Целью данной работы является проанализировать динамику упражнений по йоге на развитие физических и координационных свойств занимающихся.
Для начала для этого были подобранны специальные упражнения на разминку и подготовку организма к новым упражнениям. Далее был сформирован комплекс упражнений по йоге с учетом физической активности и возраста занимающихся.
Данная программа также может быть использована в общеобразовательных целях для обучения групп по физической культуре, которым противопоказанных грубые физические упражнения и большие нагрузки.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(университет «Дубна»)
Колледж
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
по дисциплине «Физическая культура»
на тему «Самостоятельные занятия йогой
в домашних условиях»
Разработчики: студент группы КС-2 Булкин Дмитрий Владимирович,
преподаватель физической культурой
Спирина Марина Юрьевна
Дубна 2014г.
Содержание
Введение | 3 |
Упражнения йоги для выполнения в домашних условиях | 4 |
Программа самостоятельных занятий с применением йоги | 5 |
Итоги после проведенных упражнений, графические показатели | 6 |
Заключение | 8 |
Введение
Целью данной работы является проанализировать динамику упражнений по йоге на развитие физических и координационных свойств занимающихся.
Для начала для этого были подобранны специальные упражнения на разминку и подготовку организма к новым упражнениям. Далее был сформирован комплекс упражнений по йоге с учетом физической активности и возраста занимающихся.
Данная программа также может быть использована в общеобразовательных целях для обучения групп по физической культуре, которым противопоказанных грубые физические упражнения и большие нагрузки.
Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «связывать», «соединять», «скреплять», «сцеплять». Оно также означает союз или общность. Это единство ума ,души и тела . Именно этот аспект единения физического и духовного развития нужно использовать на уроках в школе.
Когда говорят о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями.
Основу методики составляют три типа упражнений:
Йога представляет из себя систему физических и дыхательных.
Упражнения с элементами йоги можно отнести к упражнениям с оздоровительной направленностью.
Оздоровительная система-йога используется для самостоятельных занятий а также для проведения уроков оздоровительной направленности. потому, что йога оказывает всестороннее воздействие на организм, доступна, безопасна, повышает эмоциональное состояние занимающихся.
При занятиях йогой основным условием, обеспечивающим здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные особенности организма, расширяющими функциональные резервы.
Для контроля за физическими показателями до и после упражнений были сформированные специальные тесты для контроля физического состояния:
Тест №1 (на гибкость): И.п. – сед ноги врозь на ширине плеч, руки вперед, 2-3 пружинящих наклона вперед, на 3,4, фиксированный наклон (удерживать 3 сек.), ноги в коленях не сгибать, стопы на себя. Результат записывается в см. ( где «0» - исходное положение пяток).
Тест №2 (на координацию): Ходьба по прямой нарисованной линии ( или половнице) или по прямому предмету (лавки, перевернутой скамейке и т.д.), держа руки в сторону с закрытыми глазами. Результат измеряется в количестве правильно пройденных шагов.
Тест №3 (на дыхание): Задержка дыхания после глубокого вдоха. Результат записывается в секундах и минутах.
Упражнения йоги для выполнения в домашних условиях
Перед выполнением основного комплекса упражнений, был подобран комплекс упражнений для разминки. целью разминки является подготовить организм
Список упражнений:
1. Упражнение – «Молитвенная поза»
Встаньте прямо, ноги вместе, руки опустите вниз вдоль корпуса, сделайте глубокий вдох-выдох, затем соедините ладони в положение «Намаскара-мудра» (ладонь прижата к ладони на уровне груди, локти опущены вниз), закрыть глаза и, расслабив тело.
2. Упражнение – «Солнечная поза», с поднятыми руками
Сделайте вдох и поднимите ровные руки вверх на ширину плеч, ладони обращены вперед, прогнитесь назад в области поясницы, отводя руки и голову назад.
3. Упражнение – «Наклон вперед»
На выдохе наклонитесь вперед и коснитесь ладонями перед стопами либо по сторонам.
4. Упражнение – «Поза наездника»
На выдохе сделайте шаг назад правой ногой и опуститесь в выпад, левое колено согнуто впереди, удерживая ладони на полу, локти прямые, сделайте глубокий вдох, закидывая голову назад, а корпусом подайтесь вперед-вниз.
