В повседневной и школьной жизни мы частенько слышим в речи учащихся нецензурные слова. От взрослых мы слышали, что применять в своей речи бранные слова – это очень неправильно и некрасиво. Тогда мы решили узнать, а почему употреблять ругательные слова – это вредно. Поэтому объектом нашего исследования стала речь учащихся нашего класса;
Предметом исследования – матерные слова.
Вложение | Размер |
---|---|
plohie_slova.zip | 2.05 МБ |
Слайд 1
«Плохие слова» Проект подготовили: ученики 4-в класса Чеботарский Влад Шмелев Роман Руководитель: Забалуева Людмила ГеннадьевнаСлайд 2
В повседневной и школьной жизни мы частенько слышим в речи учащихся нецензурные слова. От взрослых мы слышали, что применять в своей речи бранные слова – это очень неправильно и некрасиво. Тогда мы решили узнать, а почему употреблять ругательные слова – это вредно. Поэтому объектом нашего исследования стала речь учащихся нашего класса; Предметом исследования – матерные слова. Забалуева Л.Г. 2
Слайд 3
07.12.2017 3 Цель: изучить, как воздействуют ругательные слова на здоровье человека. Задачи: 1. Изучить литературу по данному вопросу. 2.Раскрыть отрицательное влияние сквернословия на духовное и физическое развитие человека. 3. Предоставить как можно больше информации о вредном влиянии сквернословия на развитие и здоровья сверстников. 4.Провести анкетирование учащихся нашего класса на тему «Сквернословие в моей жизни». 5. Выяснить отношение детей к сквернословию.
Слайд 4
Методы работы: • работа с литературой; • беседы; • наблюдение; • анкетирование; • сравнение. Забалуева Л.Г. 4
Слайд 5
Гипотеза: Начиная исследование мы предположили: Возможно, скверные слова появляются в речи школьников потому, что они - подражают старшим; - скрывают свою неуверенность; - проявляют взрослость и независимость; - выражают свое раздражение. Забалуева Л.Г. 5
Слайд 6
Перспектива исследования: Проверить, была ли информация услышанная детьми полезной для них? Изменят ли учащиеся отношение к своей речи? Поделятся ли этой информацией с другими людьми? Забалуева Л.Г. 6
Слайд 7
Забалуева Л.Г. 7 Начали мы свою исследовательскую работу с изучения понятия «сквернословия». Что это за слово? Каково его лексическое значение? Объяснение нашёл в толковом словаре В.И.Даля . "Скверно - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное". Вот куда вы попадаете, если ругаетесь матерными словами. Откуда же оно пришло к нам, это сквернословие? История этого явления уходит в далёкую языческую древность. Наши предки произносили эти слова, призывая на помощь демонов зла. Употребляя мат в обиходе, современные люди даже не подозревают, что совершают ритуал, призывая зло к себе и своим близким.
Слайд 8
Глубинное исследование одного наиболее распространенного и оскорбительного ругательства (не зря же в нашем языке сохранилась корневая близость слов «мат» и «мать», проявляющаяся в простонародном выражении «ругаться по матери», т.е. по «матерному») позволяет проследить его языческое происхождение. В исследовании Б.А. Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции матерной брани, ее связь с культом земли, опосредованная через Мать-Землю с Богородицей и родной матерью, чем и объясняется запретность этих выражений. На Руси говорили: «У человека четыре матери — кровная мать, что на свет породила, Родина-мать, что хлебом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица». Таково на Руси почитание образа женщины. А когда человек ругается матом, значит он «ругается по матери». Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято. 07.12.2017 8
Слайд 9
Но так ли безобидно сквернословие? В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. 07.12.2017 9
Слайд 10
07.12.2017 10
Слайд 11
07.12.2017 11
Слайд 12
Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. А жидкость, которую ругали и обзывали «дурой», превратилась в груду уродливых ледяных осколков. А человек на 70% состоит из воды. Слыша плохие слова, наш организм, как губка, впитывает их, а значит, приносит вред своему здоровью. 07.12.2017 12
Слайд 13
Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Екатеринбургский учёный Г. Чеурин 20 лет потратил на изучение силы бранных слов. Он утверждает, что матерные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое. Гипотезу Г. Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов» проверили несколько НИИ. Они установили, что зёрна пшеницы, политые водой, которую ругали «трехэтажной» бранью, проросли лишь на 49%. Вода, заряженная «вялым» матом, показала результат получше — 53%. Затем учёные полили зёрна водой, над которой читали молитвы. И она проросла на 96% 07.12.2017 13
Слайд 14
07.12.2017 14
Слайд 15
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. А добрым словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных. Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится все ниже. Другими словами, если женщина матерится, в ее организме происходит гормональный дисбаланс. Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается. Сквернословить — это то - же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. Те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир, т. е. мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Так человек попадает в очень жестокие и суровые человеческие отношения. Мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. 07.12.2017 15
Слайд 16
В ходе исследования этой темы мы прочитали очень интересное сообщение. В американских семьях существует очень хороший обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке ребенка заставляют вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай. Мы предлагаем всем, кто сегодня говорил бранные слова, прийти домой и вымыть рот с мылом. 07.12.2017 16
Слайд 17
