Данный материал рассчитан на детей младшего школьного возраста и может быть использован ими в качестве материала для исследовательской работы. Используя положительную мотивацию, следует нацеливать учащихся на приобретение ими теоретических знаний по научным дисциплинам и реализацию практических навыков экспериментального научного исследования, что, в свою очередь, является средством активного включения в процесс самообразования и саморазвития.
Вложение | Размер |
---|---|
glaza_-_glavnye_pomoshchniki_cheloveka.doc | 115 КБ |
glaza_-_glavnye_pomoshchniki_cheloveka.ppt | 2.59 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34 Краснооктябрьского района Волгограда»
Открытый районный зональный конкурс
исследовательских и проектных работ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
НАПРАВЛЕНИЕ «Природа и человек»
ТЕМА РАБОТЫ:
Глаза – главные помощники человека
Работу выполнила:
обучающаяся 2 «Б» класса
Хиврич Дарья Алексеевна
Руководитель:
Астунина Любовь Васильевна
учитель начальных классов
высшая категория
Волгоград – 2015
Содержание
Введение | Стр. 3 |
Основная часть | Стр. 4-8 |
| Стр. 4-6 |
| Стр. 6-7 |
| Стр. 7-8 |
Заключение | Стр. 9 |
Литература | Стр. 10 |
Приложение | Стр. 11 |
Введение
В одной из телепередач «О самом главном» говорили про зрение – о том, что из всех органов чувств человека глаз является лучшим даром природы, потому что именно зрение даёт людям почти 90% информации. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло было очень неинтересно и неприятно.
А накануне в школе наш врач сказал, что проблемы со зрением сейчас у многих, и особенно, у детей школьного возраста.
Мне стало интересно: почему нарушается зрение и как его сохранить? Так появилась необходимость в этой работе.
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение и здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Я использовала следующие средства и методы исследования:
Объект исследования: глаза как орган зрения.
Гипотеза: предположим, что, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Основная часть
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств.
Все должны об этом знать:
Чувств у человека – пять!
Это – обоняние, вкус и осязание.
Не забудь о главных двух –
Это зрение и слух.
Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Я поподробнее познакомилась с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, который позволяет наслаждаться всей полнотой красок окружающего мира.
Кто в природе самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
У человека не такое зрение, как у орла. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар, поэтому и называется глазным яблоком. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу.
Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. От неё зависит цвет наших глаз.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Мы говорим «видеть», а в старину говорили «зрить». От этого слова и произошло название зрачок. Именно через него внутрь глаза проходит свет.
Позади зрачка расположен хрусталик. Он прозрачный и эластичный. Для того, чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским – «наводит фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали.
Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Дальше по зрительному нерву сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только когда светло. Пока днём работают колбочки, палочки отдыхают. С наступлением темноты начинают работать палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета.
Работают палочки за счет того, что в них содержится витамин А, а колбочки за счет того, что в них содержится йод. Поэтому для того, чтобы иметь хорошее зрение, необходимо употреблять продукты, содержащие эти вещества.
Подбирая материал, я нашла интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться своими выводами.
Опыт № 1:
Я посадила на стул свою старшую сестру Машу и направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сузились. Потом выключила настольную лампу – зрачки расширились.
Делаем вывод: зрачок сам регулирует количество света: если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается.
Опыт № 2:
Я сделала трубочку из картона и поднесла ее к левому глазу. Правый глаз закрыла рукой. Я смотрела одним глазом в трубу, другим – на ладонь. В результате мне показалось, что у меня на ладони дырка.
Оказывается, глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает общее изображение.
Природа сама позаботилась о защите наших глаз. Ведь брови, ресницы, веки у нас не только для красоты, они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
На снижение остроты зрения влияют наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания.
Есть и другие причины: бесконечные мультики, фильмы, которые мы смотрим по телевизору, компьютерные игры, перегрузки в школе.
А главная причина – неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов), хорошо высыпаться (не менее 9 часов), желательны занятия спортом (особенно, плаванием).
Знают ли об этом мои одноклассники? Я решила провести с ребятами нашего класса анкетирование «Как я забочусь о своих глазах».
