Этно-экологическая учебно-исследовательская работа «Пергамент»
Вложение | Размер |
---|---|
toponimicheskie_predaniya_kak_otrazheniya_istoricheskogo_proshlogo.doc | 71.5 КБ |
Филиал МБОУ «Основная школа п.Большевик»-
«Ст.-Ахматовская основная школа»
Этно-экологическая учебно-исследовательская работа «Пергамент»
Топонимические предания как отражение исторического прошлого
Нижегородского края.
Работу выполнила
Шемарова Екатерина
ученица 9 класса
Руководитель:
Долгашова
Наталья Николаевна
учитель русского языка
и литературы
Большое Болдино 2013г.
Содержание.
-топонимика-----------------------------------------------------------2стр
-топонимические предания----------------------------------------3стр
4. Литература _____________________________________________9стр.
Введение
Нижегородская земля таит в себе много интересного и необычного, имеет богатое историческое прошлое, крепкими и прочными узами связанное с настоящим. Из глубины седых веков, изустно передаваясь от поколения к поколению, доходят до нас народные рассказы о былом. Среди них большое место занимают предания, в которых вместе со своеобразным отражением мышления наших предков и фактов истории Руси освещаются различные стороны жизни и быта нижегородцев.
Данная работа посвящена одной из самых интересных , по моему мнению, разделов
лексикологии – топонимике, занимающейся изучением географических названий.
Невозможно представить современный мир без географических имен.
Географические имена таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и
хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают
вопросы: почему слово-название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит?
Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сел, рек, оврагов,
рощ, болот – все это вместе взятое складывается в образ малой родины, это
соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой нашего края,
уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного края нужно каждому,
так как без прошлого нет будущего.
-1-
Не случайно выяснением происхождения и развития географических названий, их формой, смысловым сопровождением грамматическим оформлением, обозначается именно греческим словом «топонимика», в основе которого лежит топос- «место, местность», и онима – «имя».
Топонимика как наука о топонимах. Деление топонимов по какому-либо признаку: территориальному (топонимия России), языковому (русская топонимия), хронологическому (топонимия XIX в.).
Этимология топонимов.
Важность изучения топонимии для познания истории народа и истории языка.
2.Виды топонимов. Гидронимы.
Основные принципы и способы номинации водных географических объектов. Собственные названия гидрографии: рек, ручьев, озер, болот, прудов. Запись легенд, связанных с названиями гидронимов.
Собственные названия населенных пунктов . Объяснение смыслового значения названий, их происхождения. Названия по природным и хозяйственным признакам объекта, по их принадлежности владельцу; названия – посвящения.
Собственные названия объектов рельефа местности: гор, холмов, оврагов и т.д. Запись легенд, связанных с названиями оронимов.
Собственные названия небольшого объекта, известность которого ограничена узким кругом местных жителей. Названия рощ, полян в лесу, родников, покоса и т.д.
-2-
Что такое топонимические предания?
Топонимические предания- древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они
представляют собой рассказы о географических объектах (местностях,
реках,озерах,горах…) и населенных пунктах. Основная особенность топонимических
преданий состоит в том , что они объясняют характер, происхождение или названия
географических объектов и населенных пунктов.
Топонимические предания- жанр, который выделяется из череды других по следующим признакам:
1.Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших когда-то людей, о происхождении названий городов, сел, озер,рек.
2.Предания поясняют то или иное историческое событие или комментируют тот или иной факт .
Среди топонимических преданий выделяются особые подгруппы:
а)предания о реках в виде живых существ
б)о курганах
в)о происхождении географических объектов и населенных пунктов
г)об основании древних поволжских поселений (Нижнего Новгорода, Казани)
-3-
До нас предания нашего края дошли благодаря огромной работе энтузиастов и
любителей фольклора, которые еще в 19 веке занимались поисками и записями
произведений устного народного творчества. Особое место среди них занимают
П.И.Мельников., Н.А.Добролюбов.
На страницах газеты «Нижегородские ведомости» особое место уделялось
топонимическим преданиям, записанным Иваном Мамыкиным в Лукояновском уезде:
-«О речке Почайне», « Об основании Дудина монастыря». «Коль на Русь враг ополчается,
- говорилось в первом, - коли с боем идет к городу- почернеет река малая, ходят волны по
ней грозные, плещут в стены они в городе, посвящая о невзгодушке. С той приметы и
врага чаяли, а стого и речку малую стали звать Почайна». Во втором рассказывается о
том, как пастух, играя на дуде, «видел» чудесное явление иконы Николая Чудотворца. На
этом месте и построен Дудин Монастырь.
В 1980 году выходит 2е издание книги «Предания и песни Болдинской старины»,
половину которой занимают интересные рассказы Ивана Васильевича Киреева»( Почему
улица называется Пушкинской, Виляново поле,…), раскрывающего много удивительных
секретов истории села Болдино и его обитателей. Его рассказы по характеру своему
предания старины глубокой. В них и правда, и вымысел тесно переплелись. Передавая
предания, услышанные от стариков, он ссылается на известных ему людей, упоминает их
имена, фамилии.
-4-
Топонимические предания могут давать точное, проверенное практикой, объяснение того
или иного названия, как правило, в этом случае они отражают исторические события,
оставившие после себя вещественные, материальные памятники: Пугачевский вал,
Петровская церковь в Кижах, о Петре I, Ермакова пещера, Атаманова гора.
