Автор работы пытается найти взаимосвязь музыкального направления с особенностями психического развития подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
«Значение рок музыки для подростков» | 284.5 КБ |
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей» № 20
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
Музыка, МХК
«Значение рок музыки для подростков»
Авторы: Балаганская Елизавета Владимировна Класс: 8 ОУ: МБОУ «Лицей № 20»
Винокуров Лев Александрович Класс: 8
ОУ: МБОУ «Лицей № 20»
Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2013 год.
Содержание:
Тема нашей исследовательской работы «Значение рок музыки для подростка»
Нам эта тема интересна тем, что рок музыка, появившаяся во второй половине XX века, остается востребованной и поныне. Молодежь многих стран мира отдает предпочтение именно к року, увлекается им и играет его. И мы как представители молодого поколения тоже слушаем рок. Недостаточные знания о влиянии рок музыки на состояние подростка и как результат - неадекватная реакция взрослых.
Актуальность - рок музыка – музыка протеста, это возможность скорейшего самоутверждения, в котором так остро нуждается подросток.
Проблема развития музыкальной культуры подрастающего поколения во все времена была актуальной. Данная проблема находит отражение в трудах философов, психологов, педагогов ещё со времён римской античности.
Рок музыка - это обобщающее название для многих направлений популярной музыки. Так как в целом рок является одним из жанров музыки, то именно с этой точки зрения следует его рассматривать.
Обычно рок музыка исполняется рок-группой, которая состоит из гитариста (чаще всего он играет на электрогитаре), вокалиста, барабанщика и бас-гитариста, в некоторых случаях еще и клавишника. Но в истории рок музыки есть примеры использования почти всех известных инструментов в рок-композициях. Неизменный ритм, который поддерживается ритм-секцией, является отличительной чертой рок музыки. Однако в начале 60-х годов в ряде направлений рок музыки стали использовать композиции с усложненным ритмом и структурами.
Проблема: Чем же рок так интересен для молодежи?
Гипотеза: Рок музыка очень значима для подростков, потому что он отражает внутренний мир подростка.
Цель: Выявление значимости и причин увлечения подростка рок музыкой.
Задачи:
Основным исполнителем и слушателем рок музыки является молодежь, что подтверждает анкетирование.
Объект: российская рок музыка
Предмет: «Кино» « Машина времени» « Люмен»
В результате проведенного анкетирования в котором участвовало 68 обучающихся 8-9 классов, были заданы вопросы:
Выяснилось, что: 77% обучающихся отдают предпочтения рок музыке,
18% - отдают предпочтение дабстепу,
5% - предпочитают классику;
20% опрашиваемых знают время появления рок музыки в России.
74% респондентов считают, что рок музыка отражает проблемы молодежи, поднимает вопросы о социальной несправедливости, духовно-нравственные вопросы волнующие молодежь,
15% слушаю рок, потому что он отражает протест, 45% потому что затрагивают вопросы межличностных отношений и 40% слушают рок потому, что он поднимает социальные вопросы.
Методы: сравнение, музыкальный анализ, сопоставление
Практическое назначение: использование на уроках музыки, МХК, истории.
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. д. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы.
Проанализировав высказывания многих психологов мы выделили основные психологических особенностях подростка:
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.
3. История рока.
История рока в России наглядно демонстрирует то, как политическая обстановка воздействует на формирование музыкальных вкусов (наравне с финансовым и социальным состоянием сообщества).
Рок пришел в СССР после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. На истоке 1960-х годов рок-музыка была в России почти подпольной, оставаясь преимущественной музыкой продвинутых музыкальных ценителей, наладивших контакты с Западом и имевших возможность покупать пластинки, в основном «Битлз» и «Роллинг стоунз».
В Европе и на Западе рок-музыкальное течение переживало бурное развитие, а в России возникли первые группы лишь в 80-х годах, однако из-из цензурных ограничений, введенных Андроповым и Черненко, настоящее формирование рок-сцены началось только во 2-ой половине 1980-х, в года перестройки. В 1985 году музыкальные группы, среди которых «Темный кофе» и «Круиз», даже были внесены перечень неугодных Министерству Культуры. В этот список также включали представителей андерграунда, которым даже запрещалось гастролировать. Группа «Ария», длительное время играющая свою музыку в «подполье», позже стала одной из самых успешных хэви-метал-групп. Город русского «метала» — Москва, в котором образовалась и в первый раз выступила большая часть впоследствии самых известных рок- групп, «Ария», «Э.С.Т.», «Знаток».
После перестройки рок из полу запретного внезапно превратился в очень популярную, почти массовую, музыку. Бунтовать этому повороту событий рок никак не был готов. Как считает известный рок-музыкант А. Липницкий, только к концу ХХ века появилась вера, что замечательная эпоха русской рок – музыки и рок – поэзии не уйдёт совсем в прошедшее: новые группы, такие как «Мумий тролль», «Сплин», опять стали собирать стадионы.
Диалогическое взаимодействие текстов, характерная для западной рок-музыки, присуща и российскому року, хотя оно проявляется в большей степени лишь в его текстовом наполнении. «Юмор абсурда», символизм, игра слов, «театр абсурда» - все данные свойства характерны российскому року периода 80-х, как скоро государство стало неспособно вести контроль за молодежью.
В подростковом периоде развивается собственный музыкальный вкус, появляется определённый круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентаций подростка во взрослой дальнейшей жизни.
4. Классика рок музыки. «Машина времени», «Кино», «Люмен».
«Машина времени» — советская и российская рок-группа. Основана Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ 27 мая 1969 года. Жанр творчества группы включает элементы классического рока, рок-н-ролла, блюза и бардовской песни. Автор абсолютного большинства текстов песен группы — Андрей Макаревич,
Группа была создана на базе московской школе с английским уклоном, толчком были пластинки группы Битлз привезенные отцом Макаревича из-за границы. Группа пела англо-американские народные песни в начале творчества, выступала на школьных вечерах. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности. Позднее, когда «Машина времени стала непременным участником рок фестивалей в России, о ней заговорили многие. Группа пережила и взлеты и падения, и не выпускалась на большую сцену, и критические статьи в СМИ.
Песни Группы «Машина времени» исполняются и сейчас.
