Сон является очень важной составляющей жизни любого живого организма, а изучение сна – важная задача физиологов. Таким образом, возникла необходимость выявить влияние сна на системы организма и на успеваемость детей школьного возраста. Исходя из этого, целью исследования стало раскрытие и обоснование влияния длительности ночного сна на здоровье и успеваемость школьников разных возрастных категорий. Многочасовые подготовки к домашним заданиям, поздний отход ко сну и злоупотребление компьютером приводят к развитию у детей уже в средней школе гастрита, близорукости, сколиоза и нервных расстройств.
Анализ результатов исследования помог выявить зависимость успеваемости, физической активности, физического здоровья, работоспособности учащихся разных возрастов от количества часов сна. Изучено значение сна и его влияние на работоспособность и проанализирована длительность сна у учеников разных возрастов нашей школы. Исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации по улучшению здоровья и успеваемости.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pervushinoy.docx | 86.68 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка №1375
ИНН 7725144330,115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24, тел./факс:8-499-618-98-80,
8-499-618-50-84, e-mail: sch1375@sinergi.ru; www.sch1375u.mskobr.ru
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ СНА НА ЗДОРОВЬЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ»
11 «Г» класс ГБОУ школы №1375 г. Москвы
Первушина Анна Никитична,
ученица 11 класса
Руководитель работы:
Кулагина Светлана Степановна,
учитель биологии,
канд. пед. наук
Москва
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. Сон и его значение в жизни человека 6
глава 2. Влияние длительности сна на здоровье и успеваемость школьников разных возрастов 10
Сон (somnus) — функциональное состояние центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующееся отсутствием активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением узнаваемой психической деятельности. Это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому происходит восстановление работоспособности нейронов. Здоровый сон физиологически необходим человеку и является важным условием физического и душевного здоровья, является необходимым условием здорового образа жизни. Сон – одно из основных состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни.
Недостаточное количество сна, равно как и избыточное, может привести к тому, что наше физическое здоровье ухудшится. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым и ленивым. Но в первую очередь проблемы со сном могут сказаться на нашем психическом здоровье. Наверняка все знают, что одним из видов пыток и психологического давления на человека является лишение его возможности отдохнуть, а именно – возможности спать.
Люди разного возраста нуждаются в разном количестве сна, необходимого для восстановления работоспособности. Ученые из Национального общества изучения сна (США) проанализировали порядка 300 работ, посвященных влиянию длительности сна на здоровье. И вывели несколько возрастных групп и соотношение длительности сна в них (см. Приложение 1).
Помимо возраста на количество сна влияют и другие факторы. Это такие как физические, умственные и эмоциональные нагрузки. Помимо этого, есть еще один забавный факт, что женщинам необходимо немного больше сна, чем мужчинам, из-за физических особенностей организма, а также возможно из-за того, что женщины более эмоциональны и склонны к переживаниям, нежели мужчины.
Польза полноценного сна очень велика для человека. Ведь сон:
– улучшает память.
Считается, что сочетание REM (фазы сна, характеризующейся быстрым движением глаз) и SWS (медленного сна, при котором тело восстанавливает и усиливает иммунную систему) играет важную роль в хранении информации приобретенной в течение дня;
– регулирует вес.
Два гормона, которые отвечают за наш аппетит — лептин и грелин реагируют на недостаток сна. Эти гормоны фактически противоположны друг другу. Грелин вырабатывается в желудке и стимулирует аппетит. Гормон лептин производится жировыми клетками и снижает аппетит после хорошей еды. Недостаток сна в ночное время серьезно нарушает тонкий баланс гормонов и получается, что бессонница повышает аппетит, а он, в свою очередь, может увеличить вес;
– помогает сердцу.
Полноценный сон имеет тесную связь с более низкими уровнями холестерина и давления крови. Это положительно влияет на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний;
– делает нас счастливее.
Все слышали, поговорку «утро вечера мудренее». Это потому, что мы будем более спокойными и рассудительными после хорошего сна. Полноценный отдых влияет на наше настроение и эмоции, поддерживая их в хорошем состоянии;
– способствует регенерации тканей.
Здоровый сон способствует заживлению ран, травм и ушибов — ускоряет рост и дифференциацию клеток (в том числе клеток мышечной ткани);
– поддерживает иммунную систему.
Нормальный сон поддерживает работу иммунной системы. При его нехватке уменьшается число функционирующих иммунных клеток. Так же у людей, которые не высыпаются, замедляется метаболизм клеток;
– оказывает влияние на рост.
