Приемы устного счета.
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_schet-_legko_i_prosto.rar | 728.67 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №169»
«Устный счет – легко и просто»
Выполнил:
Ярлыкова Владлена Владимировна,
МБОУ «СОШ №169»,
6 «Б» класс
Руководитель: Баюшкина Светлана Николаевна, учитель математики МБОУ «СОШ №169»
г. Зеленогорск 2017 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I. Старинные способы вычисления
Глава II. Практическая часть.
Заключение……………………………………………………………...……………….10
Список литературы…………………………………………………….…....................11
Приложение №1……..……………………………………………………………..……..12
Устный счет- легко и просто.
Введение
Зачем нужно уметь считать?
Каждый человек сталкивается с необходимостью устного счета. Например, при оплате покупки в магазине, услуг; при выполнении расчетных работ. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т.д. нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Необходимо быстро производить вычисления при выполнении заданий выпускных экзаменационных работ.
Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме. Поэтому я сочла важным показать не только то, что сам процесс выполнения действия может быть важным, но и интересным занятием.
Актуальность моей темы заключается в том, что использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков усиливает интерес учащихся к математике и содействует развитию математических способностей.
Объектом исследования являются алгоритмы устного счета.
Предметом исследования выступает процесс вычисления.
Гипотеза: если овладеть приемами устного счета позволит повысить качество и скорость вычислений учащихся 6 класса.
Цель: обосновать важность использования нестандартных приемов вычислений для учащихся 6 классов на уроках математики.
Задачи:
Методы исследования:
поисковый;
практический;
анализ полученных в ходе исследования данных.
Глава I. Старинные способы вычисления
1.1. Русский крестьянский способ умножения.
В России несколько веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2. Этот способ получил название КРЕСТЬЯНСИЙ (существует мнение, что он берет начало от египетского).
Пример: умножим 47 на 35,
запишем числа на одной строчке, проведём между ними вертикальную черту;
левое число будем делить на 2, правое – умножать на 2 (если при делении возникает остаток, то остаток отбрасываем);
деление заканчивается, когда слева появится единица;
вычёркиваем те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
35 + 70 + 140 + 280 + 1120 = 1645
далее оставшиеся справа числа складываем – это результат.
1.2. Метод «Решетки»
Пример: перемножим 987 и 12:
рисуем прямоугольник 3 на 2 (по количеству десятичных знаков у каждого множителя);
затем квадратные клетки делим по диагонали;
вверху таблицы записываем число 987;
слева таблицы число 12;
теперь в каждый квадратик впишем произведение цифр, расположенных в одной строчке и в одном столбце с этим квадратиком, десятки ниже диагонали, единицы выше;
после заполнения всех треугольников, цифры в них складывают вдоль каждой диагонали справой стороны;
результат читаем по стрелке
Этот алгоритм умножения двух натуральных чисел был распространен в средние века на Востоке и Италии.
Неудобство этого способа мне хотелось бы отметить в трудоемкости подготовки прямоугольной таблицы, хотя сам процесс вычисления интересен и заполнение таблицы напоминает игру.
1.3. Умножение на пальцах.
Древние египтяне были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире подвергают экзамену по счёту на пальцах. Уже это говорит о том значении, которое придавали древние этому способу выполнения умножения натуральных чисел (он получил название ПАЛЬЦЕВОГО СЧЕТА).
Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, насколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.
Пример: 8 ∙ 9 = 72
Позже пальцевой счёт усовершенствовали – научились показывать с помощь пальцев числа до 10000.
Движение пальца – это еще один из способов помочь памяти: с помощью пальцев рук запомнить таблицу умножения на 9. Положив обе руки рядом на стол, по порядку занумеруем пальцы обеих рук следующим образом: первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, затем 3, 4… до десятого пальца, который означает 10. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять; тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения (убедитесь в этом самостоятельно).
