Цель данной работы - изучение психологического здоровья обучающихся. В рамках работы исследованы и раскрыты понятия "психологическое здоровье", "психологическое благополучие". Ценность работы в том, что в ходе исследования доказана зависимость качества знаний от факторов, нарушающих психологическое здоровье.
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_-osnova_blagopoluchiya_shkolnikov.docx | 60.67 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании………………………………………………………………………………..5
школьников……………………………………………………………………………..6
Выводы по первой главе……………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. Исследование особенностей психологического здоровья
школьников…………………………………………………………………………………8
2.1. Модель построения и интерпретация результатов……………………………………8
Выводы по второй главе……………………………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..11
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………….
Введение
Актуальность
Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека. Психология здоровья сегодня развивается достаточно интенсивно в изучении условий, способствующих и препятствующих сохранению психологического здоровья человека. Одно из условий связано с особенностями образовательной среды, в которой молодой человек получает образование. В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей: во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи, во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек, 75% из них имеют хронические заболевания, среди мальчиков 35%, в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Сегодня стремительное снижение здоровья школьников отмечается медиками, социологами, педагогами, вызывает острую тревогу всех мыслящих взрослых.
Моя исследовательская работа актуальна, так как очень важно привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.
Объект исследования: психологическое здоровье учащихся.
Предмет исследования: факторы, влияющие на психологическое здоровье и психологическое благополучие.
Гипотеза: мы полагаем, что если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.
Цель работы: выявление уровня психологического здоровья учащихся 12-16 лет МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной»
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологических исследований литературы по изучаемой проблеме;
2. Осуществить практическое исследование.
Методы исследования:
изучение специализированной литературы
методы психологической диагностики
метод психологического анализа и интерпретации
использование Интернет - ресурсов
Экспериментальная база исследования. Исследование было проведено на базе МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». В исследовании приняли участие 36 подростков.
Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована в качестве теоретического пособия для старшеклассников, классных руководителей и родителей.
Структура и объем работы. Работа изложена на 9 страницах и состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы содержит указания на 18 источников. В конце работы даны приложения с материалами комментирующего и сопроводительного характера.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ исследований психологического здоровья в образовании.
Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В психологии данное понятие трактуется как «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности». Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, М.Р. Битянова, А.М. Степанов, и др.) Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть.
Что значит быть психологически здоровым человеком? А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях, потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Под психологическим здоровьем, по мнению И.В. Дубровиной, понимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом. Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества. В качестве центральной характеристики психологически здорового человека является способность к саморегулированию, адаптации к благоприятным и неблагоприятным условиям, воздействиям. Основная функция психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
1.2 Психологическое благополучие - основа психологического здоровья школьников.
Психологическое благополучие является одной из основных целей образования. Исследование психологического благополучия детей и подростков началось относительно недавно. У. Бронфенбреннер попытался объяснить внутренние характеристики взаимодействия между психологическим благополучием и образованием. Если процесс школьной жизни связан с положительными эмоциями, то в таком случае учебное заведение становится позитивным социальным институтом и способствует психологическому благополучию.
Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием удовлетворенности жизнью Ш. Салдо и Э. Шейффер выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия. Большинство исследований показывают, что отношение самоэффективности к психологическому благополучию является однонаправленным. Другими словами чувство самоэффективности влияет на уровень благополучия. Например, в исследовании китайских школьников было обнаружено, что самовоспринимаемая компетентность по основным предметам тесно связана с текущей удовлетворенностью жизнью и предсказывает глобальную удовлетворенность жизнью спустя 7 – 9 месяцев. Другими личностными характеристиками, связанными с психологическим благополучием, являются оптимизм и высокие личностные стандарты. Подростки, которые ожидают более позитивные результаты в своей учебной деятельности, и те, которые имеют высокие личностные стандарты, также демонстрируют и повышенную удовлетворенность жизнью.
На психологическое благополучие учащихся влияет также уровень социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей. Финские психологи К. Яронен и П. Онстедт-Курки выделили следующие социально- психологические факторы психологического благополучия:
(а) безопасность и комфортность домашней среды,
(б) атмосфера любви, характеризующаяся семейными радостями,
близостью и гармонией;
(в) открытость и доверительность межличностных взаимосвязей;
(г) родительский контроль и включенность в жизнь детей или подростков;
(е) чувство значимости в семье,
(е) семейная поддержка отношений с людьми и видов деятельности детей за границами
Другими аспектами школьной среды, положительно связанными с удовлетворенностью жизнью, являются наличие внеклассных мероприятий и чувства привязанности учащихся к своему учебному заведению.
Положительные отношения со сверстниками представляют собой третий социально-психологическую переменную, которая взаимосвязана с высокой удовлетворенностью жизнью. Учащиеся, которые сообщают о высокой удовлетворенности жизнью, также сообщают о более высоких уровнях привязанности к своим сверстникам. Я согласна с М.Р. Битяновой, которая выделяет такие факторы риска угрозы психологическому здоровью, как повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность. Однако именно эти факторы должны стать показателями психологического нездоровья детей и профилактика и коррекция именно этих факторов должны стать предметом заботы всех взрослых, работающих с детьми. Таким образом, психологическое благополучие состоит в удовлетворении экзистенциальных потребностей личности. Психологическое благополучие наступает тогда, когда человек стремится найти ответы на сложные вопросы жизни, такие как смерть, свобода, изоляция, бессмысленность, самотождественность и счастье. Чтобы формировать у школьника психологическое благополучие, необходимо обеспечить его вовлеченность в мотивационный поток.
Выводы по первой главе
Обобщая содержания теоретической главы, остановимся на важных для темы рабочих понятиях.
