Цель исследования: описать целостный образ болота в культуре манси на основании языковых, фольклорных и этнографических источников и определить его место в национальной картине мира.
Гипотеза: в связи с тем, что на территории ХМАО-Югры, т.е. в местах традиционного расселения манси, большое количество болот, а также учитывая традиционный уклад жизни и род занятий этого народа, можно предположить, что в национальной картине мира болото имеет большое значение.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_bolota_v_natsionalnoy_kartine_mira_mansi.docx | 38.24 КБ |
«Образ болота в национальной картине мира манси»
Мария Жиганова,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 8 «к» класс
Аннотация.
Цель исследования: описать целостный образ болота в культуре манси на основании языковых, фольклорных и этнографических источников и определить его место в национальной картине мира.
Гипотеза: в связи с тем, что на территории ХМАО-Югры, т.е. в местах традиционного расселения манси, большое количество болот, а также учитывая традиционный уклад жизни и род занятий этого народа, можно предположить, что в национальной картине мира болото имеет большое значение.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – образ болота в фольклорной традиции манси.
Предмет исследования – особенности образа болота в национальной культуре манси.
Для проведения исследования выбраны следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы и фольклорных источников по теме исследования.
2. Сопоставительный анализ образа болота в русской и мансийской культурах.
В результате работы были получены следующие результаты: на основании анализа литературы и фольклорных источников рассмотрены основные функции болота как важной составляющей традиционной материальной и духовной культуры манси. Проведен сравнительный анализ образа болота в русской и мансийской культурах, который наглядно показал разницу во взглядах разных народов на один и тот же предмет или явление.
Основные выводы:
Болото в национальной картине манси занимает значимое место, что подтверждается фольклорными источниками и данными языка, в котором существует большое количество наименований для разных видов болот.
Народ манси с большим вниманием относятся к окружающей природе, так как от нее во многом зависит выживание этих отважных людей. Именно поэтому болота, как места охоты, собирания ягод, уважаемы. На мой взгляд, именно в этом, уважительном и почтительном отношении человека к месту своего обитания и заключается главное различие между представлениями о болоте манси и русских.
«Образ болота в национальной картине мира манси»
Мария Жиганова,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 8 «к» класс
План исследования.
Исследование по теме «Образ болота в национальной картине мира манси» можно разделить на три этапа:
Начальный (аналитико-организационный) этап исследования.
На этом этапе мной была изучена и проанализирована литература по теме исследования, а именно:
Основной метод исследования на данном этапе – теоретический анализ справочной литературы, фольклорных источников об особенностях образа болота мансийском фольклоре. В результате начального этапа исследования были структурированы теоретические сведения о языковом наполнении образа болота в культуре манси, сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для проведения исследования. Окончательно сформулирована цель исследования: доказать, что описать целостный образ болота в культуре манси на основании языковых, фольклорных и этнографических источников и определить его место в национальной картине мира
Практический (накопительный) этап исследования.
На втором этапе проведена опытно-поисковая работа по сбору материала по теме исследования. Суть данного этапа – доказать или опровергнуть первоначальную гипотезу о том, что болото в национальной картине мира манси имеет большое значение.
Основные методы исследования, использованные на данном этапе:
В результате второго этапа исследования была доказана первоначальная гипотеза о том, что в связи с тем, что на территории ХМАО-Югры, т.е. в местах традиционного расселения манси, большое количество болот, а также учитывая традиционный уклад жизни и род занятий этого народа, можно предположить, что в национальной картине мира болото имеет большое значение.
Практико-обобщающий этап исследования.
На третьем этапе осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской работы, систематизация и анализ результатов исследования, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации исследования, формулирование выводов и подготовка рекомендаций, оформление работы и подготовка презентации исследования.
Основные выводы по теме исследования:
1 Болото в национальной картине манси занимает значимое место, что подтверждается фольклорными источниками и данными языка, в котором существует большое количество наименований для разных видов болот.
Народ манси с большим вниманием относятся к окружающей природе, так как от нее во многом зависит выживание этих отважных людей. Именно поэтому болота, как места охоты, собирания ягод, уважаемы. На мой взгляд, именно в этом, уважительном и почтительном отношении человека к месту своего обитания и заключается главное различие между представлениями о болоте манси и русских.
