В работе говорится о том , что современная молодежь очень мало времени уделяет своему здоровью, не ходят пешком, не делают зарядку, не занимаются спортом. Многие молодые люди не понимают, что здоровый образ жизни - это залог их здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_i_osanka_1_1.docx | 304.66 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа-интернат №5 с углубленным изучением отдельных предметов
Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель Самарской области
VII Областная научно-практическая конференция учащихся 9-11 классов школ Самарской области «Актуальные вопросы педагогики и психологии»
Секция « Педагогика и психология»
Малоподвижный образ жизни современной молодежи
Выполнила:
Ученица 9 класса «в»
ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»г.о.Кинель
Солодова Яна Олеговна
Научный руководитель:
Учитель физкультуры
Дерябина М.А.
Кинель 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………...3
Основная часть
Глава 1. Влияние сидячего образа жизни на здоровье…….………………………………………………….....5
Глава 2. Практическая часть………………………………………………………………….11
2.1Основные правила для формирования правильной осанки………………………………………………………………………………………….11
Глава 3. Исследовательская часть……………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы………………………………………………………….....20
Введение
Здоровье является самой главной ценностью человека, но, к сожалению человек вспоминает о нем только тогда, когда оно начинает от него уходить. По результатам медосмотров, проводимых среди студентов ВУЗов, наблюдается общая тенденция ухудшения состояния здоровья. Многие ВУЗы ведут работу по оздоровлению студентов в собственных профилакториях. За последние года практически не изменились заболевания, стоящие на первых местах среди студентов. По данным статистики, на первом месте проблемы с осанкой (30 %), на втором – вегето-сосудистая дистония (12,7 %), на третьем – переутомление (11,2 %). Наблюдается рост заболеваемости сколиозом, причиной которому является малоподвижный образ жизни
Если рассматривать численность заболевших студентов на разных курсах, то самая высокая заболеваемость на 1 и 2 курсах, так как в первые года обучения в ВУЗе, резко повышается учебная нагрузка, меняется привычный ритм жизни, качество питания, место проживания (проживание в общежитии) – все это вызывает сильный стресс и оказывает негативное влияние на здоровье студентов
Проблема здоровья молодежи является одной из актуальных проблем современной жизни. Сегодняшняя молодежь имеет худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, а также возросло количество детей с хроническими заболеваниями. Это говорит о заметной физической деградации современного поколения
По данным педиатров, лишь 14% детей сейчас рождается без патологий. Уже в первый класс каждый ребёнок приходит с хронической патологией, а среди выпускников школы не более 10% могут считаться относительно здоровыми. До 60-70% учащихся 1-2 курса имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку.
Цель работы: изучить проблемы, связанные со здоровьем молодого поколения, привлечь внимание моих сверстников и знакомых старшего возраста к сохранению своего здоровья и здоровому образу жизни.
Задачи работы:
Гипотеза:
Методы исследования
Основная часть
Глава 1.Влияние сидячего образа жизни на здоровье
Сегодня не так часто можно наблюдать активно двигающихся подростков и студентов, они как правило, все больше времени проводят в сидячем положении, так как школьники старшей школы готовятся к экзаменам, а студенты много времени уделяют учебе.
Сидячий образ жизни может привести к таким заболеваниям как:
Ожирение. Избыточный вес тела является одним из наиболее распространенных последствий малоподвижного образа жизни. Недостаток физической активности приводит к замедлению обмена веществ и кровообращения, тем самым уменьшается количество сжигаемых калорий, излишки которых откладываются в виде жира. Ожирение в свою очередь связано с повышенным риском развития различных болезней, в том числе сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, высокого уровня холестерина в крови, сахарного диабета, некоторых видов рака и артрита. Психологические расстройства, такие как депрессия и низкая самооценка, также могут проявиться, если человек обеспокоен своим избыточным весом.
Любая мышечная деятельность, напротив, направлена на поддержание веса в норме, поскольку за счет неё происходит сжигание калорий, причем, чем интенсивнее она будет, тем больше калорий сгорит.
