Одним из редких видов коллекционирования сегодня является коллекционирование кирпичей с клеймами производителей. Оно и понятно – не каждый в состоянии держать в доме или в квартире несколько десятков, а то и сотен кирпичей. Между тем, «профессионалы» своего дела имеют в коллекциях свыше тысячи кирпичей с разными клеймами. На первый взгляд, коллекционирование кирпичей может показаться занятием несколько странным. Для чего и зачем собирать строительные материалы? В них нет ничего удивительного, а о какой-либо эстетической стороне дела и говорить не приходится. Кирпич и есть кирпич. Брусок обожженной глины. Но оказывается, все далеко не так. В мире существуют настоящие музеи кирпича. «Строительный материал» той или иной эпохи о многом может поведать. Ведь это - частичка истории.
Вложение | Размер |
---|---|
steny_hranyashchie_imena.docx | 43.58 КБ |
Тема работы: «Стены, хранящие имена»
Подготовил:
Володин Даниил, 8а класс
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Героя Советского
Союза Е.И.Стерина»
Смоленская обл., г. Рославль,
ул. Пролетарская, д.30
e-mail: schoolsterin@yandex.ru
Руководитель:
Булатикова Анна Павловна, учитель истории и обществознания
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Героя Советского
Союза Е.И.Стерина»
2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………….4
Заключение…………………………………………………………..13
Список использованных источников..……………………………..14
Приложения
Введение
Одним из редких видов коллекционирования сегодня является коллекционирование кирпичей с клеймами производителей. Оно и понятно – не каждый в состоянии держать в доме или в квартире несколько десятков, а то и сотен кирпичей. Между тем, «профессионалы» своего дела имеют в коллекциях свыше тысячи кирпичей с разными клеймами. На первый взгляд, коллекционирование кирпичей может показаться занятием несколько странным. Для чего и зачем собирать строительные материалы? В них нет ничего удивительного, а о какой-либо эстетической стороне дела и говорить не приходится. Кирпич и есть кирпич. Брусок обожженной глины. Но оказывается, все далеко не так. В мире существуют настоящие музеи кирпича. «Строительный материал» той или иной эпохи о многом может поведать. Ведь это - частичка истории. Кирпичные клейма – это своего рода заводские марки, обладающие историко-культурным значением. Особенно велика их роль для краеведения, ведь кирпичное производство вплотную связано с капитальным строительством, которое в свою очередь характеризует уровень жизни населения, социально-экономического состояния населённых мест и отдельных регионов.
Цель моей работы: привлечь внимание публики к изучению истории своего родного края.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- собрать и систематизировать имеющийся краеведческий материал;
- познакомиться с материалами СМИ по данной теме.
По-моему, любые формы и методы краеведческой работы не утрачивают, а с годами только приобретают актуальность:
- мы стараемся окружить себя максимальным комфортом, строя новые здания, сооружения, нимало не заботясь о том, что разрушаем при этом; что наша обязанность – сохранять историческое и культурное наследие наших предков.
В своей работе я использовал поисковый метод, изучил специальную литературу, обращался к трудам местного краеведа - Светланы Юрьевны Курцаповой.
Многие клеймёные кирпичи воспринимаются образцом технической эстетики тех лет. Мне хочется, чтобы моя работа придала новый импульс местному собирательству отмеченных клеймами старых кирпичей, и надеюсь, что она усилит интерес и более рачительное отношение к ним со стороны краеведов и любознательных ценителей исторических раритетов. Пока что коллекционная ценность, уникальность, относительная редкость продукции отдельных кирпичных заводов остаётся слабо выявленной, также как и тематическая дифференциация самих коллекций.
Кирпичные клейма – это отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий, что не может не заинтересовать их современных жителей. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название – брикофилия., от английского brick – кирпич. Название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию. Брикофилия может стать одним из разделов регионоведения, широко применяться в краеведческих целях, например для изучения производственного развития определённой местности. Кирпичи местного производства могут войти в экспозицию историко-краеведческих музеев, при школах.