«Образ болота в национальной картине мира манси»
Мария Жиганова,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 8 «к» класс
ВВЕДЕНИЕ
Я живу в Нефтеюганске. В одной из песен о нем есть такие строки: «С самолета вот он, на семи болотах…». Действительно, оглядывая нашу землю с самолета, поражаешься, сколько рек и речушек, озер и озерцов под крылом, а всего больше загадочных и коварных болот.
Ханты и манси испокон веков жили в Югре. Мне стало интересно, как они относились к болотам, нашло ли их отношение к болотам какое-либо отражение в языке, фольклоре, культуре.
Цель проекта: описать целостный образ болота в культуре манси на основании языковых, фольклорных и этнографических источников и определить его место в национальной картине мира.
Гипотеза: в связи с тем, что на территории ХМАО-Югры, т.е. в местах традиционного расселения манси, большое количество болот, а также учитывая традиционный уклад жизни и род занятий этого народа, можно предположить, что в национальной картине мира болото имеет большое значение.
ОБРАЗ БОЛОТА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
Болота всегда пугали человека. Ступишь на зеленый моховой ковер да увязнешь, что выбраться не сможешь, поэтому наградил русский народ болото неласковыми эпитетами: бесконечное, вязкое, гиблое, глубокое, глухое, гнилое, громадное, дикое, засасывающее, застойное, зловонное, зыбкое, коварное, мертвое, мягкое, непроходимое, обманчивое, обширное, огромное, смрадное, сонное, топкое, трясинное, хлюпкое (разг.), шаткое, широкое.
Отмечая отсутствие течения в болоте, особой кипучей жизнедеятельности, начали болотом называть обстановку, условия, среду, лишенные прогрессивного движения. Болото стало синонимом застоя в общественной жизни, рутины, косности.
Негативное отношение к болоту можно проследить на материале русских пословиц и поговорок:
В болоте тихо, да жить там лихо.
Ввели в грех (или: в беду), как бес в болото.
В доме ворочает, как лукавый в болоте.
Велик боярин - свинья на болоте.
Велико, да болото, мала, да нивка.
Два лукошка земли в Ломове да гнилое болото в Уколове (ничего).
Лень да потягота живут на болоте.
Журавль ходит по болоту, нанимается на работу.
Всяк кулик в своем болоте велик.
Всякий бухалень (бугай, выпь) в своем болоте голосист.
Как видно из этих пословиц и поговорок, с болотом стойко ассоциируется нечистая сила, заводящая в трясину, лень и похвальба на пустом месте. Однако, есть пословицы, где болото рассматривается с положительной стороны:
В своем болоте и лягушка поет.
Всяк кулик свое болото хвалит.
Где живешь, кулик? - На болоте. - Иди к нам в поле! - Там сухо.
Каждый кулик к своему болоту привык.
Пословицы о Родине говорят нам о том, что каким бы неприметным и непритязательным ни был родной край, любовь к нему будет все равно крепкой. Как не вспомнить стихотворение Сергея Есенина, имеющее сходную главную мысль:
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Используя в качестве источника Национальный корпус русского языка, я выяснила, что писатели и поэты используют слово «болото» в прямом и переносном смысле.
Значение слова Болото по словарю Т. Ф. Ефремовой:
Болото - 1. Топкое место, обычно со стоячей водой. // Вязкая почва, очень грязная дорога.
2. перен. Среда, обстановка, период времени, характеризующиеся косностью, застоем, отсутствием живой деятельности и инициативы.
Примеры из Национального корпуса русского языка (основной подкорпус, в который входят прозаические (включая драматургию) письменные тексты XVIII - начала XXI века). Всего по запросу «болото» в основном корпусе было найдено 1279 документов, в которых встречается слово:
Прямое значение слова
Переносное значение слова:
Примеры из поэтического подкорпуса (всего найдено 178 документов):
Прямое значение
Переносное значение
Русский ассоциативный словарь под редакцией Ю.Н.Караулова показывает, что наиболее частотными ассоциациями к слову-стимулу «болото» стали определения:
«топкое» (38 реакций), «зеленое» (22), «вязкое» (20), «непроходимое» (12), «гнилое» (11), «глубокое» (6), «грязное» (6), «вонючее» (5), «большое» (4), «гиблое» (3), «непролазное» (3), «страшное» (3);
синонимы:
«трясина» (24), «грязь» (19), «топь» (8);
смежные слова:
«камыш» (7), «озеро» (7), «лягушка» (6), «река» (6), «лес» (5), «вода» (4), «клюква» (4), мох (3);
глагольные формы:
«засасывает» (9), «засосало (9);
ассоциации к переносному значению:
«жизни» (4), «институт» (3).