Итак, рассмотренные нами старинные способы умножения показывают, что используемый в школе алгоритм умножения натуральных чисел - не единственный и известен он был не всегда.
Однако, он достаточно быстр и наиболее удобен.
Глава II. Практическая часть
Для того чтобы выяснить, знают ли современные школьники другие способы выполнения арифметических действий, кроме умножения, сложения, вычитания столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы, я провела анкетирование (см. Приложение1 ).
Всего опрошено 68 учащихся 6 – х классов.
Вопрос | 6 класс | ||
да | нет | Не знаю | |
Нужно ли уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами современному человеку? | 68 | 0 | 0 |
Умеете ли вы умножать, складывать, вычитать числа столбиком, делить «уголком»? | 68 | 0 | 0 |
Знаете ли вы другие способы выполнения арифметических действий? | 5 | 60 | 3 |
А хотели бы узнать? | 63 | 0 | 5 |
По результатам опроса можно сделать вывод, что в большинстве случаев современные школьники не знают других способов выполнения действий кроме таких как умножения, сложения, вычитания столбиком и деления «уголком», так как редко обращаются к материалу, находящемуся за пределами школьной программы.
На уроках математики я узнала, что есть особые упрощенные способы быстрых вычислений. Я стала изучать литературу и нашла разные приемы вычислений [4], [5]. С некоторыми из них я и хочу вас познакомить.
Сложение натуральных чисел
Последовательное прибавление к одному числу разрядов другого, всегда начиная с высших.
72+64
К 72 прибавим 60, а потом к 132 прибавим 4, получим 136.
3574+437=?
К 3574 прибавим 400, к 3974 прибавим30,затем к 4004 прибавим 7, получим 4011.
Можно еще быстрее: к 35 сотням прибавим 4, получим 39 сотен или 3900, а затем сложим 74 и 37, получим 111. Ответ 4011.
Сложение путем округления
96+47=100+47-4=143
2984+996=3000+1000-16-4=4980
Сложение с перестановкой слагаемых
72+63+28=72+28+63=163 т. к. третье слагаемое является дополнением первого до 100
3014+77+2186+123 объединим в группы (3014+2186)+(77+123)=5200+200=5400
Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение на 11,111.
При умножении двузначного числа на 11, сумма цифр которого не превышает 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа и вставить между ними сумму этих цифр.
63*11=6(6+3)3=693
При умножении двузначного числа на 11, сумма цифр которого превышает 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа и вставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой прибавить 1, а вторую и третью оставить без изменения
67*11=6(6+7)3=6(13)7=737
Аналогично умножаем на 111, но мысленно раздвинув цифры, вставляем между ними сумму цифр дважды:
63*111=6(6+3)(6+3)3=6993.
Умножение на 22, 33,…99
Чтобы умножить на 22,33…99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа(от2 до 9) на 11, затем произведение первых двух чисел умножить на 11:
24*22=24*2*11=48*11=528 23*33=23*3*11=69*11=759
Умножение и деление на 25
Для того, чтобы научиться быстро умножать и делить на 25и 75, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 4.
Признак делимости на 4 .
На 4 делятся числа, у которых две последние цифры выражают число : на 4:
124 делится на 4, т. к. 24 делится на 4. 1716 делится на 4, т. к. 16 делится на 4.
Чтобы умножить на 25, надо это число разделить 4 и умножить на100:
484*25=(484:4)*100=121*100=12100 124*25=124:4*100=31*100=3100
Чтобы разделить на 25, надо это число разделить 100 и умножить на 4:
12100:25=12100:100*4=121*4=484
Умножение и деление на 75
Чтобы умножить число на 75, нужно это число разделить на 4 и результат умножить на 300: 32*75=32:4*300=8*300=2400
Чтобы разделить на 75, надо это число разделить 300 и умножить на 4:
2400:300*4=8*4=32
Умножение и деление на 50
Чтобы умножить на 50, надо это число разделить 2 и умножить на100:
484*50=(484:2)*100=242*100=24200 124*50=124:2*100=62*100=6200
Чтобы разделить на 50, надо это число разделить 100 и умножить на 2:
12100:50=12100:100*2=121*2=242
Умножение и деление на 37
Для того, чтобы научиться быстро умножать и делить на 37, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 3.