Кирпичи – не марки, не открытки, не монеты и даже не фарфор, не живопись, не старинное оружие. Первое, с чем сталкиваются их собиратели это – где хранить и как демонстрировать собранный материал? Держать его в квартире малоподходяще из соображений гигиены. Другое дело загородный дом или дача. Известны случаи, когда коллекционными кирпичами выкладываются места автостоянок, садовые дорожки, облицовываются цоколи или полностью стены каких-либо строений. Настоящий коллекционер вряд ли согласится с подобным использованием своих сокровищ. Для их хранения он приспособит подходящую хозяйственную постройку, снабдив её добротными прочными стеллажами. Годится и специально устроенный навес, гарантирующий сохранность коллекции от воздействия природных осадков.
Кому то может показаться, что найти такие кирпичи (которые были сделаны больше ста лет назад) сегодня невозможно. Это не так. Основную массу экземпляров для своей коллекции можно найти на различных разборках старинных зданий – это кирпичи от печей, кладки, дорожек. Много интересных кирпичей попадается кладоискателям при шурфлении фундаментов старых домов. Много интересного материала можно найти в старых деревнях. Однажды моему отцу пришлось разбирать печь в родительском доме, где ему и попался кирпич с клеймом. Известно, что в советские времена почти все кирпичи были одинаковыми. Отца очень заинтересовала эта находка, и позднее выяснилось, что клеймо «ТИ» не что иное, как инициалы Тараса Игнатьева, владельца одного из смоленских кирпичных заводов. То есть кирпич был произведён до революции. На уроках истории Смоленщины я узнал, что кирпичных заводов тогда было много, только в Рославльском уезде в начале XX века их насчитывалось около пятидесяти. В Российской империи в связи с началом массового каменного строительства в 1847 году были приняты и утверждены «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах». Вот согласно этим правилам, владельцы заводов на каждом своем изделии и должны были ставить личное клеймо. Его выжимали на сырце при его формовке или сушке. Зачем? Проклеймив каждый свой кирпич, владелец лично отвечал за качество кирпича, произведённого на его заводе.
Но не этот первый кирпич стал началом будущей коллекции. Когда спустя пару лет у себя в огороде мой отец нашёл ещё один кирпич с клеймом «ВП», он вспомнил о своей первой находке, вот тогда и пришла идея начать коллекционирование кирпичей. Это оказалось совсем не простой затеей, ведь отыскать экземпляр с новым, не встречавшимся ранее клеймом – редкая удача. Поэтому такие коллекции никогда не исчисляются сотнями или тысячами кирпичей. Старинные кирпичи не купишь, не обменяешься, их нужно искать буквально под ногами, но тем не менее, это занятие оказалось весьма увлекательным! Например, на территории рынка на Советской папе удалось отыскать необычный для наших краев кирпич - с латинскими буквами и якорем. Этот кирпич был произведён в Швеции во время первой мировой войны. Как он оказался в Рославле, кто и зачем его сюда привёз, что из него было у нас построено? Всё это может стать темой отдельного интересного исследования.
Количество кирпичей с разными клеймами в коллекции росло, и, естественно, возникало желание узнать как можно больше о заводах, их владельцах, особенностях производства. А с этим как раз было не всё просто. Разумеется, вся краеведческая литература была прочитана, и всё, что можно было там найти, выписано и изучено. Но этого было мало. Большинство клейм на кирпичах оставались не расшифрованными.