5. Упражнение – «Поза посоха»
Из позы наездника, на выдохе поставить левую ногу рядом с правой на расстоянии 20-30 см, выпрямите корпус и ноги.
6. Упражнение – «Поклонение с восемью точками»
На выдохе опустить тело, слегка согнутыми коленями коснуться пола. Коснуться пола подбородком и грудью. Живот, таз и бедра удерживать на весу.
7. Упражнение – «Поза кобры»
Опустить бедра на пол, выпрямляя руки (ладони стоят на полу на уровне груди), на вдохе спину прогнуть в пояснице назад, голову также завести назад.
8. Упражнение – «Поза собаки головой вниз»
На выдохе переместить корпус назад - вверх и потянуться копчиком вверх, прогнуться в спине.
Далее нужно постепенно вернуться к первому упражнению:
9. Упражнение – «Поза наездника» (см. упр. 4)
На выдохе выпад делается на правую ногу, левая - делает шаг назад.
10. Упражнение – «Наклон вперед»
Выполняется в обратном порядке. Левая нога на выдохе приставляется к правой, ладони остаются на полу, колени выпрямляются и лоб подтягивается к коленям.
11. Упражнение - «Солнечная поза», с поднятыми руками (см. упр. 2)
Корпус выпрямляется, и руки поднимаются вверх на вдохе.
12. Упражнение –«Молитвенная поза» (см. упр. 1)
Комплекс активных упражнений
Для самостоятельных занятий физическими упражнениями в домашних условиях были подобранны упражнения из йоги, на развитие гибкости, координации и улучшение реакции, применение медитации. Также были введены упражнения на укрепление осанки и основных мышц ног и поясницы.
№ | Упражнение | Акцент | Шаги выполнения |
1 | Асан Хатха-Йоги 1 упр. | Гибкость | И.П. - перевернуться и лечь на спину, вдохнуть и на выдохе сесть, прямые ноги максимально развести в стороны: 1) на выдохе наклониться вперед и захватить руками ступни ног; 2) вдохнуть, и на выдохе постараться увеличить наклон туловища вперед, выпрямив спину и ие сгибая ноги в коленных суставах; 3) удерживать позу до 5 минут, дыхание при этом спокойное и произвольное; 4) выпрямить туловище, свести ноги вместе, лечь на спину и расслабиться. |
2 | Асан Хатха-Йоги 2 упр. | Гибкость | И.П. - встать на колени, развести ступни в стороны, сесть на пол между пяток, опираясь на внутреннюю поверхность голеней и ступней: 1) положив руки сверху на колени, зафиксировать позу до 2-3 минут; 2) выпрямить ноги вперед, лечь на спину и расслабиться. |
3 | Асан Хатха-Йоги 3 упр. | Гибкость | И.П. - сесть, ноги вперед: 1) подтянуть ступни к промежности, сгибая ноги в коленных суставах; 2) соединить подошвы ступней между собой и опустить колени, насколько это возможно; 3) соединив пальцы рук в замок, захватить руками пальцы ног и подтянуть пятки еще ближе к промежности; 4) надавливая локтями и предплечьями на голени, прижимать колени к полу; 5) вдохнуть, на выдохе нагнуться и затем опустить голову, стараясь коснуться лбом пола перед носками ног; 6) зафиксировать позу 1-2 минуты, дыхание спокойное, равномерное; 7) на выдохе - выпрямиться, ноги вперед, лечь на спину и расслабиться. |
4 | Асан Хатха-Йоги 4 упр. | Гибкость | И.П. - принять упор на коленях, кисти впереди плеч: 1) подавая таз назад, опустить плечи и согнуть руки; 2) подать плечи вперед-вверх, прогнуться (движением кошки, пролезающей под забор); 3) подать таз назад до И.П. 4) повторить упражнение 10-15 раз, обращая внимание на непрерывное движение плеч по кругу; 5) подав таз назад, сесть на пятки, плечи опустить, опереться о пол лбом, предплечьями и ладонями; 6) зафиксировать позу 1-2 минуты; 7) выпрямить туловище до вертикали, развести пятки в стороны и сесть на носки стоп, спину держать прямо, руки положить на колени; 8) сосредоточиться, можно выполнить дыхательные упражнения. |
5 | Упражнение "Пространство" | Координация | И. П.- ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вниз. Вдох: поднимаем правую ногу, бедро и стопа параллельны полу, одновременно руки сгибаются в локтях и кисти рук поднимаются на уровень груди. Выдох: нога вытягивается вперед, руки разводятся в стороны. Вдох: переход к прежней позиции. Выдох: возвращение в исходное положение. Затем упражнение повторяется с противоположной стороны. |
