Изменения российской экономики, которые произошли в последние годы, должны сближать Россию с передовыми экономическими странами нашего времени. Опыт ведущих стран показывает, что такой наилучшей экономической системой, обеспечивающей высокое качество жизни, является социальная рыночная экономика.
Социальная рыночная экономика представляет собой особый тип рыночной системы, который предусматривает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливость, направленной на поддержание благосостояние граждан.
Основной задачей государства является стабилизация экономики, которая достигается благодаря использованию фискальной или налогово-бюджетной политики.
Целью данной работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_fiskalnaya_politika.docx | 50.41 КБ |
Открытая Международная научно – исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия»
Секция «Экономика»
«Фискальная политика государства как инструмент повышения уровня жизни населения»
Автор: Дьяконов Пётр Андреевич, ученик 9 «А» класса
ГБОУ СОШ №11 г. Кинель Самарской области
Научный руководитель: Рохлина Людмила Алексеевна
Учитель истории высшей категории ГБОУ СОШ № 11 г. Кинель Самарской области
г. Отрадный
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………......................3
Глава I. Проблемы перехода к рыночной экономике…………………..5
1.1. Что такое переходный период?.................................................................5
1.2. Необходимость государственного регулирования……………………..6
1.3. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты……………………………………………………………………6
Глава II. Фискальная политика………………………………………….7
2.1. Основные понятия…………………………………………………………7
2.2. Налоги и их виды. Принципы налогообложения………………………..8
2.3. Регулирующая функция налогов………………………………………...12
Глава III. Фискальная политика РФ……………………………………13
3.1 Анализ современной фискальной политики России…………………….13
3.2. Программа приоритетных национальных проектов…………………….14
Заключение……………………………………………......................................16
Библиография…………………………………………………………………..17
Введение
Изменения российской экономики, которые произошли в последние годы, должны сближать Россию с передовыми экономическими странами нашего времени. Опыт ведущих стран показывает, что такой наилучшей экономической системой, обеспечивающей высокое качество жизни, является социальная рыночная экономика.
Социальная рыночная экономика представляет собой особый тип рыночной системы, который предусматривает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливость, направленной на поддержание благосостояние граждан.
Основной задачей государства является стабилизация экономики, которая достигается благодаря использованию фискальной или налогово-бюджетной политики.
Целью данной работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики государства. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет. В зависимости от эффективности фискальной политики может быть сформирован бюджет трех типов:
- Дефицитный – когда, расходы превышают доходы, на лицо государственный долг;
- Сбалансированный - когда, расходы равны доходам. Нужно отметить, что любое нестандартное обстоятельство, например, наводнение, может привести к дефициту бюджета;
- Профицитный – когда, расходы меньше доходов. Только эффективная фискальная политика позволяет достичь такого результата. Любое государство стремится к такому бюджету.
Таким образом, чтобы определить эффективность фискальной политики государства необходимо знать виды налогов, которые используются для формирования государственного бюджета. Налог – это уникальный инструмент фискальной политики и инструмент социальной рыночной экономики.
Актуальность:
Большинство сограждан нашей страны постоянно ругают правительство, считая его работу мало эффективной. Граждане критикуют высокие налоги, при этом все хотят пользоваться хорошими дорогами, получать качественное медицинское обслуживание, пользоваться другими благами цивилизации. Хотелось бы сообщить нашим согражданам о том, что эффективная фискальная политика обеспечивает определённый уровень жизни населения, соответствующий требованиям современной культуры.
Цель
Выявить роль фискальной политики в процессе развития национальной экономики РФ.
Предмет исследования
- Фискальная политика Российской Федерации.
Задачи
- Провести анализ научной литературы по теме исследования;
- Обобщить полученную информацию.
Гипотеза исследования
Добросовестная уплата налогов способствует повышению уровня благосостояния граждан.
Этапы исследования:
- информационно-аналитический
- исследовательский
- обобщающий
Повышение качества жизни
граждан России – ключевой
вопрос государственной политики.
(Из выступления В.Путина)
Глава I. Проблемы перехода к рыночной экономике.