Отец обратился за помощью обратиться к нашему краеведу Светлане Юрьевне Курцаповой. Она заинтересовалась этой темой, и одно за другим стала помогать разгадывать загадки отцовских находок - расшифровывала клейма. Когда я учился в третьем классе, вместе с отцом мы написали исследовательскую работу на основе коллекции всего из десятка кирпичей. Вот с той поры отцу удалось и меня увлечь своим необычным делом. Сейчас наша коллекция превышает двести экземпляров, которые, несмотря на кажущуюся прозаичность (ведь по сути, это старые строительные и отделочные материалы), хранят историю страны. Я считаю что основной целью коллекционирования кирпича является не кирпич сам по себе, а та информация которая в нём заложена. Наша задача - получить эту информацию.
Я учусь в старейшем учебном заведении города Рославля. Школа была построена смежным зданием рядом с шикарным собственным домом потомственным почетным гражданином Василием Петровичем Мухиным (1868—2.09.1918) вместе с братьями Семёном и Никоном. Братья Мухины подарили здание городской управе и власти города с 1906 года разместили в ней 2-ю женскую прогимназию, а в 1914 году преобразованную во 2-ю Рославльскую женскую гимназию имени Семёна, Василия и Никона Мухиных [1]. Свой особняк Василий Петрович тоже подарил городу. До 1917 года в нём располагались городская Дума и Рославльское отделение Русско-Азиатского банка. Ныне в этом здании размещаются начальные классы. В 1967 году нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Ефима Ильича Стерина, выпускника 1941 года, погибшего в годы Великой Отечественной Войны. Безусловно, здание нашей школы - одно из лучших архитектурных строений конца XIX и начала XX вв и является украшением нашего города (Приложение 1). А я с гордостью ношу имя - «юный стеринец».
2. Стены, хранящие имена.
Каждый раз, проходя мимо школы, я всматриваюсь вверх, почти под крышу. Видя мой блуждающий взгляд, мой друг Вася спрашивает меня:
- Что, сосулек боишься?
Это уместно зимой, а летом просто смеётся над своей шуткой. Но нет, мой взгляд устремлён на фасад здания, а именно на венчающий карниз и расположенные над окнами выступы-карнизы называющиеся сандриками. Там рядами выступают из плоскости стены кирпичи, на которых сквозь белую краску видны буквы, а именно клейма трёх видов «К», «М.К» и «К.М» (Приложение 2). Как, откуда взялись клейма на кирпичах? Как я уже отмечал, в Российской империи в конце XVIII – начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (1847) [2]. Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали из-за большого выпуска некачественного кирпича, и из-за этого возникали многочисленные судебные тяжбы. Чтобы выявить виновных, всех производителей кирпича и обязали ставить клеймо. В Смоленской губернии в основном использовались аббревиатурное клеймение (инициалы владельцев).
Так кто же хозяева наших трёх клейм?
2.1. Таинственное клеймо «К».
Это клеймо - одно из самых распространенных в нашем городе клейм. Из данного кирпича выложены стены «Гнутаря» (Приложения 3 и 4). Здание построено в конце ХІХ века, находится на улице Свердлова,16. Здание изначально являлась спиртоводочным заводом. В 20-х гг. прошлого века часть здания занимал «Центроспирт», в помещении которого хранилось вино. Другую часть здания занимал «Союзхлеб» под хранение зерна и муки. Часть помещений бывшего спиртзавода занимала рославльская промыслово-кооперативная артель по выработке гнутой мебели «Гнутарь», которая была организована в июле 1928 года. К 1930 году все помещения бывшего спиртзавода были переданы для артели. Ныне здание используется для складских целей ООО «Контур» [4]. К сожалению, данное клеймо пока не идентифицировано из-за предоставленной малой информации. Обычно, буквы на клейме - инициалы хозяев заводов. Первая буква – имя, вторая – фамилия (если клеймо из двух букв). В нашем случае, затруднения в том, что в начале ХХ века в Рославле были трое владельцев кирпичных заводов, чьи фамилии начинались на «К»: Кострубин, Куричин и Коротков. Так, что клеймо «К» остаётся для нас загадкой, пока мы не выясним, кто поставлял кирпич для постройки спиртоводочного завода, известного для населения как бывшая мебельная фабрика «Гнутарь».