«Кино́» — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером, автором всех текстов и почти всей музыки неизменно оставалсяВиктор Цой, после смерти которого коллектив, выпустивший в общей сложности за девять лет на студийных альбомах более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов, прекратил существование.
Для песен характерна определённая навязчивость, многократное повторение одних и тех же слов или куплетов. Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики», в то время как тексты позднего периода наполнены героизмом и внутренним протестом, выражают позицию мужественной гражданской ответственности.
Популярность «Кино» с годами постоянно росла, если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись уже миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день — место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства, в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая «стена Цоя», которую поклонники исписали цитатами из песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре, оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами.
Люмен
«Lumen» (лат. lumen «свет») — российская рок-группа, играющая в жанре альтернативный рок. Основана в 1998 году в городе Уфе.
Тем временем у группы начал формироваться свой стабильный состав, музыканты искали свой звук, свой поэтический язык, название, в конце концов. После долгих споров и криков решили рассмотреть несколько вариантов и путем голосования выбрать имя, наиболее близкое своим юношеским убеждениям. В результате, остановились на «Lumen» - что по-латыни имеет отношение к свету и всему тому, что связано со светом. Отсюда родился и вполне жизнеутверждающий слоган: «Человек человеку — свет».
Группе LUMEN с её некоммерческой музыкой и ещё более некоммерческими текстами была закрыта дорога в СМИ, так как это единственная группа, поющая о социальном неравенстве.
После концерта в любой точке страны группа обязательно общается со зрителями без купюр, о том, что волнует, что болит и что не покажут по телевизору.
Первой победой было первое место на ежегодном конкурсе среди ВИА ССУЗов, где коллектив смог выступить во время празднования юбилея наряду с четырьмя другими местными группами. Следующим достижением стал гран-при Республиканского Открытого Фестиваля «Золотой стандарт» в ноябре 1999 года.
За время выступления на многочисленных фестивалях коллектив изменил характер музыки. В 2002 году группа собственными силами издает первый релиз — альбом «Live in Navigator club». В студии же «Навигатора» шла работа и над дебютным альбомом LUMEN, его записывал звукорежиссер Влад Савватеев. Одна из песен с будущей пластинки, «Sid & Nancy», попадает в эфир на «Наше радио» и становится радиохитом: песня продержалась больше двух месяцев в чарте радиостанции. Вслед за этим LUMEN поступает приглашение в Москву на фестиваль «Чартова Дюжина». Первое по-настоящему крупное выступление проходит «на ура», и по сей день музыканты считают это событие переломным в их карьере.ки в сторону более открытых и правдивых текстов
Вышел альбом «Без консервантов», в который вошли, помимо прочих, собственный вариант песни «Харакири» группы «Гражданская оборона» и одна из немногих песен на башкирском языке «Урманга».
В 2004 году группа выбирает новую выпускающую компанию и начинает работать с Вадимом Базеевым (продюсером и директором небольшого московского лейбла «Музыка-Вдох»). Вышедший в этом году диск «Три пути» продолжает направление, заданное первым альбомом: LUMEN продолжают писать хлесткие «проблемные» песни. Две из них, «С4» и «Сколько», тем не менее, снова попадают на радиостанции. Популярность LUMEN выходит на новый виток: на региональных фестивалях группа выступает в статусе хедлайнера, и ежегодно получает приглашения на крупнейшие российские фестивали. После выхода релиза состоялся первый российский тур LUMEN, насчитывающий более 20 городов.
Из лучших моментов записанного концерта режиссер Женя Прист монтирует live-video на песню «Государство» — трек, который не попадает ни на одну радиостанцию, но становится одним из самых «заказываемых» аудиторией на телеканале «A-ONE».
5. Мнения противоречивые.
Образовался огромный разрыв между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательном учреждении и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности в музыкальном искусстве, а это в свою очередь мешает полноценному развитию у них музыкальной культуры.
Конечно, музыку больше понимает и любит тот человек, который более подготовлен к ней, то есть тот, кто имеет музыкальное образование или природные данные и интерес к музыке. Ее влияние на психику и настроение людей огромно. Достаточно указать на боевую музыку, которая поднимает людей в бой сильнее устного приказа. Соответствующая музыка применяется как лечебный фактор в целом ряде медицинских учреждений.
Почему молодежь любит рок? Почему мы должны говорить о роке как о едином направлении? Рок разный.
Музыка, построенная на чистоте и силе звука выходящих за пределы легко усвояемых и благотворно действующих на человека, может и действительно оказывает резко отрицательное влияние на психику, интеллект и поведение человека. И в то время как музыкальное образование и врожденные способности человека воспринимают эти звуки как раздражающие и даже вызывающие болезненное состояние, у людей малокультурных, с грубыми чертами характера, склонных к различным аномалиям, эти звуки вызывают возбуждение, доходящее до экстаза.
-Жан Поль Режимбаль, «Социально-культурный феномен рок-н-ролла, появившийся в начале пятидесятых годов, обрушил на мир такую волну грязи, шлаков и человеческих жертв, что тридцать лет спустя превратился в наиболее мощную разрушительную силу для тела, души и сердца, которая когда-либо исходила из недр самого ада».
-Пат Бун писал: «Никто не может сказать, что влияние рок-н-ролла было здоровым и положительным. Он является как бы извращенным, чарующим флейтистом, приводящим целое поколение к саморазрушению» (автор имеет в виду легенду конца XIII века о флейтисте из немецкого города Гамельна. После того, как тот избавил город от наводнивших его крыс и не получил причитающегося ему вознаграждения, он решил отомстить за себя. Играя магическую мелодию на своей флейте, он привлек к себе всех детей города. Они пошли за ним в открытую расщелину горы, из которой больше уже никогда не вышли.
+ Один из первых распространителей рок-музыки Хэл Зигер писал еще в 50-х годах ХХ века: «Я понял, что эта музыка проникает в молодежь, потому что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто не сможет вышибить эту музыку из них...» Если поговорить с подростками об их музыкальных вкусах, то выяснится, что некоторые из них настолько увлечены рок-музыкой, что перенимают манеру поведения своих кумиров.
+ Стюарт Кадволладер, психолог уорвикского университета, один из инициаторов исследования "феномена хэви-металл" намерен представить доклад, обобщающий выводы работы группы ученых на конференции Британского Психологического Общества в Йорке.