Вопросы | Из 25 чел. | |
ДА | НЕТ | |
1. Всегда читаю сидя | 18 | 7 |
2. Делаю перерывы во время чтения | 13 | 12 |
3. Слежу за посадкой при письме | 10 | 15 |
4. Делаю уроки при хорошем освещении | 20 | 5 |
5. Делаю гимнастику для глаз | 9 | 16 |
6. Часто бываю на свежем воздухе | 11 | 14 |
7. Смотрю только детские передачи по телевизору | 14 | 11 |
8. Играю долго в компьютерные игры | 21 | 4 |
9. Каждый год проверяю свое зрение у врача | 5 | 20 |
На основании полученных результатов я решила, что ребятам нашего класса необходимо рассказать о причинах, приводящих к потере зрения, и правилах бережного отношения к зрению.
Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 3 часов.
Знакомство ребенка с компьютером должно начинаться не ранее 7 лет. Рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1,5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз. Предлагаю вам одно из таких упражнений в качестве небольшой минутки отдыха.
Заключение
Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, поняли, как важно бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если постоянно и правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить зрение надолго, полностью подтвердилась. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Литература
http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3754/%D0%93%D0%9B%D0%90%D0%97
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0
Приложение
Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
Вопросы | ДА | НЕТ |
1. Всегда читаю сидя | ||
2. Делаю перерывы во время чтения | ||
3. Слежу за посадкой при письме | ||
4. Делаю уроки при хорошем освещении | ||
5. Делаю гимнастику для глаз | ||
6. Часто бываю на свежем воздухе | ||
7. Смотрю только детские передачи по телевизору | ||
8. Играю долго в компьютерные игры | ||
9. Каждый год проверяю свое зрение у врача |
Слайд 1
Глаза – главные помощники человекаСлайд 2
Народная мудрость: «Пока глаза видят – не понимаешь, что такое зрение»
Слайд 3
Актуальность Из всех органов чувств человека глаз является лучшим даром природы, потому что именно зрение даёт людям почти 90% информации. Чтобы иметь хорошее зрение, каждый человек должен заботиться о нём.
Слайд 4
Цель исследования: как сохранить зрение и здоровье глаз?
Слайд 5
Задачи исследования: Узнать строение глаза Выяснить причины ухудшения зрения Изучить правила бережного отношения к зрению
Слайд 6
Средства и методы: Интернет Массовая литература Мои наблюдения и опыты Беседы, анкетирование
Слайд 7
Объект исследования: глаза как орган зрения
Слайд 8
Гипотеза предположим, что, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго
Слайд 10
Орёл Сова
Слайд 11
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле
Слайд 12
Строение глаза
Слайд 13
На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки
Слайд 14
Опыт № 1 Зрачок обеспечивает «автоматическую» настройку глаз при регулировании количества света
Слайд 15
Опыт № 2 Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Слайд 16
Слёзы (от пыли) Брови (от пота) Веки (от пылинок на роговицы) Ресницы (от пыли) Природа сама позаботилась о защите наших глаз
Слайд 17
Причины нарушения зрения Плохое освещение Переутомление Перенесенные заболевания Чрезмерный просмотр телепередач Компьютерные игры Неправильное питание Неправильный режим дня
Слайд 18
Как я забочусь о своих глазах № Вопросы анкеты Из 25 чел. Да Нет 1 Всегда читаю сидя 18 7 2 Делаю перерывы во время чтения 13 12 ! 3 Слежу за посадкой при письме 10 15 ! 4 Делаю уроки при хорошем освещении 20 5 5 Делаю гимнастику для глаз 9 16 ! 6 Часто бываю на свежем воздухе 11 14 ! 7 Смотрю только детские передачи по ТВ 14 11 8 Играю долго в компьютерные игры 21 ! 4 9 Каждый год проверяю зрение у врача 5 20 !
Слайд 19
Правила бережного отношения к зрению Смотреть телевизор не более 1—1,5 часов в день. Сидеть не ближе 3 м от телевизора. Не читать лежа. Не читать в транспорте. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
Слайд 20
Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (чернику, морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец). Делать гимнастику для глаз.
Слайд 21
Если вы носите очки Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться. Берегите свои «вторые» глаза. Храните их в футляре. Не кладите стеклами вниз. Снимайте во время занятий спортом.
Слайд 22
Врачи-офтальмологи разрешают проводить за компьютером детям 7-9 лет только 15 минут в день. Детям старше 10 лет – 1,5-2 часа в день с обязательными перерывами.
Слайд 24
Будьте здоровы!
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Рыжие листья
Каргопольская игрушка
По морям вокруг Земли
Сказка "Узнай-зеркала"