Так же мы видим клеймо «К» на фрагментах кирпичных стен бывшего маслобойного завода Полозовых. Располагался завод на Окновой улице (ныне улица Красина), на спуске от бывшего здания редакции газеты «Рославльская правда» к речке Становке [4].
2.2. Коротковы
Вернёмся к стенам нашей школы, а точнее к происхождению последних клейм «М.К» и «К.М». В июле 2015 году в центре города вырыли котлован для фундамента здания (Приложение 5), на этом месте сейчас магазин «Движок». Земля вывозилась по городу. Ею отсыпались косогоры и низины участков частных домов. Нам удалось найти два таких места, на улице Пушкина (Приложение 6) и на одном из Пионерских переулков. В земле находились различной форм кирпичи, по размерам которых можно было определить, что они относились к XVIII и XIX вв. Но как мы обрадовались, когда среди них нам впервые встретились около десятка кирпичей с клеймом «М.К». В октябре 2015 году на развалинах бывшего маслозавода Мухина были найдены оба клейма – «М.К» и «К.М». Изначальная версия по поводу клейма «К.М», что данный кирпич привозной отпала, породив новую - зеркальное отражение клейма «М.К». Клеймение производилось при помощи штампа, в виде металлической пластины - штампа с выпуклым клеймом хозяина завода. Бывало при изготовке очередной пластины – штампа, кузнецом допускалась ошибка, в результате которой получалась зеркального отображения клейма, а также буквы – перевёртыши. Из нашей картотеки по владельцам кирпичных заводов Смоленской губернии собранной за четыре года, по имеющим инициалам мы предположили, что данные кирпичи относятся к Коротковым. Но теперь вопрос, а к кому именно?
Два претендента:
1. Михаил Леонтьевич Коротков, владелец кирпичного завода, расположенного по улице Успенской (ныне участок от перекрёстка Пролетарской и Советской улиц, идущий к Сбербанку и поворачивающий налево на Первомайскую улицу).
2. Мария Яковлевна Короткова, чей завод находился в районе Старохотимского большака, но ранее 1913 года нет сведений о его существовании (по нашим сведениям).
Кстати, в большинстве своем заводы имели характер кустарного примитивного устройства. Исключение составлял завод с гофманской печью Коротковой. Так, что смело можем предположить, что клейма «М.К» и «К.М» принадлежат к Михаилу Леонтьевичу Короткову. К сожалению, ни о нём, ни о его семье сведениями не располагаем.
2.3. Пригодины.
В начале XIX века в Рославле жили два брата, Иван Игнатьевич и Михей Игнатьевич, основоположники двух больших ветвей генеалогического древа Пригодиных. Нас же интересует потомство мещанина Михея Игнатьевича, от которого родились два сына, Никита Михеевич (1808-1873) и Семён Михеевич. Сыновья Никиты Михеевича заметную роль сыграли в селе Тюнино (с 1861 по 1926 - волостной центр Рославльского уезда). В 1914 году на средства братьев Апполона и Льва (Леона) Пригодиных была построена новая 2-х этажная кирпичная школа, которая украшает село и сегодня [7]. Другой сын - Александр Никитович с 1898 года стал 2-й гильдии купцом г. Рославля, затем московским. Но нас интересует род Семёна Михеевича. С 1882 года он и его сын Василий Семёнович (род. 1844 г.) уже упоминаются как владельцы кирпичного завода, расположенного по улице Брянской. Их дело продолжал Матвей Васильевич. В ведомости на 1908 год вместе с Матвеем упоминается и Михаил Пригодин, но неизвестно, является ли он родным братом Матвею. Пригодинский кирпич один из первых найденный нами и, наверное, самый разпространённый в нашем городе. Клеймо «П» и «В.П» встречается во всех уголках города, но в кладке стены он нам знаком по строению дома Авилкина по улице Пролетарская дом № 89. Когда-то эта северо-восточная часть города примыкала к лесу и называлась Зазаборье. Здесь стоял трактир купца Авилкина. В 90-х годах ХІХ века хозяином участка, на котором был построен позже одноэтажный каменный дом, был крестьянин Иван Николаевич Авилкин. В ночь на 5 сентября 1904 года дом Авилкина сгорел [7]. Дом был восстановлен. Не исключено, что для восстановления был использован новый кирпич, который мы можем видеть невооружённым взглядом в кладке венчающего карниза здания (Приложения 7 и 8). Но стены и своды подвала выложены из кирпича, который так же увенчан клеймом «П» и «В.П». О вековой истории этого дома мы рассказывать не будем, но нужно отметить, что, несмотря на крепость пригодинского кирпича, дом Авилкина находится в плачевном состоянии, и если ему не будет оказана помощь, то его ждет печальная участь. А ведь он является украшением нашего города.
