Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_vzglyady_v.m._behtereva.doc | 91 КБ |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В.М. БЕХТЕРЕВА
Штин Анна
Научный руководитель:
Мустафина А.Ф., учитель истории
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Педагогические взгляды В.М. Бехтерева…………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………25
Введение
125-летию назначения В.М. Бехтерева заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета
Нынешняя политика государства направлена на формирование постиндустриального, информационного общества. Все большее внимание уделяется нано технологиям, компьютеризации всех сфер жизнедеятельности человека. Система образования на сегодняшний день тоже переживает коренные изменения. Создание электронного образования, мультимедийных учебников, переход на стандарты нового поколения, внедрение наглядных материалов в виде видео, аудио, фото презентаций, проведение всероссийских международных олимпиад, конференций, тестирования в режиме онлайн во всемирной паутине говорит о новой ступени современного образования. Многие нововведения встречены обществом с положительной стороны, но есть группы населения относящиеся к ним скептически. Главный аргумент данной группы это осложнение здоровья учащихся, как физического, так и психического.
Проблема психического и психологического здоровья детей сегодня является одной из центральных и остро обсуждаемых проблем психологии, педагогики, ряда гуманитарных наук и общества в целом. Успешное создание современной научной педагогики требует всестороннего, глубокого изучения и использования передовых традиций прошлого отечественной науки. Значительный теоретический и практический вклад в постановку проблемы психического здоровья в русле возрастной и педагогической психологии был сделан Владимиром Михайловичем Бехтеревым, (основоположником одной из крупнейших школ невропатологии и психиатрии, выдающимся физиологом, анатомом, гистологом, гигиенистом, психологом и педагогом, общественным деятелем России конца XIX- начала XX вв.).
Изучение и анализ огромного творческого наследия В.М. Бехтерева (им написано свыше 700 работ, многие из которых опубликованы не только в России, но и за рубежом) позволяют найти ответы на актуальные сегодня вопросы теории и практики воспитания и образования.
Мы попытались проанализировать те аспекты научного творчества В.М. Бехтерева, в которых нашли свое отражение взгляды ученого на педагогическую проблему. Именно рассмотрение В.М. Бехтеревым её в разных аспектах: медицинском, психологическом, социальном - позволяет говорить о принципиальной значимости его работ для поиска путей решения этой актуальной и сегодня проблемы. Затрагивая различные вопросы анатомии, физиологии, психики, общественной жизни, ученый закономерно выходит на проблему психического здоровья будущих поколений.
К особенно актуальным проблемам охраны психического здоровья детей, поставленным в многочисленных работах В.М. Бехтерева, мы относим комплексный характер постановки проблемы роли воспитания и образования как важнейших фактор формирования здоровой, гармоничной личности. В разные периоды своего творчества ученый неоднократно возвращался к разработке вышеуказанных проблем.
К сожалению, литературы по данной проблематики не так много, в основном они носят описательный характер деятельности В.М. Бехтерева [4,6]. В литературе упоминаются или отдельные аспекты педагогических взглядов Владимира Михайловича или вопросы общей психологии. [3,2] А труды ученого составляют источниковую базу, которые были написаны в первой половине XX века [1,5,7,8,9].
Цель настоящего исследования – изучить и целостно представить психолого-педагогические взгляды В.М. Бехтерева.
Объект исследования: психолого-педагогическое научное наследие В.М. Бехтерева.
Предмет исследования: психическое здоровье как проблема педагогической психологии в трудах В.М. Бехтерева.
В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить истоки и пути формирования психолого-педагогических воззрений В.М. Бехтерева.
2. Дать анализ взглядов В.М. Бехтерева и оценить его роль в постановке этой проблемы в контексте педагогической психологии.
3. Оценить значение основных подходов В.М. Бехтерева в решении проблемы психического здоровья для развития психолого-педагогической теории и воспитательно-образовательной практики, проследить влияние его идей на современное состояние данной проблемы.
Научная новизна и теоретическая значимость работы:
1. Определены возможности использования психолого-педагогических идей В.М.Бехтерева по проблеме охраны психического здоровья, не утративших своей актуальности для решения сегодняшних проблем практической психологии, педагогики и медицины.
2. Проанализированы основные подходы, предложенные В.М.Бехтеревым в решении проблем психического здоровья, и их роль в развитии современного психолого-педагогического знания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при создании учебно-методических комплексов, спецкурсов, факультативов, использовании на конференциях.