"В обществе существуют определенные стереотипы. Так считается, что если ты интеллектуал то ты слушаешь классическую музыку, теперь же мы выяснили, что это не совсем верно. Среди одаренных подростков высок процент людей, которые отдают предпочтение именно классическому металлу", - утверждает Кадволладер.
+Интеллектуальные подростки, опережающие своих сверстников в умственном развитии чаще, чем прочие, слушают тяжелый рок (хэви-металл). К такому выводу пришли ученые из Университета Уорика (Великобритания).
Эта музыка помогает справиться со сложностями переходного возраста, с давлением, оказываемым социальной сферой на одаренных подростков, помогает нивелировать последствия социального неприятия общества
С одной стороны, рок - это рупор молодежи, иными словами музыкальное воплощение противоречивых настроев, которые ее раздирают и конфликтов с общепринятыми нормами. А с другой, рок музыка является одним из мощнейших инструментов шоу-бизнеса, цель которого - это коммерческая прибыль в развивающейся индустрии развлечений.
Такая двойная природа рока обусловливает “полиобразность” и противоречия развития этого музыкального жанра. Вся история развития рок музыки состоит из подобных циклов, вначале которых всегда состоял протест, бунт, рождение новых ценностей и новых стилей, возникновение исполнителей-основоположников стиля и групп. Затем следует процесс постепенного “приручения”, коммерциализации, иногда упрощения и впоследствии, возникновение вторичных рок-групп.
Как культурный феномен рок музыка является основоположником так называемого “рок-н-рольного образа жизни”, определенного стиля поведения и системы жизненных ценностей, в своем роде философии. Но, не смотря на общий источник, многие субкультуры, возникшие на основе рок музыки, часто имеют мало схожего.
Многие подростковые особенности находят выражение в рок музыке.
Группа «Машина времени» поет песню «Однажды мир прогнется под нас», в которой можно выделить некоторые психологические особенности подростка попытка выделиться, показать свою особенность, неповторимость, максимализм.
«…Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас,
Однажды он прогнется под нас».
Песня этой же группы «Марионетки» затрагивает тему о том, что кто-то в тени, за сценой управляет миром,
«… До чего ж порой обидно,
Что хозяина не видно:
Вверх и в темноту уходит нить.
А куклы так ему послушны,
И мы верим простодушно
В то, что кукла может говорить».
Таких песен у группы «Машина времени» достаточно много.
У российской группы «Кино» - песня «Хочу перемен» выражает желание каждого подростка изменить этот мир, веру в то, что это под силу ему.
«…Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно всё это,
Чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе,
Так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен
Перемен, мы ждём перемен».
Группа «Люмен» - в песне «Государство» поднимает вопросы социального неравенства, о беспомощности простых людей против власти.
«Заплати налоги и живи спокойно
Но каждый рубль как покойник
На эти деньги люди сверху
Нас, всех остальных, превращают в перхоть
Они проводят невнятные реформы
Меняют гаишникам название и форму
Кидают стариков через одно место
Каждый день проверяя, из какого же мы теста…»
В песне «Гореть» (группы «Люмен») поется о людском равнодушии, о внутреннем одиночестве.
«…Зачем кричать, когда никто не слышит,
О чём мы говорим? Мне кажется,
что мы давно не живы, зажглись и потихоньку догорим.
Когда нас много начинается пожар,
И города похожи на крематорий и базар,
И все привыкли ничего не замечать,
Когда тебя не слышат для чего кричать?»
«С небес на землю»
Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. В рок-музыке, как в зеркале, отразились потрясения, через которые прошли послевоенные поколения молодежи - стихийные социальные выступления
Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от окружающей действительности. Она образует для них «культурную нишу», в которой можно «отсидеться до старости», укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни, или дает возможность для творческого высказывания, создания и исполнения рок-музыки. Так же она дает стимул к изучению иностранных языков. В свое время было трудно найти отечественную литературу по рок-музыке, однако подростки находили свои пути, чтобы постоянно быть в курсе последних новостей рок-музыки. Регулярно читая зарубежные музыкальные журналы, они овладевали знаниями иностранных языков. В настоящее время большая часть подростков коллекционирует зарубежную музыку, великолепно ориентируется в иностранных названиях и терминах, но при этом едва «тянет» на удовлетворительную оценку по английскому языку (движения хиппи и панков, трагедия наркомании и духовные искания…).
Необходимо отметить неоспоримость положительного значения рок-музыки. На ней уже выросло не одно поколение и она продолжает развиваться, приобретая все больше и больше поклонников. Рок-музыка дала молодежи возможность самовыражаться и высказывать свои требования и желания. У молодежи открылось второе дыхание, она вышла из небытия. Конечно, у рока были и недостатки. Многие поклонники рок-музыки воспринимали вседозволенность рок - культуры, выражавшуюся в музыке, слишком буквально. Это и пристрастие к наркотикам, и вызывающее дерзкое поведение на улицах, и прочее. В зависимости от направления рок-музыки и целей, которые ставят пред собой её исполнители, композиция может побудить к глубокому размышлению, или, напротив, погрузить в состояние апатии, или вызвать вспышку агрессии. Сами музыканты, ни в коем случае не призывают своих слушателей к агрессии. Они хотят помочь человеку разобраться в себе, сказать, что он не один в этом мире. О том, что нужно пытаться изменить себя, и попробовать изменить мир в лучшую сторону! Доказать всем и прежде всего себе, что ты чего-то стоишь! Нужно перестать закрывать глаза на чьи-то проблемы, боль или страх. Вот что хотят донести нам современные рок группы.
6. Выводы:
1. Рок нужен – как форма выражения. Рок музыка значима для подростков потому что, отражает особенности подросткового возраста через тематику песен, музыкальный материал.
2. Рок музыка нужна для снятия агрессии, негатива, отрицательных эмоций, выплеска адреналина у молодых людей подросткового возраста - как бы психологическим очищением от скопившейся негативной энергии.
3. Рок, как приобщение к взрослой жизни - отражение социального неравенства в обществе.
4. Несмотря на противоречивые мнения психологов, критиков и родителей, подростки продолжают слушать и петь рок, так как находят в нем отражение своего мировосприятия.
