Автор изучает историю, архитектуру, значение Храма Василия блаженного, приходит к важному открытию в области культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
kurennov_egor_npk_1.doc | 113.5 КБ |
Муниципальное учреждение управления образованием
«Комитет образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей №20»
Городская конференция обучающихся 5-7 классов
«Шаг в будущее-2012»
«Значение Покровского собора и его влияние российскую культуру»
Автор: Куреннов Егор
Класс: 7
Научный руководитель:
Бурмистрова Ольга Валентиновна,
учитель музыки
г. Междуреченск 2012.
Департамент образования и науки Кемеровской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Центр довузовской подготовки
Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся «Эрудит-2013»
история
ЗНАЧЕНИЕ ПОКРОВСКОГО СОБОРА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ КУЛЬТУРУ
Автор: Куреннов Егор Антонович
Класс: 8
ОУ: МБОУ «Гимназия № 20»
Город: Междуреченск
Научный руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
КЕМЕРОВО 2013
Содержание:
1 Введение.
2. Виды храмов на Руси.
3. Построение Покровского собора (Храма Василия Блаженного)
4. Подражание на Руси.
5. Выводы.
Введение
Тема моей исследовательской работы «Значение Покровского собора и его влияние российскую культуру».
Мне эта тема интересна тем, что по в самом центре нашей столицы – городе Москве стоит на Красной площади необыкновенный храм, весь яркий, разноцветный, неповторяющийся и зовут его в народе Храм Василия Блаженного (настоящее же название Покровский собор). Мы можем видеть много русских храмов на Руси, но все они даже отдаленно не напоминают Храм Василия Блаженного.
Актуальность данной темы в том, чтобы возродить интерес и понимание, чувство гордости и патриотизма к отечественной истории, архитектуре, культуре.
Покровский собор - один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сегодня это популярный музей и действующий храм, более известный как собор Василия Блаженного. Он расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке.
Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и до сих пор именуются храмом Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного и в старые времена пользовался невероятной популярностью у заезжих иностранцев. Причудливая форма и гигантские по тем временам размеры вызывали удивление даже у искушенных путешественников.
Один из летописцев писал: «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой».
К вопросу о стиле: По мнению М. Г. Худякова, храм Василия Блаженного больше всего напоминает разрушенную после взятия Казани мечеть Кул-Шерифа с ее 8 минаретами.
М. Г. Худяков приходит к выводу о наличии глубокого внутреннего смысла в факте постройки собора с характером мусульманского зодчества в память о завоевании Казанского ханства. «Правительство митрополита Макария создавало тем самым наглядную эмблему подчинения мусульманской страны христианской державе, как бы заставляло мусульманское искусство служить христианской религии и тем осуществляло двойную, художественно-политическую идею слияния татарского Востока с Россией».
По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.
Каждый год в Москву приезжают тысячи иностранцев, для которых собор Василия Блаженного, может, даже в большей степени, чем Кремль, является олицетворением подлинной России, русского духа и истории.
Гипотеза - возможно, эта яркость схожая с лубочным письмом или матрёшечностью не случайна и отражает единение когда-то разных княжеств в единое государственное пространство или это пристройки разных времен.
Проблема: Почему этот храм так многолик, «многонароден» и почему столь неординарное строение находится на лобном месте или на Красной площади?
Цель: Выявить значение Покровского собора и его влияние на российскую культуру.
Задачи:
1. Собрать материалы по данной теме.
2. Выявить характерные исторические особенности построения Покровского собора в Москве.
3. Найти «Подражательные» соборы.
Обьект : Православные храмы
Предмет: Храм Покрова Богородицы в Москве
Использованные методы: наблюдения, сравнения, обобщения,
Практическое назначение: использование на уроках истории, литературы, ИЗО, музыки, МХК.
2. Виды храмов на Руси.
Выдающиеся исторические храмы каждого государства являются первым источником для суждения о характере и истории различных видов церковного искусства. В них наиболее ярко и определенно выразились, с одной стороны, забота правительства и населения (в области церковного строительства), художников (в области живописи) и духовных композиторов (в области церковного пения).
Эти храмы, естественно, являются и первым источником, откуда проистекает и разливается художественный вкус и навык по всем уголкам государства. Взоры жителей и путешественников с интересом и любовью останавливаются на стройных архитектурных линиях, на священных изображениях, а слух и чувство внимают умилительному пению и благолепным действиям совершаемого здесь богослужения. И так как большинство исторических русских храмов связаны с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и царствующего дома — то эти храмы будят и возвышают не только художественное, но и патриотическое чувство. Таковы русские храмы: Успенский и Архангельский соборы, Покровская церковь (собор Василия Блаженного и храм Христа Спасителя в Москве; Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский, Петропавловский и Смольный соборы, храм Воскресения Христова — в Петербурге, храм в Борках близ Харькова на месте чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. и многие другие.
Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая их этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской. Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь — корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного. Крестообразный вид храма (византийский и романский стили) указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов. Круглый вид напоминает, что Церковь Божия будет существовать бесконечно. Купол — наглядно напоминает нам о небе, куда мы должны устремляться мыслями, особенно во время молитвы в храме. Кресты на храме издали наглядно напоминают, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа.
Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Шатер — это многогранное (чаще восьмигранное) завершение архитектурного сооружения. Шатровые храмы, колокольни, башни и крыльца сооружали из дерева и камня.
Первые каменные шатровые храмы на Руси появились в первой трети XVI в. в царских усадьбах — церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), а затем в центре Москвы — Покровский собор (1555-1561 гг.), церковь Сергия в Кремле (1565 г.).
Время распространения «шатрового» вида в России оканчивается в XVII веке; позднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти (может быть, вследствие отличия его от исторического — византийского стиля). В последние десятилетия XIX в. пробуждается возрождение этого вида храмов. В этом виде создается несколько исторических церквей, например, религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви и храм Воскресения на месте убиения царя-освободителя — «Спас-на-крови».
Кроме «шатрового» вида, существуют еще другие формы национального стиля: удлиненного в вышину четырехугольника (куба), вследствие чего часто получаются верхние и нижние церкви, двухсоставная форма: четырехугольника внизу и восьмиугольная вверху; форма, образуемая наслоением нескольких квадратных срубов, из коих каждый вышележащий уже нижележащего. В царствование императора Николая I для постройки военных церквей в С.-Петербурге был выработан архитектором К. Тоном однообразный стиль, получивший название «тоновского» стиля, примером которого может служить церковь Благовещения в конно - гвардейском полку.
Построение Покровского собора
Старинная легенда гласит, что в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь".
Собор был построен за период с 1555 по 1561 гг. на месте храма Святой Троицы по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Об авторстве проекта мнения историков расходятся. Одни считают, что архитектор был всего один – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Другие ученые утверждают, что архитекторов было двое: один – Барма, другой – Постник. По третьей версии, зодчим собора выступил итальянский архитектор, однако документального подтверждения этой теории нет.
Существует и мрачноватая легенда, согласно которой архитектора (или архитекторов), построившего храм, ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы зодчий не смог нигде больше повторить своего творения. По мнению ученых, эта легенда не соответствует действительности, если автором был Барма-Постник, т. к. после строительства собора он принимал участие в строительстве Казанского кремля.
В 1588 году к Покровскому собору пристроили церковь Василия Блаженного, которая в архитектурном отношении представляла собой здание с отдельным входом. Церковь эта была возведена над захоронением известного русского святого Василия Блаженного, в честь которого и получила свое имя. Согласно бытовавшей в Москве легенде, Василий Блаженный первым начал собирать деньги на этот храм. Он приносил милостыню, которую подавали ему люди, на Красную площадь и бросал эти деньги через правое плечо. Даже самые лихие люди того времени не смели прикасаться к этим деньгам. Перед своей смертью Василий Блаженный отдал все скопленные деньги Ивану Грозному, который и приказал заложить на Красной площади собор.
В первозданном виде собор просуществовал до 1588 года, после чего к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного - известного московского чудотворца, умершего в 1557 году, который завещал похоронить себя на этом месте. После канонизации Василия Блаженного сын царя Ивана IV Грозного Федор Иоаннович приказал соорудить церковь. Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII века. Вскоре богослужения в церкви святого стали ежедневными, и, начиная с XVII столетия, имя придела перенеслось постепенно и на весь собор, став его "народным" наименованием
Место, на котором был возведен собор Василия Блаженного, было выбрано явно не случайно. Он находится прямо на пути, по которому в XIV–XV веках представители ханов Золотой Орды проезжали из Замоскворечья, а именно с Ордынской дороги через мост в районе Балчуга, в Ханский двор в кремле через Фроловские (Спасские) ворота. (Кстати, это название отсылает нас к святым покровителям коней, то есть коневодства, в православии, Фролу и Лавру; связанные с ними топонимы в Замоскворечье маркируют старинный тюрко-мусульманский район, где размещались Ногайский посольский двор, Татарские улицы и переулки, Татарская слобода и др.). Впоследствии, во второй половине XV века, с этого же места ханские послы поворачивали в свое Татарское подворье в Китай-городе. Предположительно, примерно в 200 метрах от будущего собора Василия Блаженного в первой половине XVI века располагался Казанский посольский двор. На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причем формы этих храмов взяты с разных образцов ("различными образцы и многими переводы"). Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно оригинальное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.
Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало "красивая".
Первоначально собор был красно - кирпичным с белокаменными деталями. Ныне существующая яркая раскраска относится уже к XVIII веку. Позднейшими пристройками являются шатровая колокольня и сводчатые наружные галереи - они сооружены уже в 17-м столетии. Свой окончательный вид собор приобрел только в конце XVII века, когда было пристроено крыльцо, а в собор перенесены престолы нескольких снесенных за ветхостью церквей.
К сожалению, пожары, которые были нередки в то время, не пощадили перекрытий храма. С другой стороны, именно взамен сгоревших перекрытий на храме появились фигурные главы, ставшие, пожалуй, главной отличительной чертой собора.
Изначально куполов было 25, символизировали они Господа и 24 старцев, сидевших у престола Его. Однако пожары внесли свою коррективу в архитектуру собора, и сегодня куполов осталось всего 10 – по количеству престолов церквей, его составляющих.
Любого, входящего в храм, изумляет суровая простота его интерьеров. Ликование, полет души остаются за порогом сказочного храма-памятника, храма-символа. А здесь, в полумраке темных приделов собора, господствует иная тема - тема памяти павших, тема повиновения, молитв за усопших и за весь род человеческий.
На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причем формы этих храмов взяты с разных образцов ("различными образцы и многими переводы"). Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно оригинальное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую.
Собор снаружи и внутри множество раз подвергался ремонтам, расписывался и переписывался. В пожаре 1739 года выгорела практически вся внутренность собора, погорели "иконостасы, окончины, св. иконы и вся утварь без остатка". После этого собор неоднократно ремонтировался. Существующая внутренняя роспись главного храма относится к 1784 году, боковый храмы и притворы расписаны в 1839-1845 годах.
Пожары также сильно повлияли на внешний облик храма, т. к. каждая реставрация после очередного пожара вносила в его архитектуру элементы, соответствующие эстетическим идеалам того века, в котором она проводилась.
Престолы в трех храмах на главной оси "запад-восток" освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало "красивая".
В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим.
Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы - уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.
При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а "есть только Престол Его"). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.
Сейчас собор Василия Блаженного представляет собой симметричный архитектурный ансамбль из 8 церквей, окружающих центральный, самый высокий храм. Каждая из 8 церквей названа в честь святого, в день которого произошло то или иное знаменательное событие во время похода Ивана Грозного на Казань. Центральный храм посвящен дню Покрова Богоматери, т. к. именно в этот праздник была приступом взята Казань. Все церкви собора соединены между собой обходной галереей и системой сводчатых переходов.
Собор Василия Блаженного мог исчезнуть во времена советской власти. Существует легенда, что собор хотели снести, чтобы освободить на Красной площади место для проведения парадов. Лазарь Каганович даже принес Сталину макет Красной площади со съемным собором Василия Блаженного. Сталин проекта не одобрил, произнеся знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!», и собор остался на Красной площади.
Правда, поговаривают, что храм уцелел только благодаря твердой позиции архитектора П.Д. Барановского, который пригрозил покончить с собой в случае сноса собора Василия Блаженного. Именно его долгие хождения по инстанциям уберегли храм, однако сам Барановский был осужден и несколько лет провел в тюрьме.
Описание собора
Всего в Московском покровском соборе 11 церквей. Они символизируют 11 дней когда были совершены победы Иваном Грозным, Церковь появлялась в честь того святого в который день была совершена та или иная победа.
1. Церковь Покрова Богородицы (центр.),
2. Церковь Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.))
3. Церковь Григория Армянского (сев.-зап.)
4.Церковь Входа Господня в Иерусалим (зап.),
5. Церковь Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.),
6. Церковь Св. Троицы (вост.)
7. Церковь Василия Блаженного
8. Церковь Александра Свирского (юго-вост.),
9. Церковь Варлаама Хутынского (юго-зап.),
10. Церковь Николая Чудотворца Великорецкого (юж.),
11.плюс один купол над колокольней
Церковь Покрова Богоматери
Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 (14 н.ст.) октября 1552 г. Высота церкви — 47,50 м. До конца XVI в. Покровский собор был самым высоким сооружением в Москве. В центральную церковь ведут три портала (входа) со стороны внутренней галереи собора. Архитектурное убранство порталов отличается большим разнообразием и оригинальностью, они богато украшены резным кирпичным декором в виде бус, розеток, чешуек, ромбов. Окончательная обработка кирпича происходила на месте, после того как порталы были выложены
Церковь Киприна и Иустины
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина».