6 | Упражнение "Дуновение ветра" | Координация | И. П.- то же. Выдох: руки производят круговое вращательное движение вправо - вверх - влево - вниз, а затем вместе с правой ногой отводятся вправо, при этом нога полностью выпрямляется в коленном суставе. Вдох: переход к прежней позиции. Выдох: возвращение в исходное положение. Затем упражнение выполняется с противоположной стороны. |
7 | Упражнение "Журавль" | Координация | Л. П.- стоя на правой ноге, левая нога согнута в коленном суставе так, что бедро и стопа параллельны полу, руки разведены в стороны. Вдох: дыхание нижнее. На выдохе производим медленный наклон вперед, стараясь наклониться как можно ниже, левая нога отводится назад, но не разгибается в коленном суставе. Движение вниз заканчивается одновременно с выдохом. На вдохе - выпрямляемся и выходим в исходное положение. Проделать упражнение десять-двенадцать раз, стоя на правой ноге. Повторить движение, стоя на левой ноге. |
6 | Упражнение "Кораблик" | Координация | И. П.- стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела, шея и спина выпрямлены, взгляд направлен вперед. Вдох - дыхание нижнее, руки сгибаются в локтях, кисти подтягиваются к подмышечным впадинам, левая нога сгибается в коленном суставе, правая нога выносится вперед, параллельно полу. В конце вдоха положение приседа на одной ноге. Выдох - свободный через рот, выпрямляя левую ногу, подымаемся, правая нога по мере выдоха опускается, и ноги вновь встают на ширине плеч, руки во время выдоха выносятся вперед. Упражнение повторяется поочередно: то на левой, то на правой ноге по 10-20 раз. Стараться садиться как можно ниже, удерживая равновесие. |
9 | Техника дыхания йоги пранаяма. Упражнение 1. | Дыхание | Исходное положение — стоя, с широко расставленными ногами. Выполните полное дыхание. Дышите как можно свободнее. Начните вдыхать с одновременным поднятием рук в стороны и вверх (ладони обращены вниз). Затем задержите дыхание и выполните несколько круговых движений руками — вращайте руки сначала вперед, а потом назад. Выполняется три круговых движения вперед и три назад — затем руки свободно опускаются вниз. |
10 | Техника дыхания йоги пранаяма. Упражнение 2. | Дыхание | Лягте на пол на живот. Ладонями обопритесь о поверхность пола (такое положение напоминает позу «кобры»). Выполните полное дыхание йогов, а затем задержите дыхание на несколько секунд. Теперь приподнимите тело, продолжая опираться о пол руками и пальцами ног. Свободно вернитесь в исходное положение. Упражнение выполняется от трех до пяти раз. Замечательно повышает тонус мышц спины и живота. |
11 | Техника дыхания йоги пранаяма. Упражнение 3. | Дыхание | Встаньте лицом к стене и обопритесь о нее ладонями вытянутых вперед рук (на уровне плеч). Выполняйте полное дыхание йогов, делая паузы по две-три секунды и при этом сгибая руки в локтях, пока не коснетесь стены лбом. Затем резким движением верните тело в исходное положение. Выдох — через рот. Выполняется три-пять раз подряд. |
12 | Техника дыхания йоги пранаяма. Упражнение 4. | Дыхание | Примите наиболее удобную для вас позу, сидя на полу (можно упражняться и стоя, расставив ноги в стороны). Глубоко вдыхайте, набирая воздух в легкие короткими прерывистыми глотками. Заполняйте таким способом легкие воздухом до предела. Задержите дыхание на пять-десять секунд и выдохните через нос — не торопясь, свободно. |
План проведения занятий с применение дополнительной подготовки
После исследования свойств каждого упражнения в области йоги, была сформирована специальная программа для укрепления физических качеств. Для корректировки программы, показатели не смешиваются а разделяются из-за разности в физическом развитии и других физических показателей.