5. Если подросток не становиться зависимым от рок музыки (в результате психологических проблем) происходит становление мировоззрения, взросление подростка.
7. Список используемых материалов:
2. http://russrock.ru/history/8376-istorija-gruppy-lumen.html
3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E8%ED%EE_(%E3%F0%F3%EF%EF%E0)
4. http://mashina.ru/test1000/mashina/history.html
5. http://www.rusbeseda.ru/archive/1.htm#1130
6.http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/rock.htm
Рок-музыка и психология подростка.
Вначале эта музыка никем не принималась всерьез. Считалось, что это еще одна мода, которая скоро пройдет, как это было с чарльстоном, буги-вуги и твистом. Но, как пишет Жан Поль Режимбаль, «Социально-культурный феномен рок-н-ролла, появившийся в начале пятидесятых годов, обрушил на мир такую волну грязи, шлаков и человеческих жертв, что тридцать лет спустя превратился в наиболее мощную разрушительную силу для тела, души и сердца, которая когда-либо исходила из недр самого ада». Пат Бун писал: «Никто не может сказать, что влияние рок-н-ролла было здоровым и положительным. Он является как бы извращенным, чарующим флейтистом, приводящим целое поколение к саморазрушению» (автор имеет в виду легенду конца XIII века о флейтисте из немецкого города Гамельна. После того, как тот избавил город от наводнивших его крыс и не получил причитающегося ему вознаграждения, он решил отомстить за себя. Играя магическую мелодию на своей флейте, он привлек к себе всех детей города. Они пошли за ним в открытую расщелину горы, из которой больше уже никогда не вышли).
Существенная разница между чарующей музыкой флейтиста и рок-н-роллом та, что первая действует на высшие функции мозга, а вторая — на самые низшие, пробуждая животные инстинкты агрессии и разрушения.
Музыка может быть музыкой, то есть одной из высших форм искусства, только тогда, когда она идет в ногу с прогрессом и даже указывает ему правильный путь. Между тем прогресс обязательно направлен по пути добра, гуманизма, человеческих отношений друг к другу, дружбы и взаимопонимания. Прогресс — это создание лучшего, благородного, доступного всем людям. Именно поэтому музыке придают большое значение в воспитании лучших свойств души человека.
Аристотель писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Конечно, музыку больше понимает и любит тот человек, который более подготовлен к ней, то есть тот, кто имеет музыкальное образование или природные данные и интерес к музыке. Ее влияние на психику и настроение людей огромно. Достаточно указать на боевую музыку, которая поднимает людей в бой сильнее устного приказа. Соответствующая музыка применяется как лечебный фактор в целом ряде медицинских учреждений.
Однако музыка, построенная на частоте и силе звука, выходящих за пределы легко усвояемых и благотворно действующих на человека, может и действительно оказывает резко отрицательное влияние на психику, интеллект и поведение человека. И в то время как музыкальное образование или врожденные способности человека воспринимают эти звуки как раздражающие и даже вызывающие болезненное состояние, у людей малокультурных, с грубыми чертами характера, склонных к различным аномалиям, эти звуки вызывают возбуждение, доходящее до экстаза.
На этом и основано влияние рок-музыки на некоторую часть нашей молодежи. Этому же способствуют повышенные интерес и внимание к такого рода музыке со стороны средств массовой информации.
К сожалению, выступившие по телевидению и в печати композиторы Щедрин и Петров не пошли дальше примитивных суждений об этой музыке и, подыгрывая настроениям некоторых оголтелых любителей рока, фактически подлили масла в огонь. Композиторы, правильно оценивающие ненормальное положение с музыкой в нашем обществе, почему-то молчат — или их не печатают.
Ввиду того, что рок-музыка оказывает резко отрицательное влияние не только на интеллект, психику, морально-этическое состояние молодежи, но и на физическое здоровье человека, я позволю себе высказать по данному вопросу свое мнение, основанное не только на собственном восприятии и понимании этой музыки, но и на изучении научной литературы, посвященной этой проблеме.
Прежде всего надо сказать, что далеко не всех молодых людей, как об этом нередко говорят, привлекает и захватывает эта музыка. Как я уже говорил, люди (в том числе и молодежь), воспитанные на классической и народной музыке, воспринимают рок и даже джазовую музыку отрицательно. Следовательно, суждение о том, что вся молодежь «с ума сходит» от этой музыки, а только пожилые люди ее не понимают, в корне неверно. Дело не в возрасте, а в интеллекте и воспитании.
Кто же поддерживает, финансирует развитие рок-музыки и способствует ее дальнейшему распространению? Считается, что рок-музыка призвана к развитию социально-культурной, политической, экономической, нравственной и духовной революции. И эта революция является частью значительно более обширного проекта, задуманного и финансируемого иллюминатами. Иллюминаты — это старый мистический орден, основанный 1 мая 1776 г. несколькими отступниками, в частности, каноником Рокка, английским епископом Альбертом Пайком. Это посвященное Сатане общество ставит своей целью всемирный захват всех экономических, политических, военных, религиозных и других сил с целью основания одного единственного мирового правительства. Для полного обладания молодежью, безразличной к политике и обществу, иллюминаты в массовом масштабе стали распространять рок-продукцию с тем, чтобы обеспечить всемирное распространение наиболее агрессивных групп. Это составная часть задуманного иллюминатами мирового заговора, явная цель которого воспитать молодежь в духе космополитизма, соответствующем приходу к власти одного единственного мирового правительства.
О степени влияния рок-музыки и распространения дискотек говорят следующие данные: по результатам анкетирования, проведенного в 1981 г. в США, 87% всех подростков проводят от 3-х до 5 часов в день, слушая рок-музыку. Позднее распространение этой музыки еще усилилось. С появлением более совершенной аппаратуры они проводят за этим занятием 7 или 8 часов. Из продаваемых ежегодно во всем мире пластинок 90% — записи рок-музыки (130 млн в год). К этому надо добавить еще 100 млн рок-альбомов.