В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Церковь Григория Армянского
Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни г. Казани.
Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим, который отмечают за неделю до Пасхи и на Руси называют Вербным Воскресеньем.
Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.
Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей.
Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.
Церковь Трех Патриархов
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового, память которых отмечается 30 августа (12 сентября н.ст.). Святители жили в разное время (IV-VIII вв.) и прославились тем, что активно противоборствовали действиям еретиков, искажавших учение Церкви.
В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Церковь Святой Троицы
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм. Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м.В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арок. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.
Церковь Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 г. над захоронением св. Василия Блаженного, Христа ради Юродивого, московского чудотворца. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича, сына Ивана IV.
Бесстолпный кубический храм перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Ее покрытие выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.
Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты с символами.
Церковь Александра Свирского
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского, память которого отмечается 30 августа (12 сентября н.с.). Великий подвижник прославился миссионерской деятельностью, обращая жителей русского Севера в православие.
В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.
Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «елку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон.
Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности.
Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы ХVI — начала ХVIII в.
Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах — традиционное изображение Голгофского креста.
Церковь Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского, память которого отмечается
6 (19 н.ст.) ноября. Русский подвижник XII в. особо почитался Василием III и его сыном Иваном Грозным как покровитель царского рода.
Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной - Покрова Богоматери.
Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освящает древнейшее в соборе паникадило XV века. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла. Иконостас реконструирован в 1920 гг. и состоит из икон XVI-XVIII вв. Особенность архитектуры церкви - неправильная форма апсиды - определила смещение Царских врат вправо.
Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.
Церковь Николы Великорецкого
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».
В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.
Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Ее высота — 28м.
Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII — начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода.
В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним
В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя.
Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.
Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собор.
В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом. В 2005 — 2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.
Смерть и воскресение - вот о чем повествуют образы храма Василия Блаженного. И эти духовные категории с небывалым по силе искусством воплощены в его внутреннем и внешнем облике. "Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века. Аминь". Эти заключительные строки православного символа веры лучше всего выражают художественный замысел зодчих великого собора.
4. Подражатели.
В разное время были созданы соборы Покрова Богородицы в разных городах: Севастополе, Харькове, Самаре, Санкт-Петербурге, Воронеже и т.д.
Главное отличие их в том, что Московский собор построен в разных стилях а «подражатели» в одном. Я считаю, что «подражатели» были построены как символы городов, где они стоят, т. к. считается, что московский собор Покрова Богородицы является символом города. Больше всего похож на храм Василия Блаженного и популярен и среди «подражателей» Спас на крови, который находится в Санкт-Петербурге.
СПАС НА КРОВИ
Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.
Заключение
1. Храм Покрова Богородицы в Москве (Храм Василия Блаженного) – почитаемый в народе россиянами храм, символ Москвы, зримый, удивлявший и почитавшийся иностранцами с XVI века. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.
2. Храм был заложен намного раньше Красной площади и мыслился как геометрический центр архитектурного ансамбля города. Службы из небольшого храма часто выносились под открытое небо на площадь перед храмом.
3. Глубинный сюжет строительства храма - от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим (Смерть и воскресение - вот о чем повествуют образы храма Василия Блаженного. И эти духовные символы воплощены в его внутреннем и внешнем облике. Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора - главного храма Третьего Рима.
"Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века. Аминь". Эти заключительные строки православного символа веры лучше всего выражают художественный замысел зодчих великого собора)
4. Строительство Храма Покрова Богородицы в Москве, а после и других русских храмов связано с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и царствующего дома — эти храмы будят и возвышают не только религиозное, художественное, но и патриотическое чувство.
5. Реализована идея соединения многоликого.
6. Во многих городах пытались копировать архитектурную идею - создавать нечто похожее, но в отличие от Московского храма Василия Блаженного имеют не разные пристройки как у него, а единую конструкцию (единое тулово) с разными куполами.
Список используемых материалов
5. http://rando.ucoz.ru/index/khram_vasilija_blazhennogo/0-50
6. http://www.vestnikk.ru/dosug/legends/6288-vasiliy-blazhennyy.html
Лягушка-путешественница
Пчёлки на разведках
По морям вокруг Земли
Солдатская шинель
Рисуем осень: поле после сбора урожая