Время, проведенное во сне, влияет на секрецию гормона роста – соматотропина, что автоматически влияет на рост всех клеток (высота, мышечная масса и т.д.) — в детстве и в зрелом возрасте. Неправильный режим сна может сказаться на гормональном балансе всего организма.
Сон является очень важной составляющей жизни любого живого организма, а изучение сна – важная задача физиологов. Таким образом, возникла необходимость выявить влияние сна на системы организма и на успеваемость детей школьного возраста. Исходя из этого, целью исследования стало раскрытие и обоснование влияния длительности ночного сна на здоровье и успеваемость школьников разных возрастных категорий.
Задачи исследования:
Объект изучения – ночной сон учащихся.
Предмет изучения – влияние длительности ночного сна на здоровье и успеваемость в школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что длительность сна влияет на физическое и психическое здоровье школьников разных возрастов, а также на их успеваемость.
Методы исследования: сравнение, обобщение, моделирование, анализ литературных источников, наблюдения, анкетирование, беседы, опросы.
Сон испокон веков считался лучшим средством для восстановления физических и душевных сил. Проблемой возникновения сна ученые разных стран начали заниматься тоже сравнительно давно. В древних цивилизациях и архаических обществах о сне знали довольно много. Во многих культурах сон считался источником здоровья и силы.
Долгое время в науке господствовали суеверные представления Аристотеля и Платона. Первый описывал сон и фазы быстрого и медленного сна довольно туманно, хотя и с претензией на научность. Аристотель полагал, что пары, поднимающиеся из желудка, собираются в голове, остужают мозг, а затем опускаются к сердцу. В то время, когда сердце, являясь чувственным центром тела, остужается, человек засыпает. Платон же рассматривал сон как результат «закрытия пор мозга».
Помимо этих курьезных заявлений о сне про фазы быстрого и медленного сна за полторы тысячи лет не было сказано ничего нового. Полагали, что сон – это пассивное состояние, сродни тому, как будто кто-то просто выключил на время лампу. Главная ошибка заключалась в представлении о том, что человек, как только ему становится нечего делать, тотчас же сам отключается.
Сравнительно недавно, после публикации работ Зигмунда Фрейда, а также Ивана Петровича Павлова представления о сне в сознании людей поменялись.
Согласно учению И. П. Павлова, в центральной нервной системе под влиянием внешних раздражений постоянно возникают два противоположных, но неразрывно связанных между собой процесса: возбуждение и торможение. Павлов классическими опытами, применив метод образования условных рефлексов, доказал, что фактором, вызывающим сон, является торможение нервных клеток, составляющих кору мозговых полушарий. Сновидения, согласно этой концепции, возникают потому, что не все нейроны находятся во время сна в состоянии достаточно глубокого торможения.
Концепция 3. Фрейда о защитной функции сна была прямо противоположной. Основную роль Фрейд приписывал именно сновидениям. Практический вывод из этой концепции заключался в том, что по сновидениям можно узнать, с помощью психоанализа и метода свободных ассоциаций, характер вытесненных желаний, помочь больному осознать их и тем самым излечить его.
Заметно, что представления И. П. Павлова носили в основном физиологический, а представления Фрейда – психологический характер.
С этого времени к проблеме сна и фазам сна стали относиться с уважением и начали системно их изучать. В 1920 году француз Анри Пьерон провозгласил, что сон является активным состоянием и включает несколько фаз сна. Следующим важным шагом, который определил все дальнейшие исследования в области сна, стало открытие в 1929 году электроэнцефалограммы для измерения токов мозга немецким психиатром и неврологом Гансом Бергером. С помощью этого открытия удалось впервые разграничить и изучить различные фазы сна человека. В 1953 году, изучая состояние детей во время сна, аспирант лаборатории сна в Чикагском университете Евгений Азеринский вместе с доктором Натаниэлем Клейтманом, сделали открытие, по которому, оказалось, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. А совсем недавно, в 2015 году ученые выяснили, что сон удваивает вероятность того, что человеку удастся вспомнить недавно забытую информацию.
Результаты исследований Н. Клейтмана и Ю. Азеринского показали, что во время сна мозг не бездействует, а демонстрирует различные виды активности. Причем, активность мозга во время сна не хаотична, а имеет ярко выраженный цикличный характер. За 8 часов сна (продолжительность, рекомендованная для полноценного отдыха организма взрослого человека), наблюдается в среднем 5 циклов длительностью 90-100 минут, при этом в рамках каждого из циклов отмечаются две фазы сна – фаза медленного (мышцы расслаблены, дыхание ровное, сердцебиение замедленно) и фаза быстрого сна (ритм сердечной деятельности повышается, глазные яблоки под закрытыми веками в движении).
