Юные исследователи проволят сравнение военной песни в разные временные периоды.
Вложение | Размер |
---|---|
ВОЕННЫЕ ПЕСНИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ | 69.28 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
Музыка, МХК
ВОЕННЫЕ ПЕСНИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Авторы: Кутернина Эльвира Николаевна
Класс: 6
Бурмистров Иван Юрьевич
Класс: 7
ОУ: МБОУ Лицей № 20
Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
МЕЖДУРЕЧЕНСК - 2014
Оглавление
II. Основная часть. Развитие военной песни. 5
3) Песни о Великой отечественной войне, написанные современными композиторами рубежа XX- XXI веков. 13
III. Современное звучание военных песен. 15
V. Список используемых источников и литературы: 18
Тема нашей исследовательской работы «Военные песни вчера и сегодня».
Нам эта тема интересна тем, что военные песни поднимали народ на борьбу с врагом, играли важную роль в победе нашей страны над фашизмом. Слушая эти песни, мы испытываем гордость за своих прадедов, живших и воевавших во время ВОВ, у нашего поколения многие из старых военных песен вызывают эмоциональный отклик, слезы.
Занимаясь в музыкальной школе, исполняя эстрадные песни, я задумалась над тем, а почему песни военных лет были столь значимыми для народа, играли важную роль во время войны, пелись всем народом. А сейчас чаще всего мы слушаем аранжировки песен о Великой отечественной войне, написанные не для массового исполнения.
Актуальность этой темы мы видим в том, что приближается значительная дата – 70 - летие со дня Победы в Великой отечественной войне и в этом свете патриотическое воспитание молодого поколения через песенную культуру нашей страны очень значимо. Песни о Великой отечественной войне заставляют задуматься многих о происходящем в нашей жизни, о памяти перед прошлым в семье каждого из нас. Но одна особенность – почему-то во время ежегодных парадов Победы 9 мая звучат только старые песни, часто написанные во время Великой отечественной войны. А что же новые не создаются?
Проблема: а пишутся ли сейчас современные песни о Великой отечественной войне?
Гипотеза: Если молодежь не создает песен о ВОВ, то возможно эта тема не столь актуальна сегодня для молодого поколения, т. к. наиболее известны и живы в памяти события недавно прошедших войн (афганская, чеченская)
Цель: Выявить, создаются ли в наше время песни о Великой отечественной войне.
Задачи:
Объект: песни о великой отечественной войне 1941-1945 годов
Предмет: современные песни о Великой отечественной войне.
Было проведено анкетирование среди обучающихся 6, 8 классов. В анкетировании приняли участие 97 школьников.
Опрос был проведен по вопросам:
Опрос 6, 8 классов (участвовало 97 школьников) показал, что
Были использованы методы: обобщения, сравнения, анализа,
Практическое назначение:использование на уроках истории, музыки, МХК, классных часах.
(в качестве примеров военных и послевоенных песен взяты песни наиболее часто встречавшиеся уопрашиваемых обучающихся)
Чаще всего в анкетах 6 и 8 - классников встречались песни «Катюша», «Священная война», «В землянке», «Синий платочек», «Смуглянка».
«Священная война» первая песня, написанная в первый год Великой Отечественной войны.
Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.
«Священная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества.
Однако, вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда фашисты захватили уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.
Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова и имела широкий успех как в СССР, так и на зарубежных гастролях.
«Катюша». В1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого, и в феврале 1939 года состоялась премьера подготовленной им программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша». Спела ее в сопровождении оркестра солистка Валентина Батищева. Вскоре песню стали петь и другие певцы и певицы — Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей.
Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал их М. В. Исаковский, автор известных и популярных в ту пору песен: «Прощание», «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Любушка», «Зелеными просторами» и других.
Позднее поэта М.И. Исаковского познакомили с композиторомМ. И. Блантером. Поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
“Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее: ведь в 1938 году еще пылало пламя войны в Испании; в том же году, Красная Армия вынуждена была вести и вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах.
По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
В чем новизна и актуальность воплощения этой темы поэтом и композитором, привлекательность и неожиданность ее решения?
Не только в сюжете, но и в самом ее настроении. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.
Слова и музыка «Катюши» выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей.
Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой».
Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни.
Популярность как БМ, так и песни была велика. «Катюша» сейчас кажется военной песней. Хотя, если вникать в смысл, то это совсем не военная песня, а, скорее, лирическая.
* Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ.
* В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».
Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко | В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет: |
Отцветали яблони и груши, Уплыли туманы над рекой. Уходила с берега Катюша, Уносила песенку домой | Пусть фриц помнит русскую «катюшу», Пусть услышит, как она поет: Из врагов вытряхивает души, А своим отвагу придает! |
«Синий платочек»
В 1940 году в московском саду «Эрмитаж» выступал польский оркестр «Голубой джаз» под управлением Генриха Гольда. Тогда композитор Ежи Петерсбурский исполнил свою новую мелодию. После концерта к Петерсбурскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение «Синий платочек». Впервые песню «Синий платочек» исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра. «Синий платочек» пели Изабелла Юрьева и Вадим Козин, но до войны эта песня не получила широкой известности. Наступила война, и в тексте песни произошли некоторые изменения. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.
Новое рождение песни произошло несколько позже. Привычный уже «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Дело в том, что Клавдия Ивановна обратилась к сотруднику газеты «В решающий бой!» Михаилу Максимову с просьбой изменить слова песни,на более патриотичные. Тогда-то поэт и вставил в текст песни знаменитые слова о пулеметчике. Именно тогда и пришла самая широкая известность и распространение песни «Синий платочек».
С голоса народной артистки Советского Союза Клавдии Ивановны Шульженко «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет.
Текст песни, созданный в первые дни войны | Довоенный текст |
Двадцать второго июня, Ровно в четыре часа Киев бомбили, Нам объявили, Что началася война. Дрогнут колеса вагона, Поезд умчится стрелой. Ты мне с перрона, Я — с эшелона Грустно помашем рукой... | Ты уезжаешь далёко. Вот беспощадный звонок. И у вагона Ночью бессонной Ты уже странно далек. Ночной порой Мы распрощались с тобой. Пиши, мой дружочек, Хоть несколько строчек, Милый, хороший, родной |
«Сохранилась и газета с заметкой, рассказывавшей и о том, как восприняли эту песню у нас в дивизии, — продолжал между тем свои воспоминания Плющ. — Особенно пришлась она по душе пулеметчикам. Все они так и считали, что песня эта про них написана, коль заключают ее слова: «Строчит пулеметчик за синий платочек…»
заметка «Хорошая мода».
«И на фронте бывают свои поветрия, увлечения и моды.Пулеметчики нашей части не просто строчат, а выбивают чечетку. Некоторые «мастера» наловчились играть на пулеметах марши, чарльстоны, румбу. Пулеметчик Онищенко после того, как прочел стихи про синий платочек, наклеил на щиток своего «максима» портрет жены. «Ну как, Анюта, дадим фрицам прикурить?» — и нажимает гашетку. «Лейтенант М. Максимов».
В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссера Ю. Слуцкого «Концерт — фронту». Именно в нем прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К. И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Ее и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию.
«В землянке» - одна из самых лирических песен военных лет, «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Следует сделать вывод:
Что во время войны, наряду с призывными маршевыми, лирическими песнями, появились новые песенные жанры– где героиня не просто тоскует о любимом на фронте,а призывает бойца к успешной борьбе с врагом. Примеры:
Создавались они теми, кто пережил войну 60-70г. Воевавшее поколение, как в песне, так и в литературе говорило о войне жестче (о крови, о смертях, о предателях). Песни: «День победы», «До свидания мальчики», «Нам нужна одна победа» Б. Окуджава, и другие
Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.
Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания.
Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
Причина была в музыке и её авторе. Поэт Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы, а Давид Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам. В те времена музыкальную политику государства определяло руководство Союза композиторов, в основном весьма пожилые люди.Возраст в 30 с небольшим лет считался ещё незрелым. По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радионачальников, Тухманов никак не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба. Хотя Тухманов уже создал хиты «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец», «Песенка про сапожника», «Я люблю тебя, Россия», «Гуцулочка», «Мой адрес — Советский Союз», «Как прекрасен этот мир» и многие другие, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него ещё не было. И потому он, окончив Гнесинское училище, имея диплом профессионального композитора и написав три десятка популярных песен, только в 1973 году был принят в Союз композиторов.
Был и второй «минус» — в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. Не устраивали и современные методы оркестровки (например, использование бас-гитары) В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.
Леонид Сметанников исполнил песню на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем, но долго так и оставалось единственным исполнением в эфире.
Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенкоисполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз на «бис». После этого песню стала петь вся страна.«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.
«Нам нужна одна победа» — патриотическая популярная русская советская песня, посвященная Великой Отечественной войне.
Автор музыки — Булат Окуджава, автор слов — Булат Окуджава.
Впервые исполнена в 1970 году как звуковое сопровождение к фильму Белорусский вокзал, песню исполняет актриса Нина Угрант. Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу
Песня «Мы за ценой не постоим» была написана специально для фильма. Булат Окуджава рассказывал: «Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия. Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…» И вдруг Шнитке встает: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз». И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась».
