как использовать математику при кулинарии
Вложение | Размер |
---|---|
polugotovyy_dokl.docx | 683.47 КБ |
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»
=========================================================
Исследовательская работа
Математический расчет в технологии приготовления домашней пиццы.
Подготовила: Тудупова Цырена,
ученица 4б класса
Руководитель: Бадмаева Дулмажап Пурбожаповна,
учитель начальных классов
Могойтуй, 2017г.
Содержание
1 | Введение | |
2 | Основная часть | |
Глава 2.1 Кухонные предметы и математика | ||
| Глава2.2 Единицы измерения на кухне. | |
| Глава 2.3 Способы измерения веса продукта без весов. | |
Глава 3 Практическая часть | ||
4 | Заключение | |
5 | Список используемой литературы |
Введение
Я часто слышу от своих одноклассников следующего рода вопрос: «А зачем нам нужна математика?». И тогда я задумалась, действительно, а для чего нам нужна математика и можно обойтись в современной жизни без знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения этой учебной дисциплины в рамках образовательного процесса. Математика – один из важнейших школьных предметов. Математика окружает нас везде и повсюду, благодаря ей мы решаем множество вопросов и задач повседневной жизни.
Целью моей работы является узнать назначение математики в кулинарии и научиться составлять пропорции при готовке.
Сначала было слово. И уже потом люди придумали число для измерения всего, что их окружает. Бывает, что в школьные годы математика «проходит» мимо ученика, а потом у него возникает потребность в этой науке. Я надеюсь, что моя работа принесёт пользу. И ребята поймут, что нужно, чтобы математика не проходила мимо. Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека.
Как бы ни относились люди к математике, без неё – как без рук. Она повсюду, нужно только уметь её увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В моём примере показана роль математики в повседневной жизни людей и её связь с различными областями знаний.
ЗАДАЧИ исследования
Поэтому.
ПРОБЛЕМА
ГИПОТЕЗА
Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в кулинарии.
Математика служит во благо человеку.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
КАК ОТНОСЯТСЯ К МАТЕМАТИКЕ МОИ ОДНОКЛАССНИКИ
«Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни»,- говорил И. Л. Лобачевский.
С помощью математических знаний, полученных в школе, мы решаем не только арифметические задачи, но и применяем эти знания в различных жизненных ситуациях.
Для ответа на вопрос, как относятся к математике мои одноклассники, я провела опрос обучающихся моего класса. Ученикам 4 класса были предложены вопросы, касающиеся их отношения к математике:
На диаграммах представлены результаты опроса 22 человека 4-Б класса. Ответы даны в процентах.
диаграмма 1
диаграмма 2
диаграмма
Результаты исследования показали, что в школе необходимо изучать математику, предмет вызывает интерес, но ребята не имеют представления для какой цели им необходимо изучать данную учебную дисциплину.
1.Основная часть
Математика в кулинарии.
Своё исследование я начала с того, что изучила литературу по данной теме, познакомилась с различными таблицами мер веса и объёма и начала сбор информации.
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины-масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика. Наша одноклассница Баянова Аяна рассказала: « Для того, чтобы приготовить овощную икру для нашей семьи из 5 человек, мы используем следующие расчёты:
репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4 и4:5. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде».
НЕМНОГО ИСТОРИИ
«CULINARIUS» – в Древнем Риме «искусство приготовления пищи»
КУЛИНАРИЯ высоко ценилась во все времена, но при этом она всегда подчинялась законам капризной моды точно так же, как искусство изготовления одежды, украшений и предметов интерьера.
Существует множество рецептов блюд, которые названы по имени знаменитых людей, а также в честь поваров, создавших их. К таким блюдам относятся например, бешамель, сэндвич, салат «Оливье» или вкусное мясное кушанье бефстроганов.
Математика используется не только в науке, но и в кулинарии при приготовлении пищи.
На самом деле, все этапы приготовления пищи, в том числе покупка продуктов питания, расходы бюджета требуют некоторые математические знания.
В кулинарии мы используем преобразования. Многие рецепты написаны в имперских единицах. Некоторые новые рецепты и измерительные приборы обозначены в метрических единицах (например, миллилитры).
.
Чтобы ответить на эти вопросы,я побеседовала с нашим школьным поваром и выяснила, что для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами и производить перерасчёт продуктов по ним, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность. Она мне предложила взять самое простое блюдо и решить вот такую задачу: для приготовления омлетаберем2 яйца,20 г молока,20г сливочного масла. Какое количество продуктов необходимо, чтобы приготовить омлет из 5 яиц.
