Большой вклад в победу над фашистской Германией внесли и труженики тыла, те люди, которые днём и ночью трудились на полях и лугах страны, трудились на заводах и фабриках, обеспечивая фронт продуктами и всем необходимым.
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoy_geroizm_v_tylu_igumenshevoy_m.e.docx | 35.62 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 3 муниципального района Учалинский район
Республики Башкортостан
(МБОУ лицей № 3 МР Учалинский район РБ)
ДЕНЬ НАУКИ – 2015
Секция: История, обществознание, география
Тема: «Трудовой героизм в тылу Игуменшевой Марьи Ефимовны»
Автор работы: Суханов Олег ученик 7 В класса МБОУ лицей № 3 МР Учалинский район РБ
Руководитель: Николаева Ирина Владимировна, учитель истории МБОУ лицей № 3 МР Учалинский район РБ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………………………13
Список источников…………………………………………………………..14
Приложения
Введение
Прошло 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.
А какое значение имеет наша Победа для молодых людей? Что мы знаем о тех военных годах? С такими вопросами мы обратились к учащимся нашей школы. Ответы были получены разные: кто-то совсем не интересуется темой войны, а многие учащиеся понимают значение нашей Победы, так как хорошо представляют, что нам угрожало. Под угрозу было поставлено всё: земля, на которой мы живём, существование народов нашей страны, наши традиции, культура. Мы, школьники, знаем об этой страшной войне из учебников, из художественных фильмов.
Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей.
Большой вклад в победу над фашистской Германией внесли и труженики тыла, те люди, которые днём и ночью трудились на полях и лугах страны, трудились на заводах и фабриках, обеспечивая фронт продуктами и всем необходимым. Вся тяжесть труда в тылу легла на плечи женщин, стариков, подростков, которые заменили своих отцов, братьев, мужей, ушедших на фронт. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Большими были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. Тысячи...
Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано школьной армией в трудное для Родины время. Дети войны. Чего только не перенесли они в эти тяжёлые для страны годы: страдания, разруху, смерть родных, голод в военные и послевоенные годы. Но дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения. Всё это уже уходит в историю. Наше поколение ещё имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени.
Актуальность работы
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, чтобы каждый человек знал и помнил своих земляков, их подвиги, брал пример с них, относился к ним с глубоким уважением и признательностью. Каждый гражданин России должен знать историю не только своего родного края, но и людей, прославивших свой край.
Данная работа направлена на повышение интереса к героическому прошлому своей малой Родины. Нужно помнить о тех людях, кто отстоял в роковые годы нашу Родину, а значит, и подарил нам Будущее.
Понятия «патриотизм», «гражданственность» приобрели особый смысл, так как лишь тот народ, который воспитывает молодежь на примере своей героической истории, может быть уверен в завтрашнем дне.
Целью исследования было изучить жизнь ветерана и доказать, что каждый участник Великой Отечественной войны внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.
В соответствии с этой целью мною были поставлены следующие задачи:
-изучить литературу о Великой Отечественной войне;
-собрать материал о работнике тыла в войне, живущем в нашем городе;
-раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
-на основе анализа воспоминаний составить историю ее жизни;
-на примере жизни Игуменшевой М.Е., усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
провести интервьюирование, опрос учащихся.
Гипотеза: самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для молодежи нашего поколения.
Объектом исследования: изучение биографии работника тыла Великой Отечественной войны – Игуменшевой М.Е.
Предмет исследования: вклад моих земляков в работу трудового фронта.
Методы исследования: анализ литературы и архивных данных, беседа, сравнение, систематизация и анализ результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе сделана попытка исследования трудовой деятельности Марьи Ефимовны в годы войны.
Практическая значимость исследования: данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе и исторического краеведения, а также в социальной практике.
Структура работы: Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
1. Знакомства и встреча с тружеником тыла.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Оформление работы.
Основная часть
Обзор литературы по данной тематике
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
А.Твардовский
Чем дальше уходят от нас грозные сороковые годы, тем больше осознаём мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Десятки миллионов убитых! «А сколько искалеченных, сколько изломанных жизней, сколько несостоявшихся счастий, сколько не рождённых детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских… Страшна была плата за спасение Отечества». Всё меньше и меньше сегодня остаётся среди нас ветеранов войны, тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года.
Кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда… Они не стояли за ценой, добывая победу.
«В той войне, – говорил Василь Быков, – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое война, – нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок… Единственное, чего не жалели, – так это людей». О том, что это правда, говорят многие документы и свидетельства очевидцев, в том числе и врагов. Когда в 1944 году допрашивали немецкого генерала Гольвицера, на вопрос русского генерала, что он думает о действиях наших войск, пленный ответил: «Вы не жалеете своих солдат, можно подумать, что Вы командуете иностранным легионом, а не своими соотечественниками». «Победителей не судят», – мрачно возразил наш генерал. Потом не для перевода, в сторону стоящих рядом офицеров, проговорил: «Воюем по- сталински» [3]. Вот так, воюя «по-сталински», погибали люди… Ведь война – это не только подвиги, это прежде всего смерть людей, это страшные военные будни. Многие писатели обращались к теме войны, но немногим удалось передать военную трагедию. Среди этих немногих можно назвать В.Быкова, Ю.Бондарева, Б.Васильева, А.Астафьева, В.Кондратьева, К.Воробьёва [4].
