Автор пытается найти отголоски романского стиля в разных последующих эпохах, в том числе и в современной архитектуре.
Вложение | Размер |
---|---|
Романский стиль в современной архитектуре | 317.71 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Мое открытие»
Искусство
Романский стиль в современной архитектуре
Автор: Жукова Юлия
Класс: 8
ОУ: МБОУ «Лицей №20»
Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
Пучихина Альфия Харисовна, учитель изобразительного искусства
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………… ………………………………………………………3 Глава 1. Романский стиль………………………………………………..……….4
1.1.История романского стиля……………………………………………4
1.1.1. Дороманский период……………………………………….………5
1.2. Особенности романского стиля…………………………….….…..…5
Глава 2. Особенности романского стиля в разных странах………........................7
Глава 3. Элементы романского стиля в архитектуре последующих столетий ..9
Глава 4. Результаты социологического опроса………………………………………….13
Заключение ………………………………………………………………..…….......14
Список используемых источников ..…………………………………………..……....15
Приложения………………………………………………………………………….16
Введение
Тема моей исследовательской работы: «Романский стиль в современной архитектуре»
Путешествуя по Германии и Италии в 2014 году я видела много замков и храмов, как в готическом, так и в романском стилях. Мне стало интересно, есть ли в современной архитектуре отголоски романского стиля, так часто встречавшегося в моем путешествии по Европе.
Актуальность: Сегодня так много стилей встречается в архитектуре, что хотелось бы, научиться, разбираться в современной архитектуре, в элементах архитектуры прошлых столетий.
Проблема: выявить встречаются ли сегодня элементы романского стиля в современной архитектуре?
Гипотеза: встречается, т.к. пытаются подражать тому времени, берут лучшее из архитектуры средневековья, создаются фильмы об этой эпохе ...
Цель: Выявление романского стиля в современной архитектуре
Задачи:
А. архитектура
Б. интерьер
В. элементы романского стиля
Объект: Архитектура раннего средневековья (романский стиль)
Предмет: архитектурные элементы романского стиля
Методы: сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование
Практическое назначение: использование на занятиях по истории, литературе, МХК, изобразительному искусству.
Романский стиль – стиль Западной Европы в XI – XII веках (в ряде мест — и в XIII веке). Он является одним из важнейших этапов в развитии искусства и архитектуры Европы. Лучше всего романский стиль выражен в архитектуре. В XIX веке этому стилю дали название «романский». В результате долгих поисков мне не удалось выяснить, как же этот архитектурный стиль назывался до XIX века. Ведь лишь в XIX веке у него появилось название. Оно происходит о латинского (romanus, что обозначает римский) – названия города Рима. Романский стиль назван так, потому что он зарождался в областях раньше входивших в состав Римской империи.
Романский стиль наделяли эпитетами «простонародный», а также «мужицкий». По сравнению с арабской архитектурой затейливой и тонко продуманной, романский стиль кажется примитивным, упрощенным. И все же именно этим стилем Европа впервые сказала свое слово в средневековом искусстве. Романский стиль зародился в Италии после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Романская архитектура - развитие предшествующей ей архитектуре, истоки которой лежат античности а, следовательно, и римской архитектуре.
Это был период формирования государств, период раздробленности, поэтому люди не стремились накапливать материальные блага, они ещё не ходили в крестовые походы и не знали, как живут на Востоке.
В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из больших камней. Фасады построек часто украшались рельефами и «фальшивыми» - глухими аркадами.
В развитие нового стиля участвовали почти все части Европы. Это развитие было сложным и имело несколько направлений. Западная и южная части Европы, находившиеся в более тесном контакте с античной культурой, опередили в этом смысле области средней Европы. Из Франции берет начало новый очаг культуры, сыгравший решающую роль в возникновении романского стиля. Здесь появляются идеи, давшие толчок к развитию технических и художественных возможностей того времени, мироощущение, идеал красоты, вдохновлявший романское художественное творчество.
В архитектуре Каролингского возрождения переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли немногие постройки. Среди памятников каролингской архитектуры сохранились такие, как палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800) и др. Храмы, дворцы и соборы часто украшались изнутри мозаиками и фресками.
Оттоновское искусство следует за Каролинсгским и предшествует романскому, хотя чёткой границы между ними нет. Название этого искусства происходит от династии, основанной Оттоном Великим. На архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль. В оттоновской архитектуре переплетаются две тенденции: дальнейшее развитие идей каролингской архитектуры и новые решения, предшествующие возникновению романской архитектуры.