1. Психологическое здоровье – сложный комплексный многоаспектный феномен, основу которого составляет развитие личностной индивидуальности. Представители различных теоретических направлений определяют понятие по-разному. Сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности.
2. Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта. Зависит оно от чувства самоэффективности, от уровня социальной поддержки, от чувства привязанности к своему учебному заведению, от положительных отношений со сверстниками.
3. Факторами риска являются повышенная тревожность, депрессивность, агрессивность и неумение человека осознавать и адекватно выражать свои чувства, т.е. «эмоциональная» неграмотность
ГЛАВА 2. Исследование особенностей психологического здоровья школьников.
В предыдущей главе нами были рассмотрены теоретические аспекты психологического здоровья как проблемы психологии образования. Также нами выделены критерии, способствующие развитию психологического здоровья, и определена специфика представлений о психологически здоровом человеке в образовательной среде.
В данной главе, опираясь на результаты теоретического обобщения различных подходов, были поставлены следующие задачи:
1) провести диагностический этап исследования;
2) проанализировать и обобщить полученные результаты;
2.1. Модель построения и интерпретация результатов
В исследовании приняли участие 37 школьников МКОУ ХМР «СОШ им. Героя Советского Союза П.А. Бабичева п. Выкатной». Все учащиеся характеризуются разным уровнем учебной и социальной активности, успеваемости, а также отношением к ситуации обучения.
Рассмотрение каждой диагностической процедуры осуществляется по следующему плану:
• краткая характеристика метода;
• обоснование выбора методики.
Для исследования психологического здоровья, в соответствии с выделенными критериями были использованы следующие методики:
для исследования тревожности - методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Методика включает ситуации трѐх типов:
1. ситуации, связанные со школой;
2. ситуации, актуализирующие представления о себе;
3. межличностное общение.
Проведя исследование и проанализировав результаты, я сделала следующий вывод: у 40% обучающихся школьная тревожность, у 30% обучающихся самооценочная тревожность, у 30% обучающихся межличностная тревожность, причѐм у девушек в 1,5 раза межличностная и школьная тревожность выше, чем у юношей, а у 6 юношей уровень самооценочной тревожности в 1,2 раза выше, чем у девушек. Высокий уровень тревожности у большинства старшеклассников, при этом самый высокий – в 9 классе.
Проведенные исследования показали, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в связи со сдачей ЕГЭ и ГИА и установочной целью поступить в вуз, колледж создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье. Напряженность, эмоциональный дискомфорт – это та причина, которая сначала приводит к излишней тревожности, а в дальнейшем - к снижению работоспособности, повышению утомляемости, нарушению сна учащихся и, как следствие, препятствует их учебной деятельности. Снижение результативной деятельности старшеклассника, в свою очередь усиливает его эмоциональное напряжение и тревожность, таким образом, возникает порочный круг. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера.
Именно на этой стадии особенно важно применять меры первичной профилактики, направленные на предупреждение невротических расстройств у старшеклассников. Нервно-психическое состояние уч-ся 5-11классов проверялось с помощью цветового теста Люшера, наблюдаются ли отклонения от аутогенной нормы? АТ-норма - определенная последовательность выбора цвета (красный, жѐлтый, зелѐный, фиолетовый, синий, коричневый, серый, чѐрный). По мнению Люшера АТ-норма – это своеобразная мера гармоничности или внутренней оптимальности нервно-психического состояния человека. Результат:
у 33% уч-ся выраженное состояние; у 48% уч-ся – устойчивое; у 19% уч-ся– средне-статистическое.
С этой же целью была использована анкета «Оценка напряжённости». По данным этой анкеты 40 % школьников находятся в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой. Настораживает тот факт, что 38% обследованных согласились с пунктом анкеты «Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости». Соответственно можно сделать вывод, что у этих детей нет чувства ответственности, не развита эмоционально – волевая сфера.
Мы решили проследить уровень успеваемости, протестированных обучающихся. Получили следующие данные. Всего протестировано 37 школьников, из них 15 отличников и хорошистов, что составляет 40 % данной группы. Мы можем предположить, что 60%, находятся в зоне риска.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся.
Выводы по второй главе
С помощью данных методов были получены следующие результаты: у значительной части обучающихся наблюдается факторы нарушения психологического здоровья, что может привести в дальнейшем к невротическим расстройствам. Это напрямую связано с качеством знаний. данных детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения указанной цели нами были поставлены и решены исследовательские задачи.
Теоретические задачи исследования:
В процессе теоретического анализа были рассмотрены основные подходы к пониманию проблемы психологического здоровья. Были выделены обобщенные характеристики психологически здоровой личности: человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией, он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. В процессе теоретического обзора было выяснено, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В образовательном учреждении психологическое здоровье обеспечивается тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.
В результате практической части было обнаружено, у школьников присутствуют факторы нарушения психологического здоровья, в нашем случае тревожность, эмоциональная напряжённость, эмоциональный дискомфорт, то это существенным образом влияет на качество знаний обучающихся. Большой процент школьников находится в зоне риска. Особенно повышенный уровень напряжённости в ситуациях, связанных со школой.
Дальнейшую работу по данной теме мы видим в тщательном исследовании уровня социальной поддержки со стороны родителей, учителей, одноклассников и близких друзей, знакомстве администрации школы с полученными данными, создании из числа старшеклассников «Скорой психологической помощи», привлечении членов детской организации «Созвездие» к поддержке детей с высоким уровнем тревожности, внедрении разработанной системы развивающих занятий как элемента в систему образовательного процесса.
Список литературы
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Рождественские подарки от Метелицы
Как напиться обезьяне?
Под парусами
Кто чем богат, тот тем и делится!