5:2=2,5 т.е количество продуктов увеличивается в 2,5 раза. 20*2,5=50г молока, 50г сливочного масла. Наш повар Виктория Батоболотовна сказала, что такие задачи она решает каждый день.
1.1.Кухонные предметы и математика
Много предметов кухонной утвари имеют отношение к математике.
Мерный стакан, чайная и столовые ложки тоже имеют свою меру. Классический гранёный стакан, всем известен, как 250 граммов. Любая кастрюля имеет свой объем в литрах, что не маловажно в приготовлении пищи. Я не буду рассуждать на тему калорийности пищи. У каждого на кухне обязательно есть такая таблица калорий, особенно если человек желает похудеть или потолстеть . Она тоже требует математических вычислений.
Все знают, что без рецепта на кухне никуда. В рецептах кулинарных книг чаще всего указывают не весовое отношение, а конкретное количество продуктов. Но нам бывает нужно сделать перерасчёт количества продуктов, если мы хотим получить меньший или больший объём готового блюда. Зачастую взвешивать каждый продукт не всегда бывает, возможно, а на кухне под рукой всегда есть стакан и ложка – мерные ёмкости. Главное нужно знать, какова масса того или иного количества продукта, умещающегося в одном стакане или в одной столовой ложке и правильно составить пропорцию.
1.2.Единицы измерения на кухне
Как правило, кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался интересный рецепт и нет весов, чтобы взвесить 100гр. муки, 300гр. сахара или 100гр. тертых сухарей. Для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Самыми распространёнными единицами измерения являются:
Таблица 1.
Стакан тонкий и гранёный | 250мл |
Чайная ложка | 5 мл |
Столовая ложка | 15 мл |
Есть также таблицы определения веса некоторых жидких, вязких и сыпучих продуктов в граммах.
Таблица 2
В граммах | Наименование продуктов | |||
1 шт. | чайная ложка | столовая ложка | стакан 250 см3 | |
Мука и крупа | ||||
- | (8)-10 | 25-(30) | 160 | Мука пшеничная |
- | 10 | 30 | (180)-200 | Мука картофельная |
- | 5 | (10)-15 | 125-(130) | Сухари молотые |
- | 7-8 | 25 | 210 | Крупа гречневая |
- | 3 | 12 | (70)-90 | Крупа «геркулес» |
- | 8 | 25 | 200 | Крупа манная |
- | 8 | 25 | 230 | Крупа перловая |
- | - | 20 | 180 | Крупа ячневая |
- | 8-10 | 25-(30) | 230-(240) | Рис |
- | - | 20 | 180 | Саго |
- | 8 | 25 | 220 | Пшено |
- | - | - | 220 | Фасоль |
- | - | - | 200 | Горох нелущеный |
- | - | - | 230 | Горох лущеный |
- | - | - | 210 | Чечевица |
- | - | - | 140 | Толокно |
- | 10 | 30 | 160 | Кукурузная мука |
Молоко и молочные продукты | ||||
- | 5 | (17)-20 | 245 | Масло животное (растопленное) - сливочное |
- | 5 | (18)-20 | 250 | Молоко |
- | 5 | 17 | 240 | Масло растительное |
- | 4 | 15 | 230 | Маргарин растопленный |
- | 5 | 14 | 250 | Сливки |
- | 5 | 20 | 120 | Молоко сухое |
- | 12 | 30 | - | Молоко сгущенное |
- | 10 | 25 | 250 | Сметана |
- | 5 | (18)-20 | 250 | Вода |
Овощи, фрукты | ||||
100 | - | - | - | Яблоко среднее |
100 | - | - | - | Помидор средний |
75 | - | - | - | Морковь средняя |
100 | - | - | - | Картофель средний |
75 | - | - | - | Лук средний |
100 | - | - | - | Огурец средний |
- | 10 | 30 | - | Томат-паста |
- | 8 | 25 | 220 | Томат-пюре |
50 | - | - | - | Петрушка |
1500 | - | - | - | Кочан б/к капусты (средний) |
750 | - | - | - | Головка цветной капусты (средняя) |
- | - | 30 | 190 | Вишня свежая |
- | - | 25 | 150 | Клубника свежая |
- | - | 20 | 140 | Малина свежая |
- | 17 | 50 | 350 | Пюре земляничное |
- | - | 30 | 180 | Черная смородина |
Сахар, соль и другие продукты | ||||
