Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Как–то я спросила маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Ответ ее был утвердительным. Для них, детей 70-х, это было неординарное событие. “Мама! Мультик!” – кричали малыши. И взрослые были вынуждены бросить все дела и, поддаваясь настойчивым требованиям, смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным, искрящимся волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй…
Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и иностранного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас иностранной мультипликационной продукции. Откуда у них гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое? В нашей работе мы попытаемся определить, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Фотографии детей, информация о персональных данных( имя и фамилия ребенка) публикуются с согласия родителей (законных представителей) согласно Закона РФ "О защите персональных данных" (152ФЗ
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_multfilmov_na_emotsionalnoe_sostoyanie_detey_andrienko_a.docx | 119.05 КБ |
школьная научная конференция учащихся
Автор: Андриенко Анастасия
ученица 5 А класса
МАОУ «Лицей (эколого-биологический)»
Научный руководитель:
Лукашук Алёна Викторовна
учитель биологии
МАОУ «Лицей (эколого-биологический)»
Магадан, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………2
Обзор литературы………………………………………………………………………………….3
1.Как появился жанр-мультипликация…………………………………………………………..3
2. Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации………………………4
Заключение…………………………………………………………………………………………7
Приложения………………………………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………………………………...15
Введение
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Как–то я спросила маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Ответ ее был утвердительным. Для них, детей 70-х, это было неординарное событие. “Мама! Мультик!” – кричали малыши. И взрослые были вынуждены бросить все дела и, поддаваясь настойчивым требованиям, смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным, искрящимся волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй…
Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и иностранного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас иностранной мультипликационной продукции. Откуда у них гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое? В нашей работе мы попытаемся определить, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Гипотеза работы: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Цель работы: выявить какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на эмоциональное состояние детей, и определить, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи работы:
1) узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация;
2) выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации;
3) провести анкетирование обучающихся 5 классов, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
4) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
5) составить памятку «Как с пользой смотреть мультфильмы»
Обзор литературы
Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение"). Искусство анимации, как это ни парадоксально, старше самого кино, которое во многом именно ей обязано своим рождением.
Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Стремление человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе и жизни, мы находим в памятниках глубокой древности. Еще в 70-е годы до н.э. Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. А в XV в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли волшебным фонарем или по-латински "laterna magica". С XVII века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.
Попытки найти способы оживления рисунков посредством специальных аппаратов продолжались.
30 августа 1877 года, в Париже был запатентован - праксиноскоп Эмиля Рейно. Именно этот день можно считать днем рождения мультипликации.
Шли годы новых поисков, годы новых открытий... Возникла фотографическая промышленность. Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры, кинопленки. Успешное развитие фотографии позволило в дальнейшем заменить в рисунки фотоснимками, а изобретение прозрачной целлулоидной ленты и рождение киноаппарата дали большие перспективы по "одушевлению" рисунка на экране.
В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея. Где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимационного кино - Мышонок Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и добродушным.
С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака, "Улица поперек" и "Сказка про белого бычка" (реж. В.Сутеев и Л.Атаманов).
В 1936 г. в Москве была создана специальная студия "Союзмультфильм". Основная задача, которая была поставлена перед студией "Союзмультфильм" - это обслуживание детского и юношеского зрителя.
Художники мультипликационного фильма стали глубже осваивать традиции нашей литературы, фольклора и изобразительного искусства. Они обращаются к русским, зарубежным классическим и народным сказкам. Персонажи в картинах жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов - все это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть мультфильмы от первого до последнего кадра.
Так российская мультипликация создала себе прочное положение на международном кинематографическом рынке, о ней стали говорить, о ней стали писать за границей.
В мае 2003 г. в Токио состоялся мультипликационный фестиваль «Лапута». Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 мультфильмов, которые им больше всего нравятся, и на базе полученных ответов обнародовал список из 150 лучших анимационных лент.
В списке фигурирует, целый ряд мультфильмов, созданных в России и в СССР (см. приложение 3).
Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
В последние годы мультфильмы становятся все более и более приближенными к настоящей жизни: те же проблемы (деньги, экология, борьба за власть, преступления).
Почти половина иностранных мультфильмов строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты (43%) и преступления (29%).
Большинство современных мультиков:
1. Яркие, действие происходит очень быстро
2. Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках.
3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.
4. Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков.
5. Много агрессии.
6. Однообразная музыка.
К чему это приводит:
1. Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
3. В дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
4. Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
В 2003 году канал ТВЦ демонстрировал документальный фильм: "Влияние мультфильмов на сознание детей". В этой небольшой передаче опытные психологи рассматривали, какое влияние оказывают современные мультфильмы на сознание детей.