С точки зрения физиологии именно в фазе медленного сна происходит реабилитация и оздоровление организма – восстанавливаются клетки, структура тканей, происходит мелкий ремонт внутренних органов человека, восстанавливается энергетический баланс. Чтобы восстановиться физически, человеку достаточно порядка 3-4 часов медленного сна.
Примерно через час-полтора после засыпания за фазой медленного сна наступает фаза быстрого сна.
Быстрый сон характеризуется существенными изменениями в поведении спящего, усилении деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Мышечный тонус падает, диафрагма рта и шейные мышцы полностью обездвиживаются, приобретают выраженный характер движения глазных яблок под сомкнутыми веками. Именно в этой фазе человек видит сны, более того, если разбудить спящего «быстрым сном», он, скорее всего, будет отчетливо помнить и сможет рассказать о том, что ему приснилось.
Эта фаза сна необходима человеку для того, чтобы сам человек и его мозг в первую очередь могли адаптироваться к меняющимся условиям окружающей его среды. Именно поэтому, прерывание быстрого сна чревато серьезными последствиями, связанными с нарушениями психической деятельности.
Медленный сон обычно занимает 75-80% общей длительности ночного цикла, быстрый - 20-25%. Отклонения в продолжительности фаз быстрого и медленного сна, постоянное недосыпание отрицательно влияют на здоровье человека, его трудоспособность и эмоциональное состояние.
Работы физиологов всего мира, направленные на изучение важности сна, позволили выяснить некоторые интересные факты о сне.
– если спать на левом боку, то можно избавиться от изжоги. Причиной изжоги является плохая работа клапана желудка, когда желудочная кислота попадает вовне. Для того чтобы этого не произошло, ложитесь на левый бок. Анатомия желудка такова, что, когда вы будете лежать на левом боку, желудочный сок останется в желудке. Если вы ляжете на правый, то ваш желудок окажется в перевернутом положении.
– слепым тоже снятся сны. Если человек ослеп после рождения, у него в памяти сохраняются зрительные образы, которые он видел. Если же человек родился незрячим, ему тоже снятся сны. Во сне он представляет некий набор ощущений, запахов и звуков. То есть всей той информации, которая поступила в мозг в течение дня и жизни.
– учёные выяснили, что систематический недостаток сна может привести к довольно быстрому увеличению веса. Объясняется это тем, что организм при недостатке ресурсов пытается восполнить их любым доступным способом. Поэтому испытуемые постоянно чувствовали голод, что в результате приводило к появлению лишних килограммов.
– человек может прожить без сна всего несколько дней, однако науке известны и уникальные случаи. Так, например, солдат австро-венгерской армии Пауль Керн получил ранение в голову, которое уничтожило часть лобной доли его мозга. В результате чего Пауль перестал спать и чувствовать боль. Его неоднократно исследовали венгерские врачи, однако ни найти причину такого состояния, ни устранить её они оказались не в состоянии. Пауль умер спустя 40 лет, так ни разу и не уснув за всё это время.
– благополучным временем для сна в средней полосе - между 22 и 24 часами, в тропическом регионе с 23 до часа ночи, за полярным кругом с 21 до 23 часов.
– лунатизм или снохождение - это довольно редкое нарушение сна, при котором спящие люди могут ходить и совершать какие-то действия во сне.
Сон – одно из основных состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни. Недостаточное количество сна, равно как и избыточное, может привести к ухудшению здоровья, а также успеваемости. Именно поэтому целью моего исследования стало раскрытие и обоснование влияния длительности ночного сна на здоровье и успеваемость школьников разных возрастных категорий.
Работа проводилась на базе школы № 1375 г. Москвы. Школа представляет из себя крупный комплекс, состоящий из детских садов, начальной школы, среднего звена, старшей школы и многопрофильной старшей школы. В рамках профильного образования школа взаимодействует с рядом высших и средне-специальных учебных заведений города Москвы: Первый МГМУ им. И. М. Сеченова, ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ВШБ ГУУ, ДК НИТУ МИСиС, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Московский многопрофильный техникум имени Л.Б. Красина, Образовательный комплекс «Юго-Запад».
Профильное образование в школе №1375 предполагает не только изучение предметов на углубленном уровне, но и посещение различных мероприятий в данных ВУЗах: университетские субботы, конкурсы, конференции, различные турниры. В школе много лет работают школьные кафедры по разным научным направлениям. Результатом научной работы учащихся и педагогов является ежегодная научно-практическая конференция «Шаг в науку».
