Исследование выразительных способностей языка всегда представляет особенный интерес. Художественное произведение, особенно лирическое, является отличным объектом изучения. Однако традиционный вид анализа стихотворения, используемый в школьной программе по литературе, немного «замылил» взгляд на своеобразие и уникальность поэтического текста. Разложение стихотворения по пунктам обычного анализа превращает это занятие в рутинный, неинтересный труд. Как вернуть интерес к исследованию лирического произведения, не потеряв при этом его главный смысл? Это и стало основой моей научно-исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.79 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Исследование выразительных способностей языка всегда представляет особенный интерес. Художественное произведение, особенно лирическое, является отличным объектом изучения. Однако традиционный вид анализа стихотворения, используемый в школьной программе по литературе, немного «замылил» взгляд на своеобразие и уникальность поэтического текста. Разложение стихотворения по пунктам обычного анализа превращает это занятие в рутинный, неинтересный труд. Как вернуть интерес к исследованию лирического произведения, не потеряв при этом его главный смысл? Это и стало основой моей научно-исследовательской работы.
Цель исследования: выявить новый подход к анализу лирического произведения.
Задачи:
Практическая значимость: любое поэтическое произведение – вещь уникальная, созданная талантливым человеком; но есть нечто общее, которое объединяет писателей при работе над художественными произведениями – это богатое художественное своеобразие родного языка; невозможно постичь смысл произведения, особенно лирического, не исследовав его универсальные смыслы, т.е. средства художественной выразительности (точка зрения учёных, сравнительно недавно появившаяся в литературоведении).
Гипотеза: можно понять произведение только тогда, когда до конца исследованы его художественные особенности.
Методы исследования: анализ, систематизация, выбор главного, конкретизация, синтез.
Объект исследования: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Плюсы и минусы традиционного анализа лирического произведения.
В начале своего исследования я провела тестирование на выявление плюсов и минусов традиционного анализа лирического произведения.
Тест
1.Соответствует ли традиционный анализ поставленной цели (т.е. понять основной смысл произведения и выявить его художественное своеобразие)?
а) полностью соответствует
б) частично соответствует
в) не соответствует
2.Актуален ли традиционный анализ?
а) да
б) нет
3.Соответствует ли выдвинутая гипотеза выводам в конце анализа?
а ) да
б) нет
4. Достаточно ли полно и глубоко раскрыта в нём теоретическая часть?
а) да
б) не совсем
в) нет
5. Соответствует ли практическая часть теории?
а) да
б) частично
в) нет
6. Доступен ли и интересен анализ?
а) да, очень
б) не совсем
в) трудно воспринимается
7. Имеет ли данная работа для вас полезную значимость?
а) да
б) нет
Результаты тестирования, а также комментарии одноклассников позволили сделать следующие выводы:
-положительными сторонами традиционного анализа являются многоаспектное исследование текста (тема, основная мысль, идея, жанровые особенности, стихосложение, средства выразительности); взаимосвязь теоретического и практического материалов; частичное соответствие поставленной цели и, безусловно, его полезная значимость;
-отрицательными сторонами традиционного анализа являются нарушение смысловой цельности стихотворения при так называемом «дроблении» на пункты; многогранность исследования (название “литературоведческий” говорит само за себя, может быть, со всем этим справится только тот ученик, который углублённо изучает литературу); потеря эмоциональности и выразительности поэтического текста; сложность подтверждения выдвинутой гипотезы.
Таким образом, проявились минусы, которые делают традиционный анализ лирического произведения неэффективным на уроках литературы. Возникла потребность поиска альтернативного вида анализа. Попробуем решить проблему на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова (стихотворение входит в обязательную школьную программу). Посмотрите сначала, как выглядит традиционный анализ данного стихотворения.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
Судьбу русского поэта начала XIX века Михаила Юрьевича Лермонтова трудно назвать счастливой. В три года оставшись без матери на попечении родной бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, он практически не знал семейного счастья, ведь бабушка была уверена, что юноше просто необходимо стать военным. Скитаясь по казармам, юноша часто испытывал чувство одиночества, может быть, поэтому мотив одиночества и становится ведущим в его творчестве. Почти в каждом стихотворении повторяются слова «один», «одинокий». Есть они и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», написанном в 1841 году за несколько дней до дуэли и гибели поэта.