Просмотрев большое количество иностранных мультфильмов, сравнивая персонажи и их поступки, психологи составили общую характеристику героев зарубежных мультфильмов, указывая связь между мультипликационными образами и психологическим восприятием детей
Персонажи | Внешние и внутренние факторы | Влияние образа на детскую психику |
Роботы, монстры (покемоны). | Непонятные формы, часто очень высокий или наоборот очень низкий голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди. | Именно тот факт, что роботы превосходят, по разуму и по способностям человека, дают основания утверждать, что у ребёнка при продолжительном просмотре может произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже роботов, может значительно изменить мировосприятие ребёнка. |
Насилие, как персонаж | Крики, озлобленные персонажи, массовый хаос. | Практически не один мультфильм не может обойтись без сцен насилия (массовые войны, одиночные сражения), это в ребёнке вызывает потребность постоянно наблюдать сцены (насилия) в реальной жизни, либо на экране всю последующую жизнь. |
Люди | Сильное отличие главного героя от других (гораздо приятнее внешне и внутренне). | Главный герой стоит выше второстепенных персонажей (часто ими является народ), тем самым у ребёнка может возникнуть отрицательное отношения к людям. |
Также приводят пример выделения из известных советских мультфильмов дидактического и психологического смысла:
"Золушка", "Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.
"Чуня" - "Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты".
"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.
"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".
"Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все".
"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.
Наверное, было бы не правильным делить мультипликацию на черное и белое, на “наше” и “не наше”. Бесспорно, у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие ленты.
Это, например, диснеевская классика: наивный Бемби, веселая Белоснежка, трудолюбивая Золушка. Но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят мультфильмы, в сюжетах которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия. В связи с этим нам хотелось бы убедиться, как влияют "агрессивные" мультфильмы на психику детей.
Результаты исследования
Мы решили понаблюдать за детьми пятых классов во время и после просмотра мультфильмов, с помощью анкеты выяснить наиболее предпочтительных героев мультфильмов и какие мультфильмы предпочитают смотреть учащиеся пятых классов, а также выяснить, как влияют просмотр различных мультфильмов на эмоциональное состояние детей.
Мы разработали анкеты (см. приложение 1, 2) и провели социологический опрос учащихся пятых классов и их родителей. В анкетировании принимали участие 36 человек из 5А и 5Б классов и 15 человек родителей.
Проведенное исследование показало что, все дети любят смотреть мультфильмы. Чаще всего дети выбирают зарубежные мультфильмы (см. диаграмма 1), отдавая предпочтение таким мультфильмам как «Смурфики», «Simpsons», «Тачки», «Том и Джерри», «Губка Боб», «Холодное сердце» и другие (см. диаграмма 2).
Большинство родителей ограничивают своих детей в выборе мультфильмов (см. диаграмма 3). Право выбора мультфильма в большинстве случаев принадлежит родителям, но не всегда они могут проконтролировать выбор своего ребенка. Это тревожный знак.
Дети, участвовавшие в анкетировании рассказали, что смотрят мультфильмы больше 3-х часов в неделю, 2 человека ответили, что смотрят мультфильмы более 8 часов в неделю, а это вредно для зрения и здоровья в целом (см. диаграмма 4).
Любимыми героями детей чаще всего становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Представляете, если и в жизни ребенок начнет копировать поведение своих любимых героев?! Но в нашем случае среди опрошенных детей больший интерес вызывают герои российских мультфильмов, такие как кот Матроскин, Винни-пух, Шарик, Карлсон, Смешарики (см. диаграмма 5). Это говорит о том, что дети все-таки способны выбирать между добром и злом.
Одним из важнейших вопросов, на мой взгляд, заданных детям был о том, какие чувства они испытывают после просмотра любимых мультфильмов. Ответы ребят были в основном положительные, 20 из них испытывали смех, 11 радость, 7 счастье, 5 прибывали в хорошем настроении (см. диаграмму 6). Важно, что всего 6 человек испытывали безразличие к просмотренному мультфильму. Значит, просмотр мультфильмов в основном дает детям положительные эмоции.
На основании проведенного опроса можно сделать вывод, что при просмотре мультфильмов у опрошенных детей не наблюдается тревожности, страха, неуверенности в себе и в общении со взрослыми. Дети наоборот испытывают радостные чувства и положительные эмоции. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале работы подтверждается наполовину, так как в опросе принимали участие большинство девочек, которым свойственно смотреть мультфильмы с красивыми героинями и сильными, мужественными героями. Все они вызывают положительные эмоции, а значит, не вредят эмоциональной сфере детей.
Заключение
По результатам анкетирования мы определили, что просмотр западных анимационных фильмов является одной из причин высокой тревожности порождает у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым — животным и маленьким детям. А Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат малышей добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать. Они излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю. А отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
Использование отечественных мультфильмов помогут родителем, педагогам и психологам решить многие задачи воспитания. Например:
Задачи | Качества, которыми должен обладать мультфильм | Мультфильмы |
1. Привить ребенку любовь к животным | Герои - очеловеченные животные. Обязательная оппозиция добра и зла. | "Котенок по имени Гав", "Умка", "Доктор Айболит" |
2. Привить ребенку умение дружить | Герои - люди/животные, живые и легкие по характеру; мораль - альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь. | Серия мультфильмов "Чебурашка", "Крошка Енот", "Большой секрет для маленькой компании", "Приключения Домовенка Кузи" |
3.Познание окружающего мира | Герои - животные, инопланетяне, роботы. Знания, расширяющие кругозор. | "К.О. А. П. П." "Доктор Айболит" |
4. Приучить ребенка к выполнению определенных обязательств | Герои - люди/животные, статус которых изменяется во времени с приобретением тех или иных качеств, умений (несчастный, когда не умел, счастливый, когда научился). | "Винни-Пух" "Топчумба" "Приключения Домовенка Кузи" |
А героев этих мультфильмов считаем идеальными воспитателями потому, что:
1. Наши мультики не яркие, в них часто используются 3-4 цвета, но при этом применяются многочисленные полутона. Это позволяет развивать внимание, память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее ребенок подключает эти функции.
