий пост, например, в настоящее время жертвенный костер в Кызыле-столице Тувы , разжигает Глава Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол. А в остальном, условная сакральность сохраняется.
Такой же обряд Сан-Салыры проводится у истоков реки Енисей, на слиянии двух рек Каа-Хем и Бии-Хем. Этот обряд проводит Местная религиозная организация тувинских шаманов «Дунгур» (Бубен).
Как проводится шаманами этот обряд? Чтобы найти ответ на этот вопрос, встречался с шаманом Кужугет.
По его рассказу, обряд Сан-Салыры проводится на рассвете. Шаманы сооружают ритуальный костер, который зажигают с первыми лучами солнца. Камлание сопровождается ритмичными ударами бубнов и шаманскими призываниями (алгыши)(видео). Обязательным элементом обряда Сан-Салыры является жертвоприношение Огню - младшему брату Солнца.
— Это очень важный и древний обряд, — рассказал шаман общества «Дунгур».
— Мы шаманы просим духа огня сделать грядущий год хорошим — чтобы люди были счастливы, дети — здоровы, скот — сыт и тучен. Этот обряд также призван сохранить все хорошее, что было в уходящем году и подготовить людей к следующему году, дабы они могли принять только хорошее из всего того, что несет новый год. Обряд «Чалбарыг».
«Чалбарыг» - обращение к природе, где просили в Новом году хороший урожай, достаток, здоровье.
Этот обряд совершали брызганьем свежесваренного чая с молоком с помощью ритуальной ложки - девятиглазки (тос-карак). Культовая ложка Тос - карак имеет особое устройство черпательной части: плоская, с девятью симметрично расположенными круглыми углублениями на поверхности. Строение ложки тос-карак связано с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. 1.3. Обряд «Арыгланыр».
После молитвы проводится обряд очищения: стряхивают с одежды пыль и грязь, валяя ее в снегу, что символизирует освобождение от плохого. Обряд «Чолукшуур».
Это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз, обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек — жизненным опытом.
Сакральный смысл этого действия в уважении к возрасту, к предкам, к своим корням, к родителям.
Из беседы с лама - башкы и шаманом Кужугет Хертековичем, я узнал, что Шагаа в Туве празднуют, соблюдая традиции и обычаи предков.
Для выявления знаний об обрядах Шагаа, провел анкетирование среди одноклассников, педагогов и родителей нашего класса. В опросе участвовали 30 человек.
Вопросы анкетирования:
1.Что такое Шагаа?
2.Какие главные обряды Шагаа вы знаете?
3.Соблюдают ли в у вас в семье традиции празднования Шагаа?
4.Необходимо ли сохранить все традиции и обряды и атрибуты празднования Шагаа?
Результаты:
Все опрошенные (родители, ребята, педагоги) имеют представление об этом празднике.(100%)
Соблюдают обряд «Сан салыр» - в 16 семьях (26%).
обряд «Чалбарыг» - в 14 семьях (23%).
обряд «Арыгланыр» - в 12 семьях (19%).
обряд «Чолукшуур» - в 20 семьях (32%).
Из них соблюдают все обряды 12 семей. Из них городских семей - 5, а сельских - 7.
Все опрошенные считают, что необходимо сохранить и продолжить традиции и атрибутику празднования Шагаа,
Буклет о Шагаа.
В этом году наш класс назначили ответственным за проведение Шагаа в нашей школе. Мы начали готовиться к столь важному мероприятию заранее, к нам подключились и наши родители. Так как я прочитал много материалов о празднике, мне захотелось поделиться знаниями о празднике с учащимися нашей школы, для этого я решил выпустить буклет о Шагаа. Вместе с одноклассниками выпустили буклет, где размещена информация о проведении праздника, подготовил презентацию о празднике Шагаа.
Заключение.
В процессе работы над исследовательским проектом я выяснил, что обряды празднования тувинского национального праздника Шагаа в настоящее время сохранились и соблюдаются нынешним поколением. Многие мои одноклассники ходят с родителями в буддийские храмы, помогают при уборке дома ( девочки помогают мамам, а мальчики-отцам) готовить национальные блюда, а большинство ребят посещают народные гуляния.
Вывод: Каждый из нас должен знать древние традиции и обычаи наших предков. Необходимо продолжить соблюдать традиции и атрибутику празднования Шагаа, взрослым нужно учить детей, как проводить обряды, чтобы они (дети) став взрослыми, соблюдали и уважительно относились к традициям и обычаям своего народа, передавали свои знания от поколения к поколению.
Мой проект можно использовать для изучения обычаев и традиций тувинского народа, по материалам проекта можно проводить классные часы, уроки посвященные « Шагаа».
Список использованной литературы.
1.Кенин-Лопсан, М.Б. Традиционная культура тувинцев: Тувинское
книжное издательство, 2006. - 232 с.
2. Конгу А. А. Ритуально-обрядовые действа во время Шагаа
[Электронный адрес] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL:
3. Кужугет, А.К. (1998) Шагаа// Круг знания. Вып. 1. Кызыл. с. 44-51.
4.Курбатский, Г. Н. (1973) Тувинские праздники (историко-
этнографический очерк). Кызыл: Тувкнигоиздат.
5. Шагаа двадцать лет спустя (2006) // Урянхай, №3(3), 2006.
Слайд 1
ГБОУ Республики Тыва «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» Обряды Шагаа , национального праздника тувинцев. Выполнил: Хертек Сайын Руководитель: Монгуш К.О., учитель-дефектолог.Слайд 2
Гипотеза: Обряды Шагаа являются обязательными для возрождения и развития национальных обычаев и традиций тувинского народа.
Слайд 3
ОБРЯДЫ ШАГАА: *Сан салыр (жертвенный костёр) * Чалбарыг (моленье) * Арыгланыр (очищение) * Чолукшуур (приветствие)
Слайд 4
* Этот обряд совершали брызганьем свежесваренного чая с молоком с помощью ритуальной ложки - девятиглазки ( тос-карак ). Культовая ложка Тос - карак имеет особое устройство черпательной части: плоская, с девятью симметрично расположенными круглыми углублениями на поверхности. Строение ложки тос-карак связано с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. * Это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз, обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек — жизненным опытом.
Слайд 6
Заключение. В процессе работы над исследовательским проектом я выяснил, что обряды празднования тувинского национального праздника Шагаа в настоящее время сохранились и соблюдаются нынешним поколением. Вывод: Каждый из нас должен знать древние традиции и обычаи наших предков. Необходимо продолжить соблюдать традиции и атрибутику празднования Шагаа , взрослым нужно учить детей, как проводить обряды, чтобы они (дети) став взрослыми, соблюдали и уважительно относились к традициям и обычаям своего народа, передавали свои знания от поколения к поколению.
Северное сияние
Чья проталина?
Снежная книга
Знакомимся с плотностью жидкостей
Учимся ткать миленький коврик