Подобную лирику принято называть философской, и, хотя здесь присутствует пейзаж, задача данного стихотворения заключается том, чтобы подчеркнуть мысли лирического героя, тревожащие его душу и волнующие его сердце. В природе все спокойно, ничто не нарушает красоту ночного пейзажа:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
А герою не просто не спится — герою «так больно и так трудно», что он один выходит на дорогу, видимо, чтобы насладиться красотой ночи, послушать, как «звезда с звездою говорит», и получить душевное успокоение. Если в народной поэзии было принято использование параллелизма, чтобы через восприятие состояния природы можно было понять состояние лирического героя, то в поэзии XIX века, особенно в творчестве М. Лермонтова. Ф. Тютчева. А. Фета, проявляется другая тенденция — противопоставлять гармонию в природе и разлад в душе человека.
Подобный контраст присутствует и в произведении Лермонтова. Автор любуется умиротворенным состоянием природы, тогда как его герой мучается извечными вопросами бытия:
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Лирический герой Лермонтова тоже жаждет «свободы и покоя», а для этого он хочет «забыться и заснуть». Однако он желает навеки заснуть не «холодным сном могилы», а так:
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.
Конечно, такое физически невозможно. Поэт имел в виду другое. Возможно, для него было необходимо остаться жить в своих стихах, в своем творчестве. Подобная идея «нерукотворного памятника» уже неоднократно использовалась в произведениях поэтов разного времени, начиная с Горация и заканчивая Пушкиным.
Герой стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова специально выходит один на дорогу, чтобы быть наедине с Богом. Возможно, тогда его молитва будет услышана и сбудется его горячее желание, выраженное в заключительных строчках этого произведения. Герой мечтает, чтобы всю ночь и весь день, его слух лелея, «про любовь сладкий голос пел», а над ним «чтоб вечно зеленея тёмный дуб склонялся и шумел».
Все-таки удивительно, как спокойно звучат рассуждения о смерти: герой не испытывает ни страха, ни ужаса — подобное состояние в поэзии принято называть оксюмороном «светлая печаль». Это состояние подчеркнуто и ритмической организацией стихотворения: пятистопный хорей слегка замедляет ритм, а слоги с пропущенным ударением (пиррихий) передают несколько сбивчивый ритм, как будто имитируя дыхание человека. Чередование мужской и женской рифмы завершают мелодику стихотворения, как будто оттачивая все оставшиеся грани алмаза, перед тем как он превратится в бриллиант.
Не случайно это стихотворение признано одним из лучших лирических шедевров русской поэзии начала XIX века.
Лингвистический анализ стихотворения.
Какой же альтернативный путь анализа предлагают нам современные учёные? Они утверждают, что любое поэтическое произведение – вещь уникальная, созданная талантливым человеком. Однако есть нечто общее, которое объединяет писателей и поэтов при работе над художественными произведениями – это богатое художественное своеобразие родного языка. По мнению современных лингвистов, невозможно постичь смысл произведения, особенно лирического, не исследовав его универсальные смыслы, т.е. средства художественной выразительности.
Так в чём же главное отличие лингвистического анализа от традиционного? Исследование художественно-изобразительных особенностей - в первую очередь. Точка зрения учёных-приверженцев этого анализа - такова: нельзя говорить о смысле стихотворения, пока не исследовано его художественное своеобразие.
Схема лингвистического анализа текста
Универсальные смыслы
1. Художественное пространство.
воспринимаемое
умозрительное (тропы и фигуры)
2. Художественное время.
Содержание
историческое (удалённое в прошлое от времени жизни писателя)
презентивное (совпадающее со временем жизни писателя)
футуральное (время, которое моделирует писатель)
План изложения
основное (глаголы настоящего времени)
ретроспективное (глаголы прошедшего времени)
проспективное (глаголы будущего времени, условного и повелительного наклонений)
3. Художественное состояние.
мотивированное (обусловленное историческим событием или лицом)
немотивированное (не обусловленное историческим событием или лицом)
кратковременное
повторяющееся
длительное
4. Художественное событие.