Возможно ли, чтобы этот наплыв музыкального неистовства не возымел никакого эффекта в физическом, психологическом, умственном, нравственном и духовном планах как на индивидуумы, так и на массы? Какие данные позволяют оценит I. С медицинской точки зрения
а) Физические эффекты. Проведены многочисленные исследования для оценки влияния рок-музыки, вызывающей тяжелое травмирование слуха, зрения, позвоночника, эндокринной и нервной систем у лиц, пристрастившихся к этому жанру музыки. Боб Ларсен из Кливленда выявил существенные изменения в организме у более чем 200 пациентов. Он отметил, что эта музыка вызывала изменение пульса, дыхания, повышенную секрецию эндокринных желез, в частности желез, регулирующих жизненные процессы в организме. Когда мелодия поднимается — гортань сжимается, когда мелодия опускается — гортань расслабляется.
Основной метаболизм и содержание сахара в крови претерпевают изменения в процессе слушания. Эти эффекты усиливаются с усилением интенсивности звука. При уровне свыше 80 децибел действие музыки вызывает неприятные ощущения, при уровне 90 децибел она становится вредной. Во время рок-концертов измерение показывает 106-108 децибел в центре зала и почти 120 децибел вблизи оркестра. Поэтому у молодых людей, слушающих эту музыку, изменение слуха наблюдается в такой степени, которая обычно характерна для людей старше 50 лет.
Кроме того, резко возрастает число лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями и расстройством равновесия в организме.
Интенсивность специального освещения и использование лазерных лучей вызывают необратимое разрушение зрения, так как в случае проникновения луча в глаз он может вызвать ожог сетчатки с образованием слепого пятна. Кроме того, короткие вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, вызывают головокружение, тошноту, галлюцинаторные явления.
Адам Книст пишет: «Основное действие рок-музыки вытекает из уровня ее шума, который вызывает неприязненность, истощение, нарциссизм (самовлюбленность), панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое состояние. Рок не является безобидным времяпровождением. Рок — это наркотик, более смертоносный, чем героин, который отравляет жизнь нашей молодежи.
Что касается сексуального плана, то здесь, согласно данным Ларсена, происходят следующие изменения: низкочастотные колебания, созданные усилиями бас-гитары, к которым добавляется повторяющееся действие бита, в значительной мере влияют на состояние спинномозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на железы, регулирующие секрецию гормонов. В результате нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, происходит изменение уровня инсулина в крови. Вследствие этого функции контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.
б) Психологическое действие. Как бы ни были губительны физиологические последствия рока, его психологические последствия еще более страшны, поскольку рок-музыка наносит своим слушателям глубокие психо-эмоциональные травмы. Вот некоторые последствия этих травм:
1. Изменение эмоциональных реакций, вытекающих из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию.
2. Утрата контроля над способностью к сосредоточению.
3. Ослабление контроля над умственной деятельностью и волей.
4. Нервно-чувственное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации.
5. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мышечной координации.
6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие глупца или робота.
7. Депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно при сочетании рок-музыки и наркотика.
8. Тенденция к самоубийству и убийству усиливается при продолжительном прослушивании рок-музыки.
9. Самоизувечивание в его различных формах, особенно на больших собраниях.
10. Необузданные порывы к разрушению, вандализму, мятежу после концертов и фестивалей рока.
II. Изменение нравственности
Последствия рок-музыки связаны с главными темами рок-н-ролла: мышление, сила воли, свобода воли и нравственное сознание подвергаются столь сильному воздействию со стороны всех органов чувств, что их способность к здравому суждению и сопротивлению оказываются сильно притупленными, а иногда вообще не контролируются. В этом состоянии нравственного и умственного угнетения дает зеленый свет разгулу наиболее диких, до того сдерживаемых импульсов — ненависти, гневу, ревности, мстительности, вплоть до убийства и самоубийства.
Самое лучшее нравственное и духовное воспитание не может долго устоять перед эрозией сознания, сердца и духа, которая вызывается длительным прослушиванием рок-музыки.
III. Социальные последствия рока
Концерты и фестивали рока вызывают такую массовую истерию, что бунты и драки вспыхивают в самый разгар сенсационных событий, спонтанно возникающих во время концерта или публичной демонстрации. Вот несколько примеров. В Ванкувере (Канада) хватило 30 минут на то, чтобы 100 человек получили серьезные ранения в связи с фестивалем рока. В Цинцинати (США) в Колизее Ривер в декабре 1975 г. 11 молодых людей были затоптаны до смерти 10 тысячами зрителей, которые снесли барьеры, чтобы попасть на фестиваль. В Мельбурне (Австралия) более тысячи человек получили серьезные ранения в связи с фестивалем рока. 650 молодых людей нашли свою смерть во время одного из уик-эндов в Лос-Анжелесе. Репортаж об этом сделан калифорнийской телестудией.
В своем научном труде «Большой бит» Ф. Гарлок писал: «Участники хаоса и беспорядка не могли бы найти более совершенный двигатель для передачи и вдалбливания своих идей и философии в молодое поколение различных стран мира. Так, в двух странах, где рок-н-ролл наиболее популярен, в США и Англии, не только наблюдается высокий уровень упадка среди молодежи, но также и быстрый рост числа преступлений, совершенных молодежью, рождение внебрачных детей, различного рода насилий, убийств, самоубийств.
Ученые полагают, что рок-н-ролл на протяжении последних 30 лет вызвал такое глубокое разложение молодежи, которое до сих пор не отмечалось в истории. В то время как на борьбу с загрязнением воздуха и воды, на борьбу с шумом тратятся миллиарды, не находится ни ресурсов, ни средств, ни твердой воли для преодоления нравственного и духовного загрязнения молодежи, являющейся жертвой этого обширного заговора.
Вызывает удивление, что власти оказываются беспомощными перед всякого рода бедами, порождаемыми этой смертоносной сатанинской музыкальной волной. Старая истина: «Разложите молодежь — и вы победите нацию».
ФЁДОР ГРИГОРЬЕВИЧ УГЛОВ
Итак, функции рок-музыки в жизнях молодых людей:
1.
Коммуникативная. Любая субкультура, а в частности рок-культура, служит одним из основных и самых главных средств в общении молодежи.
2. Группообразующая функция. Большинство молодых людей довольно часто объединяются в группы по интересам. К примеру – образование фан-клубов исполнителя, совместные походы на рок-концерты и др.
