СЦЕНАРИЙ ОБРЯДОВОГО ДЕЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОЖИНКИ»
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_obryadovogo_deystva_bryanskoy_oblasti.docx | 16.92 КБ |
СЦЕНАРИЙ ОБРЯДОВОГО ДЕЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОЖИНКИ»
Составитель Коршкова С.Н.
Сцена ярко украшена в традиционном народном стиле. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения. Возле стен стоят скамейки на которых сидят муж и жена. Одеты в русские народные костюмы.
Муж: Поглядика жена в окно как сегодня ласточки летают?
Жена подходит к окну.
Жена: Ой высоко летают, да и много то как! Славо Богу видно к хорошей погоде.
Муж: Славо Богу, а то одолели дожди, без передыху льют.
Жена: Так сама хозяин видела, как кошка лапу зализовала, а корова как пришла с выгона не пошла под навес спать. Подогнула ноги да растянулась по серед двора. А солнце в алой зоре садилось и туман не поднимался, а падал.
Муж: Это хорошо ты надумала на небо глядеть. Видно и нам вместе с ним думать надо.
Жена: Да как не думать то? Помочь надо, помочь надо, соседей просить. Самим то нам с полюшком не справиться. Ступай-ка сам. А я вот уберусь, похожу по соседям попрошу их сжать нам полюшко помочь.
Муж: Хорошо хозяюшка, так и решили, помощь соберем а за одно и дожинки сделаем.
Уходят. На сцене появляется рассказчица.
Рассказчица: На большой православный праздник, успение Богородицы, выпадает обряд завершения жатвы – дожинки. Заканчивается к средине лета жатва хлебов, от сюда и название. На исходе лета надо убрать все, что осталось не убранным в поле. Одному странно, а всем уже нет. Если же все за одного, то и один за всех. Это то что попросту, по-крестьянски называется круговой порукой. А в хлебном поле является бесплатной готовой помощью. «Помочью» как говаривали в старь. Вся помочь собирается на краю деревни. Помня и веруя, святому правилу, что рука руку моет, за то обе чисто живут. Сегодня я помогу тебе, завтра и мне не откажут. И сноп без перевези соломы, а с миром с товарищами и беда не убыток. Собирают помочь обыкновенно в праздничный день, когда у всех больше досуга. Идут на помочь со своими серпами и граблями. И идут как на праздник в лучших одеждах.
Выходят девки и парни с песней.
Девка1: Что ж люди добрые прежде чем приступить к работе, нужно молебен совершить.
Девка2:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Во имя Отца и Сына и Святого духа.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Все: Господи благослови(3раза) Крестясь.
Девка3: Что бы спинка не болела почитаем наговоры.
Девка4: Как былинка гнется и не ломается так, что бы и у рабы Божий гнулась и не ломалась и не уставала. Во веки веков. Аминь. (2 девочки вертят солому)
Девка5: У Авдотьи рабы, пояснинка не боли, во веки веков. Аминь. (Вешают сено и солому на пояс)
Девка6: У Ирины рабы поясинка не боли, во веки веков. Аминь. (Тыльной стороной серпа гладит спину)
Девка7: Стояла ты рожь бы крепка, так и спинка моя была крепка ни когда бы не болела. (Повязывает на руку сено)
Девка8: Первый сноп, первый сноп! Кто на перед? (Начинают жать)
М: Порынья вам в дом, порынья вам в дом.
Рассказчица: Подхватила одна охапку колосьев, сколько ухватила левая рука и могла спрятать под мышку, правой рукой отрезала на себе серпом этот ворошок. Бережно положила его подле себя к ногам. И опять захватила и подобрала другой ворох колосьев. И опять их перерезала серпом. Приметнула глазами, показалась на глаз таких пучков четвертей на восемь в охапку. Стал, значит полный сноп. Надо его срезать, потрудиться над ним, поворочаться. Надо подпоясать его скрутом или перевяслом. Поставить его верх колосьями да опять собирать полный сноп.
Девка1: Ох потрудились на славу, может отдохнем? Перекусим?
Садятся, достают продукты.
Девка2: Не забыть нужно угостить Поливика с Полудницой.
Девка3: Да, а то бабушка рассказывала, забыли, как то угощение Полевику оставить, и увидали во ржи сердитого нищего, он им пальцем погрозил, а на следующий год не было урожая. Еще говорила бабушка, он очень внимательно смотрел за уборкой урожая. Если же хозяин плохо убрал урожай, оставил в поле колосья, на будущий год можно ждать недорода: заприметив много оставленных колосьев, Поливик собирает их и переносит на участок того хозяина, где хлеб убран начисто, бережливо; поэтому там, где Поливик подобрал колосья, оказывается не урожай, а там куда перенес, бывает обильная жатва.
Парень1: А мне мамка сказывала, что Полудница может ни только, разозлиться если ей угощения не оставят, но и если приметит что кто то лениться. Иной раз увидит девушку, бросившую жатву и прилегшую вздремнуть, разбудит и примется уговаривать пуститься в пляс: мол кто кого перепляшет. Так и носятся по полям, по лугам до вечерней зори без устали. Девица уже обомрет, нога за ногу заплетается, а Полудница знай себе порхает как мотылек, да напевает песни дивные. Пока никому не удавалось переплясать ее, но если сыщется такая, одарит ее Полудница невиданно богатым приданным!
Муж с женой вынося угощение Поливику и Полуднице. Ставят в уголок со словами : «Угощайтесь Полевик с Полудницей»
Девка4: Что то засиделись мы! Давайте последний сноп вязать!
Все: Давайте!
Девка5: Жнем молча, что бы коровы не рыкали!
Рассказчица: Вот и последний сноп, пожелальный и заветный. Прозванный пред сотнями товарищей своих в поле почетным именем. На Севере России - обжинком на Юге – дожинком. Его отставляют в сторонку и не трогают до урочного часа.
Девка6: Жнивка, жнивка отдай мою силушку, тебе лежать а мне работать.
Девка7: Овсяня нивушка отдай мою силушку на всю зиму студеную.
Девка8: Девки бороду вьем! (Плетут косу из соломы, прижимают к земле камнем и кладут на камень хлеб)
Девка1: Господь Бог береги семена!
Девка2: Господь Бог благослови!
Девка3: Семена в земле оставляю, дай нам урожай на будущий год!
Рассказчица: Когда жатва закончена, брали последний сноп и уносили с собой. Ставили в хату под образами. И там сноп стоял до будущего года.
Уходят с песней и снопом.
Снежная сказка
За чашкой чая
Ледяная внучка
Рисуем тыкву
И тут появился изобретатель