О писателе-фронтовике Константине Воробьёве другой фронтовик Виктор Астафьев сказал, что он писал, не любуясь войной и подвигами, не наряжая войну в романтические одежды, а страдая за людей, «без расчёта кому-то угодить и понравиться». Нельзя без волнения читать повесть К.Воробьёва «Убиты под Москвой» о трагической судьбе двухсот тридцати девяти кремлёвских курсантов, погибших под Москвой за пять дней ноября 1941 года [2].
Весь ужас первых месяцев войны показан через восприятие главного героя повести Алексея Ястребова, наделённого автором способностью глубоко и сильно чувствовать всё живое. Алексей – один из тех кремлёвских курсантов, погибших под Москвой. Курсанты и внутренне, и внешне были похожи на богатырей, они молоды и полны сил. Их кумир – капитан Рюмин, воплотивший в себе достоинство и честь настоящего русского офицера.
Когда курсанты оказались в окружении и их гибель была неизбежна, Рюмин бросает их в атаку, чтобы они почувствовали себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя. Решения, действия, поступки Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлёвцы сохранили в себе всё человеческое. В конце повести Ястребов вступает в единоборство с фашистским танком и побеждает, потому что в трагически жестоком мире, где «хозяин всему теперь война», сохранил достоинство и человечность. Об этой повести В.Астафьев сказал: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтёшь просто так, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…» Бесчеловечность войны не смогла обесчеловечить Алексея. Об этом и написана повесть: о страшной войне и о сохранённой человечности. «Убиты под Москвой», как и другие честные и подлинно талантливые произведения о войне, не только сохраняют нашу историческую память, но и становятся предупреждением. Но почему становятся, а не стали? Ведь прошло почти семьдесят лет со дня Победы в Великой Отечественной войне?! Почему пролилась кровь сегодня? В Афгане и в Чечне?! Почему?.. И что тогда зависит от нас?..
Интересуясь темой о тружениках тыла, мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 70 лет тому назад на нашей Родине[5]. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы. С интересом я читала книги Новосибирского книжного издательства, в которых много и интересно написано о новосибирцах, внесших свой вклад в победу. Но особенно меня интересовали труженики тыла. Из газет «Степная нива» я узнала много о земляках, переживших страшные годы войны. Это статьи «Я о себе не думала», «Жизнь прожита не зря», «Всегда наполняет дом радостью» авторы статей пишут воспоминания их о своем детстве той страшной военной поры. После чтения этих книг, газет я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков. Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я построила диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны! Встречалась и беседовала с тружениками тыла. Я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась. Несколько раз встречалась с Поляковой Натальей Ивановной, которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая начала работать рано, потеряла многих родных, здоровье, возможность учиться. Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе. Таким образом, краткий обзор источников подтверждает мысль о непреходящем значении труженика тыла, о многозначности этой темы. И вот эту многозначность хочется раскрыть на примере реальных судеб. Ведь прототипами художественных образов чаще всего были реально существовавшие лица[2]. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Трудовой героизм в тылу Игуменшевой М.Е.
22 июня все люди Советского Союза спокойно спали в своих теплых постелях, видели сны, мечтали, строили планы на будущее. И никто подумать не мог, каким несчастным будет это утро. Огромное горе коснулось каждой семьи. 1418 дней и ночей – 4 героических и трагических года, которые никогда не смогут забыть люди, перенесшие эти страшные испытания. Из судеб простых людей оставшихся в тылу, также ковалась великая победа. Одна из таких людей - Игуменшева Марья Ефимовна.
Марья Ефимовна родилась в 1927 году в селе Кага Белорецского района, после жила в Миндяке. В семье их было шестеро: два брата, сестренка, Марья Ефимовна и их родители. Когда началась война, Марье Ефимовне было всего 13 лет, она училась в школе. Отца и старшего брата сразу забрали на фронт. Через два месяца после начала войны отец погиб, а когда пришла похоронка, маму парализовало. После чего вся ответственность легла на плечи хрупкой Марьи Ефимовны.