На рубеже 80-х и 90-х гг. почти во всех социалистических странах сменился политический строй. Перед новыми общественными силами, пришедшими к власти, встала задача проведения глубоких реформ, направленных на преобразование социалистических стран в демократические государства с рыночной экономикой.
Точкой отсчета демократических и рыночных реформ в России принято считать начало 1992 года, когда новое российское правительство после подавления августовского путча 1991 года и распада СССР приступило к радикальным преобразованиям общественно-политического устройства и экономики нашей страны.
Время от начала преобразований политико-экономической системы бывших социалистических стран до формирования устойчивых и эффективных институтов демократического общества и рыночной экономики называют переходным периодом.
Переходный период в экономике - это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система новых рыночных институтов.
Начало переходного периода чаще всего оно связано с утратой государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом к власти новых политических сил.
Таким образом, началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления преобразований в экономике.
Трансформация российской экономики должна сближать Россию с передовыми социально-экономическими системами нашего времени. Опыт ведущих стран показывает, что такой системой, обеспечивающей высокую эффективность экономики и высокое качество жизни, является социальная рыночная экономика. Социальная рыночная экономика представляет собой особый тип рыночной системы, который предусматривает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако так бывает не всегда и не во все случаях. Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных последствий рыночного механизма, защита конкуренции. Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма.
Для того, чтобы выработать верную экономическую политику, государственные деятели должны определить цели и инструменты
деятельности. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы:
- Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, антимонопольных законов и т. п.
- Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако, в своей работе я остановлюсь только на рассмотрении налогово-бюджетной политики, которая оказывает сильное влияние на стабилизацию экономики. Примечательно, что после выхода в свет работ Дж. Кейнса в промышленно развитых странах приоритет отдавался именно налогово-бюджетной политике. Налогово-бюджетная политика стоит на первом месте в ряду других инструментов государственного регулирования.
Глава II. Фискальная политика.
2.1. Основные понятия.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика (англ. fiscal policy < лат. fiscus - корзина; касса, казна, финансы) - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью
уменьшения колебаний бизнес - циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Фискальная политика является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель – социальное равновесие, поддержка студенчества, материнства, пенсионеров.
Вторая цель - эффективное использование всех ресурсов страны. В результате формируется профицитный государственный бюджет, позволяющий обеспечить развитие медицины, науки, культуры. Основными инструментами фискальной политики являются разные виды налогов.
2. 2. Налоги и их виды. Принципы налогообложения
Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В 1998 году на налоговые доходы приходилось приблизительно 83,5% доходов Федерального бюджета РФ.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в статье № 57 Конституции РФ.
В соответствии с новым Налоговым Кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог.
Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.
По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные:
- Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.
- Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов, по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины. Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 год доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на:
- прогрессивные,
- регрессивные,
- пропорциональные.
При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.
Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка - это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода. В соответствии с представленной выше шкалой подоходного налога предельная ставка налога может принимать строго 6 значений.
Среднюю же ставку просто вычислить для любого уровня дохода. Например, при совокупном доходе в 75 000 рублей предельная ставка будет равна 25%.
Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупателя с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.
Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и
физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.
Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня:
- федеральный,
- региональный,
- местный.
Таким образом, Налоговый Кодекс РФ на 1 января 1998 года закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты. Несмотря на такое разнообразие налогов, существенную долю в доходах бюджета составляют, как правило, лишь несколько из них. В соответствии с Федеральным бюджетом РФ на 1998 г. львиная доля налоговых доходов федерального бюджета (около 96%) приходится на НДС, акцизы, налог на прибыль и таможенные пошлины.
Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения.
По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии. Однако, широкое применение этого принципа, несмотря на его привлекательность с точки зрения справедливости распределения налогового бремени, весьма проблематично. Невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государством. Очевидно, что даже в нашем примере с автодорогами от их хорошего качества получают дополнительные выгоды не только водители.
Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев.
Однако, на практике такая задача вряд ли разрешима. Противники этого принципа выдвигают следующие аргументы. Во-первых, в случае его использования неравномерно искажаются результаты рыночной деятельности людей; во-вторых, у обладателей высокого дохода либо снижаются стимулы к ведению хозяйственной деятельности, либо повышаются стимулы к сокрытию доходов от налогообложения.
Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркивали определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом проявляется их собственно фискальная функция - пополнение доходов казны.
2.3. Регулирующая функция налогов.
Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей. Круг задач, которые решает с ее помощью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирование роста общественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике:
- Первое направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Существующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для
определенных отраслей экономики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.
- Второе направление имеет большое значение для формирования стимулов и ожиданий населения и, прежде всего, связано с величиной ставок налога на заработную плату и подоходного налога. Высокий уровень этих налогов может вызвать такие негативные эффекты, как уменьшение экономической активности населения и сокрытие доходов.
Очевидно, что при установлении налоговых ставок не стоит забывать о «налоговой таблице умножения», автором которой является английский писатель и сатирик Джонатан Свифт. В 1728 г. он предупреждал политиков, что при повышении налогов действие дважды два не означает получения результата, равного четырем, и вполне вероятно может быть равным единице. Другими словами, постоянное увеличение налогового бремени может привести к уклонению от уплаты налогов и, как следствие, к развитию «теневой экономики».
Глава III. Фискальная политика РФ.
3.1. Анализ современной фискальной политики России.
Экономический рост в России имеет прямую зависимость от экономической конъюнктуры мирового сообщества. Кроме того, рост экономических показателей России зависит от гибкости налоговой системы. Необходимо осуществить меры, которые помогут усовершенствовать фискальную политику России. Прежде всего, нужно совершенствовать налоговое законодательство. Сейчас в России основная часть фискальной нагрузки ложится на фонд оплаты труда, то есть приходится на подоходный налог.
Россия предприняла на ближайшие три года – 2015 – 2018 особый налоговый маневр. Он заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, дополнительным льготам по уплате налога на доходы физических
лиц. А вот налоги «на престижное потребление» и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей, на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, предлагается повысить.
Тем временем, по расчетам министерства, налоговые доходы в нашей стране за шесть лет снизились с 36,5 процента ВВП в 2005 году до 35,6 процента по итогам 2011 года. При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять сборы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
Итак, анализ фискальной политики в России показал, что главными целями налогового законодательства на современном этапе, является оздоровление экономики и защиты ее от пресловутой сырьевой зависимости и поднятие производства. Однако, результат может быть противоположным, так как колебания внешнеторговой конъюнктуры не могут быть прогнозированы с достаточной степенью достоверности, структурная составляющая обусловлена природой и структурой экономического роста в стране.
Фискальная политика как важнейший элемент финансовой политики государства выполняет ряд важнейших функций, таких как мобилизация и привлечение средств, необходимых для функционирования государства, их распределение в целях решения социально-экономических проблем страны.
Сущность фискальной политики состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.
3.2. Программа приоритетных национальных проектов
Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, фискальная политика непосредственно формирует государственный бюджет. Эффективность фискальной политики современной
РФ доказана финансированием долгосрочных Национальных проектов. Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Приоритетные национальные проекты в России реализуются с 2006 года. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.
К таким долгосрочным проектам относятся:
- Национальный проект «Здоровье» [ ]
Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).
- В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.
- Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд. рублей на каждый), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд руб.
- Национальный проект «Жильё» предусматривает увеличение к 2010 году объёмов жилищного строительства в 2 раза, выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан; модернизацию ЖКХ до 55 %.
Таким образом, только эффективная фискальная политика позволила реализовать данные Национальные проекты. «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше». (Из речи В.В. Путина)
Заключение.
Итак, мной рассмотрена фискальная политика государства, которая опирается на гибкое изменение налогов, взимаемых с частных лиц и организаций. Необходимо отметить, что усилия правительства только тогда будут эффективны, когда граждане выполняют свой гражданский долг по уплате налогов, тем самым обеспечивая профицит бюджета и возможность реализации общественно – значимых проектов для развития Родины в целом и каждой семьи в отдельности.
Таким образом, гипотеза исследования: « Добросовестная уплата налогов способствует повышению уровня благосостояния граждан» - доказана.
|
|
Библиография
Два морехода
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Аэродинамика и воздушный шарик
Прекрасная химия
Как нарисовать китайскую розу