«Журавли» – песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная, о ней стоит рассказать.
В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы – девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.
Поэта Расула Гамзатова поразила эта история, и он написал стихотворение “Журавли” на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале “Новый мир”. Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен, и он почувствовал, что эта песня может стать его прощанием, его личным реквиемом. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку.
Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.По его завещанию, на похоронах звучали его любимые песни, среди них и «Журавли».
Через много лет «Журавли» в исполнении Ансамбля им. А. В. Александрова прозвучала в Японии. Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочки с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного в мире оружия.
Сегодня «Журавли» - песня, близкая нам всем, песня, которая берет за душу и которую всегда слушают стоя. Образ летящих журавлей одинаково близок тем, кто вспоминает бои под Сталинградом и тем, кто шел на штурм Грозного.
Таким образом, песни, написанные в послевоенный период, создавалисьнепосредственными участниками войны, рассказывают о самой войне без прикрас: «Журавли», «Нам нужна одна победа»» «Мой милый, если б не было войны», «Ты же выжил солдат», «До свидания мальчики», «Он не вернулся из боя», «Бухенвальдский набат» и многие другие.
В текстах послевоенных песен выражены самые значимые понятия поколения пережившего войну. Например:
1) «Нам нужна одна победа,
одна на всех, мы за ценой не постоим…» («Нам Нужна одна победа» Б.Окуджава);
2) «Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь…» («Бухенвальдский набат» В.Мурадели, А.Соболев);
3) «Все теперь одному.
Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя» («Он не вернулся из боя» В.Высоцкий);
4) «Ещё до встречи вышла нам разлука,
А всё же о тебе я вижу сны,
Да разве мы б прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны…» («Мой милый, если б не было войны » М.Минков, И. Шафран).
Начиная работу нами предполагалось, что в наше время совсем не пишут песен о Великой отечественной войне, но долгие поиски этих песен в системе Интернета, анализ недавно прошедшего в Междуреченске (12.02.2014, 24.02.2014) городского фестиваля патриотической песни «Звездный дождь» показал, что есть песни о Великой отечественной войне, создаваемые в наше время.
На городском конкурсе звучало много песен о великой отечественной войне и 82% из них – это новые песни, написанные нашими современниками.Песни эти в музыкальном плане сложные для исполнения, написанные для отдельных исполнителей, групп(ансамблей), не исполняются массово хоровыми коллективами.
Пример таких песен: «Спасибо деды, за победу», «Баллада об обелисках» - песня новокузнецкого композитора А.Ф.Ляпина, «А закаты алые» В.Осошник, «Помни», «Обелиск» Р. Зоновой, С. Изметьевой, «Память о войне» и др.
При ближайшем рассмотрении современных песен о Великой отечественной войне (созданных на рубеже XX-XXIвеков) мы пришли к выводу, что в отличие от песен, созданных во время войны и в послевоенный период:
Далее в своей работе мы провели сравнительный анализ классического варианта (оригинала)и аранжировки песни «Катюша», и выяснилось:
Почему 50 % опрашиваемых подростков выбрало современную аранжировку песни «Катюша»? - Потому что песня стала танцевальной, не заставляет задуматься, уводит, они часто и не знают о смысле этой песни.(музыкальные цитаты для подтверждения)
Несмотря на то, что аранжировка песни «Катюша» написана в современных танцевальных ритмах, почти 50 % опрашиваемых выбрали именно старое звучание этой песни, т. к. она легче воспринимается на слух. А новое звучание «Катюши» привлекает более молодое поколение потому, что она звучит не как лирическая песня военных лет, а как дискотечная композиция.
«Темная ночь».Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны "Тёмная ночь" была написана для фильма "Два бойца" поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году. Идея написания проникновенной лирической композиции для своего фильма посетила режиссёра Леонида Лукова, который, не откладывая дело в долгий ящик, призвал на помощь Богословского...
Фильм снимался в Ташкенте, в который была эвакуирована Киевская киностудия. Как вспоминает композитор, однажды его «на ночь глядя» посетил Луков, который посетовал, что сцена в землянке "без песни никак" и попросил помочь с музыкой. У Богословского получилось сочинить с первой попытки. Затем оба буквально растормошили Владимира Агатова, который тут же, то ли спросонья, то ли от неожиданности написал на листке тетради нужные слова. Той же ночью Бернес записал фонограмму, а на следующий день эпизод был снят. Однако еще до выхода фильма на экран о песне узнал Леонид Утесов и включил в свой репертуар.