Постройки того времени всегда гармонично вписывались в окружающую природу, выглядели особенно прочным. Этому способствовали массивные стены, узкие она и ступенчато-углублённые широкие порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции замка становится башня — донжон - смотровая башня, являлась так же убежищем во время нападения врага. Вокруг неё располагались остальные строения, подобные простым геометрическим фигурам.
Но самым главным в этой крепости являлся собор.
Особенности архитектуры романского собора:
Интерьер.
Бедность и суровый быт были уделом малоземельного дворянства, лишь носители высшей светской или церковной власти жили действительно в роскоши. Сундуки, столы, скамьи, стулья грубо сколоченные были уделом не только крестьян, но и дворянства.
В «Путешествии в Арзрум» Пушкина бедные рыцари, попавшие на Восток во время крестовых походов, были поражены, когда они «...оставя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными камешками на рукояти».
Выводы по 1части:
1. Стиль оборонительный был создан во времена междоусобиц; Романский стиль это не просто здание – это комплекс зданий, находящихся на территории крепости. И самое главное, важное, красивое и лучше всего сохранившееся до наших дней в крепости – это христианский собор. В этом современники видели особую красоту, надежность, возвышенность
2. Романское искусство формировалось в центре Европы в каролинский период – во Франции, в оттоновский период – в Германии, поэтому наиболее ярко оно представлено именно в этих странах. Тем и отличается романский стиль от предшествующих (время диктовало свои условия).
3. Все было примитивно не для красоты - не было роскоши, к ней люди не стремились, надежность, устойчивость, защита.
4. Впервые в рельефах, скульптуре и фресках появляется изображение демона.
Архитектура романского стиля в европейских странах различна.
Архитектурные памятники романского стиля | ||
страны | соборы | признаки |
Англия | Лондонский Тауэр, | Объединение приходского и монастырского типов храмов стало отличительной чертой романского стиля Великобритании. Становление романской архитектуры в Англии связано с нормандским завоеванием (норманнский стиль) Минимализм декора. Возведение замка требовало немалых затрат, поэтому декору внимания уделяли мало. Каменная кладка – чтобы построение было прочным, аккуратно подгоняли камни, кирпичей тогда не было. Небольшие окна – большие окна были не только невыгодны из-за дорогостоящего и редкого стекла, но и могли снизить безопасность строения |
Германия | Кайзерские соборы в Шпейере, | Аркообразные фризы вдоль карниза. Гладкая поверхность стен. Узкие окна. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лизены. Лизены – вертикальные плоские выступы на поверхности стен. |
Франция | Трехнефные базилики — в среднем нефе находились своды цилиндрической формы. Красивейшие фигуры, украшающие строение. Многообразие архитектурных школ | |
Испания | Кафедральный собор в Испании Романские церкви в Валь-де-Бой | Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей. Чёткость объёмов, целостность частей и безупречность форм. |
Италия | Равенский собор Пизанский собор и, частично Пизанская башня | Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, скульптурный декор, миниатюрные галереи — все это применялось в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия. |
Португалия | Кафедральный собор Порто Старая ратуша Брагансы Старый кафедральный собор Коимбры | Влияние мавританского стиля (ажурные решетки, кружевные купола и пр.) |
Латвия | Турайдский замок Толстая Маргарита | Каменные постройки были прочными, мощными, громоздкими. |
Вывод по 3 части:
Романский стиль в разных странах различен, т.к. появление этого стиля в европейских странах происходит в разное время, накладывается территориальная особенность. На юго – западе (Испания, Португалия - мавританские кружева на вершинах куполов, решетках оград и пр.) влияние мавританского стиля, На севере (Англия - напоминает предготику) влияние норманнского стиля, В центре Европы (Германия, Франция – как бы выросшие из земли тяжеловесные соборы) – тяжеловесный романский стиль.
Романский стиль заимствовал архитектурные элементы из других эпох, предшествующих романскому стилю. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая, что и объясняет название «романский».
Базилика - не достижение романского стиля, а наследие предшествующих поколений (др. Греция).
Элементы романского стиля есть в последующих стилях.
Например, в готике присутствуют такие элементы романского стиля, как:
Это служит доказательством того, что стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры.
