Исследовательский проект "Ценностные ориентации современных подростков" был создан в рамках изучения темы "Духовная жизнь общества и представляет собой исследование тех ценностей, которые наиболее важны для современных подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Ценностные ориентации современных подростков" | 161.5 КБ |
Исследовательский проект:
Ценностные ориентации
современных подростков
Автор: Толстикова Виктория,
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №9», 8 класс
Руководитель:
Чернышева Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания,
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №9»
Г.Усть - Илимск
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Определение понятий «ценности» и «ценностные ориентации»
Глава 2 Подростковый возраст - важный этап формирования ценностей
Глава 3 Ценностные ориентации современного подростка.
Глава 4 Факторы, оказывающие влияние на формирование ценностных
ориентаций подростков
Заключение
Приложения
Используемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Исследование системы ценностных ориентаций подростков представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим.
Исходя из вышеизложенного, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.
Объект данного исследования: современный подросток.
Предмет исследования: ценностные ориентации современных подростков.
Цель исследования: изучение ценностных ориентаций современного подростка.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» подростков;
2. доказать, что подростковый возраст - важный этап формирования ценностей;
3. определить методику для проведения исследования;
4. сделать анализ полученных результатов и их обобщение;
5. выявить факторы, влияющие на ценностные ориентации подростков.
Для исследования данной темы было изучена литература таких авторов, как Лежнина Ю.П., Исламова З.Б., Щедрина Е.В., Ахмеджанова Э.Р. и других.
Глава 1. Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.
По мнению подростков, ценности - это то, что важно для человека, к чему он стремиться в течение всей своей жизни.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
Что же такое ценностные ориентации? “Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое разграничение между этими понятиями отсутствует.
У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько адекватны цели воспитания.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности - ценности-цели и второстепенные - ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.
Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.
Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
Глава 2. Подростковый возраст - важный этап формирования ценностей
Наиболее интересный, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V – VIII классах средней школы и охватывают возраст от 10 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже .
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.
По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять механизм формирования ценностных ориентаций в этом возрастном периоде.
Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы уже отметили, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент - окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное, ведущее противоречие в жизни подростка.
Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она - господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания, подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке, понимании, одобрении, прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете - в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособления и от мира детства, и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность) своего бытия.
Важность этого вопроса в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст - самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».
Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Глава 3. Ценностные ориентации современного подростка
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них.
Для выявления наиболее важных для подростков ценностей я использовала методику социолога Милтона Рокича. Разработанная им методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.
Среди учащихся V-VIII классов было проведено тестирование, в котором участвовало около ста пятидесяти подростков.
После обработки данных тестирования, была произведена группировка ценностей в содержательные блоки по разным основаниям.
Результаты тестирования выявили следующие закономерности развития терминальных ценностей: более значимыми для подростков являются ценности личной жизни (любовь, здоровье, друзья, счастливая семейная жизнь). По мнению ребят, именно эти ценности являются фундаментом их будущей жизни.
Чтобы выяснить, почему именно эти ценности являются для ребят главными, мы провели интервью. Вот что ответили подростки:
- «Любовь приносит спокойствие и гармонию».
- «От здоровья зависит вся моя жизнь. Только здоровый человек может по-настоящему жить и радоваться жизни».
- «Друзья - это те люди, которым можно всегда довериться, рассказать о самом сокровенном».
Важными для подростков являются и ценности самореализации (активная деятельная жизнь, уверенность в себе, развитие, познание, творчество). То есть, это свидетельствует о том, что уже в настоящее время подростки ставят перед собой значимые цели. Самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности.
По мнению самих ребят, самореализация помогает человеку быть уверенным в себе, преодолевать любые трудности.
Большое значение для ребят имеют ценности профессиональной самореализации (интересная работа, общественное признание). Уже у некоторых шестиклассников, но чаще у семи- и восьмиклассников самостоятельная деятельность приобретает характер самообразования в совершенно определенном направлении и с четкой целью - овладеть содержанием, которое необходимо для собственной же деятельности в будущем.
Менее важными для подростков являются такие ценности, как счастье других, красота природы и искусства. В подростковом возрасте ребята еще не осознают, что иногда делать другого человека счастливым даже, важнее своего собственного благополучия. Понимание этого приходит намного позже.