Для изучения предметов на профильном углубленном уровне используется специальное оборудование, особенно медицинское (тренажеры, оборудование Теле-Ментор, цифровые USB-микроскопы МИКМЕД 5.0, оборудование Цифровая лаборатория RELAB, цифровая программа PROLog и др.).
Большое внимание в школе выделяется дополнительному образованию. В рамках дополнительного образования работает 72 клуба и объединения, в которых занимается 89% учащихся, а в старшей школе – 100%-ный охват.
Таким образом, учащиеся старших классов ежедневно занимаются интеллектуальным трудом на уроках и в рамках дополнительного образования – до 10 часов, далее – выполнение домашних задания. Следует отметить, что большинство учеников также посещает занятия по интересам: спорт, танцы, изостудии, курсы иностранных языков. Многие занимаются дополнительно с репетиторами и на курсах подготовки к экзаменам.
Задачами исследования стали анализ длительности сна у учеников разных возрастов нашей школы и выявление зависимости успеваемости от длительности сна.
В опросе приняли участие четыреста учащихся разных возрастных категорий – пятых, восьмых, девятых и десятых классов. Для чистоты эксперимента было взято равное количество мальчиков и девочек от каждой возрастной группы.
Для изучения и решения данных задач были использованы методы опроса, наблюдения, анализа и обобщения полученных данных (см. Приложение 2). Анализ результатов исследования позволил выявить зависимость успеваемости, физической активности, физического здоровья, работоспособности учащихся разных возрастов от количества часов сна.
Отмечено, что успеваемость у младших школьников на достаточно высоком уровне, причем у девочек она значительно выше (см. Приложение 4). Это объясняется тем, что после начальной школы у детей сохраняется интерес, умение учиться, а также контроль со стороны родителей. К восьмому классу успеваемость снижается практически в 3 раза, однако в 9 классе, в связи с подготовкой к экзаменам, она несколько возрастает.
У старшеклассников 10-11 классов успеваемость продолжает расти за счет появления профессиональных интересов и предпочтений и перехода на профильное обучение.
Каждому возрасту требуется определенное количество сна. Для младших школьников норма – 9-11 часов, для 8-9 классов – 8-10 часов, для старших – 7-8 часов.
Изучение количества часов сна учеников нашей школы показало, что подавляющее большинство спят меньше нормы, особенно ощутим разрыв между нормой и фактическим количеством сна у учеников, готовящихся к сдаче экзаменов. Следует отметить то, что сильный разрыв наблюдается именно у девочек, причем всех возрастов (см. Приложение 5).
Исследование показало, что большинство учеников днем не спят, однако, чем старше ученик, тем больше потребность в дневном отдыхе. Это связано с возросшей умственной нагрузкой, дополнительными занятиями (творческая и спортивная деятельность), а также потребностью во внешкольном общении со сверстниками, которое возможно только в позднее время. Несмотря на многочасовую занятость, в отличии от младших классов, более 25% старшеклассников находят время для дневного сна (см. Приложение 6).
Вопрос «сколько времени вы тратите на уроки?» показал интересную картину (см. Приложение 7). В 5 классе ученики на выполнение домашнего задания тратят около 2 часов, что соответствует норме. Здесь продолжается пристальный родительский контроль и у детей возрастает интерес к учебе. Однако далее наблюдается резкое уменьшение количества времени, затрачиваемое на домашнее задание. Все потому, что интерес к учебе снижается, как и контроль со стороны родителей. А в выпускных классах время работы дома резко увеличивается, становится практически вдвое выше нормы.
В связи с этим нас заинтересовал вопрос склонности детей к болезням. Вопрос «быстро ли вы заснете, если у вас завтра контрольная работа» показал некоторую нервозность учеников 5 и 6 классов (см. Приложение 8). В среднем звене (8-ые классы) мальчики относятся к контрольным работам более спокойно – философски. Старшеклассники же, привыкшие к постоянным проверочным и контрольным работам, уже перестают испытывать страх и, несмотря на ежедневную подготовку, показатели успеваемости достаточно невысокие.
Несоблюдение режима сна и отдыха, возрастающие нагрузки, необходимость оказания помощи родителям, а также интерес к противоположному полу и связанные с ним проживания, неминуемо сказываются на здоровье. Нервная система учащихся становится менее устойчивой: это выражается в агрессии, нежелании учится, в пассивности учащихся, а также в соматических болезнях.
Выявлено что дети чаще болеют в 5, 9 и 10 классах. Это связано с возросшей нагрузкой и ответственностью (см. Приложение 9).