На 3 делятся те числа, сумма цифр которых делится на 3:
42 делится на 3,т. к. 4+2=6, а 6 делится на 3,
123 делится на 3,т. к. 1+2+3=6, а 6 делится на 3
Чтобы умножить на 37, надо это число разделить 3 и умножить на111:
24*37=24:3*111=8*111=88
Изучая каждый из приемов, я составляла карточки-задания и на уроках рассказывала о новых быстрых способах вычисления одноклассникам и предлагала им выполнить эти задания. Многие ребята справлялись успешно.
Я нашла множество других приемов быстрого счета, но с ними еще нужно разобраться, чтобы активно применять их в счете.
Заключение
Описывая старинные способы вычислений и современные приёмы быстрого счёта, я попыталась показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись.
Изучение старинных способов вычислений показало, что это арифметические действия были трудными и сложными из-за многообразия способов и их громоздкости выполнения.
Современные способы вычислений просты и доступны всем.
При знакомстве с научной литературой обнаружила более быстрые и надежные способы вычислений.
Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование
Да Нет Не знаю
Да Нет Не знаю
Да Нет Не знаю
Да Нет Не знаю
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Современные способы вычислений просты и доступны всем.
При работе с научной литературой я обнаружила более быстрые способы устного счета.
В памятке представлены интересные способы быстрого счета.
Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда!
Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
Желаю успехов!!!
Метод решётки
Рисуем прямоугольник 3 на 2 (по количеству десятичных знаков у каждого множителя);
затем квадратные клетки делим по диагонали;
вверху таблицы записываем число 987;
слева таблицы число 12;
теперь в каждый квадратик впишем произведение цифр, расположенных в одной строчке и в одном столбце с этим квадратиком, десятки ниже диагонали, единицы выше;
после заполнения всех треугольников, цифры в них складывают вдоль каждой диагонали справой стороны;
результат читаем по стрелке
Умножение на пальцах
Умножаем на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, насколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.
Пример: 8 ∙ 9 = 72
Сложение натуральных чисел
1.Последовательное прибавление к одному числу разрядов другого, всегда начиная с высших.
72+64=72+60+4=136
3574+437= 3574+400+30+7=4011
2.Сложение путем округления
96+47=100+47-4=143
2984+996=3000+1000-16-4=4980
3. Сложение с перестановкой слагаемых
72+63+28=72+28+63=163
т. к. третье слагаемое является дополнением первого до 100
3014+77+2186+123 объединим в группы (3014+2186)+(77+123)=5200+200=5400
Умножение и деление натуральных чисел
Умножение на 11,111.
63*11=6(6+3)3=693
67*11=6(6+7)3=6(13)7=737
63*111=6(6+3)(6+3)3=6993
Умножение на 22, 33,…99
24*22=24*2*11=48*11=528
23*33=23*3*11=69*11=759
Умножение на 37
24*37=24:3*111=8*111=888
(признак делимости на 3)
Умножение и деление натуральных чисел
Умножение и деление на 25
484*25=(484:4)*100=121*100=12100
124*25=124:4*100=31*100=3100
12100:25=12100:100*4=121*4=484
(признак делимости на 4)
Умножение и деление на 75
32*75=32:4*300=8*300=2400
2400:300*4=8*4=32
(признак делимости на 4)
Умножение и деление на 50
484*50=(484:2)*100=242*100=24200
12100:50=12100:100*2=121*2=242
Шум и человек
Акварельные гвоздики
Где спят снеговики?
Петушок из русских сказок
Ласточка. Корейская народная сказка