Всего реакций на слово «болото» насчитывается 442, из них различных реакций на стимул 179, одиночных реакций 126. В большинстве своем респонденты дают ассоциации к прямому значению слова.
Рассматривая данные примеры, можно отметить, что в русской культуре нет положительных оценок болота. Напротив, вырисовывается мрачный образ вязкой трясины, затягивающей ненароком зазевавшегося человека или зверя. Печальное, отравленное, обманывающее, опасное место. Либо, что еще страшнее, представляется толпа людей, серая масса, не терпящая никого непохожего, оригинального, талантливого.
Единственным произведением, в котором болото, не скрывая гибельности и обманчивости, получает более-менее положительную оценку – это «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Сама метафора, относящаяся к болоту – «кладовая солнца» уже удивляет, но автор объясняет свое мнение читателю:
Мы это так понимаем, что всё Блудово болото со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.
Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство.
Таким образом, можно говорить о том, что в русской традиции сформировано негативное отношение к болоту, что подкрепляется и переносным значением слова, носящим негативную окраску.
ОБРАЗ БОЛОТА В НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА МАНСИ
Каждый народ смотрит на окружающий мир по-своему. Этот особый национальный взгляд зависит от традиционного уклада жизни, традиционных ремесел, образа жизни, климатических и природных особенностей местности, где данная народность проживает.
Болота занимают 34% площади нашего округа. Народу, живущему на этой земле, нужно было знать и понимать болота: где стоит обойти, где можно пройти.
Болото в мансийской национальной картине мира занимает значимое место. Связано это с традиционными занятиями народа. Манси-охотники ходили на болота за дичью. Мансийские женщины и дети на болотах собирали клюкву и сладкую морошку.
В мансийском языке, как отмечал А.Н. Баландин в «Самоучителе мансийского языка», нет общего слова, обозначающего понятие «болото», но есть много слов, обозначающих конкретные виды болот, например:
келыг – «болото, сплошь покрытое водой»;
яукыл – «болотистое место с чахлым лесом»;
хомс – «торфянистое болото с мхом и ягелем»;
няр – «кочковатое болото с мелким кустарником»;
сами – «топь, тряское болото»;
хомал – «бугристое болото, поросшее мелким лесом»;
хори – «низина с мелким лесом невдалеке от речного берега».
Е.И.Ромбандеева отмечала, что понятием янгкылма (буквально «ледяное место») называют болото, где можно собирать клюкву, телыг – большое болото, где тоже может быть клюква, няр (буквально «голый») – болото, где можно собирать морошку.
Кстати, по поводу буквального перевода одного из теминов, обозначающих болото «ледяное место». В одной из сказок из сборника «Сказки земли Югорской», любовно собранного Галиной Слинкиной, рассказывается о сестре и брате. Собирает сестра ягоду морошку. «Себе в рот одну-две ягоды бросит, а братцу полный туесок. Да туесок на болотный ледничок. На мерзлоту под мох. Ягода, какой была сорвана, такой и сохранится.» Сказка эта хантыйская, но во многом быт ханты совпадает с особенностями быта манси, значит и мансийские хозяйки могли знать о таком способе сохранения ягод.
В мифологических представлениях манси болото – первооснова земли. В «Священном сказании о сотворении земли» первые люди – старик и старуха – живут на маленькой болотной кочке, вокруг которой вода без конца и без края. Священные птицы, гагара и лулы, в течение нескольких дней ныряют под воду и достают клочки земли, из которой и образуется земная твердь.
Во многих сказках манси и их соседей ханты болото предстает неким рубежом между миром людей и миром духов. Менквы, злые лесные духи, великаны-людоеды, ставят свои избушки на дальнем краю болота.