Сердце. Одним из самых серьезных последствий малоподвижного образа жизни является высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, например, ишемической болезни сердца или хронической гипертонии. Это, как правило, происходит из-за отсутствия каких-либо спортивных занятий, в связи с чем сердце не получает необходимого кровоснабжения. Также при таких условиях становятся неактивными жиросжигающие ферменты, ответственные за разрушение триглицеридов в крови. В результате этого на стенках кровеносных сосудов образуется налет, который затрудняет кровообращение и может послужить причиной атеросклероза, а в серьезных случаях и сердечного приступа.
Мышцы и кости. При недостатке физической нагрузки мышцы тела становятся слабыми, что приводит к снижению способности выполнять повседневные задачи. Вдобавок сидячий образ жизни вреден для осанки и со временем может привести к проблемам со спиной, поскольку мышцы, поддерживающие позвоночник, тоже ослабевают.
Остеопороз является еще одним возможным последствием малоподвижного образа жизни. Дело в том, что во время сидячего положения кости не испытывают никаких трудностей по поддержанию тела. Со временем это приводит к потере прочности костей и они становятся более ломкими. Также увеличивается вероятность развития артрита.
Регулярные занятия спортом помогут поддержать здоровье костей и суставов, увеличат мышечную силу и выносливость, зарядят энергией для достижения жизненных целей.
Рак. Некоторые виды рака, такие как рак толстой кишки и молочной железы, также являются распространенными среди лиц, ведущих малоподвижный образ жизни.
Процесс старения. Теломеры, находящиеся на концах хромосом и защищающие их от любых повреждений, по мере старения организма становятся короче. Было доказано, что при малоподвижном образе жизни теломеры укорачиваются быстрее, чем при активном, вследствие этого ускоряется процесс старения и раньше проявляются возрастные признаки.
Так же провела социологический опрос среди учеников старшей школы и студентов 1 курса. Было опрошено всего 100 учащихся. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1 Много ли времени вы проводите в сидячем положении?
А. да
Б. Нет
В. Только на учебе
2. часто ли вы занимаетесь спортом?
А. каждый день
Б. Только на занятиях физкультуры
В. 1-3 раза в неделю
3. как часто вы употребляете фаст-фуд ?
А. каждый день
Б. 1-2 раза в неделю
В. очень редко
1.1. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни
Стиль жизни - поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология личности.
Здоровье студентов будет в первую очередь зависит от стиля жизни. А стиль жизни современных студентов очень не подвижный. Для того, что бы поддерживать здоровый образ жизни нужно соблюдать элементарные вещи:
Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в младших классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, а вот в студенческом возрасте число курящих начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании.
Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению часто встречающая- ся. Социологические опросы показывают, что это чаще всего происходит с ведома и согласия родителей: в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить. И поэтому уже в старшем возрасте такие «дети» начинают чаще пить, чем те которым родители запрещают и говорят последствия распития спиртных напитков. Следует подчеркнуть, что табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению и алкоголю.
Следующий фактор здорового образа жизни — двигательный режим жизнь современного студента, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии. Гиподинами́я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Особенно страдают от гиподинамии школьники старшей школы и студенты. Больше времени своего бодрствования старшеклассники и студенты вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков. Уроки физкультуры не компенсируют недостаток двигательной активности.
1.2.Виды нарушения осанки
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушение осанки во фронтальной, сагиттальной плоскости о обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок, фасций и мышц.
Сутулость – нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Шейный лордоз, как правило, укорочен и углублен вследствие того, что грудной кифоз распространяется до уровня 4-5 шейных позвонков. Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками 1 и 2 степени, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки.
У сутулых детей укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы, разгибатели шеи на уровне шейного лордоза. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных, напротив, увеличена. Живот выступает.
Круглая спина – (тотальный кифоз)- нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Шейный отдел позвоночника частично, а у дошкольников бывает и полностью кифозирован. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 2 степени.