Педагогические взгляды В.М. Бехтерева
Существенным звеном в научном творчестве Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927) являются его работы в области педагогики. Изучая развитие человека, ученый, разрабатывал вопросы воспитания и образования на основе идей передовых отечественных педагогов (Н.И. Пирогова, К.А. Ушинского, П.Ф. Лесгафта), на основе глубокого знания особенностей развития ребенка и требований гигиены нервной деятельности. Такой подход позволил ему осветить важнейшие вопросы педагогики: воспитание в раннем детстве, воспитание семейное, нравственное, социально-трудовое.
Раскрывая взаимосвязь среды, наследственности, воспитания, решающую роль в формировании личности он отводил общественной среде и воспитанию с обязательным учетом наследственности, которая, по его мнению, создает предпосылки развития личности. Такой подход позволил В.М. Бехтереву рассматривать личность как взаимосвязь внутренних мотивов и активного отношения к окружающей действительности на основе индивидуальной переработки внешних воздействий. Это позволило ему выдвинуть положение о воспитании как решающем факторе формирования личности. В процессе правильно организованного воспитания гармонически развиваются физические и духовные силы ребенка, формируются твердые убеждения, стойкий характер, воля и другие качества личности, совершенствуется эмоционально-чувственная сфера.
Как и многие другие, ученые и педагоги, В.М. Бехтерев выступал за введение в учебный план общеобразовательной школы трудового обучения, полагая, что только социально-трудовое воспитание позволит преодолеть противоречия между требованиями к человеку общества и его индивидуальными интересами и потребностями. Социально-трудовое воспитание им понималось как воспитание социально-общественных чувств и, прежде всего, чувства гражданского долга. Социально-трудовое воспитание должно создавать из человека истинного гражданина-демократа.
Важной основой гармонического развития личности является воспитание детей и юношества в духе героизма. Для этого необходимым Владимир Михайлович считал:
1. Подбор игр социально-героического содержания
2. Подбор книг на соответствующую тему
3. Изучение жизни и деятельности великих людей (политических деятелей, путешественников, ученых и т.д.) [6, с. 47]
В формировании личности, по В.М. Бехтереву, играют важную роль все аспекты воспитания, каждый из них способствует развитию определенных качеств и черт ребенка.
В системе «гармонического развития тела и духа» не последнее место занимает умственное воспитание и образование. Основную задачу умственного воспитания он видел в развитии у детей самостоятельного критического мышления, твердых убеждений и любви к знаниям.
В системе школьного обучения Владимир Михайлович считал стремление загромоздить головы учащихся огромным количеством знаний подчас совершенно ненужных в жизни, и отсутствие заботы об активном усвоении знаний и развитии критического и самостоятельного мышления [6, с. 42]. По его мнению, такие знания усваиваются детьми пассивно и чисто механически, они своей тяжестью подавляют личность, являясь для нее непосильной ношей.
Другим крупным недостатком школьного обучения является, по мнению учёного, выбор способа преподавания, применение наглядных пособий; распределение и продолжительность уроков решаются без учета психики ребенка. [6, с. 42]
Свою книгу «Внушение и воспитание» он начинает словами, где как нельзя лучше раскрывается необходимость умственного воспитания подростка: «Вряд ли нужно доказывать, что развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании, а между тем как мало внимания в жизни уделяется этому делу. Мы воспитываем всякое домашнее животное и в то же время мало заботимся о воспитании будущего потомства и, что еще хуже, при незнании основ воспитания нередко уродуем будущую личность человека, воображая, что делам нечто особо полезное.
Мы привыкли говорить о нравственном, умственном и физическом воспитании; но спросите молодых супругов, что следует понимать под нравственным воспитанием, и вы убедитесь, что далеко не все вам ответят, что под этим следует понимать развитие чувства социальной любви и сострадания, и развитие чувства правды и уважения ко всему общественно ценному, хорошему, и развитие чувства долга или обязанности, а между тем в развитии этих именно сторон личности, как всем, должно быть, ясно, и заключается основа взаимоотношений между людьми. Спросите кого угодно из публики о том, что такое умственное воспитание, и можно быть уверенным, что он вряд ли правильно разграничит это понятие от образования, а между тем развитие ума, которое достигается воспитанием, вовсе не представляется тождественным с приобретением познаний, тем более, что можно быть человеком достаточно образованным и в то же время умственно мало развитым.