Инструментальные ценности также можно определить в различные группы. Наиболее важными для подростков являются ценности самоутверждения: независимость, ответственность, рационализм, самоконтроль. Всякому человеку свойственна потребность утверждаться в той деятельности, которую он выполняет, стремление добиться успеха в своих глазах и во мнении окружающих. В особой мере это характерно для подростка, с его бурно развивающимся самосознанием, обостренным чувством собственного достоинства.
Следующими, по значимости, являются ценности дела (исполнительность, эффективность в делах, широта взглядов, образованность). Уже в подростковом возрасте вырабатываются настойчивость, воля, терпение. Главная задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей празднично работать в обыкновенной будничной обстановке, с уважением относиться к любому труду, уметь выполнять любую работу, видеть необходимость малопривлекательных на первый взгляд, трудовых операций, дел, профессий.
И, конечно, значимыми для ребят являются индивидуалистические ценности: честность, жизнерадостность, аккуратность, чуткость.
Индивидуализм – черта морали, которая означает удовлетворение личных потребностей без ущерба для окружающих. При этом такой человек нередко довольно инициативен и при благоприятных условиях преуспевает.
Таким образом, взяв за основу методику Милтона Рокича, я выяснила, что среди терминальных ценностей самыми важными являются ценности личной жизни и самореализации. Среди инструментальных ценностей, наиболее значимыми для подростков являются ценности самоутверждения и ценности дела.
Глава 4. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков
Для данного исследования было важно выявить факторы, которые влияют на развитие ценностных ориентаций подростков. Среди учащихся V - VIII классов было проведено анкетирование, в котором участвовали около ста пятидесяти учащихся.
По результатам анкетирования выяснилось, что на первом месте стоит семья. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества.
Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.
На второе место, по результатам анкетирования, можно поставить школу. Учеба занимает большое место в жизни подростка. Так как большую часть времени он проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов обучения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Ему это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознание и значимое место среди сверстников.
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.
Большую роль в формировании личности играет учитель. Он является организатором жизни и деятельности учеников. Отбирая содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности по конкретным классам, учителю нужно достигнуть цели воспитания. Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность - составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.
Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания.
Также немалое влияние на формирование ценностных ориентаций оказывает саморазвитие. По мнению подростков, саморазвитие помогает утвердиться в обществе, воплотить в жизнь все мечты, сознательно преодолевать препятствия и заставлять себя делать то, чего делать не хочется. Большинство учащихся VII-VIII классов уже занимаются саморазвитием, но не у всех оно носит систематический и планомерный характер. Однако принципиально важно, что оно появилось. Важнейшим новым моментом развития личности в подростковом периоде является то, что предметом деятельности подростка становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы и конкретные лично значимые цели и задачи, связанные с потребностями сегодняшнего дня и с будущим. Через саморазвитие и самообразование подросток расширяет возможности своего развития, готовит себя к будущему. Хотя он очень поглощен настоящим, но при этом и устремлен в будущее. Появление такой устремленности и деятельности, направленной на изменение самого себя, чтобы приобрести новые качества, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в развитии личности. Это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Учащиеся должны верить, что их успехи зависят в большей степени от усилий, а не только от их природных способностей. Они должны принять на себя больше ответственности за собственное обучение. Они сами смогут постигать смысл узнаваемого с помощью умения размышлять, задавать вопросы по существу, улавливать взаимосвязи, выявлять модели, решать проблемы, принимать правильные решения, понимать и ценить разнообразие, работать совместно с другими людьми, рисковать и управлять ситуацией. Акцент будет делаться не на запоминание фактов, а на умение критически и творчески думать.
В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например, относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.
Также, в формировании ценностных ориентаций есть место роли средств массовой информации: получая большой объем информации, подростки не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал.
Таким образом, данные анкетирования показали, что на формирование ценностных ориентаций подростков оказывают влияние многие факторы. По мнению самих подростков наибольшее влияние на формировании е их ценностных ориентаций оказывает семья, школа, саморазвитие и средства массовой коммуникации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.
Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.