- | (8)-10 | 25 | 200-(230) | Сахарный песок |
- | 10 | 30 | 325 | Соль |
- | 5 | 15 | 250 | Уксус |
2,5 | - | - | - | Желатина (листик) |
- | 5 | 15 | - | Желатина (в порошке) |
- | - | 20 | 325 | Мед |
- | 10 | 25 | 100 | Яичный порошок |
- | 12 | 28 | - | Сода питьевая |
- | 10 | 25 | 180 | Сахарная пудра |
9 | - | - | 200 | Сахар пиленый (рафинад) |
- | 5 | - | - | Перец молотый |
- | 8 | 20 | - | Корица молотая |
- | 8 | 25 | - | Кислота лимонная (кристаллическая) |
- | 9 | 25 | - | Порошок какао |
- | 7 | 20 | - | Кофе молотый |
- | 17 | 50 | 330 | Варенье |
- | 7 | 25 | 190 | Изюм |
- | 5 | 18 | - | Мак |
- | 5 | 10-(15) | 130 | Сухари молотые |
- | 4 | 14 | 100 | Хлопья овсяные |
- | 2 | 7 | 50 | Хлопья кукурузные |
- | 2 | 9 | 60 | Хлопья пшеничные |
- | 8 | 25 | 175 | Арахис очищенный |
- | 10 | 30 | 160 | Миндаль (ядро) |
- | 10 | 30 | 170 | Орех фундук (лещина) (ядро) |
Примечание: Сухими и сыпучими продуктами ложки и стаканы следует заполнять с горкой, не уплотняя.
1.3. Способы измерения веса продукта без весов
Если длительные математические подсчеты и изнурительные вычисления не для вас, воспользуйтесь своей рукой. Так, например, давно рассчитано, что 100 г. мяса или рыбы - это кусок размером с женскую ладонь. Если повар мужчина, то он смело может добавлять еще 50 г. для расчетов. Порция крупы, по размеру равная кулаку, будет весить 200 г. Кстати, принципом руки пользуются при расчете необходимой порции для здорового питания. Есть необходимо 4-6 раз в сутки порциями размером с ладонь.
2. Практическая часть
Этап 1. Приготовление пиццы с использованием мер веса
Чтобы доказать необходимость математики на кухне, я провела кулинарный опыт – испекла пиццу. Для начала я взяла рецепт и изучила его. Сразу хочу обратить внимание на рецепт. Он состоит из сплошных цифр. Вот здесь и начинается математика. Я взяла и взвесила все ингредиенты, а те которые можно было отмерить мерной ёмкостью, отмерила.
Начало рецепта пиццы - тесто. Надо взять точное количество муки и кефира. Если пропорции не соблюдать, тесто не получиться нужной консистенции. Значит, если в рецепте 3 стакана муки и 500мл кефира, именно столько и надо класть. Тесто подготовила, перехожу к укладке его на противень. И опять точная цифра: сколько надо масла для смазывания противня. Поясняю, если масла много, то тесто не печётся, а жарится. А это не есть хорошо. Противень смазала, тесто уложила. Перехожу к начинке. Все ингредиенты подготовлены, нарезаны, натёрты и взвешены. Для чего надо математическая точность в количестве начинки? Опять же для качественного результата. Если будет больше овощей, тесто при выпекании отсыреет. Если класть больше колбасы, тесто не успеет пропечься, а начинка будет гореть. Значит, если в рецепте стоит 250гр. колбасы, лук – 1шт., помидоры – 2 шт., огурцы – 2 шт., именно столько продуктов и используем. Не надо стараться обходить математический расчёт и с сыром. Если его класть больше, чем 250 граммов, как указано в рецепте, тогда аромат сыра и его вкусовые качества выместят остальные ингредиенты. Переходим непосредственно к выпеканию. Очень важно отнестись к указанным данным рецепта. Выпекаем при температуре 180 градусов ровно 40 минут. Если делать всё по рецепту и с математикой, получиться очень вкусно. Вы решили испечь пиццу размером больше или меньше, тогда надо произвести математический расчёт. Также соотнести пропорции теста и начинки. Температуру выпекания оставим неизменным, а время увеличиваем или уменьшаем. Всё зависит от размера пиццы.