3. Пронологическая. У почитателей рок-музыки довольно часто складываются определенные поведенческие стереотипы. В рок-культуре довольно часто создается достаточно противоречивый имидж человека из рока. С одной стороны человек, который слушает рок, стремится совершенствоваться интеллектуально. Он читает горы философской, а также религиозной литературы, учится играть на различных музыкальных инструментах. Но с другой стороны – у таких людей очень часто формируется ярко выраженная потребность в абсолютно неограниченной свободе, что влечет за собой развитие и частые проявления девиантного поведения. Особенно у подростков.
4. Компенсаторная. Молодежь углубляется в свои внутренние переживания, бегут в мир иллюзий, чем и компенсируют свою жизненную эмоциональную невыразительность.
5. Рекреативно-гедонистическая функция. Данная функция неразрывно связана с наслаждением, которое испытывают рок-фанаты при прослушивании своей любимой музыки.
6. Аксиологическая функция. Данная функция имеет очень важное значение. В зависимости от смысловой нагрузки определенной песни, музыка может давать определенную установку на добро, на нравственные ценности. Но может быть и наоборот. Рок-музыка может формировать, культивировать и такие негативные качества как цинизм, мизантропия, потребительство.
7. Идентификация с себе подобными. Не совсем уверенно чувствующие молодые люди в жизни обладают очень высокой склонностью к самоотождествлению с так называемыми «сильными личностями», которыми кажутся рок-исполнители.
8. Функция самоутверждения, самореализации. Эта функция может быть выражена в творческом высказывании, а так же в создании, исполнении музыки. А вот с другой стороны эта функция выражается в потреблении, в обладании эксклюзивными музыкальными записями, самой свежей информацией о жизнях и о творчестве исполнителей.
9. Функция эскапизма. Как правило, именно рок-музыка заставляет подростков бежать от окружающей действительности, молодые люди, приверженцы рок-культуры, часто просто напросто игнорируют сложные ситуации, убегая от проблем.
Австрийский ученый Зигмунд Фрейд в работе « Неудовлетворенность культурой» (издано 1966-1967 г.) пишет о том, насколько жизнь тяжела для человека и о том, сколько боли приносит она. Поэтому нельзя обойтись без средств, приносящих облегчение. Имеется три рода таких средств: сильное отвлечение, позволяющее придавать меньшее значение несчастьям, например – наука; заменители удовлетворения, уменьшающие бремя этих несчастий – искусство – фантазия души человека; третий путь – это наркотики, делающие людей нечувствительными к проблемам жизни.
Особенно сильное психологическое влияние на психику молодежи сегодня имеет музыка в стиле «Рок».
Восприятие рок-музыки коренным образом отличается от восприятия любой другой музыки.
« Рок», как музыкальное течение, за исключением серьезных произведений в этом жанре, часто грешит примитивными мелодиями и текстами.
О примитивизме и громкости рок-музыки, исписаны горы бумаг, как и о «вандализме» публики и о бесчинствах рок-звезд.
Однако огульное отрицание этой музыки ни к чему не приводит, равно как и слепое поклонение «фанов».
Говоря о «роке» серьезно, хотелось бы, не столько дать оценку этому жанру, сколько сказать о нем как о явлении.
Швейцарские ученые во главе с доктором Клаусом Сабалем провели исследование, в котором выяснили о влиянии рок-музыки на психику подростков. Проследив за их поведением, ученые пришли к выводу, что склонный к гормональным всплескам организм подростков, приходит в возбуждение от «рока». Эта музыка служит стимулятором выработки в организме адреналина, который в свою очередь «бьет по коже».
Изменение биохимических реакций организма в ответ на ритмическое воздействие музыки носит избирательный характер.
У звука есть еще степень громкости. И если она превышает определенный предел, происходит не просто запуск той или иной реакции, а ломка всего тонкого природного механизма – слуха, наиболее тонкого органа чувств в организме человека.
При обследовании рок-туссовки учеными была выявлена большая группа подростков с признаками заболевания, которому дали название – «музыкомания». Картина и симптомы этой болезни очень схожи с приемом наркотиков - появляется полная зависимость.
Если человек без меры слушает музыку такой эмоциональной силы, у него со временем может развиться патологическое влечение к ней с постепенными изменениями сознания.
Хотя по началу ничего страшного, казалось бы, не происходит – человек слушает музыку, однако звук постепенно усиливается. Хочется слушать ее все громче и громче. Это вызывает эйфорию – кратковременный подъем настроения, возбуждения.
Зависимость от музыкального наркотика увеличивается, наступают определенные изменения личности. Если невозможным становится получить определенную «дозу» музыки, настроение портится, появляется раздражительность, нарушается сон. Дело в том, что механизмы воздействия музыкального и обычных наркотических средств, схожи.
Резкие, трудноусвояемые звуки «рока», как правило, сопровождаются труднообъяснимым поведением, и в некоторых случаях дело заканчивается серьезными расстройствами психики.
По мнению немецкого, профессора Г. Рауха, определенные виды развлекательной музыки могут быть отнесены к сильным раздражителям нервной системы, вызывающим выделение стресс-гормонов, которые как бы «стирают» часть запечатленной в мозгу информации. 5-7% исследованных психологами «фанов» рок-музыки состоят или должны состоять на учете в психоневрологических диспансерах.
В последние годы ученые психологи особо озабочены процессом неосознанного или осознанного стремления значительной части молодежи к моральному и физическому саморазрушению.
Разрушение морально-этических и духовных ценностей – почва для развития саморазрушающих форм поведения.
Существуют общие, глобальные причины появления и роста молодежных движений. Так называемых неформалов: Хиппи, панков, рокеров, металлистов, волнистов, спортивных фанов, пацифистов, эмо.
Это - научно-технический прогресс, ускоренные процессы урбанизации, приводят к коренным изменениям в нашей жизни. Неизмеримо вырастают слуховые, зрительные, атмосферные нагрузки, изменяются формы общения, окружающая среда. Человек не успевает приспосабливаться к темпам жизни – этого не позволяют его биологические возможности. Меняется, затрудняется, а иногда и искажается процесс социализации человека, ему бывает сложно найти место в обществе. Слабеет основной канал, во все предыдущие эпохи обеспечивающий социализацию – семейный канал, способствующий передачи социальной информации и суммы социальных навыков от поколения к поколению.