«За болотом в кедровом бору великанша Менгк-Ими жила. Богата ее охота!» («Победитель Менгк-Ими»)
«Человек с Ляпина и человек с Сосьвы пошли однажды в лес. Пошли и заблудились. На третий день вышли они на край болота. Видят – дом стоит. Из дома дочь менква вышла, по воду пошла». («Человек с Ляпина и человек с Сосьвы»)
Сами менквы дороги верной через болото не знают.
«Как кузнечик, с кочки на кочку, перебежал мальчик болото. Менгк-Ими бежать не может, жирное брюхо мешает. В болоте вязнет великанша» («Победитель Менгк-Ими»)
«Позвала мудрая хозяйка оленей и говорит им:
- Везите, олени, по самым топким болотинам. Не то догонит великан, всех нас съест.
Полетели они по трясинам, по зыбунам. Великан бросился в погоню, да не ему, обжоре, по гиблым местам бегать. Угадил людоед в топь. Только красная шапка от него осталась» («Дружные женщины»)
В некоторых случаях, как в сказке «Как Эква-Пыгрись на охоту ходил», болота являются родовыми угодьями главного героя, и менквы просят разрешения охотиться вместе с ним, во всем помогая и поддерживая.
Анна Митрофановна Конькова, мансийская сказительница, в рассказе «За рыбьим молочком» описывает столкновение взглядов девочки, не знающей еще всех обычаев, и мудрой бабушки Околь – матерей Матери, хранительницы традиций. Бабушка вела внучку к святой Янге ловить болотных карасей-вончарков, чтобы вылечить маленького ребенка. Девочка была уверена, что увидит наконец святую лесную деву Янгу.
«Мы подошли к болоту. Бабушка поклонилась три раза.
- Здравствуй, святая чистая Янга! Добрая поилица наших боров, наших лесов кормилица!
Я вся напряглась.
- Как?! Это и есть святая Янга?
- Да, это наша Янга, - спокойно ответила бабушка.
Я сердито возразила:
- Нет! – и схватила бабушку за руку. – Нет, нет, никакая это не Янга! Это – болото! Это твое плохое болото! Болотище! Я совсем не люблю его!
От такого моего поведения бабушка оторопела. Смотрела на меня, стараясь понять, каким ветром вдунуло в меня капризинку. Хотела спросить, что со мной, но я, пританцовывая, трясла ее руку и громко плакала. И только немного успокоившись, услышала:
- Да ты послушай, что я тебе скажу. Это совсем молодое болото – Янга. Посмотри, какое на нем тонкое моховое покрывало. Если кто-то ступит на это покрывало, оно сразу порвется и утопит того, кто посмел до него дотронуться! Там, под моховым покрывалом, сплошная вода. Вот почему на этом болоте никакие деревца не растут. Вот почему оно называется чистым. Когда солнце скатывается за лес, и мы его не видим, значит, оно отдыхает на мягком чистом мху. Вот почему мы называем его святым. Солнце – это наша святость. Солнце своим вечерним зоревым свечением окрашивает маленьких болотных карасей в золотистый цвет. Вот почему болотные карасики-вончарки приносят детям здоровье. Когда ты была маленькой, у тебя долго зубы не резались. Мы поили тебя рыбьим молочком, и зубы быстро прорезались. И Перка у Панитки будет с крепкими ногами. Из него вырастет ловкий охотник. Вот она какая, целительница наша, святая, чистая Янга!»
Только тот народ может так поэтизировать природу, который живет в гармонии с ней. Проявляет мудрость и терпение, передавая по наследству заповеди матерей и отцов. Именно об этом говорит этот рассказ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я выяснила, что болото в национальной картине манси занимает значимое место, что подтверждается фольклорными источниками и данными языка, в котором существует большое количество наименований для разных видов болот.
Народ манси с большим вниманием относятся к окружающей природе, так как от нее во многом зависит выживание этих отважных людей. Именно поэтому болота, как места охоты, собирания ягод, уважаемы. На мой взгляд, именно в этом, уважительном и почтительном отношении человека к месту своего обитания и заключается главное различие между представлениями о болоте манси и русских.
Сказка об осеннем ветре
5 зимних аудиосказок
Рождественские подарки от Метелицы
Два петушка
Усатый нянь