Чтобы найти ответы на многие вопросы мы провёли анкетирование - исследование на тему сквернословия и бранных слов среди учащихся нашего класса. Всего было опрошено 9 мальчиков и 19девочек. 07.12.2017 17
Слайд 18
1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? Употребляют для: - а)выражений эмоций - 13 - б)из – за бедности словарного запаса – 3 -в)показать себя знающим и опытным человеком – 12 2. Как часто ты произносишь эти слова? а)Часто - 1 б)редко – 7 в)никогда – 21 3. В каких ситуациях это происходит? А)В случае неудачи или в случае огорчения – 10 Б)в случае радости – 1 В)для связки слов – 9 Г)в зависимости от ситуации- 9 4. Как ты думаешь, плохо это или нет? А)плохо –29 Б)хорошо- 0 07.12.2017 18
Слайд 19
5.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? А)ничего не чувствую – 23 Б)дискомфорт – 5 В)удовлетворение – 1 6 . Сможете ли Вы в разговорной речи обойтись без бранных слов? А)смогу – 8 Б)уже обхожусь –21 В)нет 7. Как вы относитесь к тому, что ругаются в вашем присутствии посторонние люди? А)стараюсь не слушать– 18 Б)чувствую себя плохо– 10 В)мне всё равно – 1 8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? А)Мужчины – 20 Б) женщины – 6 В)сверстники – 3 07.12.2017 19
Слайд 20
9. Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики? А)Да –29 Б)нет – 0 10. Как Вы думаете, является ли использование в речи ненормативной лексики недостатком воспитания? А)Да – 23 Б)нет – 0 в )это нечто другое (влияние общества, окружения; мода) – 6 11. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? А)Нет- 29 Б)да – 0 В)не знаю –0 07.12.2017 20
Слайд 21
Таким образом, мы понимаем, что школьники по-своему решают проблемы сквернословия. Они осознают, что это, плохое поведение и в нашей жизни осуждается. Мало только на словах говорить, что это вредно и плохо. Надо начинать с себя и своей речи. Долго думали, как же помочь ребятам избавиться от привычки сквернословить? С помощью взрослых мы составили «Памятку» и рассказали на классном часе о нашей работе. Забалуева Л.Г. 21
Слайд 22
Памятка 1.Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений. 2.Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж достойного и уважаемого человека. 3.Уметь культурно отдыхать, владеть приемами снятия психологического напряжения. 4.Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии. 5. Научиться просить прощения, прощать самому. 6.Тренироваться в вежливой и красивой речи. 7.Постоянно заниматься самосовершенствованием. 8.Читать хорошую литературу. 9.Быть разборчивым в выборе друзей. 10.Искренне любить людей и бояться их обидеть. Забалуева Л.Г. 22
Слайд 23
Вот что говорит библейская и народная мудрость о сквернословии и бранных словах • Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Библия). • Никакая нечистота да не именуется в вас (Библия). • Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Библия). • А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Библия). • Бойся Вышнего, не говори лишнего (пословица). • Долг языка — говорить добро (пословица). • К сквернословцу всякая порча липнет (пословица). Забалуева Л.Г. 23
Слайд 24
Вывод: Сегодня мы с помощью прочтения литературы узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Нам удалось раскрыть отрицательное влияние сквернословия на духовное и физическое состояние человека. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Считаем, чтобы быть здоровым – нужно изменить отношение к самому себе. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – продолжать нецензурно выражаться, тем самым продолжать себя уничтожать. И второй путь – чистый путь, путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Нам очень понравилось стихотворение Эдуарда Асадова, которое учит нас очень важному! Забалуева Л.Г. 24
Слайд 25
О скверном и святом Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире самое простое И самое возвышенное – Мать! Так почему ж большое слово это, Пусть не сегодня, а давным-давно, Но в первый раз ведь было кем-то, где-то В кощунственную брань обращено. Тот пращур был и тёмный, и дурной, И вряд ли даже ведал, что творил, Когда однажды взял и пригвоздил Родное слово к брани площадной. И ведь пошло же, не осело пылью, А поднялось, как тёмная река. Нашлись другие. Взяли подхватили И понесли сквозь годы и века… Пусть иногда кому-то очень хочется Хлестнуть врага словами, как бичом, И резкость на язык не только просится, А в гневе и частенько произносится , Но только мать тут всё-таки при чём ? Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова. И всё же трудно попросту понять, Что слово “мат” идёт от слова “мать”, Сквернейшее – от самого святого! Неужто вправду за свою любовь, За то, что родила нас и растила, Мать лучшего уже не заслужила, Чем этот шлейф из непристойных слов?! Ну как позволить, чтобы год за годом Так оскорблялось пламя их сердец?! И сквернословам всяческого рода Пора сказать сурово наконец: Бранитесь или ссорьтесь как хотите, Но не теряйте звания людей. Не трогайте, не смейте, не грязните Ни имени, ни чести матерей! Забалуева Л.Г. 25
Слайд 26
От всей души желаем вам быть прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки! Забалуева Л.Г. 26
Слайд 27
Список используемой литературы. 1. Эмото М. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. Изд-во/производитель: София 2007 год 2. Гаряев П.П. Выступление на Всероссийской научно-практической медицинской конференции . Москва , Российская Академия Наук. 31 мая 2007 года. 3. Стернин И. А. Проблема сквернословия/ И.А.Стернин . – Воронеж: «Истоки», 2008. – 10 с. http://festival.1september.ru/articles/628920/ - http://anone.ru/_nw/15/35401445.jpg 07.12.2017 27
Самый главный и трудный вопрос
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Хитрость Дидоны
Девочка-Снегурочка
Военная хитрость