Взяв за основу методику Милтона Рокича, я выяснила, что среди терминальных ценностей самыми важными являются ценности личной жизни и самореализации. Среди инструментальных ценностей, наиболее значимыми для подростков являются ценности самоутверждения и ценности дела. Главными факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций, являются семья, школа, саморазвитие, средства массовой информации.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Список А (терминальные ценности): ( поставьте цифры в порядке значимости)
1– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3– здоровье (физическое и психическое);
4– интересная работа;
5– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 6– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8– наличие хороших и верных друзей;
9– общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15– счастливая семейная жизнь;
16– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17– творчество (возможность творческой деятельности);
18– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2– воспитанность (хорошие манеры);
3– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4– жизнерадостность (чувство юмора);
5– исполнительность (дисциплинированность);
6– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7– непримиримость к недостаткам в себе и других;
8– образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16– честность (правдивость, искренность);
17– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 18– чуткость (заботливость).
Приложение № 2
Терминальные ценности подростков.Тестирование.
Актив ная дея тель ная жизнь | Жизне нная муд рость | Здо ровье | Инте ресная работа | Кра сота при роды | Лю бовь | Обес печен ная жизнь | наличие хороших и верных друзей | Общест венное призна ние | Позна ние | Про дуктив ная жизнь | Разви тие | Разв Лече ния | сво бода | Счаст ливая семей ная жизнь; | Сча стье дру гих | Твор Чест во | Уве Рен ность в себе | |
5 а | 9 | 13 | 1 | 11 | 17 | 3 | 12 | 4 | 10 | 5 | 14 | 7 | 15 | 16 | 2 | 18 | 8 | 6 |
5б | 9 | 14 | 2 | 11 | 18 | 3 | 12 | 4 | 10 | 5 | 13 | 7 | 15 | 17 | 1 | 16 | 8 | 6 |
5 в | 11 | 11 | 2 | 10 | 16 | 1 | 12 | 5 | 9 | 4 | 15 | 8 | 16 | 17 | 3 | 18 | 6 | 7 |
6 а | 9 | 12 | 2 | 10 | 17 | 3 | 13 | 6 | 11 | 5 | 14 | 4 | 18 | 15 | 1 | 16 | 8 | 7 |
6б | 10 | 14 | 3 | 9 | 18 | 1 | 12 | 4 | 11 | 5 | 13 | 6 | 16 | 17 | 2 | 17 | 8 | 7 |
6 в | 9 | 14 | 1 | 12 | 18 | 3 | 11 | 4 | 1о | 6 | 13 | 7 | 16 | 17 | 2 | 15 | 5 | 6 |
7 а | 12 | 14 | 4 | 11 | 17 | 2 | 13 | 1 | 10 | 7 | 15 | 8 | 15 | 16 | 3 | 18 | 6 | 5 |
7б | 5 | 14 | 3 | 11 | 18 | 4 | 13 | 1 | 8 | 7 | 12 | 9 | 17 | 16 | 2 | 15 | 10 | 6 |
7 в | 9 | 14 | 1 | 12 | 15 | 3 | 11 | 4 | 10 | 5 | 13 | 6 | 17 | 18 | 2 | 19 | 8 | 7 |
8 а | 10 | 14 | 1 | 12 | 15 | 3 | 13 | 4 | 11 | 6 | 12 | 5 | 17 | 16 | 2 | 18 | 8 | 7 |
8б | 9 | 13 | 1 | 11 | 18 | 2 | 12 | 5 | 10 | 8 | 14 | 7 | 15 | 16 | 3 | 17 | 4 | 6 |
Результаты
1.Здоровье
2.Счастливая семейная жизнь
3. Любовь
4. Наличие хороших и верных друзей
5.Познание
6. Развитие
7. Уверенность в себе
8.Творчество
9. Активная деятельная жизнь
10. Общественно признание
11. Интересная работа
12.Обеспеченная жизнь
13. Продуктивная жизнь
14. Жизненная мудрость
15. Развлечения
16.Красота природы
17. Свобода
18 Счастье других
Инструментальные ценности подростков