Нечего говорить, что воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в охранении здоровья, и притом как физического, так и умственного. Мы не можем здесь не отметить значения воспитания в вопросе об охранении умственного здоровья. Для всех должно быть ясно, что правильно поставленное воспитание, выработка характера и создание столь важных в жизни идеалов не могут не быть признаны важным пособием в охранении душевного здоровья».[1, с.3,4]
Как мы видим, В.М. Бехтерев в данном научном труде уделяет внимание и физическому воспитанию. Оно формирует волю и характер. Среди средств физического воспитания ученый указывал на игру, физические упражнения и трудовые занятия.
Одним из первых В.М. Бехтерев поставил вопрос о половом воспитании, под которым понимал всю сумму медико-педагогических воздействий, обеспечивающих здоровое половое поведение подростка. Во взаимосвязи семейного и общественного воспитания В.М. Бехтерев видел огромные резервы для всестороннего развития личности и ее социализации.
В целях отвлечения внимания детей и юношества от вопросов половой сферы академик рекомендовал направлять молодую энергию в сторону общественной деятельности. Систематический труд, учение и творческая деятельность, физическая культура также является хорошей школой полового воспитания. Немаловажную роль в этом деле играет удаление соблазняющих примеров из окружающей среды, из художественной литературы, кино и других сфер искусства.
Половое воспитание должно вести к сохранению любви – этого, по выражению В.М. Бехтерева, драгоценного дара природы культурному человеку. Она является важнейшим фактором эстетического облагораживания человека, «и без преувеличения можно сказать, что сама жизнь без любви превратилась бы в бесцветную и бледную канву, напоминающую унылую пустыню». [6, с. 51]
В.М. Бехтерев был одним из первых педагогов, разрабатывавших проблемы воспитания детей младшего возраста. Рассматривая жизненный опыт ребенка, его практическую деятельность в качестве основы его сенсорного и умственного развития, ученый особое внимание уделял развитию анализаторов, умению наблюдать, выявлять специфические особенности предметов, линий, красок и звуков, овладению различными формами движения. «Нечего говорить, что дурные примеры старших и прививание этим путем нездоровых привычек к детскому организму, глубокое, ничем не оправдываемое и крайне вредное для здоровья пугание детей старшими не могут не способствовать развитию навязчивых состояний, неуравновешенности, приводящей затем и к развитию душевных недугов.
… Эту исключительную впечатлительность ребенка никогда не следует забывать в такого рода вопросах, как охрана душевного здоровья, и так как эти же условия дают основу и для здорового воздействия на ребенка путем примера, возбуждающего подражание, и путем внушения».[1, с.6]
Наиболее доступной деятельностью для ребенка раннего возраста является игра, в процессе которой активно происходит умственное и физическое развитие детей, формируются их активность и самодеятельность. Умственное развитие в раннем детском возрасте зависит от общения со взрослыми, от их умения правильно подбирать сказки, детские стихи, рассказывать детям, учить их запоминать и пересказывать прослушанное. В общении со взрослыми ребенок начинает усваивать, что такое добро, человечность, правдивость, искренность.
Важную роль в развитии органов чувств детей играет эстетическое воспитание. В связи с этим необходимо не только ознакомление ребенка с доступными его пониманию видами искусства, но и эстетикой быта, одежды и особенно природы. Накопление эстетических впечатлений будет способствовать развитию в ребенке потребности в самостоятельном творческом выражении в рисовании, музыке и т. д. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
«Само собой разумеется, что большое значение для ребенка имеет музыкальность самих родителей или няни и воспитательницы. В таком случае они сумеют передать ребенку все доступное ему музыкально-художественное в своих песнях.
При этом нужно иметь в виду, что с музыкальным воспитанием достигается не одно только развитие слуха, что вообще чрезвычайно важно, а гораздо больше: этим достигается и лучшее настроение, и опоэтизирование окружающей природы, равно как и облагораживание взаимоотношений между людьми, что возвышает нравственную сторону будущей личности.
Чрезвычайно жаль, что до сих пор на эту сторону воспитания мало обращают внимания и в школах, и в дошкольном семейном и общественном воспитании, а между тем к созданию детских музыкальных пьес нужно бы привлечь лучших композиторов мира, ибо нет более значительной цели музыки, как облагораживание души, а она достигается легче всего в детском возрасте». [1, с.26]
«Рисование как изобразительное письмо детей, появляющееся раньше настоящего письма, также заслуживает особого внимания с точки зрения объективной психологии. Можно различать три стадии в развитии детского рисования, но иного рода. Первая стадия до 4—5 лет характеризуется тем, что в ребенке имеется интерес к готовым рисункам, сами же дети, скорее, интересуются лишь процессом рисования. Вторая стадия характеризуется схематическими рисунками, в которых ребенок видит много более того, что в них в действительности содержится. В третьем, уже школьном, периоде рисунки выполняются по готовым образцам; сам же ребенок является неудачным подражателем природы» [2, с.386].
Сейчас его мнение используется в современном музыкальном образовании: «Рекомендации педагогам и родителям по В. М. Бехтереву относительно развития музыкального слуха дошкольников:
1. Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.
2. Устраняйте все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т. д.).
3. Подумайте о правильном подборе игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.
4. Упражняйте детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.
5 Учите детей ориентироваться в ритме». [3, с.69]
Воспитание разносторонне развитой личности требовало совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы. Важнейшими из них В.М. Бехтерев считал внушение, пример, поощрение, убеждение и в редких случаях наказание, раскрывая при этом психофизиологическую природу воздействия отдельных методов. Ученый писал: «Своевременное поощрение словами и своевременное же устранение колебания путем внушения играет во всякой массовой работе также огромную роль. Но как ни важно поддерживать и развивать самостоятельную работу мысли путем убеждения и развития критики, необходимо иметь в виду, что материал для той сферы психики, которая ложится в основу характера, дается внушением как непосредственным прививанием идей и чувств.
С другой стороны, во всех тех случаях, в которых дело идет уже о привившихся дурных привычках или других каких-либо ненормальных проявлениях, необходимо по возможности немедленно прибегнуть к систематическому врачебному внушению, которое может быть, смотря по случаю, гипнотическим внушением, или же просто внушением в бодрственном состоянии, или тем или иным видом психотерапии. …Я считаю крайне важным как в том, так и в другом случае не пользоваться формой приказания, а влиять скорее на чувство ребенка и действовать убеждением, представляя ребенку в доступной для него форме, с одной стороны, вред той привычки, с которой приходится бороться путем внушения, и необходимость во что бы то ни было от нее освободиться, чтобы он всемерно отвлекал от нее свое внимание, при этом необходимо укрепить его волю, внушив ему, что он может и должен воздерживаться от своей привычки во что бы то ни стало. Вместе с этим, желательно дать ребенку идеалы хорошего поведения и хорошей жизни. В этом заключается способ лечения перевоспитанием». [1, с.31;34]
Идея организации среды рассматривалась В.М. Бехтеревым в рефлексологическом контексте. Ученый экспериментально доказал, что элементарные потребности и мотивы, определяющие поведение ребенка, на определенной стадии удовлетворения подкрепляются социальными стимулами извне (признание окружающих, успех, красота, поощрение и т.д.), благодаря чему переходят на более высокий уровень развития. Следовательно, поведение ученика в большей степени регулируется социальными мотивами, подкрепление, либо угасание которых зависит от его отношения к средовым воздействиям. Воспитание, организуя и упорядочивая внешние стимулы, может оказывать большое влияние на мотивы поведения трудного ученика, исправляя, таким образом, его недостатки и умножая достоинства.
Стоить отметить, что В.М. Бехтереву удалось сформулировать основные условия, на которые должны опираться рациональное воспитание и обучение.
«1) Оно должно быть всеобщим и бесплатным.
2) Оно должно сообразовываться с возрастом ребенка, с физическим состоянием и развитием детского организма.
3) Оно должно учитывать особенности психического состояния и в этом отношении должно быть строго индивидуализировано.
4) Школа должна заботиться не столько о шаблонном заучивании готовых фраз, сколько о развитии самодеятельной личности с критическим умом и самостоятельным отношением к окружающей действительности.
5) Школа должна заботиться об устранении порабощения духа».[6 с.42]
«Выяснить цель воспитания и показать способы достижения этой цели есть во всяком случае дело науки, лишь применение этих способов есть дело в известной степени искусства и природного таланта, как это мы имеем и в других научно практических отраслях знания, как, например в медицине, архитектуре и т. п.».[5 с.5]
Педагогически целесообразная организация окружающей среды ребенка достигалась, с точки зрения В.М. Бехтерева, двумя путями. Первый – «искусственный путь оживления прямых ассоциаций» заключался в создании педагогических ситуаций, в которых ребенку «...было бы приятно и выгодно» идти за взрослым, а не против него. Раз за разом, упражняя воспитанника в определенных поведенческих навыках, вырабатывая новые формы реакций на стимулы из внешней среды, педагог может добиться того, что старые, «контрастные» способы реагирования, оставаясь невостребованными, постепенно угаснут. Так, например, недопустимо напоминать трудным детям об их преступном и беспризорном прошлом, так как это выводит их нервную систему из состояния равновесия.
