Народ, который не знает своего прошлого, не будет обладать будущим. Современные дети плохо ориентируются во времени, не знают даже важнейших страниц истории нашей страны. О событиях Отечественной войны 1812 года есть много книг, фильмов, но все они рассчитаны на взрослых, а ребёнку непонятны и неинтересны. Рассказать доступно сможет только ровесник, и ещё лучше, если он сделает это на материале путешествий, сам станет как будто участником событий того времени. Проект «О чём расскажет Старый Смоленский тракт» направлен на создание такого ресурса (бумажного и электронного), который окажется в помощь ученикам начальной школы, проявляющим интерес к истории своей страны. Ресурса простого, интересного и доступного для всех желающих.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект о событиях Отечественной войны 1812 года | 354.41 КБ |
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
О чём расскажет
Старый Смоленский тракт
Дронова Евангелина Сергеевна, 2 «Л»
Руководитель:
учитель начальных классов
Буренченко Инна Петровна
Москва, 2017 - 2018
Содержание
Аннотация | стр. 3 |
Команда проекта | стр. 4 |
Организация, участвующая в создании проекта с указанием её функции в проекте | стр. 5 |
Обоснование актуальности проекта: фиксация проблемы | стр. 6-7 |
Развёрнутое описание цели проекта и задач, решение которых позволит эту цель достичь | стр. 8 |
Дорожная карта (план) проекта | стр. 9 |
Подробное описание решения | стр. 10-11 |
Анализ существующих решений (аналогов) и их сравнение с предлагаемым в проекте решением | стр. 12 |
Список использованных в работе ресурсов | стр. 13 |
Оценка полученного в ходе работы над проектом результата и перспективы дальнейшей работы над проектом | стр. 14-15 |
Список источников информации | стр. 16 |
Приложения:
Аннотация
Народ, который не знает своего прошлого, не будет обладать будущим. Современные дети плохо ориентируются во времени, не знают даже важнейших страниц истории нашей страны. О событиях Отечественной войны 1812 года есть много книг, фильмов, но все они рассчитаны на взрослых, а ребёнку непонятны и неинтересны. Рассказать доступно сможет только ровесник, и ещё лучше, если он сделает это на материале путешествий, сам станет как будто участником событий того времени. Проект «О чём расскажет Старый Смоленский тракт» направлен на создание такого ресурса (бумажного и электронного), который окажется в помощь ученикам начальной школы, проявляющим интерес к истории своей страны. Ресурса простого, интересного и доступного для всех желающих, размещённого на сайте ГБОУ Школы в Капотне и хранящегося в школьном музее.
Команда проекта с указанием их функций и решаемых задач
ФИО | ОУ и класс / организация и должность | Функция в проекте | Задачи в проекте |
Буренченко Инна Петровна | Учитель начальных классов ГБОУ Школы в Капотне | Руководитель проекта | 1.Организация работы проектной команды. 2.Обеспечение ресурсами. 3.Сопровождение издательского направления. |
Дронова Евангелина Сергеевна | ГБОУ Школы в Капотне, 2 «Л» | Историк, автор буклета и электронного сборника | 1.Отбор исторического материала, использованного в буклете и электронном сборнике. 2.Создание бумажного буклета. 3.Участие в создании электронного сборника. |
Дронов Сергей Викторович | Отец | Технический специалист, экскурсовод | 1.Обеспечение передвижения по Смоленскому тракту. 2.Оказание технической помощи. |
Дронова Мария Михайловна | Мать | Историк, экскурсовод | 1.Отбор исторического материала, использованного в буклете и электронном сборнике. 2.Обеспечение передвижения по Смоленскому тракту. 3.Оказание помощи в создании бумажного буклета. |
Организация, участвующая в создании проекта
с указанием её функции в проекте
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа в Капотне" (Департамент Образования города Москвы, Юго-Восточный административный округ; 5-й квартал Капотня, дом 29). |
1.Научное и организационное руководство |
2.Занятия в рамках проектной деятельности и уроков окружающего мира |
3.Проведение консультаций |
Обоснование актуальности проекта: фиксация проблемы
Отечественная война 1812 г. является одной из самых значительных страниц истории России: это была война нашего народа за свою родину, война против Наполеона, который до вторжения в Россию не проигрывал сражений. Наполеоновское войско нанесло огромный ущерб экономике страны, были разрушены города и сёла, памятники культуры. Погибло много людей, у многих война унесла жизнь близких. Но русский народ выстоял, прогнав захватчиков далеко за пределы нашей страны. Это привело к уважению русского народа в мире и объединило многие национальности, живущие на территории России. Наполеону пришлось расстаться с мечтами о власти над всем миром. А мы, современники, должны быть благодарны героям-защитникам тех времён за сегодняшнее наше существование.