Одновременно растет незащищенность людей от нагрузок и перегрузок в изменившейся среде. Старшее поколение теряет главенствующую роль. Традиционные ценности устарели в понимании молодежи, сменились новыми – стремлением к самостоятельности, самовыражению. Требуется большая свобода поведения, отстаивается свое право, не подчинятся традиционным требованиям искусства и быта.
Процесс формирования неформальных групп вызван также проблемой века – одиночеством.
Алиенация – отчуждение человека в обществе. И лучшей мерой отчуждения человека от его общества, всегда было искусство.
Индивидуумы крайне изолированы в обществе. Выбирая для себя рок-музыку, молодой «бунтарь» как бы отвергает своим выбором то, что «старшие» считают хорошим, отказывается от их наследия. Мало книг, в которых подростки узнавали бы себя и жизнь, их окружающую, получали ответы на мучащие их вопросы.
На эти вопросы они часто не могут получить ответы и от своих родителей.
Им чужд примитивно-благодушный репертуар популярной эстрады, грубо говоря, попсы.
А реальная жизнь – неукороченная, нерегламентированная, не приукрашенная – она повсюду. От нее не прикроешь ладонью глаза.
Вот что говорит один из уже повзрослевших фанов рока: « Чем был для нас рок? Что-то очень близкое, понятное, рассказывающее о наших же проблемах нашим же языком. Первый выход на рок-концерт знаменовал собой начало «взрослой» жизни. Знание названий рок-групп и их участников считал универсальным тестом для проверки человека на «культурность». Рок был не просто музыкой, созвучной моему восприятию мира, но и способом, при помощи которого я искал место среди своих сверстников. И хотя сами символы утратили для меня былое значение (волосы до плеч, рваные джинсы) и само пристрастие к высшей символике я считаю теперь признаками инфантилизма, осталось наивное «чувство поколения» - чувство уверенности, что я не один».
В поисках общности они собираются вместе, создают песни об одиночестве и исполняя их, уже не чувствуют себя столь одинокими.
Рок – это возможность скорейшего самоутверждения, в котором так остро нуждается подросток.
Что не возьми: наука, техника, производство, литература… Чтобы утвердить себя в любой из этих сфер, нужны годы.
А здесь – сегодня, сейчас ты можешь оказаться на скрещении юпитеров и сотен пар глаз, ты имеешь возможность говорить от себя, за себя, а то и за всех.
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
Шпаргалка. Мне эта тема интересна тем, что рок музыка появилась в 20 веке, отражает проблемы современной молодежи, является формой протеста против существующих социальных несправедливостей, в те или иные периоды в нашей стране не всегда была легализирована.
Актуальность этой темы я вижу в том, что большинство подростков слушает рок, и почти никто не знает о его влиянии на психологическое здоровье растущего организма .
Рок музыка – это возможность скорейшего самоутверждения, в котором так остро нуждается подросток. (мнения добавить) ( когда появилась 1-2 предложение)
Проблема: Недостаточные знания о влиянии рок музыки на психофизиологическое состояние подростка.
Гипотеза: Принято считать, что рок музыка отрицательно влияет на психологическое сознание, восприятие мира подростка……..
Цель: Определить влияние рок музыки на психологическое состояние подростка, на становление подростка в современном мире.
Задачи:
1 сбор материала по данному вопросу
2 анкетирование сверстников по вопросу рок музыки
3 сравнить классику рока на примере группы «Кино», «Машина времени» и современная группа «Люмен»
4 . Изучить мнения психологов, искусствоведов.
Объект: российская рок музыка
Предмет: «Кино» « Машина времени» « Люмен»
В результате проведенного анкетирования в котором участвовало 68 обучающихся 8-9 классов, были заданы вопросы:
Время появления рока (десятилетие)?
Нравится ли тебе рок?
Почему рок популярен среди молодежи?
Какие русские рок-группы ты знаешь?
Знакомы ли тебе группы «Машина Времени» , «Кино», «Люмен№?
Какие темы затрагиваемые российскими рок - группами тебе нравятся?
Выяснилось, что 20% знают время появления рок музыки в России,
77% отдают предпочтения рок музыки, 27% считают , что рок популярен среди молодежи т.к, поднимает проблемы молодежи.
100% опрашиваемых считают, что рок музыка отражает все стороны жизни, поднимает вопросы о социальной несправедливости, о духовно-нравственные вопросы.
Методы: сравнение, музыкальный анализ, сопоставление
Практическое назначение:
1. Известно, что в подростковом периоде развитие музыкальной культуры достигает определённого уровня. У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляется определённый круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентаций подростка во взрослой дальнейшей жизни. Личные наблюдения позволяют говорить о том, что большая часть подростков увлечена рок-музыкой.
. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западной, музыки. Рок в СССР появился в 60-е
Машина времени» — советская и российская рок-группа. Основана Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ 27 мая 1969 года. Жанр творчества группы включает элементы классического рока, рок-н-ролла, блюза и бардовской песни. Автор абсолютного большинства текстов песен группы — Андрей Макаревич,
«Кино́» — одна из самых популярных советских рок-групп 1980-х годов. Лидером, автором всех текстов и почти всей музыки неизменно оставалсяВиктор Цой, после смерти которого коллектив, выпустивший в общей сложности за девять лет на студийных альбомах более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов, прекратил существование
«Lumen» (лат. lumen «свет») — российская рок-группа, играющая в жанре альтернативный рок. Основана в 1998 году в городе Уфе.
|
Группе LUMEN с её некоммерческой музыкой и ещё более некоммерческими текстами была закрыта дорога в СМИ, так как это единственная группа поющая о социальном неравенстве.
После концерта в любой точке страны группа обязательно общается со зрителями без купюр, о том, что волнует, что болит и что не покажут по телевизору.
Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. В рок-музыке, как в зеркале, отразились потрясения, через которые прошли послевоенные поколения молодежи - стихийные социальные выступления
Конечно, музыку больше понимает и любит тот человек, который более подготовлен к ней, то есть тот, кто имеет музыкальное образование или природные данные и интерес к музыке. Ее влияние на психику и настроение людей огромно. Достаточно указать на боевую музыку, которая поднимает людей в бой сильнее устного приказа. Соответствующая музыка применяется как лечебный фактор в целом ряде медицинских учреждений. Можно немного добавить ещё о протеворечивых мнениях….