Особо внимание в исследовании было отделено учащимся с хроническими заболеваниями (см. Приложение 10). Были изучены группы детей с заболеваниями различных систем органов. У 5-ти классиков показатели здоровья лучше, чем в старших классах, так как все дети регулярно питаются, ежедневно гуляют и находятся под постоянным контролем родителей, что исключает травмы. Далее, чем старше ученики, тем выше количество патологий пищеварительной системы, наблюдается рост количества учеников с повышенным артериальным давлением.
Стабильно увеличивается количество детей с частыми головными болями, причинами которых являются, в большинстве случаев – изменения артериального давления, а также утомляемость.
Исследование показало, что в 5-ых и старших классах наблюдаются нарушения опорно-двигательной системы. Изучение веса школьных портфелей пятиклассников позволило заключить, что увеличение веса идет за счет большого количества напечатанных рабочих тетрадей, учебников, пеналов, еды и игрушек. В старших же классах значительный вес оставляют учебники, учебные пособия и электронные носители.
В 5 и 10 классах наблюдается достаточно большое (в отличие от 8 и 9 классов) количество учеников, освобожденных от занятий физической культуры (см. Приложение 11). Вероятно, у старшеклассников это связано с развитием хронических болезней и повышением нервных нагрузок. Анализ результатов исследования младших школьников не выявил зависимости освобождения от физкультуры ни от успеваемости, ни от хронических заболеваний.
Таким образом, проведенное исследование позволило раскрыть влияние длительности сна на здоровье и успеваемость школьников разных возрастов: изучено влияние сна на работоспособность, сформулированы рекомендации родителям учеников по улучшению здоровья и успеваемости.
Недосыпание у школьников негативно влияет на процесс обучения и на его результат.
Многочасовые подготовки к домашним заданиям, поздний отход ко сну и злоупотребление компьютером приводят к развитию у детей уже в средней школе гастрита, близорукости, сколиоза и нервных расстройств.
Анализ результатов исследования помог выявить зависимость успеваемости, физической активности, физического здоровья, работоспособности учащихся разных возрастов от количества часов сна.
Задачи исследования были решены. Я изучила значение сна и его влияние на работоспособность и проанализировала длительность сна у учеников разных возрастов нашей школы.
Исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации по улучшению здоровья и успеваемости:
– старайтесь следовать всем установленным нормам сна и рекомендациям по оптимизации режима труда и отдыха;
– по возможности ложитесь спать в одно и то же время каждый день;
– питайтесь исключительно здоровой пищей, принимайте витамины, исключите питание за 2 часа до сна;
– в течение дня сочетайте труд и отдых, а также прогулки на свежем воздухе; занимайтесь спортом или занятием, которое приносит вам удовольствие и удовлетворение (танцы, творчество, музыка и т. д.);
– постарайтесь включить в свой рабочий день обеденный (дневной) сон;
– уберите из своего школьного портфеля все ненужные вам вещи, сделайте его легче;
– как можно меньше нервничайте и переживайте; во избежание лишней нервозности из-за недопонимания в общении с учителями, постарайтесь перевести отношения с ними исключительно в профессиональную плоскость;
– готовьтесь к занятиям регулярно, не оставляйте все на потом, не «копите долги»;
– родителям следует мотивировать и оказывать моральную поддержку своим детям.
Следуя данным рекомендациям, каждый сможет сберечь свое здоровье, повысить успеваемость, а также сделать следующий и каждый день активным и радостным.
Таким образом, сон действительно является очень важной составляющей жизни любого живого организма.
http://www.nedug.ru/library/сон/Сон#.Vrc7ai4bi8k
http://shkolazhizni.ru/health/articles/22930/
http://chudesalegko.ru/zdorovyj-son/
http://www.mhealth.ru/health/organizm/1564680/#ixzz3zUTY6sz7
http://www.lifeenergiya.ru/vliyanie-sna-na-zdorove-cheloveka/
http://nivanscool.ucoz.ru/dokument/novye_normy_sanpin_dlja_shkolnikov.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормы количества часов сна для разных возрастных групп
Возраст | Количество сна (в часах) |
младенцы (<3 месяцев) | 14–17 |
младенцы (4–11 месяцев) | 12–15 |
дети (1–2 года) | 11–14 |
дети (3–5 лет) | 10–13 |
дети (6–12 лет) | 9–11 |
подростки (14–17 лет) | 8–10 |
взрослые (18–64 года) | 7–9 |
пожилые (>65 лет) | 7–8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анонимный опросник для учащихся
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Нормы домашнего задания для школьников
Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Простые новогодние шары из бумаги
Юрий Алексеевич Гагарин
Вода может клеить?
Н. Гумилёв. Жираф
Без сердца что поймём?