Ухтомский волок
Реки в жизни населения нашей страны всегда имели большое значение, на протяжении многих веков они являлись основными дорогами, служили связующим звеном между удаленными краями огромной державы. Реки – дороги способствовали процветанию края. Не явились исключением и наши Пошехонские реки: Шексна, Согожа, Ухтома.
Цель: выявить транспортное значение Согожи и ее притоков во втором тысячелетии.
Задачи:
определить значение волока,
установить прохождение древнего водного пути.
Ухтомский волок – связующая нить между Волгой и Северной Двиной
Согожа - судоходна до устья Ухтомы. Река Ухтома - левый приток реки Согожи - несудоходная. Только весной в разлив и в самом начале лета по ней может пройти лодка с мотором. Речка Шелекша впадает в Ухтому слева, а справа в 1 км выше устья Шелекши в Ухтому впадает маленькая речка - ручей, который называется Людинка. Почему-то все речки и ручьи в нашей местности называюся не по-русски (по-русски их названия ничего не означают): Копша, Корба, Шелекша, Ухтома. А вот совершенно небольшой ручей назван по-русски: Людинка. Что это за людное место? Но что делали здесь люди? Людинка вытекает из совсем глухих лесов.
Река Согожа судоходна до устья Ухтомы. По ней и в межень могут ходить моторные лодки и небольшие катера. По Ухтоме на моторке далеко не пройдешь, но на надувной лодке можно плавать сколько угодно, особенно в большую воду. По берегам этих рек было много крупных сел с каменными церквями и богатых деревень, за счет чего же наш край когда-то процветал, а потом зачах.
Известно объяснение названия города Вологда: "Будет волок, да еще волок, да еще волок, и будет город Вологда". В исторических работах много информации нашел о волоках, которые отходили от оз. Белое. По одному из них проникали в оз. Кубенское и далее в реку Сухону, потом в реку Северную Двину, а из нее в Белое море. На берегу оз. Белое возник город Белозерск, известный по летописям с IX века. Этот город, по всей вероятности, - ровесник Великого Новгорода, Киева и Ладоги. Город занимал стратегическое положение на пересечении торговых путей: из Балтики в Волгу и далее в Каспийское море; из Белого моря по Северной Двине и Сухоне в Волгу.
Но волок из Белого озера в Сухону был не единственным. Волок из Белого моря в оз. Кубенское начинался по реке Ухтоме. Но Ухтомы две. Одна - приток Шексны вблизи Белого озера, а вторая - приток Согожи. И странное дело, в переводе с саамского языка, "ухтома" - это река, идущая к волоку. Следовательно, был волок, который начинался с нашей Ухтомы. Он начинался с Ухтомы близ устья речки Людинка, шел на водораздел к Исаковскому болоту и там заканчивался на реке Соть Вологодская (есть еще одна река Соть в Ярославской области).
Для средневекового путешественника территория Севера — это "блата и дебри непроходнии". Сухопутные дороги большой протяженности появились здесь лишь в XVII веке, но все равно плыть по воде или ездить по санному зимнику по льду рек было несравненно более удобно и быстро, чем покрывать расстояния верхом либо на колесном транспорте.
Древний забытый волок из Ухтомы Ярославской в Соть Вологодскую
Древний волок начинался близ устья р. Шелекша и проходил вдоль речки Людинка. Людинка не была судоходна даже для малых челнов, просто вдоль нее шла дорога, по которой перетаскивали челны и грузы или только грузы. А челны оставляли на сохранение у местных жителей. Перетащив груз в другую реку через волок, у местных жителей брали другие челны, на которых следовали дальше. Волок проходил через селения Погорелка, Беляевское, Алешино, Малино, Дядинское, Сальково, Ченково, затем дорога шла дремучим лесом в Мятлево и затем в Исаково. В Исакове волок заканчивался.
Через болото Малая Соколья был прорыт канал в реку Соть. Рекой Соть доплывали до оз. Никольское, а из него - рекой Комела в реку Лежу - правый приток реки Сухоны. Часть волока проходила по Исаковскому болоту. По всей вероятности, через болото от села Исаково до реки Соть были прорыты специальные каналы.
(На космоснимках мы видим два из них, третий еле заметен, он зарос, то есть болото поглотило его. Светлое пятно в нижней части космоснимка - это вершина холма, на котором располагались населенные пункты: с. Исаково, монастырь Пустынь и д. Мятлево.
1000 лет назад центральная часть Исаковского болота была еще озером. И сегодня в центре болота есть небольшой не заросший участок - Большая Соколья. Подойти к этому участку невозможно, его окружает слишком тонкая сплавина (слой торфа здесь не достает до дна). Когда близко подходишь к открытому "окну" на Соколье, то исчезают все карликовые сосенки, торфяная поверхность начинает колебаться, как водная гладь. По поверхности мха идут настоящие волны.