Все эти предания с большей или меньшей точностью отражают действительные события и
факты, подтверждаемые историками. Но чем точнее передается в устах народа
историческое событие, тем отчетливее проступает в предании неэстетическая функция,
тем меньше в нем воображаемого, поэтического. Такие топонимические предания по
форме являются слухами. Вот как они звучат ( Да, Пугачев проходил через город
Красноуфимск. Где ныне Атаманская гора, там есть еще Пугачев лог, - это между горами.
В нем крепость была, вроде деревянная, загороженная какими-то кольями).
Нередко действующими персонажами Т. п. являются исторические лица
государственного и местного масштаба. (Иван Грозный-«Ломовка», « Место лихое»). Ряд
исследователей полагает, что Т. п. фантастичны и представляют интерес только для
фольклористики. Однако Т. п. могут содержать достоверные сведения об историческом
прошлом региона. Чаще всего это рассказы о обитавших прежде народах, о
первопоселенцах, чьи имена отразились в названиях населенных пунктов. («Про деревню
Ивановку», «Ветлуга».)
Более подробно в своей работе я рассмотрю этимологию и топонимику некоторых
селений родной болдинской земли.
Старое Ахматово
В давние времена Старое Ахматово писалось Богородским, по названию храма в честь
Божией Матери Владимирской, но в конце 19 столетия это название забылось. Первые
владельцы Старого Ахматова Ахматовы-представители старинного дворянского рода,
ведущего свое начало из Золотой Орды. Один из предков –Кирилл Васильевич Ахматов
-5-
принимал участие в походах Ивана Грозного, другой Андрей Михайлович Ахматов –
участвовал в Полоцком походе1551 года. Предание, сохранявшееся в роде Ахматовых,
гласило:-… один из предков их – татарин Мурза – по обращении в христианство получил
в дар от одного из русских царей ту местность, на которой в настоящее время
расположено указанное селение.
Пересекино
Есть в Большеболдинском районе село Пересекино, а название его вот откуда. Говорят,
что давно в тех местах были дремучие леса. Раз один барин заблудился, когда охотился, и
никак дороги не найдет. Искал, искал, а дороги нигде нет. Потом увидел место, где дороги
пересекаются. Обрадовался, что нашел дорогу. Ну, а потом приказал на этом месте
деревню поставить и назвал ее Пересекино.
Молчаново
Село Молчаново находится в 3 километрах от Пересекино. Когда-то и это село было
маленькой безвестной деревушкой в гуще дремучего леса. В этой деревушке жили
охотники, всего 2-3 семьи. Их окружала тишина- «молча»- лес глухой. От этого слова и
пошло название местности- Молчаново, т.е. глухой лес.
Девичьи горы.
О Девичьих Горах бытует целый ряд преданий, которые все связаны с походами царя
Ивана Грозного на Казань. Иван Грозный со своей ратью, заблудившись в лесу среди
непроходимых болот и рясин, принужден был остановиться на несколько дней, пока
разведчики разыскивали путь. Проведала о том окрестная мордва и задумала погубить
русского царя. Глухой ночью, вооруженная копьями, подкрадывалась мордва к царской
ставке, но случайно была замечена проходившей за водой на речку Чеку девушкой.
Новая Слобода
Село Новая Слобода составляет главный центр целого района в несколько волостей,
заселенного особым племенем, которое местное население зовут будаками или панами, -
писал известный краевед А.П.Мельников. –Это потомки переселенных сюда белорусов,
смешавшихся частью с великороссами, частью с переселенными сюда их с Украины
-6-
молороссами, когда село Слобода принадлежало князю Кочубею. В прошлом Новая
Слобода входила в состав Лукояновского уезда Нижегородской губернии, раскинувшись
на берегах больших прудов. В 50-е годы девятнадцатого столетия в Новой Слободе были
обнаружены минеральные источники, богатые железом. Домашний врач князей Кочубеев
доктор Соломон открыл в имении водолечебницу. Так продолжалось несколько лет. Со
смертью Соломона все ушло в прошлое. Источники были забыты.
Пикшень
Пикшень- большое мордовское село. Название его- мордовское и происходит от слова
«пекша»-липа, «пекшень»-липовый. Все это дает основание предполагать, что свое на
звание селение получило от липовых лесов, которыми в давние времена была покрыта м
естность, занимаемая ныне селом. Остатки их сохранились и поныне. Надо полагать, что
мордва-эрзяне, населяющие Пикшень, издавна оседали нам этом месте.
Апраксино
Апраксино-старинное село, история возникновения которого уходит своими корнями в
далекое прошлое. Возникновение его относится к первой половине 16-го столетия. Начало
селению положили представители известного в России дворянского рода Апраксиных,
отсюда и название села. По типу образования принадлежит к разряду тех селений в крае,
которые возникли путем владельческой поместной колонизации.
-7-
Заключение
Итак , всю работу можно свести к нескольким основным положениям:
Анализ географических названий , которые были известны , с точки зрения географии и истории русского языка заставил взглянуть на них по-новому.
Благодаря этой работе мне довелось узнать историю моей местности, оценить ее значение .
Таким образом, предметом моего исследования стала география и история Нижегородского края от давних времен до ХХ века и связанная с ними история происхождения названий его населенных пунктов.
-8-
Список литературы
-9-
Лепесток и цветок
Новый снимок Юпитера
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Привередница