У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. Длина разгибателя туловища, нижних, и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных ,напротив увеличена. Живот выступает.
Кругло-вогнутая спина-нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленных суставах. Передняя брюшная стенка перерастянута, живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругло- вогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками 1-2 степени.
У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатели туловища в поясничном отделе и подвздошно- поясничная мышца. Длина разгибателя туловища в грудном отделе, нижних, а иногда и средних фиксаторов лопаток, мышц брюшного пресса, ягодичных увеличена.
Плоская спина- нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех физиологических изгибов позвоночника, в первую очередь- поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Вследствие уменьшения грудного кифоза грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая её сотрясение и микротравматизацию.
У детей с плоской спиной ослаблены как мышцы спины, так и мышцы груди, живота.
Плосковогнутая спина-нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощен. Угол наклона таз увеличен. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или перезазогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками 1 степени. У детей таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно- поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса и ягодиц.
Сколиоз- нарушение осанки во фронтальной плоскости заключается в появлении изгиба позвоночника во фронтальной плоскости и называется сколиотическая или асимметричная осанка. Она характеризуется асимметрией между правой и левой половинами туловища, проявляющейся в разной высоте надплечий, различном положении лопаток как по высоте, так и по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. Глубина и высота треугольников талии у таких детей тоже различна. Мышцы на одной половине туловища чуть более рельефны, чем на другой. Линия остистых островков формирует дугу, обращенную вершиной вправо или влево. При потягивании теменем вверх, подъеме, наклоне вперед и выполнении прочих приемов самокоррекции линия остистых отростков во фронтальной плоскости выпрямляется.
Обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед( затылок не касается стены), вся спина касается стены( плоская спина), ягодицы не касаются стены- имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку более тщательно. Врач поможет подобрать и индивидуальный комплекс упражнений, который требуется при разных видах нарушения осанки
Общие признаки правильной осанки
Первые признаки нарушения осанки:
Глава 2. Практическая часть
2.1.Основные правила для формирования правильной осанки.
Позвоночник играет важную роль в организме. Он выступает ключом к здоровой жизни. Если происходят его повреждения, то это приводит к нарушениям. Необходимо с раннего возраста следить за состоянием спины. Необходимо для полноценной жизни наличие правильной осанки. Для этого существует множество упражнений. Курс таких упражнений поможет подобрать врач. Осанка зависит от того, как мы ходим. Спина должна быть прямой во время ходьбы. Для этого можно прислониться к стене и так находиться несколько минут. Потом во время ходьбы сохранять это положение. Укрепить мышцы шеи можно с помощью книги на голове. Следующий шаг к правильной осанке это пресс. Для этого необходимо проводить регулярные занятия по его укреплению. Важным фактором в формировании осанки служит правильное положение, когда мы сидим. Сидеть детям приходится очень много в день. Нужно создать комфортное рабочее место для них.
Правила:
КАК ИСПРАВИТЬ ОСАНКУ –
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ
1. Тяга с гантелями:
Стоя, ноги на ширине плеч, колени немного согнуты, спина прямая. Плечи с гантелями опустить, мышцы бедер, ягодиц, спины напрячь. Мышцы продолжать напрягать, отвести таз назад, наклониться грудью параллельно полу. Когда мышцы задней поверхности бедра будут максимально напряжены, вернуться в исходное положение. 2 подхода по 15 повторений.
2. Тяга гантелей в наклоне:
Стоя, ноги на ширине плеч, колени немного согнуты, спина прямая, плечи опущены, грудная клетка наклонена вперед. Мышцы живота и спины напрячь. Удерживать гантели на уровне коленей в выпрямленных руках. На выдохе попытаться соединить лопатки, согнув руки в локтях, гантели потянуть к пояснице, работая только мышцами спины. Опустить гантели и повторить тягу 12 раз. Вернуться в исходное положение и сделать еще 2 подхода.