Самостоятельная подготовка подразумевает под собой повторение пройденного материала в произвольном порядке, а также в свободное время от физической деятельности. Количество подходов формируется с учетом сложности упражнений и времени на его выполнение.
В домашних условиях выполнение упражнений может происходить в произвольном порядке или по "нарастающей сложности". Для некоторых упражнений предусмотрены оба варианта.
Итоги после проведенных упражнений
Для контроля эффективности от проведенных упражнений, были проведенных тесты физический эффективности и выносливости. Все данных и физические показатели были записаны в специальную таблицу. После записи, данные были проанализированы и составлены сводные статистические таблицы и диаграммы.
Комплекс тестирующих упражнений:
Тест №1 (на гибкость): И.п. – сед ноги врозь на ширине плеч, руки вперед, 2-3 пружинящих наклона вперед, на 3,4, фиксированный наклон (удерживать 3 сек.), ноги в коленях не сгибать, стопы на себя. Результат записывается в см. ( где «0» - исходное положение пяток).
Тест №2 (на координацию): Ходьба по прямой нарисованной линии ( или половнице) или по прямому предмету (лавки, перевернутой скамейке и т.д.), держа руки в сторону с закрытыми глазами. Результат измеряется в количестве правильно пройденных шагов.
Тест №3 (на дыхание): Задержка дыхания после глубокого вдоха. Результат записывается в секундах и минутах.
Сравнительная таблица по результатам тестов (до проведения упражнений)
№ | Имя | Возраст | Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | |
1 | Булкин Д. | Сын | 19 | 1 | 30 | 32 сек. |
2 | Булкина И. | Мать | 48 | 0 | 17 | 18 сек. |
3 | Орлов И. | Дедушка | 79 | -3 | 5 | - |
Сравнительная таблица по результатам тестов (после проведения упражнений)
№ | Имя | Возраст | Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | |
1 | Булкин Д. | Сын | 19 | 3 (+2) | 60 (+ 30) | 60 сек. (+28 сек.) |
2 | Булкина И. | Мать | 48 | 1 (+1) | 25 (+8) | 30 сек. (+12 сек.) |
3 | Орлов И. | Дедушка | 79 | 11 (+6) | 10 сек. (+10 сек.) |
Результат: положительная динамика от упражнений.
Заключение
В заключении можно сказать что в данной работе были продемонстрированы возможности добавления в учебный процесс программ дополнительной подготовки по йоготерапии. Акцентирование положительных сторон данной методики базируется на улучшении физического развития занимающихся дома, развития в положительную сторону их координации.
Также можно сделать выводы, что программа по дополнительной подготовке занимающихся в домашних условиях помогает развивать медитативные способности учащихся.
Также данную программу можно использовать для обучения групп по физической культуре, для которых существуют ограничения на большие нагрузки или по медицинским показателям. Данные упражнения можно заменить на более легкие.
Список литературы
Список литературы
1. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
2.
ЗАЯВКА
на участие во Всероссийском конкурсе творческих и исследовательских работ
учащихся « ПРЕ-образование».
Название учреждения | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна». Колледж университета «Дубна». |
ФИО руководителя учреждения | Заварин Николай Викторович |
ФИ все авторов работы, возраст, класс (группа, название детского объединения) | Булкин Дмитрий, 19 лет, группа КС-2 |
ФИО педагога, подготовившего конкурсанта, должность | Спирина Марина Юрьевна – преподаватель физической культуры. |
Направление конкурса | Организация здорового образа жизни |
Направление работ, жанр | Самостоятельные занятия йогой в домашних условиях, творческая работа |
Контактный телефон, адрес электронной почты | 8(967)158-86-11, dmitribulkin@yandex.ru – Дмитрий Булкин; 8(962)980-72-31, M.Spirina45@yandex.ru – Спирина Марина Юрьевна. |
Согласие законных представителей учащихся на размещение работы на сайте ВИРО (да, нет) | Да |
Басня "Две подруги"
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Астрономы получили первое изображение черной дыры
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью