Работа выполнена ученицей 10 класса.
"Русские женщины" - так называется одна из поэм Н.А. Некрасова, женской нелегкой доле посвящена поэма "Мороз, Красный нос", в центре одной из наиболее значимых глав поэмы-эпопеи "Кому на Руси жить хорошо" - опять образ женщины, крестьянки. В одном из своих стихотворений поэт называет молодую крестьянку, избиваемую на площади, сестрой своей музы. Итак, в своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом - кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способно проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.
I.Введение
II. Образ женщины в творчестве поэта Н.А.Некрасова и художника А.Г.Венецианова
II.1. Особенности отражения жизни в литературе и живописи
II.2. Интерес к крестьянской теме в творчестве Некрасова и Венецианова
II.3. Идеал женщины в творчестве поэта и художника
II.4. Специфика "языка" живописца и поэта в изображении женщины
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение
1. Введение.
"Русские женщины" - так называется одна из поэм Н.А. Некрасова, женской нелегкой доле посвящена поэма "Мороз, Красный нос", в центре одной из наиболее значимых глав поэмы-эпопеи "Кому на Руси жить хорошо" - опять образ женщины, крестьянки. В одном из своих стихотворений поэт называет молодую крестьянку, избиваемую на площади, сестрой своей музы. Итак, в своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом - кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способно проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.
А Амшинская утверждала, что в поэзии прототипами крестьянок Венецианова являлись женщины Некрасова, хотя созданы они были на четверть века позже. (2,14)1. Высказывание показалось нам спорным. Вспомнились сразу крестьянки Венецианова, красивые, всегда в яркой праздничной одежде, очень ухоженные и совсем непохожие на крестьянок Некрасова с их нелегкой долей. Ни в критической литературе о Некрасове, ни в работах, посвященных Венецианову, мы не нашли сопоставления их произведений. Это определяет актуальность нашей работы, целью которой является сравнить созданные в творчестве поэта и художника образы русских женщин.
Мы полагаем, что проведенной сравнение поможет открыть новые грани в творчестве поэта и художника.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
- изучить особенности отражения жизни в литературе и живописи;
- выявить общность тематики и сюжетов поэта и художника;
- сравнить созданный в творчестве Некрасова и Венецианова идеал русской женщины;
- исследовать средства создания образа женщины, определив общие черты и специфические, связанные с особенностями вида искусства.
II. Образ женщины в творчестве поэта Н.А. Некрасова и художника
А.Г. Венецианова.
II.1. Особенности отражения жизни в литературе и живописи.
Связь искусства слова с искусствами изобразительными зародилась в древности. Рисунок, как и слово, включался в ритуальное действие и участвовал в обрядах. Воедино слово и изображение были связаны в период возникновения пиктографической и идеографической письменности. Как замечают авторы "Краткой литературной энциклопедии", там, где письмо иероглифами удержалось на много столетий, связь и общность поэзии с живописью на всех исторических этапах оставалась наиболее тесной и органичной, несмотря на то, что иероглифы давно утратили свою изобразительность (4,419).
Художественное первенство в союзе рисунка и слова принадлежит рисунку, а слово училось у него быть искусством. Можно предположить, что тут впервые зародилось убеждение, что художественная сила слова связана с его изобразительностью, зримостью.
В эпоху античности именно изобразительные искусства являются ведущими. Всевозможные поучения поэтам и рассуждения об искусстве обычно начинались ссылкой на произведения скульпторов и живописцев.
В средние века огромное распространение получили иллюстрированные рукописи. Слово и изображение сочетались в них на равных основаниях.
В искусстве повествования литература шла с живописью наравне, но уступала ей в конкретности, а это привело к тому, что, когда в эпоху Ренессанса необычайно возрос интерес к индивидуальному и проблема личности стала главной, живопись опередила литературу. Литература тогда еще не была инструментом глубокого психологического анализа.
Позднее Возрождение и особенно XVII век знаменуется обострившимся чувством бесконечности, беспредельности, изменяемости. Теперь многое уже предвещает будущее господство литературы в семье искусств. Рабле, Сервантес, Шекспир - писатели, исследующие действительность в ее движении. Именно литература могла показать движение, развитие, тогда как живопись изображала только какое-то одно застывшее мгновение жизни.
Впервые и решительно законы поэзии были отмежеваны от законов изобразительного искусства в "Лаокооне" Лессинга. Лессинг сопоставил изобразительное искусство и литературу как пространственное и временное искусства, выводя отсюда их различия. Лессингу принадлежит глубокое наблюдение: сила литературного образа не "в зримом" описании предмета, а в выражении действия, впечатления, которые этот предмет производят. Следовательно, литература приобретает незаменимое значение как универсальное средство художественного познания.
Перед колоссальным развитием художественной литературы в XIX веке другие искусства отчасти померкли.
И в живописи раскрылись дремлющие силы, родственные силе слова. В живописи с середины XIX века картина представляет, как бы сцену из спектакля. Компоненты картины становятся говорящими. Живопись размышляет и учит размышлять.
Впечатление от предмета вместо самого предмета, деталь вместо целого, образ-переживание, образ-метафора, образ, построенный на ассоциациях - все это, кажется, специфическое достояние искусства слова. Но в конце XIX века подобными принципами начало незаметно для себя пользоваться и изобразительное искусство.
Это дает нам право сравнить произведения творцов в области разных видов искусств, несмотря на то, что живопись и литература отражают жизнь не только при помощи различных средств, но и принципиально по- разному.
II.2. Интерес к крестьянской теме в творчестве Некрасова и Венецианова.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
Так писал Н.А.Некрасов в 1848 году, определив свое творческое кредо. Его муза - это прежде всего крестьянская муза. А образ женщины, истязаемой и несчастной,- в центре его поэзии.
Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка - при внешнем благополучии - страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.
Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе:
Тот сердце в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил,-
пишет поэт, говоря о судьбе русской женщины.
Женщины в некрасовской поэзии всегда обречены на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении "Тройка" Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее впереди, и "жадно глядит на дорогу", заигрывая с "проезжим корнетом". Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении "Еду ли ночью по улице темной". Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. "С детства судьба невзлюбила тебя," - говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом - нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, от безысходности идет торговать собой, чтобы принести "гробик ребенку и ужин отцу", то здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые "именем страшным" ее назовут. Именно по вине таких "пустых и лживых" людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении "Когда из мрака заблуждения ...". Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть "ее опутавший порок" и "смело и свободно" вступить на честный путь.
"Кто ж защитит тебя?" - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что кроме него больше некому замолвить слово о страдалице земли русской.
А академик живописи и владелец небольшого имения в Тверской губернии Алексей Гавриилович Венецианов вряд ли намеренно ставил перед собой цель увековечить в искусстве образ русской крепостной крестьянки. Венецианов - замечательный художник и человек - ставил перед собой две основные задачи: во-первых, послужить своим искусством на благо обществу, а для этого сблизить искусство с жизнью, сделать объектом искусства самою жизнь; во-вторых, на основе своего метода живописи создать художественную школу для бедных крепостных талантливых юношей, которым не будут чужды идеи, заложенные в новом искусстве. И так получилось сома собой, что при решении первой из этих задач крепостная крестьянка явилась в поле зрения художника. Это и понятно. Венецианов - помещик, и рисовал он то, что хорошо знал и что ему было по-своему дорого.
В 1817 году Венецианов создает первый портрет крепостной девочки Капитошки, нянчившей детей художника. И затем, на протяжении 20х - 30х годов, он без конца пишет портреты крестьянок: Парани со Сливнева, Пелагеи, Насти с Машей и других.
Отбросив условные академические правила, Венецианов писал находящуюся перед глазами натуру такой, какой она есть. Эти работы воссоздают для нас документально - точный образ русской крепостной крестьянки Тверской губернии. И что ни этюд, что ни картина, то своеобразный цельный характер.
Галерея народных женских образов Венецианова разнообразна - различны внешность позировавших художнику крестьянок, их характер, возраст. Однако есть нечто общее во внутреннем состоянии, что всех их объединяет. Вот о чем-то не по-детски серьезно размышляет девочка-подросток с котенком в руках. Голова ее по-бабьи повязана платком. Быть может, безрадостное детство ее преждевременно рано сменило еще более безрадостная доля замужней женщины.
Как тут не вспомнить некрасовское:
От работы черной, и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный.
Будешь нянчить, работать и есть.
Венецианов не ставил перед собой задачи разоблачения ужаса крепостного права. Он сам был помещиком. Однако, как подлинный художник, он не мог не отразить в своих картинах самое существо крепостного состояния человека. В этом отношении очень любопытна одна из первых работ "Очищение свеклы". Скромный этюд, бытовая зарисовка с натуры оказались произведением обобщающим, содержащим глубокое раздумье о жизни. "Удивительно красива по цвету, еще не освободившемуся от декоративности прежних лет, эта небольшая пастель. Она изображает группу крестьянок, занятых чисткой свеклы. Приход парня нарушил монотонный, размеренный ритм работы, и в эту минуту неожиданной передышки обнаруживается свойственное каждой из женщин состояние: маленькая девочка-несмышленыш занята своей кашей, девочка-подросток погружена в счастливый мир сказок, стоящая на пороге зрелости девушка полна трепетного любопытства перед жизнью. Лицо ее обращено к старшей соседке, и как бы в ответ на своей полной надежды взор она встречает потухший безрадостный взгляд немолодой женщины, ведущей какой-то безмолвный диалог с пришедшим юношей. Выражение лица крестьянки поражает равнодушием, физической и душевной усталостью, полной внутренней опустошенностью, за которой уже нет и не может быть надежд" (2,18).
По своему настроению картина эта напоминает нам стихотворение Некрасова "Тройка". Но если Некрасов, пользуясь средствами временного искусства, рисует настоящее и будущее девушки, показывая бесплодность ее надежд, то здесь и настоящее, и будущее изображены одновременно в лице молодой девушки и пожилой крестьянки.
Ту же усталость и внутреннюю опустошенность видим мы в лице женщины, обувающей лапти, на картине "Гумно". В этой картине изображенный внутри сарай освещен ровным, спокойным, рассеянным светом. Взгляд послушно скользит по левой стороне гумна в глубь картины, а затем - по правой - возвращается вперед. На правом переднем плане изображен мужик и три бабы. Одна из них - та, что прислонилась к стенке гумна, поражает нас своей естественностью. В остальных героях лица не обнажают, а скорее, напротив, скрывают от взора внутреннюю жизнь души. Во всех - кроме этой. Грустно - задумчивое лицо доверчиво обнаруживает неспешное течение невеселых мыслей, мир души, отнюдь не обласканной жизнью.
Итак, мы замечаем, что сюжеты и герои произведений Некрасова и Венецианова похожи. Музу поэта и художника с полным основанием можно назвать "крестьянской". Их произведения проникнуты глубоким состраданием к русской женщине, несчастная судьба которой становится объектом их изображения.
II.3. Идеал женщины в творчестве поэта и художника.
Однако, мы не можем сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова и картинах Венецианова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на жизни которой отразились все социальные противоречия страны. Есть и другой тип - тип "величавой славянки", как назвал его Некрасов ("Мороз, Красный нос"). Во внешнем облике такой женщины воплотились народные представления о настоящей красавце, крепко сложенной, румяной, живой, ловкой, трудолюбивой:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Такой же теплотой и человечностью веет от картины Венецианова "Купальщицы". На картине - вечная для классического искусства тема купания среди природы. На полотне изображены прекрасные женщины. Но ведь это не утонченные грации с неземной красотой. Купальщицы Венецианова - это обычные русские крестьянки, со здоровыми и красивыми телами, у них сильные и огрубевшие руки, чуть покрасневшие колени.
Действительно, такая женщина
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Полотно "Гадание на картах" (1831 год) написано с большой любовью и чувством нежности к молодым девушкам - крестьянкам. Они величаво красивы, хотя достаточно отвлечены. Разве нельзя сказать о них стихами Некрасова:
Посмотрит - рублем подарит...
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет...
Лицо величаво, как в раме...
Женщины просты и скромны. Мы чувствуем, с какой любовью и нежностью писал художник эту картину, ощущаем живое и искреннее чувство. Вспомните:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важность лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Но не только крестьянки - предмет любования Некрасова и Венецианова.
Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы поэмы "Русские женщины" - княгини Трубецкая и Волконская. "Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку они, презрев осуждения света, зная , на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь "маскарад", "нахальной дряни торжество", где царит "подленькая месть" и ханжество" (1,24). Трубецкая и Волконская меняют суету света на "подвиг любви бескорыстный", они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа.
В героизме "декабристок" Некрасов отмечает черты, свойственные русской женщины и русскому народу в целом: смелость, решительность, способность к борьбе. Русских женщин, отдавших себя делу революции, Некрасов видел среди революционерок 60-х годов. Поэтому и образы Трубецкой и Волконской, при всей их исторической конкретности, передают и более общие черты героического характера русской женщины.
Это роднит героинь поэмы и с замечательными, подлинно народными образами русских крестьянок, которые были правдиво показаны Некрасовым в поэмах "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо".
Наиболее полно этот женский тип, нам кажется, был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной.
Часть "Крестьянка" в поэме написана от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить ее духа, в них она сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда "сноха в дому" была "последняя, последняя раба", "запугана", "заругана", пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:
Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.
Решительность, гордость, сильный характер - таковы черты и любимой героини Венецианова. Вот один из его этюдов: крестьянка с косой и граблями. Ее зовут Пелагея. Весь облик девушки явственно обнаруживает ум и сильный характер, а враждебно настороженный взгляд выдает внутреннюю гордость, обостренное чувство собственного достоинства.
А в картине "Утро помещицы" художник создает совсем иной образ, но не менее любимый и вызывающий восхищение.
Как отмечала Г.К.Леонтьева, "в картине отражено идиллическое представление художника о справедливом помещике, заботливом хозяине, несущем ответственность за судьбу и благополучие принадлежащих ему крепостных людей, которые в свою очередь отвечают барину полным доверием и уважением" (5,43). Лицо помещицы, ее взгляд, ее жест обращены к присевшей на корточки крестьянке, держащей пряжу. А стоящая крестьянка повернула лицо к зрителю, как бы призывая его быть свидетелем этой сцены. Тишиной, уютом, покоем веет от этого произведения, в котором художник запечатлел жену Марфу Афанасьевну и крепостных крестьянок своего небольшого имения. Изображая крестьянок, Венецианов подчеркивает их красоту и спокойное достоинство. Он относится к ним с неменьшим уважением, чем к помещице.
Мы можем сказать, что идеал Некрасова и Венецианова - это красивая русская женщина, румяная, живая, трудолюбивая. Кого ни изображали поэт и художник - крестьянок или представителей дворянства - они преклоняются перед решительностью и гордостью русской женщины, ее способностью на самопожертвование и силой характера, вместе с тем с любовью описывают простых русских девушек, их чистые лица и чистые души, их свежесть, теплоту и человечность.
II. 4. Специфика "языка" живописца и поэта в изображении женщины.
Как же поэт и художник создают свой идеал? Разумеется, у каждого искусства свой язык. В арсенале поэта - слово, ритм, звук, художник пользуется цветом, линией.
Но даже в средствах создания художественного образа Некрасов и Венецианов похожи.
Венецианов считается одним из основателей жанровой живописи в России. Поэзия Некрасова отличается сюжетностью, повествовательностью. Сюжет, картина жизни - вот что лежит в основе изображения и того, и другого творца. А при этом особое значение приобретает композиция произведения.
Мы уже говорили о композиционном сходстве произведения "Очищение свеклы" А.Г.Венецианова и стихотворения "Тройка" Н.А.Некрасова. Только Некрасов разворачивает композицию своего произведения во времени, а Венецианов - в пространстве.
Большое значение в творчестве Некрасова и Венецианова имеет деталь, которая иногда приобретает символическое значение. Так, в картине "Жнецы" в левой верхней части и правой нижней художник помещает серпы, которые как бы замыкают композицию, придавая ей устойчивость и уравновешенность. Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Мы ощущаем и тяжелый зной летнего дня, и необъятность стеной стоящей нивы, и охватившее людей чувство сопричастности красоте земли и душевной близости.
Серп становится символом труда, радости, единения с природой.
Есть такие образы и в творчестве Н.А.Некрасова. Разве не символичен образ дороги в некрасовской "Тройке"? Ведь это еще и жизненный путь. А сама тройка - как недостижимая мечта. Промчалась мимо - и не догнать!
Глава "Крестьянка" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.
В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы ("ползком ползет", "шумят - бегут", "горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики"), постоянные эпитеты ("буйную голову", "свету белого", "горе лютое"), народные поговорки и пословицы ("Не плюй на раскаленное железо - зашипит", "рабочий конь солому ест, пустопляс - овес").
Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем это свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.
Но не только язык Некрасова проникнуть фольклорными элементами. "Язык" Венецианова также народен.
Посмотрим на крестьянку, изображенную на картине "На пашне. Весна". Художник сильно занизил линию горизонта и наклонил ее, немного закруглив в правой части картины, что создает впечатление поистине вселенского простора. Сама крестьянка в кокошнике будто не идет по полю, а парит, почти не касаясь земли. В то же время пейзаж совершенно реален, узнаваем. Это небо, это поле, эти молоденькие деревца с клейкими листиками - "... все это русское, все невымышленное, все взято с самой природы". Да и нарядная одежда крестьянки, за которую критики часто упрекали Венецианова, не его выдумка. С древних языческих времен первый день пахоты был праздником для русских крестьян, и, выходя на поле, они надевали лучшие свои одежды.
Мы понимаем, что художник не понаслышке знаком с русскими традициями, обычаями, знает быт русских крестьян.
Нельзя не сказать о значении пейзажа в создании образа крестьянки.
Крестьянки Венецианова часто изображены на фоне природы и живут одной жизнью с ней. На картине "На жатве. Лето" изображено поле, полное ржи, идет работа, крестьяне убирают хлеб. Стоит жаркий день позднего лета. Над полем огромное, бескрайнее небо. На переднем плане сидит молодая крестьянка в белой рубахе, в красном сарафане и кокошнике с ребенком на руках. Радом с ней, совсем близко к краю картины, лежит серп.
Колорит картины построен на сочетании красных, золотых и зеленовато-золотых тонов, что создает ощущение тепла и в то же время вечного праздника жизни. Природа здесь - не просто фон. Крестьянка неотделима от окружающей ее природы, живет одной жизнью с ней.
Героини Некрасова также близки к природе. И природа сочувствует им, радуется за них и грустит вместе с ними:
Нет солнца, луна не вошла...
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла...
Так скорбит природа вместе с героиней поэмы "Мороз, Красный нос", когда та теряет своего мужа и кормильца.
Итак, живопись и искусство слова пользуются своими, присущими только им средствами изображения. Но и здесь мы можем найти общее у Некрасова и Венецианова. Их творчество отличается разработанным сюжетом. Большое значение при создании образа крестьянки и изображении ее судьбы играет композиция произведения, значимой становится деталь, а частное иногда приобретает символический обобщающий смысл.
III. Заключение
Так насколько же похожи Некрасов и Венецианов в своем взгляде на русскую женщину? Они - творцы в области разных видов искусств, приверженцы разного творческого метода. На первый взгляд, крестьянка Некрасова совсем непохожа на венециановскую крестьянку. Возможно, причина этого в том, что мы привыкли судить о Венецианове по нескольким хрестоматийным картинам, где крестьянка напоминает царицу, богиню. Работая над темой, мы открыли для себя и другого Венецианова, с любовью, уважением и глубоким сочувствием, изобразившим крепостного человека.
Изучив особенности отражения жизни в литературе и в живописи, выявив общность тематики и сюжетов в творчестве поэта и художника, сравнив созданный ими идеал русской женщины и исследовав средства его создания, мы можем сделать следующие выводы:
- живопись и литература по-разному отражают жизнь, но на протяжении исторического развития этих видов искусств они были очень тесно связаны и оказывали влияние друг на друга;
- сюжеты и герои произведений Некрасова и Венецианова похожи. Их произведения проникнуты глубоким состраданием к русской женщине, несчастная судьба которой становится объектом их изображения;
-идеал Некрасова и Венецианова - это красивая русская женщина, румяная, живая, трудолюбивая. Они преклоняются перед решительностью и гордостью русской женщины, ее способностью на самопожертвование и силой характера, вместе с тем с любовью описывает простых русских девушек, их чистые лица и чистые души, их свежесть, теплоту и человечность;
-живопись и искусство слова пользуются своими, присущими только им средствами изображения. Но и здесь мы можем найти общее у Некрасова и Венецианова. Их творчество отличается разработанным сюжетом. Большое значение при создании образа крестьянки и изображении ее судьбы играет композиция произведения, значимой становится деталь, а частное иногда приобретает символический обобщающий смысл.
IV. Список литературы.
1. Амитров Г. Поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины". - М.: Детская литература, 1965.
2. Амшинская А. Алексей Гаврилович Венецианов. - М., 1980.
3. Алексей Гаврилович Венецианов. Статья. Письма. Современники о художнике. Сост., вступ.ст.и примеч. А.В.Корнилов.- Л.,1980.
4. Краткая литературная энциклопедия. Т.6. - М., 1982.
5. Леонтьева Г.К. Алексей Гавриилович Венецианов. - Л., 1980.
6. Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. - Уфа, 1981.
7. Степанов Н. Поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины". - М.: Детская литература, 1985.
V. Приложение
1. Репродукция картины "Утро помещицы" (1823 г.) А.Г.Венецианова. Холст, масло.
2. Репродукция картины "Гадание на картах" (1831 г.) А.Г.Венецианова. Холст, масло.
3. Репродукция картины "На жатве. Лето" (1825 г.) А.Г.Венецианов. Холст, масло.
4. Репродукция картины "На пашне. Весна"(1827 г.) А.Г.Венецианов. Холст, масло.
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Этот древний-древний-древний мир!
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Попробуем на вкус солёность моря?