2. Наша мультипликация создана на основе традиций русской сказки и даже классической русской литературы. Сказка по своей природе заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определенную часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы. То же самое происходит с мультфильмами.
3. Герои наших мультиков говорят хорошим русским языком
4. И поют хорошие авторские песни.
5. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать. Наши мультфильмы детальнее, поэтому живее. Ежик "из тумана" такой реальный, а с Карлсоном так и хочется поиграть. Каждый из них по-своему смеется, по-своему грустит.
Исходя из этого, мы создали буклет для родителей и для учителей «Как с пользой смотреть мультфильмы» (приложение 4), в нем:
Таким образом, цель, поставленная нами в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.
Приложения
Приложение 1.
Анкета для детей.
Всего участвовала: 35 детей
№1. Какие мультфильмы больше всего нравятся?
А) Зарубежные мультфильмы 26
Б) Смешанные мультфильмы 6
В) Русские мультфильмы 16
№2. Напишите названия мультфильмов, которые вы чаще всего смотрите.
Карлсон 4
Ну, погоди! 6
Простоквашино 6
Бобик в гостях у Барбоса 2
Иван Царевич и серый волк 5
Машины сказки 2
Тачки 2
Альфа и Омега 1
Смешарики 5
Гадкий Я 2
Облачно возможны осадки в виде фрикаделек 2
Naruto 1
Карусель 2
Холодное сердце 4
Белка и Стрелка 2
Маша и медведь 4
Звездные войны 2
Кик Бутовский 2
Пери утконос 1
Эпик 1
Губка Боб 3
Футорама 3
Рапунцель 1
Simpsons 2
Cмурфики 2
Бен тен 1
Южный парк 1
Лоракс 1
Рио 1
Хомячки 1
Том и Джерри 3
Русалочки 1
Финес и Ферб 2
Коты – аристократы 1
Вини Пух 1
№3. Какие чувства вы испытывайте после просмотра любимых мультфильнов?
Никаких 6
Смех 17
Счастье 8
Радость 11
Разные 1
Хочется посмотреть еще раз 1
Хорошие 5
Нормальное 1
Грусть 2
№4. Какой ваш любимый герой?
Вольт 1
Вини Пух 2
Матроскин 2
Карлсон 2
Клубничка 2
Грю 2
Крош 1
Ёжик 1
Нюша 1
Шарик
Эльза 2
Олов 4
Анна 2
Золушка 2
Губка Боб 1
Приложение 2.
Анкета для родителей.
Всего участвовала: 15 родителей
№1. Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребенок?
Смешарики 2
Три богатыря 1
Тачки 1
Simpsons 1
Южный парк 1
№2. Сколько времени проводит за просмотром мультфильмов?
8 часов 1
9 часов 1
1 час 5
3 часа 3
40 минут 1
2 часа 2
№3. Делаете ли вы выбор мультфильмов для просмотра вашими детьми?
Да 8
Нет 3
№4. Какое эмоциональное состояние у вашего ребенка, после просмотра мультфильмов?
Позитивное 2
Радостное 5
Спокойное 3
Грусть 1
Приложение 3.
Top20. Лучшие мультфильмы мира.
Результаты мультипликационного фестиваля «Лапута»
(май 2003 г., Токио).
1 место. Ежик в тумане (1975, Юрий Норштейн)
2 место. Сказка сказок (1979, Юрий Норштейн)
5 место. Снежная королева (1957, Лев Атаманов)
10 место. Чебурашка (1971, Роман Качанов) - и еще три мультфильма про него
17 место. Старик и море (1999, Александр Петров)
25 место. Цапля и журавль (1974, Юрий Норштейн)
28 место. Жил был пес (1982, Эдуард Назаров)
31 место. Лиса и заяц (1973, Юрий Норштейн)
37 место. Спокойной ночи, малыши (2000, Юрий Норштейн, заставка к одноименной детской телепередаче)
45 место. Шинель (2 части) (не закончен, Юрий Норштейн)
51 место. Конек-горбунок (1947/1975, Иван Иванов-Вано)
57 место. Варежка (1967, Роман Качанов)
65 место. Корова (1989, Александр Петров)
70 место. Каникулы Бонифация (1965, Федор Хитрук)
Список источников
3 загадки Солнечной системы
Стеклянный Человечек
Домик зимней ночью
По морям вокруг Земли
Петушок из русских сказок