Таким образом, незнание событий Отечественной войны 1812 года - это неуважение к людям, сохранившим для нас независимость России.
Диаграмма 1. «Социологический опрос 1»
Но когда я начала рассказывать об этом одноклассникам, оказалось, что они почти ничего не знают об этих славных страницах нашей истории. В классе мы провели социологический опрос и выяснили, что мои одноклассники плохо ориентируются во времени, путая войну России с Наполеоном и Великую Отечественную войну (см. Диаграмму 1 «Социологический опрос 1»).
Я задумалась, почему. Стала спрашивать у родителей, искать в Интернете книги и фильмы о событиях Отечественной войны 1812 года. Когда пробовала читать то, что нашла, мне было непонятно, ведь это были книги для взрослых. Фильмы тоже были неинтересны, а мультфильмов я вообще не нашла.
Но ведь я могу рассказать своим одноклассникам о героях тех времён так, чтобы им стало и понятно, и интересно. Этим летом мы с семьей много путешествовали и проехали почти весь путь армии Наполеона по Старому Смоленскому тракту. Старый Смоленский тракт - это дорога, по которой Наполеон шел на Москву, а потом отступал обратно во Францию. Сейчас тракт почти исчез, остались только 2 участка дороги, а вместо него - более прямое и удобное Минское шоссе. Мы смотрели памятники, музеи, монастыри, просто красивые города, находили сохранившиеся достопримечательности, рассказывающие о событиях 1812 года. Из всего этого и получился мой проект. Всё это разместилось на страницах буклета и в электронном сборнике «Детям об Отечественной войне 1812 года». Теперь каждый ученик начальной школы, попав на сайт ГБОУ Школы в Капотне или в школьный музей, сможет познакомиться с простым рассказом о героизме русского народа в борьбе с Наполеоном.
Развёрнутое описание цели проекта и задач,
решение которых позволит эту цель достичь
Цель проекта | Создание буклета и электронного сборника, в форме, понятной и доступной ученику начальной школы, интересно расскажут о событиях Отечественной войны 1812 года, что будет востребовано детьми и учителями на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и подготовке к олимпиадам. |
Задачи проекта | 1. Собрать из различных источников сведения об Отечественной войне 1812 года. |
2. Обобщить все это в буклете, который можно поместить в наш школьный музей и использовать для подготовки к урокам и олимпиадам, а также для того, чтобы заинтересовать других школьников в познавательных путешествиях. | |
3. Систематизировать материалы нашего путешествия (впечатления от посещения мест событий, памятников, музеев). | |
4. Обобщить электронные ресурсы в сборнике и разместить его на школьном сайте во всеобщем доступе. | |
|
Дорожная карта (план) проекта
Направление работы, ключевые задачи/ сроки | Июль | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь |
Путешествие по Старому Смоленскому тракту | ||||||
Беседы с одноклассниками, соцопрос одноклассников, постановка проблемы проекта | ||||||
Теоретические основы проекта; сбор материалов об Отечественной войне 1812 года и создание фотоотчёта о путешествии. Поиск пути решения проблемы проекта | ||||||
Решение о создании буклета об Отечественной войне 1812 года | ||||||
Решение о создании электронного сборника «Детям об Отечественной войне 1812 года» | ||||||
Оформление материалов проекта, создание презентации, подготовка к защите проекта | ||||||
Защита проекта на школьном конкурсе проектно-исследовательской деятельности | ||||||
Доработка проекта, подготовка к защите на межрайонном этапе проектной деятельности |
Подробное описание решения
Конечно, чтобы донести до одноклассников значимость подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года, можно просто рассказать им обо всём, что увидела, путешествуя по Старому Смоленскому тракту. Но тогда об этом узнает только один класс. Можно рассказать и ещё одному классу. Всё равно аудитория будет очень ограничена.
Нужно сделать так, чтобы к материалам проекта можно было возвращаться сколько угодно раз, как только это кому-то из ребят станет нужно. Значит, нужно создать буклет об Отечественной войне 1812 года и разместить его в школьном музее.
Буклет должен быть компактным и содержать только основную информацию: он будет служить для быстрого ознакомления с событиями. В то же время он должен быть долговечным, а значит, лучше, если я сделаю его из картона в виде книжки-раскладушки.
В буклете отразилась география нашего летнего путешествия (см. Схему 1 «Идём тропой войны»). Его создавать мне помогала мама.