В фильме песня "Темная ночь" звучала голосом Бернеса под гитару из уст главного героя Аркадия Дзюбина под аккомпанемент дождя в землянке с протекающей крышей. Естественно, ночью... После появления "Двух бойцов" на экранах, популярность песни буквально зашкаливала - весьма показательным случаем является факт снятия в 40-е годы всего первого тиража пластинки из-за обнаруженного "левого" шороха в фонограмме, причиной которого явились... слёзы одной из работниц завода, растроганной душевными словами песни. Слезы упали на восковую матрицу и... обеспечили простой труженице Гале Журавлёвой место в истории...
Песня "Темная ночь" успешно преодолела десятилетия, отделяющие ту войну от нашего времени, и, помимо самого Бернеса, исполнялась целой плеядой выдающихся голосов: Леонидом Утёсовым, Иваном Козловским, Владимиром Нечаевым, Николаем Щукиным, Георгием Виноградовым, Людмилой Гурченко, Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Иваном Ребровым, Борисом Гребенщиковым, Федором Чистяковым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Трофимовым, Андреем Макаревичем, Максимом Леонидовым, Дмитрием Хоронько, Димой Биланом, Сергеем Ефременко, Noize MC, Земфирой и Викторией Дайнеко...
Появилось немало аранжировок песни «Темная ночь», есть даже джазовая, которая уводит от проникновенности, искренности бойца думающего, верящего в свою дорогую подругу, любимую. Это даже не песня вовсе, а джазовая импровизация – красивая, но импровизация. А песня куда – то исчезла в таком вихре красивой инструментальной музыки.
«Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось»
Военные песни | Современные аранжировки военных песен |
Военные песни имели простой мелодический рисунок, были легки в исполнении, так как оттачивались многими коллективами | - Аранжированные старые военные песни очень сложны, не для массового исполнения, а скорее для показа исполнительского мастерства |
Песни имели патриотическо- призывной характер, лирическо – призывной характер | -Теряется смысл первоначальной идеи военной песни |
Песни имели огромное значение для своего времени, своего рода оружие, | - Не несет нагрузки патриотического воспитания молодого поколения |
- вместо призывных военных песен, военных баллад – сплав лирико – танцевальных повествований |
1. Гипотеза не подтвердилась.
2. Современные песни о ВОВ создаются сложные, под определенных исполнителей, а если и звучат, то очень сложно, не актуально.
3. Поют о других войнах- более близких (афганской, чеченской и др…..)
4. С течением времени, все меньше остается участников и свидетелей Великой отечественной войны и новые песни о прошедшей войне создаются не для патриотического подъема, а скорее песни – исповеди, песни - молитвы, песни воспоминания, песни о памяти к героям войны.
5. Песни ВОВ и значимы для народа потому, что в войне участвовал весь народ.
в землянке,
Рок музыка – попытка понять войну, выразить свое отношение, отсюда новые направления
ВИА "Ариэль"Тишина Л. Гуров - Л. Гуров В. Ярушин Тишина, над полем боя снова тишина ...
ВИА "Пламя"У деревни Крюково М. Фрадкин - С. Островой С. Березин Шел в атаку яростный сорок первый год ...
ВИА "Поющие гитары"СаласпилсА. Тимошенко, Э. Кузинер - Я. Голяков Захлебнулся детский крик, и растаял ... 96 Кбс
22 июня – 65 лет с начала Великой трагедии, обрушившейся на нашу страну. К сожалению, приходится признать, что сегодняшнее молодое поколение не оценивает по достоинству подвиг своих дедов и прадедов в той войне. Ни для кого сейчас не секрет, что среди молодёжных организаций существуют такие, которые (называя себя скинхедами) пришивают себе, в виде знаков различия, фашистские свастики и выкрикивают фашистские лозунги.
Список групп давших согласие принять участие в этом проекте не нуждаются в комментариях. Это группы «Алиса», «Тараканы», «E.S.T.», «Разные Люди», «Элизиум», «Тринадцатое Созвездие», «Король и Шут», «Distemper», «Монгол Шуудан», «Дочь Монро и Кеннеди», «Spitfire», «Ленинград», Пурген, Rossomahaar, Ольга Арефьева и «Ковчег».
В сборник так же войдут песни в исполнении групп «Гражданская Оборона», «ZdobsiZdub», Гарика Сукачёва. Не остались в стороне и молодые, но интересные коллективы, такие как «Фиги», «Все Стволы», «Блондинка Ксю», «Скрэтч», Декабрь
Трофим «Алёшка», «Здравствуй мама, большое кол-во песен с названием «Афганская
Почта
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Агния Барто. Сережа учит уроки
Кто грамотней?
Акварель + трафарет = ?