Этап 2. Расчёт затрат на пиццу, приготовленную дома
После того, как мы с мамой в кафе купили пиццу «PERFETTO» весом в 400гр., стоимость которой составила 350 рублей, мне стало любопытно, а сколько же будет стоить пицца дома. Я провела расчёты, здесь опять не обошлось без математики.
Расчет стоимости продуктов для приготовления 1 пиццы
Таблица 3
Наименование продукта | Норма расхода продуктов | Цена за 1 кг. /1л./шт./ в руб. | Стоимость продуктов в руб. |
Ингредиенты для теста: | |||
1. Мука | 3 стакана (480гр.) | 40,25 | 20,0 |
2. Кефир | 500 мл. | 61,0 | 30,5 |
3. Яйцо | 3 шт. | 5,5 | 16,5 |
4. Соль | ½ чайн. ложки | 10,0 | 0,1 |
5.Сахар-песок | 2 чайн. ложки | 41,90 | 0,8 |
6 .Дрожжи сухие | 1 чайн. ложка | 10,0 | 4,1 |
Итого: | 72 р | ||
Ингредиенты для начинки: | |||
1.Колбаса | 250 гр. | 280,0 | 70,0 |
2.Сыр | 250 гр. | 342,0 | 85,5 |
3. Помидоры красные | 3 шт. | 25,0 | 75,0 |
4. Лук репчатый | 1 шт. | 4,0 | 4,0 |
5.Огурцы | 3 шт. | 20,0 | 60,0 |
6. Масло растительное | 50 мл | 90,0 | 4,5 |
Итого | 299 | ||
Всего: | 1200 гр. | 371 р |
Задача решена: стоимость пиццы весом 1200 гр. для нашей семьи из 6 человек подсчитана. Общие затраты составили 371 рублей, а одна стандартная пицца «PERFETTO» обошлась нам в 350 рублей, но вес её составлял 400 гр. Для нашей семьи из 6 человек затраты одинаковые, но массы домашней пиццы получается больше. Следовательно, готовить дома не только здорово, но и экономно, выгодно.
При расчете стоимости продуктов я умножала, складывала, составляла таблицы, в общем - применяла свои знания по математике на практике, на кухне. Думаю, что мне удалось правильно рассчитать продукты для приготовления пиццы дома. А в будущем мне удастся стать хорошей хозяйкой благодаря моим знаниям по математике.
Подводя итог своей практической работы, я доказала, что такие математические действия, как: измерение, взвешивание, счёт – это достаточно привычные явления, только на это редко обращают внимание. Без математики не обойтись, будь то пошив одежды, приготовление пищи, строительство домов.
3. Заключение
В жизни задачи обычно имеют не одно решение. И нужно накопить определённый опыт, чтобы ориентироваться в жизненных ситуациях и поменьше принимать ошибочных решений. А умения правильно рассуждать, анализировать, подсчитывать способствуют занятия математикой. Она всегда приносила большую пользу и ещё в большей мере продолжает, приносит её сейчас. Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности, где математика не играла бы существенной роли.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Прежде, чем сделать окончательный вывод, что для нас нужна ли математика, я предлагаю изучить результаты социологического опроса.
Цель опроса: изучение общественного мнения по данной теме. Опрос вёлся по следующим направлениям:
1. Нужна ли математика в кулинарии?
2. Если нужна, то зачем?
Опрос проводился среди обучающиеся 4 классов(49 чел.). Среди родителей школьников (10 человек) В опросе приняли участие 59 человека.
Изучив тему «Математика в кулинарии», я ответила на вопросы, которые поставила в начале проекта.
1. При приготовлении блюд нужно знать: состав блюда, количество продуктов, их вес, время приготовления, цена продуктов. Всё это связано с математикой.
2. Математика в кулинарии нужна для того, что бы рассчитать количество продуктов и времени для приготовления блюда. А также для расчёта стоимости блюда.
Работая над этой исследовательской работой, я поняла, что математика пригодится нам даже в кулинарии. Каждому повару приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы.
Такую работу я провела в первый раз. До этого у меня был опыт подготовки только сообщений. Я довольна проделанной работой и считаю, что все поставленные задачи выполнены и цели достигнуты. В будущем эти знания пригодятся в обычной жизни.
И в заключении хочу процитировать высказывание одного из самых выдающихся русских ученых М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Список используемой литературы
10 осенних мастер-классов для детей
Басня "Две подруги"
Простые летающие модели из бумаги
Нора Аргунова. Щенята
Ворона