Большие требования предъявлялись к личности самого воспитателя, а также к его профессиональной грамотности. «Личность воспитателя в известных случаях вообще имеет еще большее значение, нежели влияние среды. Авторитет его представляет во всяком случае один из важных факторов в школьной жизни и даже преобладает над авторитетом родителей», - утверждал В.М. Бехтерев. «Личность учителя для детей обыкновенно оказывает больше влияния, нежели родители, которых дети знают не только с хороших, но и со слабых сторон, тогда как слабые стороны учителя для них остаются скрытыми или малоизвестными». Три главных условия внушения: подражание, утверждение и повторение - действуют в личности учителя. Дитя принимает слова учителя в большинстве случаев за безусловную истину. Если же они будут достаточно часто повторяться, то не может быть больше для него никакого сомнения. И даже настроение учителя часто непосредственно передается ученикам.
На этом пункте мы сталкиваемся с вопросом о роли внушения в самом преподавании. Прежде всего, остановимся на отрицательных сторонах преподавания, нарушающих благоприятные условия непосредственного воздействия на учеников в школе.
По мнению ученого из системы преподавания должно быть устранено все то, что угнетает впечатлительность ребенка и не дает ему правильно воспринимать преподаваемое. Такими угнетающими моментами в преподавании является страх. Вот почему строгость учителя, переходящая границы, никогда не может быть полезным педагогическим условием. Равным образом нельзя не признать в этом отношении существенный вред экзаменационной системы в низших и средних школах. Экзамен, в особенности в условиях той обстановки, как он обыкновенно производится, не может не сопровождаться сильной эмоцией, которая у огромного большинства детей переходит в состояние страха, и одна мысль о возможном провале на многих уже действует парализующим образом, и они пасуют на экзамене, тогда как на те же вопросы они могут дать вполне соответствующие ответы несколько времени спустя при нормальных условиях. В этом отношении периодическая проверка знаний в течение года, как лишенная необычных условий, связанных с экзаменами, имеет несомненное преимущество пред экзаменационной.
«Далее, в отношении преподавателя следует иметь в виду, что общеупотребительная форма преподавания, вопросная, является возбудителем бодрости у детей, но имеет и дурные стороны, что зависит от формы вопросов. Последние в известных случаях могут быть так направляемы, что скорее ослабляют бодрость учеников. Лучшим средством против этого может быть только ограничение, развитие и усиление демонстрационного преподавания.
Борьба с последним возможна только путем самостоятельной работы детей. Нужно приучать детей, чтобы они проверяли все сами и чтобы все сами видели и ко всему относились бы с критикой. В этом отношении особенно полезно введение такого принципа в школьном преподавании, чтобы в приобретении знания участвовали по возможности все органы чувств, а не только слух. Кроме того, полезно детей приучать к критическому обсуждению усвоенного.
Самостоятельная работа делает также ученика независимым не только от самовнушения, но и от влияния учителя и учебного материала. Она развивает в ребенке самоопределение своей силы и создает доверие к себе, что влияет, в свою очередь, на характер и волю». [1, с.28]
Второй путь, считавшийся более естественным и продуктивным, назывался «установлением организованной свободы и дисциплины порядка» и состоял в неукоснительном соблюдении требований однообразия окружающей обстановки, четкого режима дня, наличия постоянного состава педагогов и т.п. с целью максимального снятия всех лишних раздражителей. «Организованная свобода» в том и состоит, что, упорядочивая внешние формы, а вместе с тем и функции человека, она дает возможность проявить себя полностью в работе, занятиях и игре, лишь бы это не мешало жить и работать другим. Отличительной особенностью понимания В.М. Бехтеревым рассматриваемой идеи было его убеждение в том, что начинать организовывать среду, окружающую воспитанника, необходимо уже с возраста «первого детства». Исследователь подчеркивал, что «...особенно важно обставить этот возраст первого детства такими условиями, которые устраняли бы неправильное развитие нравственной сферы ребенка». [1, с.28].