3. Если подросток не становиться зависимым от рок музыки (в результате психологических проблем) происходит становление мировоззрения, взросление подростка и т.д. опираясь на мнение психологов, врачей.
Известно, что музыка неизменно выражает мировоззрение композитора и что она может служить как добру, так и злу. Поэтому весьма интересно послушать, что говорят о роке те, кто его сочиняет и исполняет. «Рок-н-ролл — музыка языческая и примитивная...» (Мальколм Мак-Ларен). «Рок-музыка — это секс, и нужно бить ею их (подростков) в лицо» (Эндрю Олдхэм). «Рок-н-ролл — это секс настоящий, рок-н-ролл основан на низменной природе человека» (Пол Стэнли). Вот что можно прочитать на обложке одной из пластинок группы «Блэк Саббат», положившей начало поклонению дьяволу на рок-сцене: «И ты, бедный глупец, держащий в руках пластинку, знай, что ты этим продал свою душу, потому что она будет быстро захвачена адским ритмом, сатанинской силой этой музыки. И укус этого музыкального тарантула заставит тебя плясать без остановки, без конца».
Какие изменения претерпевала рок-музыка, проходя различные этапы в своем формировании? Как повлияли духовные поиски музыкантов на этот процесс? Об этом подробно рассказывается в книге Стива Тернера «Лестница в небо». Мы коснемся лишь основных моментов, чтобы понять, чем стала рок-музыка сейчас, спустя несколько десятилетий. Во второй половине 60-х годов свое влияние на рок-музыку оказали «неформальные» религии — от языческого колдовства до дзен-буддизма. После этого наступил этап использования наркотика-галлюциногена ЛСД для психоделического «путешествия». И сами рок-музыканты, и их почитатели активно использовали его во время рок-концертов. Далее последовало увлечение восточными религиями и медитацией.
Учитывая, что молодежь любит дискуссии, где они могут высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, можно вместе с ними обсуждать их любимую музыку. В книге «Поколение для Христа» показаны две цели, которые необходимо достичь. Во-первых, показать им, что говорит Бог на ту или иную тему о музыке. Например, сравнить, что говорит о сексе музыкант, а что говорит об этом Библия; или что музыканты говорят об успехе в жизни и какие черты успешной жизни показаны в Библии.
Во-вторых, необходимо помнить, что подростков не волнует вопрос, могут ли музыка или песни быть злом. Для них не имеет значения, насколько греховной может быть песня. Одни думают, что если она не причиняет им вреда, то ее можно слушать. Поэтому важно привести подростков к пониманию того, что музыка оказывает очень глубокое влияние на их личную жизнь. Когда они научатся критически относиться к своей культуре и к современной музыке, то смогут относиться по-христиански ко всему остальному. В противном случае они попадут на крючок сатаны...
Хотелось бы поразмыслить на тему «христианского рока». В последнее время появилась тенденция —привлекать неверующую молодежь в церковь с помощью той музыки, которая популярна в ее среде. Некоторые верующие даже предлагают проводить отдельные богослужения специально для молодых, используя рок-музыку для проповеди Евангелия и для прославления Бога. Возможно ли это? За всю историю существования рока такие попытки делались неоднократно.
Впоследствии многие музыканты отказывались от этого пути. Вот что говорит рок-музыкант Литтл Ричард, который понял, что рок-н-ролл — дьявольская музыка: «Ритмы современной музыки во многом пришли из вуду. В них слышится бой барабанов вуду. Если изучать музыкальные ритмы, это становится очевидным. Мне кажется, что такая музыка уводит людей от Христа. Она заразна. Я думаю, Бог хочет, чтобы люди отвернулись от рок-н-ролла и вернулись к Скале спасения. Только так они смогут подготовиться к вечной жизни».
Эта же тема раскрывается и в книге Базилеи Шлинк «Рок-музыка: откуда? куда?» Автор отмечает: «Рок-музыка остается рок-музыкой независимо от того, какие слова в ней употребляются. Сущность рока — в музыке, а не в тексте. Так называемая христианская музыка не может рассматриваться вне связи с происхождением и историей рока вообще. Она — лишь одна из ветвей единого дерева, питаемого и управляемого одним духом».
Автор рассказывает об одной супружеской паре миссионеров, которая поведала ей, как среагировал на «христианскую» рок-музыку туземец из Калимантана: «Зачем вы вызываете своей музыкой духов?» Этот человек узнал в музыке метод возбуждения психики, ранее использовавшийся им для достижения связи с темными, бесовскими силами.
Что же касается введения раздельных богослужений, то это как раз и является целью рок-музыки и того, кто за ней стоит, — увеличить брешь между поколениями. Наша же цель противоположна: соединить всех во Христе. Если мы сумеем передать христианские ценности подрастающему поколению, то сможем вместе служить Господу и прославлять Его святое имя.
Всем известно, что духовные христианские гимны — это гимны-проповеди, оставляющие неизгладимый след в душе человека. Они настраивают на спокойный лад, приготавливают сердца к слушанию Слова Божьего, назидают и обличают, несут радость и любовь, помогают лучше понять смысл христианства. Даже уличные дети, посещающие приют «Луч надежды» при нашей церкви, понимают это. Они с удовольствием слушают и поют полюбившиеся гимны из сборника «Песнь Возрождения». Неужели наши дети не способны на это?
Каждый, кто приходит в дом Божий, должен увидеть, что здесь совсем другой мир, другие отношения, другие ценности, другая музыка... Не будем же мы сквернословить или употреблять жаргонные словечки, чтоб привлечь этим неверующую молодежь в церковь? Зачем подталкивать наших детей к старой «кормушке»? Пусть овечки едят траву, а не мясо и пьют из чистого источника! На то они и овечки Божьи!
Я написала это не к осуждению, а к размышлению... Быть может, кто-то, узнав об истоках рок-музыки, ее целях и плодах, посмотрит на нее другими глазами. Лично для себя я решила, что слушать рок-музыку — то же самое, что есть идоложертвенное.
Имея свободу во Христе все же не стоит забывать: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).
Антонина СИМУСЕВА
Интересные факты о мультфильме "Моана"
В Китае испытали "автобус будущего"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Рисуем лошадь акварелью
Кто чем богат, тот тем и делится!