Схема 1 «Идём тропой войны»
Постраничное описание буклета:
1-я страница - места исторических событий, которые мы посетили
2-я страница - вторжение Наполеона
3-я страница - отступление русских войск
4-я страница - Смоленское сражение
5-я страница - Бородинская битва
6-я страница - совет в Филях
7-я страница - Москву сожгли и оставили французам
8-я страница - сражение под Малоярославцем
9-я страница - сражение под Вязьмой
10-я страница - победа над Наполеоном
11-я страница - памятник Смоленскому Тракту
Сделала буклет, посмотрела на него – всё-таки суховато! Что любят дети в книгах? Правильно, яркие, красочные иллюстрации. И не только потому, что рассматривать картинки легче, чем читать. Именно иллюстрации помогают лучше представить и понять прочитанное. А ведь о событиях тех времён написаны картины и литературные произведения. Художественные фильмы для взрослых, если даже и не очень понятны детям, дают представление о времени и о самих баталиях. Ещё есть песни, которые являются отражением эпохи.
Всё это (репродукции картин, тексты литературных произведений, фрагменты фильмов) можно найти в Интернете собрать в одной электронной папке и разместить гиперссылками на слайде презентации. В этом мне помогал папа и учитель. Мы попытались создать «географию» Отечественной войны 1812 года, привязав определённые ресурсы к определённому месту на карте. Этот ресурс размещён на сайте ГБОУ Школы в Капотне, чтобы каждый учитель и каждый ученик в любой момент смогли им воспользоваться и ярко и красочно представить себе время Отечественной войны 1812 года.
Анализ существующих решений (аналогов)
и их сравнение с предлагаемым в проекте решением
Книги о войне 1812 года можно с лёгкостью найти в Интернете. Но когда я стала советоваться с родителями, что из найденного можно почитать, они мне ответили, что всё это написано для более взрослых. Так и оказалось: найденное было сложным и непонятным. Единственная книга о событиях Отечественной войны 1812 года, адресованная детям, написана Э. Л. Емельяновой – «Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года» (https://www.ereading.club/bookreader.php/1026852/Emelyanova_-_Rasskazhite_detyam_ob_Otechestvennoy_voyne_1812_goda.html).
Однако, она для детей дошкольного возраста. Об учениках начальной школы никто не подумал… Кроме того, она содержит только описание исторических событий и репродукции картин, но в ней нет ссылок на видео-иллюстрации.
То же, что задумано в моём проекте, адресовано именно ученикам начальной школы, воспитывать патриотизм у которых необходимо.
Список использованных в работе ресурсов
Название | Назначение | Кем предоставляется |
Автомобиль | Путешествие по Старому Смоленскому тракту | Родители автора проекта |
ПК с доступом в контролируемый Интернет | Поиск материалов для изучения, систематизации в буклете и сборнике | Родители автора проекта |
Канцелярские товары | Создание буклета | Родители автора проекта |
Оценка полученного в ходе работы над проектом результата
и перспективы дальнейшей работы над проектом
Во время поездок со своей семьей я узнала много нового об истории своей страны. Мы выезжали утром, ехали, смотрели, гуляли. Мне рассказывали, что происходило в этих местах раньше. А вечером мы возвращались и смотрели фотографии.
С папой мы читали стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». А на Бородинском поле видели реконструкцию конного боя с настоящей стрельбой из пушек и ружей.
Мы не только сами путешествуем с семьей, но и увлекаем своими интересными рассказами наших друзей. Например, этим летом с нами несколько раз ездила моя подруга Марфа и ее родители. Вместе мы были в Тарусе, Поленове и Обнинске.
Зимой со своей одноклассницей Полиной я собираюсь посетить Пушкинские места в Захарово и в Малых Вязёмах. А уже будущей весной с Полиной и ее семьей мы планируем путешествие в Санкт-Петербург.
В классе мы провели опрос на тему «Путешествия по родному краю», чтобы выяснить, как дети относятся к таким поездкам. И вот что оказалось (см. рисунок 2 «Социологический опрос 2»):
- практически всем нашим ученикам интересны путешествия,
- более 75% учеников ответили, что путешествуют со своими родителями.
Рисунок 2 «Социологический опрос 2»
В результате работы над проектом я сделала такие выводы:
Проект был апробирован на классном часе «Как я провёл лето», на школьном конкурсе проектно-иследовательской деятельности. Он размещён на сайте ГБОУ Школы в Капотне в открытом доступе, а буклет хранится в школьном музее. Материалы опубликованы в проекте «Алые паруса» в социальной сети работников образования nsportal.ru.
При работе над проектом сложнее всего было привязать некоторые ресурсы к определённому месту (нельзя же с точностью утверждать, что эту песню пели именно в этом городе, а в других не пели!). В будущем можно подумать о другом способе систематизации материала.
Проект может быть расширен: «Что расскажут путешествия по местам боевой славы русского народа» и информировать о других славных страницах истории России.
Один известный человек – Святой Августин - сказал: “Мир - это книга. И кто не путешествовал - прочитал в ней только одну страницу”.
Астрономический календарь. Май, 2019
В поисках капитана Гранта
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Разноцветное дерево
Барсучья кладовая. Александр Барков