Большое значение в организации среды отводилось правильному полноценному питанию, гигиене тела, тренировке «воспринимающих органов и двигательных аппаратов», систематическому приучению детей к труду, начиная с раннего возраста. Теоретически обосновывалась необходимость грамотного наполнения среды развивающими игрушками, музыкой, произведениями искусства, хорошими и доступными по содержанию книгами и т.п.
По мысли В.М. Бехтерева и его последователей в результате организованного влияния внешних стимулов у трудных школьников должны закрепится положительные привычки – автоматизированные поведенческие акты, в основе которых лежат комплексы сочетательных рефлексов. Формирование социально-полезных привычек уменьшает нервность ребенка, укрепляет его волю, улучшает навыки самоконтроля, способствует появлению новых интересов, взглядов и т.д. Заметим, что В.М. Бехтерев, прежде всего, имел в виду воспитание нравственно ценных привычек. Анализируя роль привычки в жизни ребенка и в процессе его воспитания, ученый писал, что «созданные под влиянием дурной среды дурные привычки и понятия благодаря применению и улучшению среды исчезают и сменяются лучшими».
Для В.М. Бехтерева проблема личности как центральная проблема научного творчества являлась основополагающей, этот факт доказывает организация и открытие В. М. Бехтеревым Психоневрологического института (1907 год). К преподаванию в институте были привлечены такие крупные и прогрессивные ученые как М.М. Ковалевский, В.Л. Комаров, П.Ф. Лесгафт и др.
В речи «Задачи Психоневрологического института» В. М. Бехтерев, определяя задачи института, сказал:
«…вспоминая известные слова великого философа древности: «человек, познай самого себя», можно было бы сказать, что нарождающееся учреждение имеет своей задачей «познать человека».
«Познать человека!», — какой это высокий девиз, скажем мы, - девиз, который может наполнить сердце любовью там, где стыла кровь в жилах, может оживить человеческую мысль и пробудить надежду там, где она глохла, может зажечь священный огонь в груди и увлечь на подвиги там, где была одна пассивность и равнодушие.
Но познать человека, признать в нем личность, возвышающуюся над другими существами в виде бессловесных тварей признать в нем стремления к высшему идеалу, к прогрессу и знанию,— это значит его полюбить, это значит его уважать».[9, с.15;16]
Также стоит отметить, что, работая над исследованием развития детей, В.М. Бехтерев в 1909 году при Психоневрологическом институте организовал специальный институт для всестороннего изучения и воспитания детей, в котором дети жили и воспитывались с младенческого возраста. Здесь был реализован принцип изучения детей в процессе их воспитания и воспитания в процессе их изучения.
Из этих благородных и полных глубокого смысла слов видно, что познание личности было основной задачей научной деятельности В. М. Бехтерева. Более того, стремления познать человека на благо человека было основным смыслом и вдохновляющим источником красивой и яркой жизни, энергичной и плодотворной научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева.
Заключение
В результате проведенного исследования достигнута его основная цель: проанализированы и целостно представлены психолого-педагогические взгляды одного из крупнейших отечественных ученых конца XIX – начала XX века В.М. Бехтерева; дана оценка его научного вклада в развитие теории и практики постановки и разрешения проблем педагогической науки. Изучены и систематизированы взгляды В.М. Бехтерева относительно психического здоровья личности ребенка и взрослого по проблемам: роль детского возраста в становлении психического здоровья и формирования здорового образа жизни; роль организации труда как необходимого условия психического здоровья человека, роль воспитания и образования в сохранении психического здоровья и формирования здорового образа жизни; оценена актуальность идей В.М. Бехтерева по проблеме психического здоровья ребенка в русле педагогической психологии.
В.М. Бехтерев продемонстрировал принципиальное значение воспитания и образования для формирования психического здоровья детей, начиная с раннего возраста и продолжая в подростковом и юношеском возрасте.
Творческое наследие В.М. Бехтерева исключительно богато ценными педагогическими идеями и нуждается в активном изучении. Оно не только представляет историко-психологическую ценность, но и должно быть востребовано по охране психического здоровья, для постановки и разработки перспективных исследований в области поддержания психического здоровья школьников, а также для определения направления государственной политики и общественной активности по этому вопросу.
Изучение педагогического наследия В.М. Бехтерева позволяет воссоздать логику постановки и разрешения одной из актуальнейших проблем современной педагогической практики – проблемы психического здоровья ребенка.
Список литературы
Аэродинамика и воздушный шарик
Для чего нужна астрономия?
Три орешка для Золушки
Одна беседа. Лев Кассиль
«Течет река Волга»