Аркатурный пояс в российском храмовом зодчестве не что иное, как романская глухая аркада, а так же круглые порталы, вытянутые окна. Примерами могут служить: Храм Покрова на Нерли, Успенский Собор Московского кремля, Дмитриевский Собор во Владимире и мн. др.
Архитектура Возрождения имеет такие черты романского стиля как, длинные и узкие окна, круглые окна, арки и колонны. Примеры: собор Сант-Агостино в Риме (Джакомо Пьетрасанта), Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Церковь Санта-Мария Новелла (Альберти) и мн. др.
Металлические кованые двери создавались как в романском так и в последующих стилях. Примеры: дверь Собора в Трое (Италия) XII век, двери Исаакиевского собора XIX век, двери Храма Христа Спасителя в Москве XX век и мн. др.
Суть храмового строительства последующих столетий – храм крестово-купольный (отражение креста в закладке фундамента и возведении стен) что, по сути, является базиликой.
Скульптура в эпоху романского стиля стала неотъемлемой частью архитектуры, что неоднократно повторяется в последующих культурных эпохах: готике - например: Наумбургский собор, Нотр-Да́м де Пари́; барокко - например: Сан-Суси в Потсдаме, неоклассицизме - например: Исаакиевский собор в. Санкт- Петербурге
И даже в таком стиле, как модерн есть отголоски романского стиля в причудливой форме: круглые окна, круглые порталы, скульптура на фасаде зданий и на крыше.
В архитектуре XIX-XX веков и в современной архитектуре встречаются:
При анализе элементов романского стиля, у меня получилась следующая таблица.
Эпохи, стили | Элементы романского стиля | Примеры | |
Европа | Россия | ||
Средневековье. (Готика) | порталы, колонны, арки, круглые окна, узкие вытянутые окна, скульптуры на фасаде, своды, кованые двери | Наумбургский собор, Собор Парижской Богоматери | Дмитриевский Собор во Владимире, Храм Покрова на Нерли, |
Возрождение | Арки, колонны, круглые окна, узкие вытянутые окна | Церковь Санта-Мария Новелла, Собор Сант-Агостино в Риме | |
Барокко | скульптуры на фасаде, круглые окна, колонны | Сан-Суси в Потсдаме, | Смольный монастырь в СПБ |
Классицизм, Неоклассицизм, ампир | скульптуры на фасаде, порталы, круглые окна, колонны, | Пантеон в Париже (арх. Суффло) | Исаакиевский собор в СПБ, Арка генштаба СПБ, Казанский собор, храм Христа Спасителя |
Модерн архитектурный стиль отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, получивший распространение 1890—1910 | скульптуры на фасаде, круглые окна, колонны, круглые порталы, арки | Церковь Саграда Фамилия, | Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Дом Зингера в Петербурге, Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке |
Модернизм - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций 1900-1980 | круглые окна, колонны, арочные своды, круглые порталы, скульптура на фасаде | Красный дом в Лондоне 1860(вытянутые окна), Библиотека Сен Женевьев в Париже, 1850(глухая аркада, порталы), Чандигарх, дворец Юстиции Ле Корбюзье (арки), Эйфелева башня |
Вывод по 3 части:
Каждый новый архитектурный стиль заимствует что-либо важное для своего времени от предыдущего.
Романский стиль сыграл важную роль в развитии европейского искусства и подготовил переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры.
Романский стиль явился промежуточным в развитии мировой архитектуры (не вычурный как барокко, а жирная точка в каменном строительстве - оборона).
Как ни странно, элементы романского стиля чаще всего встречаются в культовых зданиях.
Чем ближе к современности, тем элементы романского стиля встречаются реже.
Было проведено анкетирование среди обучающихся 7-8 классов (97человек).
Были предложены вопросы:
85% оппонентов смогли определить, что такое романский стиль в архитектуре
54% опрашиваемых, смогли сравнить этот стиль с готическим и назвать элементы романского стиля
Никто не смог связать романский стиль с современностью и привести примеры романского стиля в современной архитектуре.
Заключение:
Список используемых источников:
http://www.wood-digital.com/romanesque , свободный - (15.02.3027)
Приложения
Библиотека Сен Женевьев в Париже, 1850 г.
Архитектор Ле Корбюзье - Чандигарх, дворец Юстиции.
Красный дом в Лондоне, 1860 г.
Просто так
Как нарисовать портрет?
Ералаш
В Китае испытали "автобус будущего"
Голубая лягушка