Д о реки Комелы, впадающей в реку Лежа, нижнее течение Лежи и ее устье - место слияния с рекой Сухоной.
Значение волока
Путь от Пошехонья до Сухоны через Белое озеро, примерно, в три раза длиннее, чем путь от Пошехонья по Согоже, Ухтоме, через волок в Соть Вологодскую.
Это преимущество было весьма существенным для тех, кто следовал, например, из Ростова Великого в Великий Устюг или в Вологду. Река Соть Вологодская очень похожа на реку Ухтому Ярославскую. Только это уже бассейн Белого моря, а не Каспийского. Река довольно полноводная, так как вытекает из огромного Исаковского болота, которое делает сток в этой реке в течение лета более равномерным, чем сток в Ухтоме. По Соти и сегодня могут передвигаться небольшие челны и плоскодонные баржи.
В средние века и Ухтома, и Соть, несомненно, были более полноводными, так как тогда климат был более влажным. Косвенным доказательством существования нашего волока может служить наличие большого древнего монастыря Пустынь близ села Исаково. Монастыри на Руси были крупными землевладельцами, захватывали наиболее выгодные территории, контролировали самые важные места. В монастыре была построена очень высокая колокольня для наблюдения за передвижениями по волоку. Такое мощное сооружение было возведено в труднодоступном месте на водоразделе бассейна Волги и Северной Двины для осуществления контроля над важнейшим волоком. Так же доказательством могут служить богатые до Никоновские церкви в селе Николо - Ухтома.
Волком пользовались на протяжении многих веков, и только во времена Екатерины II старый Ухтомский волок потерял свое значение. У России появился выход в Балтийское море, были обустроены сухопутные дороги, передвигаться по которым стало быстрее, чем по извилистым речкам.
Заключение
Сухопутные дороги большой протяженности появились в нашей местности лишь в XVII веке, но все равно плыть по воде или ездить по санному зимнику по льду рек было несравненно более удобно и быстро, чем покрывать расстояния верхом либо на колесном транспорте.
Путь от Пошехонья до Сухоны через Белое озеро, примерно, в три раза длиннее, чем путь от Пошехонья по Согоже, Ухтоме, через волок в Соть Вологодскую. Это способствовало развитию края, старожилы помнят предания о больших лодках которые ходили по нашим рекам в старину.
Освоение славянами севера началось в 10 веке и продолжалось более шести веков, как это происходило, какими путями, дает ответ наличие нашего Ухтомского волока. Во время исследования выяснилось, что наши предки также принимали в освоении участие северных территорий. Древний водно-волоковый путь ценный исторический памятник становления нашего государства, подтверждает историческую уникальность нашего края.
Вложение | Размер |
---|---|
Ухтомский волок | 1.36 МБ |
Слайд 1
Ухтомский волок Руководитель: Смирнова Т. И.Слайд 2
На Руси дорогами были реки на протяжение многих веков реки служили связующим звеном между удаленными краями огромной державы.
Слайд 3
На водоразделах реки люди соединяли каналами и волоками Связующие нити между Волгой и и Северной Двиной
Слайд 4
Ухтомский волок в Белозерском крае Белозерский водный путь проходил по реке Ухтома и через Красный волок соединял Волгу и Северную Двину в переводе с саамского языка, "ухтома" - это река, идущая к волоку.
Слайд 5
Пошехонский водный путь Был второй Ухтомский волок, который начинался с нашей Ухтомы близ устья речки Людинка,
Слайд 6
Пошехонский Ухтомский Волок шел на водораздел к Исаковскому болоту и там заканчивался на реке Соть Вологодская
Слайд 7
Самым трудным был путь вдоль ручья Людинка Людинка не была судоходна даже для малых челнов, просто вдоль нее шла дорога, по которой перетаскивали челны и грузы или только грузы
Слайд 8
Волок проходил через селения Погорелка, Беляевское, Алешино, Малино, Дядинское, Сальково, Ченково, затем дорога шла дремучим лесом в Мятлево и Исаково. В Исакове волок заканчивался .
Слайд 9
Через болото Малая Соколья был прорыт канал в реку Соть -приток Северной Двины
Слайд 10
Путь от Пошехонья до Сухоны через Белое озеро был в три раза длиннее, пути по Согоже и Ухтоме, через волок в Соть Вологодскую.
Слайд 11
Косвенным доказательством существования нашего волока может служить наличие большого древнего монастыря Пустынь близ села Исаково.
Слайд 12
мощное сооружение было возведено в труднодоступном месте на водоразделе бассейна Волги и Северной Двины, для контроля за важнейшим волоком.
Слайд 13
Волоком пользовались на протяжении многих веков и только во времена Екатерины II старый Ухтомский волок потерял свое значение. У России появился выход в Балтийское море, были обустроены сухопутные дороги.
Тупое - острое
Плавает ли канцелярская скрепка?
Четыре художника. Осень
Госпожа Метелица
Три орешка для Золушки