2.4. Шарины
По улице Ленина № 43 во дворе стоит двухэтажный невзрачный кирпичный дом (Приложение 9). Наружные поверхности стен не имеют архитектурной выразительности, одним словом – кирпичная коробка. Клеймение также отсутствует. Но дом привлёк наше внимание тем, что он не одно поколение принадлежал Шариным, которые владели кирпичным заводом на Юрьевской Горе. Семейная легенда гласит, что в середине XIX века мещанином Шариным был выделен кирпич для постройки трехпрестольного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Святых верховных Апостолов Петра и Павла и Святителя Христова Митрофана Епископа Воронежского на Юрьевской Горе [6]. В благодарность за поставленный кирпич священником был подарен дом с прилегающими к нему землями. В ведомости о владельцах кирпичных заводов по Рославльскому уезду на 1882 год упоминается Нил Родионович Шарин, рославльский мещанин. Затруднение возникает с его клеймением. В 80-х годах XIX века в Рославльском уезде клеймо состояло из одной буквы. К концу 90-х и в начале ХХ века уже две буквы в связи с увеличением кирпичных заводов по уезду. Последнее упоминание о заводе приходится на 1908 год. Нам встречались клейма «Ш», «И.Ш», «А.Ш» (часто встречается некачественное клеймение буквы А, которое выглядит буквой Л) и «ША». Мы склоняемся, что последнее клеймо «ША» и есть первые две заглавных буквы фамилии Шарин. За данную версию говорит, то что нет разделяемой точки между буквами «ША», а также кое какое время совладельцем завода был брат Нила Родионовича – Иван. А клейма «И.Ш» и «А.Ш» принадлежат другим владельцам кирпичных заводов. Вы можете подумать, что я отошёл от темы своей работы: «Стены, хранящие имена». Но нет, шаринский кирпич мы можем видеть в одном вековом доме нашего города. В стороне от центра города он украшает своим декором тихий уголок - дом Крачковских (Приложение 10), по улице Софьи Перовской, дом 21. Здесь же архитектор, видимо, имел большой опыт, а мастера знали свое дело.
Заключение
В заключение моей работы хочется отметить изумительное искусство каменщиков XIX – ХХ веков. Проходя мимо вековых домов, ты молча оглядываешь их, восхищаясь барочными фронтончиками, маленькими карнизами в которых находим использование кирпича положенного на ребро и сухарики, выровненные вдоль линии скатов. Это архитектурная сказка ушедших мастеров, заставляет нас приостанавливаться возле стен, которые и впрямь порой хранят имена. Правда, большинство домов имеют толстый слой цементной штукатурки, скрывая от нас имена тех, кто прошёл вековой контроль знака качества своей продукции, взять к примеру дом Фунтикова на Большой Смоленской. Но это уже будет совсем другая история …
Список используемой литературы
Извержение вулкана
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Прекрасная арфа
Что есть на свете красота?