3. Обратное вытягивание позвоночника.
Лежа на животе, руки согнуть в локтях, ладони под голову. Разгибать позвоночник в пояснице, поднимая ноги вверх и вытягивая их по всей длине. 2 подхода по 15 повторений.
4. Сведение лопаток:
Лежа на животе, руки в локтях на полу под прямым углом. Руки поднимать вверх, сильно сводя при этом лопатки. Туловище и голову во время упражнения не отрывать от пола. 2 подхода по 15 повторений.
Глава 3. Исследовательская часть
Социологический опрос.
Всего опрошено 100 учащийся.
Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов:
1.Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями?
А)Каждый день
Б)Только на уроках физ.культуры
В)Редко
2Есть ли у Вас какие-либо нарушение осанки?
А) Да
Б) Нет
В)Были раньше
3.Считаете ли Вы, что проблема нарушений осанки у детей, является актуальной?
А) Да
Б)Нет
Результаты социологического опроса.
На 1 вопрос респонденты ответили таким образом:
Каждый день– 27 человек- 33%
Только на уроках физ.культуры – 59 человек – 73%
Редко– 14 человек -17,5%
Ответы представлены на диаграмме:
На 2 вопрос учащиеся ответили таким образом:
Да- 23человека- 28%
Нет- 2 человека- 2%
Были раньше- 5 человек- 6%
Ответы представлены на диаграмме:
На 3 вопрос учащиеся ответили таким образом:
Да – 54 человека – 67%
Нет – 27 человек – 23%
Ответы представлены на диаграмме:
Вывод
Большинство опрошенных много времени уделяют физическим упражнениям(73%),но некоторые все же редко занимаются спортом.
Многие респонденты (28%) столкнулись с нарушениями осанки на ранней стадии, болями в позвоночнике, быстрой утомляемостью спины.
Большинство учащихся (67%) считают тему данного исследования актуальной.
По результатам опроса я выяснила, что большинство учащихся уделяют достаточно времени физическим нагрузкам для тренировки и укрепления мышц, но все же остаются дети, которые уделяют меньше времени спорту, тем самым увеличивая шансы получить какие-либо нарушения осанки. Данный факт подтверждает актуальность выбранной мною темы.
Заключение
Малоподвижный образ жизни ведет к ряду заболеваний, в том числе и нарушение осанки:
Осанка- это непринужденное положение тела, которое определяется физиологическими изгибами позвоночника и мышечно-связочным аппаратом.
Нарушение осанки- это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.
В первую очередь при нарушении осанки страдает внешний вид и походка. Ссутулившийся человек с повисшей головой, опущенными плечами и неуклюжей походкой воспринимается окружающими как человек некрасивый и неуверенный в себе. Отсюда вывод: правильная осанка нужна чтобы выглядеть красиво и привлекательно, а главное быть здоровым. Хорошая осанка заставляет непроизвольно втянуть живот, подчеркнуть грудь, походку делает более плавной и грациозной и визуальной делает фигуру подтянутой. Кроме того, именно осанка в значительной степени показывает окружающим отношение человека к себе, его внутреннюю самооценку.
Чтобы выглядеть хорошо и красиво, надо поддерживать правильную осанку. А для этого нужно выполнять определенные упражнения, ведь люди с прямой спиной излучают надежду и успешность.
Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.
Люди с правильной осанкой выглядят моложе и здоровее, живут намного качественнее и дольше. Они более энергичны и привлекательны и работоспособности.
Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка– это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Список использованной литературы
Коровкин М.А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М.А.Коровкин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192 с.
Коршунов А.В. правильная осанка– залог здоровья позвоночника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spinet.ru
Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д.Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с.
Мацкеплишвили Т.Я. нарушение осанки и искривление позвоночника у детей / Т.Я.Мацкеплишвили. - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 1999. - 64 с.
Юрий Визбор. Милая моя
Если хочется пить...
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Сочные помидорки
Заяц, косач, медведь и весна