Аккура ратность | Воспитан ность | Высокие запросы | Жизне Радост ность | Исполни тельность | независи мость | Неприми Римость Ккнедостат кам | Образо ванность | Ответст венность | Рациона лизм | Само контроль | Сме лость | Твер дая воля | Терпи мость | Широта взглядов | честность | Эффект. В делах | чуткость | |
5 а | 8 | 13 | 15 | 9 | 5 | 3 | 18 | 11 | 2 | 4 | 1 | 17 | 11 | 16 | 7 | 12 | 6 | 10 |
5б | 8 | 14 | 15 | 9 | 5 | 3 | 16 | 11 | 1 | 4 | 2 | 18 | 11 | 17 | 7 | 12 | 6 | 10 |
5 в | 6 | 11 | 16 | 11 | 4 | 1 | 18 | 10 | 3 | 5 | 2 | 16 | 10 | 17 | 8 | 12 | 7 | 9 |
6 а | 8 | 12 | 18 | 9 | 5 | 3 | 16 | 10 | 1 | 6 | 2 | 17 | 10 | 15 | 4 | 13 | 7 | 11 |
6б | 8 | 14 | 16 | 10 | 5 | 1 | 17 | 9 | 2 | 4 | 3 | 18 | 9 | 17 | 6 | 12 | 7 | 11 |
6 в | 5 | 14 | 16 | 9 | 6 | 3 | 15 | 12 | 2 | 4 | 1 | 18 | 12 | 17 | 7 | 11 | 6 | 10 |
7 а | 6 | 14 | 15 | 12 | 7 | 2 | 18 | 11 | 3 | 1 | 4 | 17 | 11 | 16 | 8 | 13 | 5 | 10 |
7б | 10 | 14 | 17 | 5 | 7 | 4 | 15 | 11 | 2 | 1 | 3 | 18 | 11 | 16 | 9 | 13 | 6 | 8 |
7 в | 8 | 14 | 17 | 9 | 5 | 3 | 19 | 12 | 2 | 4 | 1 | 15 | 12 | 18 | 6 | 11 | 7 | 10 |
8 а | 8 | 14 | 17 | 10 | 6 | 3 | 18 | 12 | 2 | 4 | 1 | 15 | 12 | 16 | 5 | 13 | 7 | 11 |
8б | 4 | 13 | 15 | 9 | 8 | 2 | 17 | 11 | 3 | 5 | 1 | 18 | 11 | 16 | 7 | 12 | 6 | 10 |
Результаты
1.Независимость
2.Ответственность
3.Самоконтроль
4.Рационализм
5. Исполнительность
6.Широта взглядов
7. .Эффективность в делах
8. Широта взглядов
9. Аккуратность
10.Чуткость
11. Твердая воля
12..Образованность
13. Честность.
14.Воспитанность
15.Смелость в отстаивании своего мнения
16.Высокие запросы
17.Терпимость
18. Непримиримость к недостаткам других
Приложение № 3
Вопросы для анкетирования и интервью
1.Что такое ценности?
2. Какие ценности и почему имеют для вас большое значение?
3. Что влияет более всего на формирование ваших ценностных ориентаций?
Список литературы
Ресурсы Интернет
Аннотация
к работе «Ценностные ориентации современных подростков»
Автор: Толстикова Виктория, 8 класс, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Исследование системы ценностных ориентаций подростков представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Цель исследовательской работы – изучение ценностных ориентаций современного подростка. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
- провести анализ теоретических подходов к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» подростков;
- доказать, что подростковый возраст - важный этап формирования ценностей;
- определить методику для проведения исследования;
- сделать анализ полученных результатов и их обобщение;
- выявить факторы, влияющие на ценностные ориентации подростков.
Поставленные задачи решались с помощью совокупности следующих методов:
- анализ учебной и научной литературы по теме исследования;
- метод систематизации теоретического материала;
-метод тестирования
- метод анкетирования
Объектом исследования являются современный подросток. Предмет исследования: ценностные ориентации современных подростков.
В процессе работы над данной темой, автор провела анализ различных источников, выяснила определение таких понятий, как «ценности» и «ценностные ориентации, С помощью тестирования по методике Милтона Рокича и анкетирования подростков, автор работы выяснила какие ценности являются приоритетными для современных подростков, вывела собственную методику ранжирования ценностей, выяснила, какие именно факторы влияют на формирование ценностных ориентаций подростков.
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Сторож
Заповеди детства и юности