«Было трудно» - вспоминает Марья Ефимовна, «Бывало, ночью усну за уроками, даже мама заплачет, жалея меня». Днем после уроков она работала в Баззаркоме, ее взяли в поссовет, там она составляла и сдавала отчеты. Как только закончила 10 класс, их сразу забрали работать в подсобном хозяйстве. Там они работали по 15-16 часов, так же ездили на торфяные разработки. Взрослые резали пластами торф, а они, стоя по пояс в ледяной воде, вытаскивали скирды и складывали их. Потом этим торфом отапливалось все село и давало свет всему руднику, там же работал ее будущий супруг машинистом. Так же летом они ездили на покос, когда Марье Ефимовне было 14 лет, их ночью отправили косить траву, но никого не предупредили, как это делается. Марья Ефимовна немного знала эту работу, а девочка, что шла сзади не умела, и, не подождав, пока она отойдет, замахнулась косой, и кончиком косы задела ей ногу, если бы немного сильней, то она могла бы остаться совсем без ноги, а потом шли домой, шли еще 9 км. Таким образом, она закалила свои ноги, даже сейчас, когда ей 87 лет, она спокойно ходит на каблуках.
Зимой она с мамой посылки на фронт отправляли с теплыми вещами: вязали носки, шарфы, варежки. Мама пряла, а она вязала, когда дети стали подрастать начали платочки вышивать, кисеты для махорки делали. Солдаты с фронта присылали в ответ письма с благодарностями. Брата Марь Ефимовны не взяли на фронт, оставили работать на заводе, из-за того что у него был перекос зрачка, так как в детстве его друг нечаянно попал камешком из рогатки в глаз. В Свердловске на заводе работал он по 16 часов. После войны поступил в институт.
Еды было мало, но особого голода не чувствовали, потому что была корова. Где-нибудь, что-нибудь находили: выкапывали картошку, капусту, собирали пшеницу. Марья Ефимовна вспоминает: «Бывало, мама подоит корову, молоко соберет, и я с женщинами пойду с Миндяка до Белорецка за 35 км с двумя ведрами на коромысле выменивать молоко на соль и сахар. Выходили в 5 утра, а возвращались в 12 ночи. Вот так трудно жили, но при этом никогда не болели, не унывали. Хоть и не было времени, но на танцы ходить успевали, и, молодые, и взрослые ходили. Несмотря на то, что уставали, время проводить умели, участвовали и в художественных и драматических кружках».
Когда ей было 18 лет, она занималась лыжным спортом и получила 1 разряд. Ездили из Миндяка в Учалы на соревнования по лыжам и занимали 1 и 2 места. А затем их стали тренировать в Поляковке, и они поехали на соревнования в Свердловск защищать честь Башкирии. Туда съехались спортсмены из 49 городов.
Так как после войны в 1946 году она работала медиком, ее отправляли работать в детский ясли-сад медсестрой. Но Марья Ефимовна в то же время училась на педагога, и ей надо было сдавать сессию, но заведующая садиком не отпустила ее, потому что такие хорошие работники были нужны самим. Потом она перешла работать в школу учителем начальных классов. В 1954 году она переехала в город Учалы. После ее пригласили работать в военкомат помощником начальника 2-го отделения. Она готовила ребят в армию, в военное училище, проработав там 15 лет – ушла работать в госстрах, где отработала 8 лет, и ей было присвоено звание «Лучший агент Башкирии», а также внесли в «Книгу Почета».
Марья Ефимовна рассказывает, что жизнь ее была хоть и сложная, но счастливая. У нее трое детей, две дочери имеют высшее образование, а сын депутат в Кемеровской области. А.Тулеев постоянно через ее сына присылает поздравительные открытки и благодарственные письма, а на 80-летие подарил золотосеребряную медаль.
Сейчас Марье Ефимовне 87 лет. К моему удивлению она ведет активный образ жизни, посещает хор «Поющие сердца». Туда она пришла с самого основания.. В 1980 году она и ее муж начали ходить петь. Несмотря на возраст, Марья Ефимовна молода душой и энергична. Пройдя через тяготы военных лет, он желает нашему поколению молодежи мира, доброты, понимания, а самое главное, чтобы в их жизни не было разрушительной войны, отнявшей детство.
Заключение
Выбранная тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, я сделал вывод о том, что память остается жива, по сей день. Поставленная цель - изучение жизни ветерана войны достигнута. Результаты исследования были обработаны и рекомендованы для проведения уроков мужества. Данная работа имеет продолжение, т.е. я буду описывать историю жизни других ветеранов Великой Отечественной войны.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
По словам Марьи Ефимовны, война оставила глубокий след в ее душе. Она научила ее по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала волевым человеком.
При сборе материала, при беседе с Игуменшевой М.Е. я переживал страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При записи ее воспоминаний хотелось заплакать от гордости за нее, за то, что у нас счастливое детство.
Молодое поколение должно поимённо знать всех участников Великой Отечественной войны нашего города, уважать их. Марья Ефимовна, вспоминая те страшные военные годы, сетовала на горести и лишения, но придерживается одного мнения: «Я не жалею, что мне было тяжело, но зато легче вам»
Список литературы
История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.
Кондратьев В «Сашка».1977.
Пустой колос голову кверху носит
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Если хочется пить...
Развешиваем детские рисунки дома
Для чего нужна астрономия?