реальное
ирреальное
Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Выхожу один я на дорогу»
Когда я читала стихотворение, я представляла себе картину мира, нарисованную автором. Я видела силуэт одинокого человека на дороге, убегающей чёрной лентой вдаль. Я видела ночное небо, торжественное и чудное, вероятно, от мерцания десятков звёзд. А вокруг всё спит: земля, завершив привычный марафон житейской суеты, отдыхает. И оттого одинокий силуэт человека кажется затерявшимся в пустыне. И ещё я представила, как зеленеющий тёмный дуб склоняется над одинокой могилой. Его листва весело шумит, качаясь от лёгкого ветерка. Но от этого не радостно, а грустно почему-то. Почему?
Читаю стихотворение ещё раз и подключаю своё подсознание. Ведь известно, что поэтические произведения нужно читать между строк. Разбираюсь сначала с эпитетами, их немного. Например, путь, который лирический герой видит перед собой, назван кремнистым. Скорее всего, по соотношению с цветом металла – с его тёмно-серым металлическим блеском. Но почему возникло такое соотношение? Вероятно, лирическому герою одиноко, он страдает, поэтому в ночной тишине он повсюду ощущает холод и темноту. Даже в природе, которой он самозабвенно любуется. О том, что герою не безразлична природа, говорят олицетворения: звезда с звездою говорит, спит земля. Первая метафора подчёркивает одиночество лирического героя точно так же, как вторая. Там, на небесах, даже звёзды разговаривают друг с другом, делятся своими впечатлениями, наблюдая за людьми. А герою тоскливо, единственный его собеседник – природа – пока спит. Поэтому он тоже мечтает о сне, но не о холодном сне могилы, а о таком сне, который не нарушит единства с природой и поддержит жизненные силы. Так художественные средства помогают мне постичь мир одинокой души.
И ещё мне кажется, что М.Ю. Лермонтов писал это стихотворение не только для себя, а чтобы найти отклик и в наших душах. Поэтому он использует не только глаголы прошедшего времени (чтоб в груди дремали жизни силы), но и настоящего (выхожу один я на дорогу, спит земля в сиянье голубом). Есть даже глаголы в условном наклонении (я б хотел забыться и заснуть). Всё это создаёт временную перспективу стихотворения.
Теперь я поняла состояние лирического героя, потому что вспомнила, что порой испытываю нечто подобное. Вероятно, и автор испытывал это неоднократно. Это стихотворение об одиночестве, это песня страдающей души. Как хорошо, что у поэта нашлись силы и слова, чтобы передать то, что испытывают многие, несмотря на то, что живут в разное время. У Лермонтова были свои причины быть одиноким, у нас – свои, но поэт сумел хотя бы на миг преодолеть своё одиночество, представив себя в ирреальном мире, моделируя выход из создавшегося положения в постижении таинств неба и земли, таинств природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование помогло мне сделать следующие выводы:
-традиционный анализ стихотворения имеет как свои плюсы, так и минусы;
-в современном литературоведении имеют место другие виды анализа лирического произведения;
-лингвистический анализ стихотворения позволяет менять минусы традиционного анализа на плюсы, сохраняя цельность, эмоциональность и выразительность произведения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.С. Наровчатов - Лирика Лермонтова, анализ стихотворений, "Художественная литература" Москва 2007г, 360 стр.
2.В.Г.Белинский, Стихотворения М. Лермонтова, Полн. собр. соч., т.4 и т.6,Изд-во АН СССР, М.1954 и 1955.
3.Н.К. Ерилова, Лингвистический анализ текста, Гослитиздат, М.1985г, 260 стр.
4.В. Мануйлов, Летопись жизни и творчества - В книге: М.Ю. Лермонтов, Сочинения в 6-ти томах, т.6,Изд-во АН СССР, МЛ, 957 стр.
5.Б.М.Эйхенбаум, Виды анализа лирического произведения, Изд-во АН РФ, М.-Л 2011 г, 189 стр.
6.Ираклий Андроников, Несколько слов о поэзии Лермонтова. – В книге: М.Ю. Лермонтов, Лирика, "Художественная литература", М. 2013.
7.Ираклий Андроников, Статья "Судьба Лермонтова". - В книге: Лермонтов. Исследования и находки, ''Художественная литература", М. 2014.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Весенняя сказка
Бабочка
Император Акбар и Бирбал
Рисуем пшеничное поле гуашью